Математики в ВОВ


Математики

в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переста­вали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и со­здавая для будущего новые научные ценности. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых само­летов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С. Яковлеву и С.А. Лавочкину создать грозные истребители, С.В. Илюшину — неуязвимые штурмовики, Н. Туполеву, Н.Н. Поликарпову и В.М. Петлякову — мощные бомбардировщики.

Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолетов. В определенных режимах работы моторов в конструкциях возникали самовозбуждающие вибрации (флаттер), которые часто вызывали мгновенное разрушение вибрируемых конструкций — катастрофы самолетов в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.

Выдающийся советский математик М.В. Келдыш и возглав­ляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций. Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины.

Советские ученые опередили врага и в создании реактив­ной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

Ученые Математического института АН СССР выполни­ли много сложных работ оборонного значения.

В сотрудничестве с исследователями других областей знания советские математики участвовали в создании новых образцов артиллерии, разработали наиболее эффективные способы ее применения. В результате решения сложной математической задачи члену-корреспонденту АН СССР Н.Г. Чатаеву удалось определить наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало максимальную кучность боя, непереворачиваемость снаряда при полете и другие по­ложительные характеристики артиллерийских систем, а выдающийся математик А.Н. Колмогоров, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.

Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.

Свежие документы:  Развитие творческой активности учащихся и иностранный язык

М.В. Лаврентьев разработал математическую теорию действия кумулятивного заряда, идея которого использовалась при взрывных горных работах.

Во время войны кумулятивные заряды были применены первоначально фашистской армией, а позднее и другими противоборствующими сторонами. Теория М.В. Лаврентьева позволила нам использовать кумулятивные заряды сознательно, предварительно рассчитывая направление их действия и силу взрыва.

В апреле 1942 г. коллектив математиков под руковод­ством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории веро­ятностей академика С.Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по ра­диопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 г. были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.

Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номе­ра отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд— Большой астрономический ежегодник на 1943-1945 гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артилле­рии ученые выполнили образцово.

Командование ВВС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибла.

Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы зашиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан С.Н. Бер-штейн, стремясь принять непосредственное участие в рабо­те ленинградских ученых, обратился с официальным ходатайством к президенту Академии наук СССР В.М. Комарову о возвращении его в Ленинград «для научной работы при ле­нинградском филиале Математического института АН СССР» и «участия в той форме, в какой Наркомат обороны считает это полезным в математической работе, связанной с непос­редственным обслуживанием фронта и прифронтовой поло­сы». Ученый просил президента АН СССР поддержать его просьбу и тем самым помочь ему «исполнить свой долг перед Родиной».

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Закрепление таблицы умножения и деления"

Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.

Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член-корреспондент АН СССР (с 1964 г.) А.А. Ляпунов (1911-1973).

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю.В. Линник (1915-1972).

Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое — жизнь, были начинающие математики, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.

Осенью 1941 г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905-1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико-множественной топологии, где он получил ряд важных ре­зультатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

М.В. Бебутов(1913-1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы в семинаре П.С. Александрова и Н.Б. Веденисова. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Меньше четырех лет продолжалась научная работа М.В. Бебутова. Первая публикация относится к 1938 г., а последняя опубли­кована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М.В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941 г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.

Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из да­лекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой главный открытый урок; своим личным примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеа­лам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию — рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные соци­альные, этические и моральные понятия в живые образы дей­ствительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. — волнующем документе своей эпохи. «Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люб­лю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин — так я понимаю жизнь» (22 августа 1942 г.).

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к Родине. «…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе — родной матерью. Родина — это когда каждый шаг немецкого кованного сапога по нашей земле — кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г.).

Выбивая врага из деревни Голоски Каменец-Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровной ему украинской деревне.

Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.

В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: