Конспект урока по Математике «Вычисляем устно и письменно» 4 класс


Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 4

ФИО учителя: Моисеева Н.В.

УМК: «Планета Знаний»

Тема урока: Вычисляем устно и письменно (закрепление)

Тип урока: УРК

Цели и задачи урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметныеумение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.


Личностные: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

  • Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

  • Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Организационный этап.

Психологическая установка на урок


ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Слайд 1.

— Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать на нашем уроке!

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука, 
Интересная наука —
Ма-те-ма-ти-ка!


Включаются в деловой ритм урока.



Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок


2.

Мотивация

к учебной деятельности




















3. Актуализация опорных знаний

Включение учащихся в учебную деятельность




















4. Повторение изученного материала

Актуализация опорных знаний и способов действий.











5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону





Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.





Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Слайд 2.

Посмотрите на тему урока…

-Что мы обычно делаем на уроках закрепления?

-Чем бы Вы хотели позаниматься на уроке?

-Каким бы Вы хотели видеть наш урок?


— Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов. ( на доске табличка)

«5» — 10 баллов

«4» — 8 – 9 баллов

«3» — 6 – 7 баллов

— Желаю всем успехов !


— Я просила вас узнать, что обозначает слово «Автомобиль». Кто узнал?

Автомобиль в переводе с греческого – самодвижущийся. Но мы знаем, что сама машина двигаться не может, ею управляет человек. Кто мечтает научиться водить автомобиль?

— Прежде, чем автомобилистом стать, надо прежде всего математику знать. Автомобилистом сможет стать тот, кто без ошибок сегодня заполнит путевой лист.

-Я предлагаю начать с математической разминки.(слайд)


А)Устный счет.(слайд)


Б) — Перед вами три автомобиля. Чтобы узнать как они называются, выберите столбик с теми выражениями, которые у вас не вызовут затруднения и расшифруйте слова. Записать только ответы и расположить их в порядке убывания.


45 · 4 · 2 Т 60 · 8 П 300 · 2 Д

8 · 15 · 2 Р 480 : 2 Л 90 · 4 К

4 · 6 · 25 Т 180 · 2 Е 30 · 4 И

960 : 2 А 50 · 2 + 20 Ь 48 · 10 И

150 · 2 – 180 А 30 · 20 О 3 · 8 · 10 С


ТАТРА ОПЕЛЬ ДИКСИ


— Итак, как же назывались автомобили? Это автомобили, которые появились почти 200 лет назад.


«Татра» — был выпущен в Чехословакии

«Опель» — был выпущен в Германии

«Дикси» — был выпущен в Америке

— Это одни из самых первых в мире автомобилей, созданных разными изобретателями в конце 19 в. В наше время такие автомобили можно встретить только в музеях и на автомобильных выставках.

( слайд)


1) — А теперь посмотрите на ответы: 600, 480, 360, 240, 120.

— Что общего у этих чисел? ( чётные, круглые, 3 – значные, : на 3, 4, 5, 6, 10, 20, 30, 40, 60 )

— Какое число «лишнее»? Почему?( 600 – нет единиц второго разряда )

— Найдите закономерность и продолжите ряд.

( уменьшаются на 120) 600, 480, 360, 240, 120, 0. ( слайд)

Подумайте, что будет больше – сумма или произведение этих чисел? ( + )


2) Работа по учебнику, с.102.

Задания выполняют по вариантам.

1. 1 вариант – 1 строчку

2 вариант – 2 строчку

2. 1 вариант – 1, 2 примеры

2 вариант — 3, 4 примеры

Тот, кто нашел результат выходит к доске и записывает его под примером.


— В каком же году был выпущен самый первый автомобиль? Узнаете, если найдёте значение данного выражения. ( слайд)

— Прочитайте его:

6480240 : 80 – 26411 · 3 =

Что надо вспомнить прежде, чем начать работу над данным выражением?



— Итак, в 1770 г. ( какой это век?) в 18 в. во Франции был построен первый паровой автомобиль. Люди давно мечтали о самодвижущейся повозке и вот это чудо свершилось.

— Кто же является конструктором? ( слайд)

— Посмотрите на данные выражения.

— Что заметили необычного? ( порядок действий неверно!)

— Если найдёте выражение, в котором порядок действий расставлен верно и решите его, узнаете имя конструктора.


Работа в парах

1 2 3

( 40179 – 15395 : 5 ) · 4 148400 – Руссо

3 1 2

1000 + 518 : 518 — 999 7560 – Кюньо

1 3 2

819018 : 9 — 27814 · 3 15651 — Кюре

3 1 2

3 · ( 5785 + 4649 ) : 2

— Значение какого выражения будете находить? ( слайд)

— Найдите самостоятельно значение этого выражения.


— Итак, создателем первого автомобиля являлся французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо .

— О его чудо – изобретении расскажет …

( слайд)

( Повозка была предназначена для перевозки артиллерийских орудий и могла перевозить груз весом до 3т. Тормозов у машины не было, т.к. их ещё не изобрели. Двигатель был паровой. Под котлом разводили костёр и грели воду. Тележка Кюньо до сих пор хранится в музее Парижа.)


— За 3 часа эта машина могла проехать 12 км.

Какова же была скорость данного автомобиля? (4 км/ч).



Ответы детей






















Решение примеров


Работают в парах













Разбираем

коллективно, дети аргументируют свой выбор










Решают самостоятельно, кто решил, записывает на доске свой результат, остальные ученики свои ответы проверяют в тетради









Решение.

Проверка (взаимопроверка)





Правила порядка действий

( 1 чел. у доски)

1) 6480240 : 80 = 81003

2) 26411 · 3 = 79233

3) 81003 – 79233 = 1770















Решают самостоятельно, свои ответы проверяют с учителем


— Число 7560

Самопроверка



Выступление ученика








Читают вслух текст задачи.

Решают самостоятельно.


Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности





Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

























Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

Предметные :

использование системы научных и теоретических знаний на практике






Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация






Предметные :

использование системы научных и теоретических знаний на практике






4. Физкультминутка

Психологическая разгрузка



Выполняют движения


5. Закрепление изученного материала

Определение границ собственного знания или «незнания»









6. Упражнение на развитие памяти.

— Посмотрите внимательно на картинку и запомните.

— Сколько всего было машин? Какого цвета?

— Каких машин было больше всего?

— Какого цвета автомобиль был всего 1 ?

— Какие номера были на автомобилях?

— На одной машине был другой номер. Какой?


7. Решение задач


— Говоря об автомобилях, мы не можем не вспомнить величины, связанные с движением.

— Какие это величины ?


Решение задачи

Г) — Прочитайте задание .

Туристы проехали 420 км. Первую часть пути они ехали 3 ч на машине со скоростью 60 км/ч, а остальной путь они проехали на автобусе со скоростью 30 км/ч.

— Что вы заметили? ( это не задача)

— Почему? ( нет вопроса)

— Поработаем с условием.

— Что говорится о туристах?

(Они ехали на машине и на автобусе )

 Что нам известно о той пути, который они проехали на машине? На автобусе?

– Какие данные еще есть в условии?

— Какой вопрос можно поставить ?

— Предлагаю несколько вопросов. ( слайд)

— Подумайте. Какой из них подходит к нашей задаче. Докажите.



1. Какое расстояние осталось проехать туристам?

2. Сколько времени туристы ехали на автобусе?

3. Сколько времени туристы ехали на машине?

4. Какое расстояние проехали туристы на машине?

5. Сколько литров бензина израсходовали туристы на весь путь?


— Итак, к задаче подходят 2 вопроса.

— На какой надо ответить сначала? Почему?

 Что надо узнать?

( Сколько времени туристы ехали на автобусе.)

 Как удобнее записать условие задачи?

— Кто знает, как решить задачу? Решайте.

Проверка

Дифференцированное задание.

1 уровень – составить 2 примера на умножение и деление

2 уровень – составить 2 уравнения,

3 уровень – составить задачу и решить



— Быстрая езда это «плюс» или «минус» для вашей семьи?

Есть такая пословица «Тише едешь, дальше будешь». Как вы ее понимаете?

Я приготовила для вас еще одно интересное задание.

Какие правила должен соблюдать водитель? Давайте составим памятку



Памятка водителю.

Соблюдай правила дорожного движения.

Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

Оптимальная скорость – безопасность пешеходов и водителей. Оптимальная скорость – экономия бензина, а значит и семейного бюджета — денежных средств.

Следует всегда помнить народную мудрость: «Тише едешь, дальше будешь».













Скорость, время, расстояние







Самостоятельная работа и

самооценка.



































Работают индивидуально







Работают в группах


Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов















Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки

определение границ собственного знания или «незнания»



6. Итог урока. Рефлексия.


Наш урок подошёл к концу.

Рефлексия

Я сегодня узнал …

Я научился …

Мне было интересно …

Я понял, что …

Мне было трудно …

Свою работу я оцениваю …

Материал урока мне …

Оценивание










Обучающиеся ставят «+» в тот столбик, как себя оценили

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности..

Домашняя работа

На выбор









Самоанализ урока по учебному предмету «Математика». 4-й класс

Урок по теме: “ Вычисляем устно и письменно был проведён в 4 классе.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику “Математика”, 4 класс (1 часть), авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. Тип урока: урок развивающего контроля.

На данный урок были определены следующие цели:

Цели и задачи урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:  умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.


Личностные: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

  • Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

  • Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.



На уроке использованы следующие методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
    2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
    3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, , закрепление, физкультминутка.
    4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
    5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
    6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:

Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся по теме

Технические средства информации:
– интерактивный комплекс “Smart Board” с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.

Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– разноуровневые карточки – задания желтого, красного, синего цвета для практической работы;
– карточка для самооценки.

Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.

I. Организационный момент. (1 мин.)

Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.

На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем

V. Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.



II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний

Задача: повторение нумерации чисел, закрепление умения читать и записывать числа, знания их разрядного состава, а также порядка их следования в натуральном ряду чисел.

Совершенствование вычислительных навыков.

Задача: отработка приёмов табличного и внетабличного умножения и деления, сложения и вычитания многозначных чисел.

На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания. На экране появляются правильные ответы.

3.Создание проблемной ситуации.

Задача: сравнить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.



Физкультминутка. (2 мин.)

Задача: релаксация.

Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.

Практическая работа по карточкам.

Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.

Практическая работа даёт возможность проверить знания и умения каждого ученика. Дети выбирали себе карточку по уровню сложности: желтая, красная, синяя.

Решение задачи.

Задача: совершенствование умения решать сложные задачи, используя выражение.

Рефлексия. Задача: осознание уровня усвоения нового материала.

На этапе рефлексии каждый учащийся по карточке сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.

Вывод:

Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (ОУУН) (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных ОУУН( общеучебных умений и навыков) и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала – карточки-задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.

Спасибо за внимание!

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Меры времени. Неделя"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: