Методическая разработка урока математики в 1 классе «Сложение и вычитание в пределах 4»



Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»















Методическая разработка

урока математики в 1 классе

«Сложение и вычитание в пределах 4»


по программе специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В. Воронковой






подготовила

Руденко Галина Геннадьевна,

учитель начальных классов













Красное 2011

Пояснительная записка


Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит обучению математике. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании для детей игровых ситуаций.

Актуальность данной разработки состоит в том, что урок направлен на развитие личностных качеств ребёнка, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, формирование умений осуществлять контроль и самоконтроль, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью практическим действиям с предметами и числами, построению речевого высказывания в устной форме.

Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната.

Тип урока по дидактическим целям – урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Для усиления мотивации учащихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-путешествие.

Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует учащихся на активную работу. Далее следует устный счёт, который направлен на развитие у учащихся умения выделять, называть число и цифру в устной речи и правильно записывать.

Следующим структурным элементом урока является актуализация знаний, повторение, при проведении которого используются словесный метод – беседа, а также наглядный и элементы поискового метода – наблюдение, их сравнение, подведение обучающихся к самостоятельному выводу.

Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания учащихся по теме «Сложение и вычитание в пределах 4». Итогом основной части урока является работа по закреплению и повторению ведущих знаний по математике: знание состава чисел первого десятка, таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Натуральные числа и действия над ними" 5 класс

Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения обобщать, классифицировать, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на основе сравнения. В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья учащихся, что выражено в использовании физминутки, проведении релаксационной паузы. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость учащихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.

Итог урока проводится в форме беседы. Кроме того, итогом урока становится помощь Снеговику, что направлено на коррекцию эмоционального состояния учащихся.

В соответствии с положением о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях домашнее задание в 1классе задаётся с третьей четверти, а учебные знания оцениваются со второй четверти.

В процессе обучения на уроках математики учащиеся должны научиться читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Решать задачи на нахождение суммы и остатка, составлять задачи по предложенному сюжету.

Чертить прямую и кривую линии. Называть и различать геометрические фигуры.






















Цель. Обобщение знаний, умений и навыков по теме «Сложение и вычитание в пределах 4».


Задачи.1.Образовательные:

-обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 4»;

-закрепить навыки счёта в пределах 4; формировать умения самостоятельно применять свои знания на практике.


2.Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию и коррекции устной речи;

— зрительного, слухового восприятия, мыслительных процессов; пространственной ориентировки.


3.Воспитательные:

-воспитывать интерес, эмоционально-положительное отношение к учёбе;

-нравственные качества, желание оказать взаимопомощь;

-бережное отношение к природе.


Оборудование: плакат «Лесная школа», снеговик, снежинки, конверты со снеговиками, шишки с примерами, карточки, картинка «кормушка с птицами», сказочные герои ( белка, заяц), магнитные цифры.






-Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

-Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами

гулять. Да, да не удивляйтесь, мы идём гулять в лес. Но лес

этот не простой, а волшебный. А в волшебном лесу случаются

самые невероятные приключения. Ну, идём!

Глазки закрыли. 1, 2, 3, 4… мы на опушке леса.

— Вот так чудо из чудес,

Мы попали с вами в лес.

У зверей идёт урок.

Волк — учитель очень строг.

— Ребята, куда это мы попали? (это Лесная школа).

— Кто учится в этой школе? (Лесные звери…).

— Почему вы так думаете?


-В волшебном лесу, ребята, нас ждут разные трудности и испытания. Нам предстоит вспомнить и назвать цифры, которые вы уже знаете, мы будем сравнивать числа, выполнять действия сложения и вычитания при решении примеров и задач.




Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья окружают школу? (Ёлочки).

Сколько деревьев слева от школы? (1).

Сколько деревьев справа от школы? (2).

Сколько деревьев перед школой? (1).

Сколько больших деревьев? (2).

Сколько маленьких деревьев? (2).

Что можно сказать об их количестве? (Деревьев поровну).

Покажите большие ёлочки, поменьше, самую маленькую.





-Догадайтесь, какая ёлочка должна продолжить ряд?

(Работа по карточкам)

Сколько всего ёлочек? Посчитать и показать. (4).

— Составить числовой ряд на доске: 1,2,3,4 (магнитные цифры).

— Какое число следует за числом 1,2,3?

— Какое число находится перед числом 2,3,4?

— Назовите соседей числа 2,3.



— Загадка. Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег).

(Ученикам раздаются снежинки).

— В какое время года выпадает снег? (Зимой).

— А сейчас какое время года? (Зима).

— Чем покрыта земля? (Снегом).

— Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, хрустящий).

— В тёплые дни снег, каким становится? (Мягким).

— Что можно сделать из такого снега? (Снеговика).

— Сейчас мы соберём все наши снежинки вместе и слепим снеговика. Но просто так снежинки не собрать, мы ведь в волшебном лесу. Рассмотрите их хорошо. Что надо сделать? (Решить примеры).

(Ученик читает пример, называет ответ, берёт соответствующую ответу цифру и прикрепляет на доску, кладёт снежинку на стол).

3-2 3+1 1 2 4

1+1 2+1 4 3 1

1+3 4-3



— Составление снеговика. (У детей на партах конверты со снеговиками).

— Из каких геометрических фигур состоит снеговик? (Из кругов).

— Сколько у вас кругов? (3).

— Круги все одинаковые или разные? (Разные).

— Какой круг будет внизу? Посередине? Сверху? (ученики складывают на партах снеговика, а один ученик у доски).

— Вот снеговики и готовы. Посмотрите, ребята, друг у друга, всё ли верно? Работа в парах. Взаимопроверка. Симпатичные получились у вас снеговики.





— Ребята, посмотрите на доску. Снеговик наш загрустил. – Вы знаете почему?

— а Снеговик наш мечтает попасть в школу, где учатся лесные звери, чтобы научиться считать, писать, читать. Ведь у него так мало времени, только зима. Надо его проводить в школу, помочь ему. У него и задание уже есть. Заглянем в его тетрадь. Но сначала отдохнём.



-Вы, наверное, устали?

А теперь все дружно встали. (Дети встают)

Ручками похлопали, (хлопают руками)

Ножками потопали, (топают ногами)

Полетели, полетели… (машут руками)

И тихонько сели.



1.На доске составлен числовой ряд (прямой и обратный счёт). Вставить пропущенное число.

  1. 2 . 4

4 3 . 1



2.Сравнение чисел (работа по карточкам, выделение большего, меньшего и равных чисел).

4 3 1 1 2 3

1 2 3 3 1 4


3.Решение задач.

Загадка. Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ……СНЕГИРИ.

— Где живут эти птицы? (В нашем волшебном лесу).

— Чем питаются снегири? (Семенами шишек, ягодой рябины).

— Как надо помогать птицам зимой? (Сыпать корм в кормушки).

(Составление и решение задачи по картинке и данному примеру).

На ветке сидело 2 снегиря, прилетело ещё 2. Сколько всего снегирей?

(Запись у доски и в тетради).

— На ветке сидело 4 снегиря, 1 улетел. Сколько снегирей осталось?

(Запись в тетради на слух).



Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Всё чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

И к занятиям — готовы!



4.Решение примеров на сложение и вычитание.

Загадка. Серый, маленький зверёк

По деревьям скок – поскок. (Белка).

— Как белочка запасает корм на зиму? (складывает орешки в дупло).

— Лес то волшебный, надо расколдовать орешки для белочки. (У каждого ученика на парте шишка, на ней записаны примеры).

2+1 2-1 2-2

4-1 3-3 1+2

2+2 1+1 1+3



1,2ст.- у доски и в тетради, 3ст.- самостоятельно, проверка «Светофор». Ученик читает пример, называет ответ, остальные поднимают сигнальную карточку: верно – зелёный, неверно – красный.

5.Геометрический материал.

Загадка. Кто там спрятался за ёлкой,

Что в снегу не разобрать? (Заяц).

— Что случилось, Зайка? Почему не заходишь в школу? (Не смог выполнить домашнее задание).

— Мы тебе сейчас поможем.

— Начертить длинную синюю прямую линию, короткую зелёную линию.

6. Итог урока

-Ребята, посмотрите, каким стал наш Снеговик. Ему грустно или весело? Как думаете, почему? (Проводили до школы).

— Кого мы встретили в волшебном лесу?

-Как помогали лесным жителям леса?

-Чему научились?

— Что понравилось больше всего?

— Пойдём ещё гулять в волшебный лес?

— А сейчас пора возвращаться домой (головки положили на парту…1,2,3,4).

— Вот мы и дома. Выставление оценок с комментированием.





Психологический настрой учащихся на работу.















Развитие познавательного интереса, познавательной активности.






















Развитие ориентировки в пространстве (на плоскости) относительно предмета.

Развитие количественного представления

Развитие восприятия величины предметов, изображаемых на плоскости.





Коррекция мыслительных процессов.












Развитие словесно-логического мышления.



Развитие временных представлений устной речи.








Развитие вычислительных навыков.







Развитие ориентировки на плоскости. Восприятия формы предмета, величины предметов.

Развитие умения работать по образцу, сравнивать свою работу с образцом, критически оценивать свою деятельность.



Коррекция восприятия эмоционального состояния.





























Развитие словесно-логического мышления.















Развитие слухового восприятия.

























Развитие словесно-логического мышления.












Развитие слухового восприятия.



Развитие словесно-логического мышления.









Коррекция восприятия эмоционального состояния.










Литература:


1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. В.:ТЦ «Учитель», 2004.

2.Худенко Е.Д. Конспекты коррекционно-развивающих уроков в начальной школе. М.: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция»,1996.

3.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. — М.:Просвещение,1990.


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Число и цифра 9"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: