Открытый урок по математике в 4 классе «Единицы времени»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесуыксинская СОШ» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан







Открытый урок по математике в 4 классе.



Тема : «Единицы времени»















подготовила

учитель начальных классов

Сафина Рушания Ривкатовна









2012

Цели урока: 

  1. Закрепить и обобщить знания детей о ранее изученных единицах времени, устанавливать соотношения между единицами времени.

  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи

  3. Научить детей сравнивать между собой единицы времени.

  4. Развивать навык устного счета; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, мыслительные операции (сравнение, классификация, общение)

Оборудование:

  1. Рисунки разнообразных часов.

  2. Рисунки цветов: мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, кувшинка.

  3. Песочные часы.

  4. рабочая тетрадь

  5. карточки

  6. виды часов (настенные, наручные …)

  7. ноутбук “ISUS”

  8. диск с записью мультфильма “Сказка о потерянном времени” по мотивам Е.Шварца

  9. запись песни из этого мультфильма











Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие.

1 фрагмент мультфильма (Волшебники собираются под часами и сверяют время. На часах стрелки показывают 8 часов 30 минут.)

-Фрагмент, из какой сказки мы с вами сейчас просмотрели? (Сказка о потерянном времени)

-Кто написал ее? (Шварц)

— А сейчас вопрос для самых внимательных. Сколько времени показывали часы? (8часов 30 минут)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем  уроке? (О времени)





Цель нашего урока: повторим и обобщим  знания о единицах измерения времени, с которыми недавно познакомились на уроках математики

1.Устный счет

Начнем наш урок с устного счета. За каждый правильный ответ, вы получаете в награду вот такие часики! (демонстрация)

— Все внимание на экран





1 час, 1 тонна, 1 метр, 1 км, 1г, 1 сек, 1 кг, 1 дм, 1мм, 1век,1 кг,

-Прочитайте хором запись на экране

-Единицы измерения, каких величин здесь можно назвать? (единицы массы, единицы времени, единицы длины)

-Назовите единицы длины. Какие еще единицы длины вы знаете? (1 км, 1 см) Какая самая крупная мера длины (км), самая маленькая (мм)

-Назовите единицы массы. Какие еще единицы массы вы знаете? (1 ц, ) Какая самая крупная мера массы (т), самая маленькая (г)

-Какие единицы остались? (единицы времени) Какие еще единицы времени вы знаете? (мин, 1 сут, 1 неделя, 1 месяц, 1 год)  Какая самая маленькая единица измерения времени (сек), а самая большая (век)





  1. Какая величина «Лишняя»?

  1. 3080 см,5407 км, 6027 дм, 4078 кг,18009 м

  2. 320 кг, 12ц, 12 км, 3456т

  3. 66 0мин, 6006 сек, 660 см, 600 ч

-Какое задание необходимо выполнить? (найти «лишнюю» фигуру)

-Прошу вас приготовить модели часов, они помогут нам в решении следующей задачи





  1. Решите задачи

  1. Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин)

-Итак, в какое время Люба приходит в школу?

-Укажите это время на моделях часов

  1. Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут?(9ч15мин)

-В какое время оканчивается этот урок?

-Укажите это время на моделях часов

  1. Перемена окончилась в 9ч25мин, а продолжалась 10 мин. Когда началась перемена? (9ч15мин)

-Когда началась перемена?

-Укажите это время на моделях часов

-Подведем итог проделанной работе.

-За правильные ответы вы получали «часики», посмотрим кто же стал победителем на этом этапе?

-Покажите свои «часики». Наибольшее количество имеют  ……….

-Вы прекрасно поработали – ваша отметка «5»

Гимнастика для глаз (музыка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»)

III. Повторение и закрепление изученного

-Продолжаем наш урок

-Все внимание на меня

Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.

-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.

-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.

-Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить примеры

-Карточки с задание лежат у каждого из вас на парте

-У доски работают………………………………….

  1. 6000:1000=  6                    3 916 — 3900= 16

  2. 1000-993= 7                      150:10= 15

  3. 8000:1000= 8                    200-30:10= 17

  4. (2000+7000):1000= 9       (10000+8000):1000=18 

  5. (1000-900): 10= 10            400-300-80= 20

-Проверим. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)

  1. 6–16     Мак

  2. 7–15     Одуванчик

  3. 8–17     Фиалка

  4. 9–18     Мать-и-мачеха

  5. 10–20     Кувшинка

-Шли годы. Часы появились иные. Клепсидрою звались часы водяные



Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.

-Предлагаю вам решить задачу:



Сколько времени понадобится для того чтобы наполнить бак водой, если 1/3 данного бака можно наполнить за 5 минут?

1

—   =  5 мин

3

-Запишите решение этой задачи. У доски работает ……………

 5*3=15 (мин)-потребуется для наполнения водой данного бака

Ответ: 15 минут

Работа в уголках здоровья

Игра “Восстановить записи”

У вас на партах лежат листочки. Предлагаю вам поработать самостоятельно. Ваша задача восстановить записи! 

  1. 1 год – 12 месяцев

  1. 365 (366) дней

  2. 1 месяц – 30(31) (28-29) дней

  3. 1 неделя – 7 дней

  4. 1 час – 60 минут

  5. 1 сутки – 24 часа

-Проверяем………………



-Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня.

Огненные часы

 Теперь решим следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.

Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.

А когда же мы пойдем?

Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама”.

Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? Краткую запись составим вместе. Какие данные возьмем для краткой записи?

Пр.-8ч

Hач. — ?ч на Зч. позже

В. -?ч на 1ч раньше

Решите задачу самостоятельно. Теперь проверим, как вы решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?

Гимнастика для глаз и рук

И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(учитель показывает песочные часы) — демонстрация

Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =. (карточки раздает учитель)

1)для сильных                               2)для средних                        3) для слабых

862 года*8 веков

Зч * 2ч 13мин

1ч * 1 сут.

362 дня*1 год

14 дней*  1 нед

1год * 10 мес

360мин*6 часов

254 дня*254 нед

1 нед. * 5 дней

3мин15 сек*196 сек

1век * 24 года

1мин*600 сек

-Время закончилось. Отложили ручки.

-Все внимание на меня.                  

-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами

-наручные (демонстрация)

-настенные (демонстрация)

-карманные (демонстрация)

Стук в дверь (запись песни «Кабы не было зимы»)

-Кто там?

-Это я почтальон Печкин. У меня имеется послание для учеников 4 класса  Яковлевской школы. Прошу получить.

Учитель разворачивает послание и читает задание

Летом в 2004 часу в июле году я ездил отдыхать на море. Поезд ехал 3 минуты. Море очень теплое. Я купался по 3 века в день. 12 секунд я провел у моря.

-Все ли верно в этом послании. Прошу вас исправить ошибки. Кот Мартоскин

-Думаю, с этим заданием мы справимся быстро! За работу!

IV. Домашнее задание

Работа в уголках здоровья

-Проходя по заданному маршруту, прошу выбрать листок, прикрепленный на доске. Это ваше домашнее задание. У каждого оно свое.

-Откройте дневники и запишите задание

IV. Итог

О чем говорили сегодня на уроке? (о единицах времени)

— Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили (секунда, минута, час, неделя)

  1. Сколько в одном часу минут?

  2. Неделя, это сколько дней?

  3. Перечислите дни недели.

  4. Сколько месяцев в году?

  5. Назовите зимние месяца.

  6. Для чего нам нужны часы?

  7. Какие вы знаете виды часов?

-Какие цели перед собой ставили? Добились мы этих целей?

-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие оценки

-На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

Использованная литература:

  1. Научно- методический журнал «Начальная школа» №2 2001 год

  2. «Я иду на урок в начальную школу» библиотека «Первого сентября» Москва 1999



Свежие документы:  Конспект урока математики на тему «Числа от 1 до 10. Закрепление»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: