Конспект урока по Математике «Задачи на разностное сравнение»


Тема: «Задачи на разностное сравнение»


Основные цели:

— помочь усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.

— учить записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы.

— закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

Одно из направлений начального обучения математике – отработка умения решать простые арифметические задачи. К наиболее трудным видам таких задач относятся задачи на сравнение двух чисел с помощью вычитания (на разностное сравнение). Возникающие у учащихся затруднения в их решении можно объяснить следующими причинами:

  1. идентичность вопросов « на сколько больше» и « на сколько меньше?», требующих, не смотря на их внешнее различие, выбора одного и того же действия-вычитания;

  2. сложившийся у детей к моменту введения этих задач стереотип мышления, основанный на противопоставлении отношений «на ……. больше» и «на ……. меньше; если в задаче сказано «на …….. больше», надо складывать, а если « на ……. меньше» вычитать.

Для обеспечения большей сознательности в выборе арифметического действия вычитания, я предлагаю иной подход в введению задач на разностное сравнение применение практических операций с величинами. (урок в 1 классе по программе «школа 2100»)



I Актуализация знаний и постановка проблемы


( на интерактивной доске рисунки бабочек и цветов; дети по очереди подходят и выбирают правильные ответы)


Учитель

Учащиеся

Сравните количество цветов и бабочек

-Одинаково, поровну

— Как это можно записать математическим выражением ?

3=3

-А теперь попробуйте изменить мой рисунок так, чтобы количество бабочек отличалось от количества цветов

-Испытывают удивление (но быстро находят различные варианты)

-Сколько получилось решений. Кто прав?

Учащиеся делают вывод о том, что выполнить это задание можно различными способами.


1й способ уменьшить количество цветов на один.

-Молодцы (анализируем 2й способ)

2й способ увеличение цветов на 2 .


-Вспомните, без этих двух цветов по отношению к бабочкам было сколько?

Столько же!

-Подумайте

Цветов стало больше на 2.

-Что же значит на 2 больше?

-Столько же и еще 2.

-А на 2 меньше? (побуждение к формированию проблемы)

-Столько же, но без 2.

-Учитель добавляет большое количество бабочек и цветов

(на доске получается)

Бабочки Цветы

-Достанется ли каждой бабочке по цветку?

— Дети пытаются ответить на данный вопрос, устанавливая взаимно- однозначное соответствие между множеством цветов и бабочек.

-Удивление

-Почему не получается?

-В чем затруднение?

-Число слишком большое.

-И в этом случае можно узнать на сколько одно число больше или меньше другого. Но этот способ вы должны вывести сами сегодня на уроке.










III Совместное «Открытие знаний»

Учитель показывает классу белую и черную ленты

Учитель

Учащиеся

-Какая лента больше, а какая меньше?

-На глаз видно, что белая лента длиннее.

-Докажите, что белая лента больше. —Как это сделать? ( учитель по предложению ребят накладывает черную ленту на белую)

— Наложить одну ленту на другую.

-Почему вы думаете, что белая лента больше?

-Потому что она такая же, как черная и еще остается.

-Покажите, на сколько белая лента больше черной.

-Вызванный ученик показывает на незакрытую часть белой ленты.

-У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше черной?

-Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты.

-Что показывает эта часть белой ленты?

-На сколько белая лента, больше чем черная.

-А еще что она показывает?

— На сколько черная лента меньше, чем белая.

-А как мы это нашли?

-От белой ленты отрезали длину черной ленты и взяли остаток.

-Скажите, ребята, а без ножниц могли бы узнать, на сколько одна полоска больше другой

-Одни предлагают оторвать часть черной полоски.

-Другие решить ее действием вычитания.

-Обо всем, что мы с вами делали с полосками, можно рассказать на математическом языке.

-Удивление учащихся. Как?

Сейчас узнает. Итак, белая полоска- кол-во цветов.

-А это сколько?

-Учащиеся обращаются к рисунку легко отвечают -6.

-4 –говорят хором.

-Верно, пишем


-А черная ?

-А это сколько?

-Количество цветов.


-Умницы! Вы очень внимательны

-Учащиеся сразу дают ответ.

-Так как же узнать, на сколько 6>4 или 4 < 6?

-Вычитания (6-4=2).

-Какое будем использовать арифметические действия?

-Из большего вычесть меньшее.

-Сделаем вывод: чтобы узнать на сколько одно число > или < другого, нужно.




IV Первичное закрепление


С 44 № 3 Появляется запись на интерактивной доске:

Вопрос — Как найти разность между длинами двух отрезков?


Учитель

Ученик

-Прочитать задание (написано: Расскажите, как Петя нашел разность между длинами отрезков)

Читают, отвечают на вопросы


V Физминутка


На интерактивной доске появляются последовательно примеры;

дети считают и выполняют команды учителя.



Учитель

Ученики

Учитель показывает примеры, дети считают и выполняют команды учителя.







Учащиеся выполняют.

10-8

-Мяукните столько раз, сколько будет в ответе.

5+3

-Подпрыгните столько раз.

8-2

-Подтянитесь столько раз.

6+4

-Сделайте столько поворотов.

7-3

-Присядьте столько раз.


-Спасибо ! Молодцы!









VI Самостоятельное выполнение упражнений


Учитель

Ученик

Найдите № 4 на страница 45.

Читают задание.

Нарисовано 4 куклы

6 мишек. (готовая работа появляется на интерактивной доске)


4 к

К

М

?

6 м



Давайте проверим (ведется обсуждение выполненной работы)

Учащиеся записывают решение

6- 4 = 2 (игрушки).





VII Повторение и закрепление ранее изученного материала


Учитель

Ученик

-Найдите № 5 с 45


-У лисы 2 ломтика сыра и 4 ломтика пирога. На сколько ломтиков сыра меньше?

Учащиеся учатся записывать условия и вопрос задачи на схеме.



2 л

сыр

пирог

?

4 л


Учащиеся записывают данные.

-Подумайте, как записать решение задачи.

Советуются, обсуждают проблему в парах 4-2=2.


(проверка осуществляется с использованием интерактивной доски).



III Итог урока


Спасибо за работу. Мы смогли справиться с очень непростой проблемой урока – как сравнивать числа и я очень этому рада.

Свежие документы:  Рабочая программа по математике для 5 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: