Урок математики для 4 класса «Единицы времени. Год. Неделя. Месяц»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени

Героя России Дмитрия Ерофеева»

с.Топчиха Алтайского края






Конспект урока по математике
в 4 классе

«Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.»








подготовила

учитель начальных классов

Красюкова Людмила Ивановна











с.Топчиха

2012

Тема: «Единицы времени: Год. Месяц. Неделя»

ЦЕЛЬ: *способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета

* познакомить с единицами времени: год, месяц, неделя.

Задачи образовательные:

1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания именованных чисел

2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения заменять

крупные единицы измерения мелкими и наоборот, мелкие крупными;

4. Решать задачи изученных типов.

Задачи развивающие:

  1. Развивать навык быстрого, правильного счёта.

  2. Развитие воображения, мышления, памяти.

  3. Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.

Задачи воспитательные:

1. Воспитание любознательности, активности.

2. Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ, точность, самостоятельность, самоконтроль.

3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.

Форма урока: Урок – получения новых знаний.

Формы работы:

1. коллективная

2. фронтальная

3. индивидуальная

Методы:

  • Словесные

  • Практические

  • Наглядные: мультимедийная слайдовая презентация, карманные календари, книга сказка – загадка В. Даля «Старик – годовик», иллюстрации по временам года.


Ход урока:

  1. Организационный момент: (1 мин)

  2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1, 2)

  3. Устный счет: (12 мин) (Слайд №3)

— Тема нашей разминки для ума «Три великана Московского Кремля»

1. Длина стен первого Московского Кремля была равна 1 км и еще одна пятая км. Каков был периметр первой Московской крепости? (1км + 200м = 1200 м)

2. После многовековых перестроек общая протяженность стен увеличилась на 1035м. Какова общая протяженность стен современного Кремля? ( 2235 м)

3. В 1735 г. отец и сын Моторины изготовили самый большой колокол – «Царь – колокол». Его масса 12.000 пудов. Самые большие китайские колокола имели массу не более 3000 пудов. Во сколько раз масса «Царь – колокола» больше массы самого большого китайского колокола? (в 4 раза). (Слайд № 4)

4. Недалеко от «Царь – колокола» находится другая знаменитость, отлитая в 1536 г. Андреем Чоховым «Царь – пушка», она была самым большим артиллерийским орудием. Её масса равняется 40 т. Сравни массы «Царь – пушки» и «Царь – колокола» (в 5 раз). (Слайд № 5)

5. Говорят: «Чтобы хорошо узнать человека, нужно с ним съесть сколько – то соли. Сколько? (пуд)

6. Подбери соответствующую единицу измерения и заполни пропуски: (Слайд № 6)

яблоко – 150…. (граммов)

портфель – 3 ….. (килограмма)

цистерна молока – 200…. (литров)

слон – 5….. (тонн)

  1. Работа над новым материалом: (13 мин) (Слайд № 7)

  1. Чтение сказки – загадки В.Даля «Старик – годовик»

— Вышел старик – годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз и полетели первые три птицы.

Повеял холод, мороз.

— Что это за первые три птицы вылетели из рукава старика – годовика?

— Назовите их. (Это три месяца зимы: декабрь, январь и февраль) (Слайд № 8)

— Почему вы так думаете? (потому как повеял холод, мороз)

— Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Стал таять снег, на полях появились цветы. (Слайд № 9)

— Что это за тройка? (Это тройка — месяцы весны: март, апрель, май (Слайд № 10)

— Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. (Слайд №11)

— О каком времени года идет речь в этой части сказки? (Это летние месяцы – июнь, июль, август)

— Махнул старик – годовик в четвертый раз – полетели ещё три птицы. Подул ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы… (Слайд № 12)

— О каких теперь птицах идет речь?

— (Это осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А птицы были непростые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. (Слайд № 13)

— Кто отгадает эту загадку? (Птица – это месяц, у которого 4 недели, в каждой неделе 7 дней)

— Каждое перо со своим именем. Одна половина крыла черная, а другая белая. Махнет птица крылом раз – станет светлым светло, махнет птица другой – станет темным – темно.

— А кто отгадает эту загадку? ( Перо – это день недели. Каждый день недели имеет свое название. В течение дня бывает светлым светло – это день, темным – темно – это ночь)

— Почему старик волшебник назван в сказке годовиком?

(Четыре времени года составляют год) (Слайд № 14)

(Учащиеся в ходе игры – загадки работают с календарем)

— Ребята, а какие загадки вы знаете о временах года? (загадки загадывают заранее подготовленные дети) (Слайд № 15)

— Несу я урожай,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …. (осень)

— Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня ….. (весна)

Дел у меня не мало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ….. (зима)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю.

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …… (лето)

  1. Закрепление. (2 мин)

Работа с календарями. (Слайд № 16)

— Сколько месяцев в году? (12)

— Сколько дней в месяце? (30, 31 или 28 или 29)

— Ребята я попрошу вас, исследуйте календарь, скажите – сколько дней в феврале? (28 или 29)

— Ребята, весь год разбит на 4 времени года или на 4 части. Каждая часть тоже разбита на 3 части, но эти части не равны между собой. И вот, можно сказать, что февралю – месяцу, как бы не хватило дня. И вот в течение 3 лет по минуткам скапливается время, и на 4 год выходит день.

— Теперь скажите, в каком году было 29 дней, и в каком теперь будет 29 дней? (дети работают с календарями, и называют года)

— А как называется такой год? (високосный)

— Сколько суток в году? (365 или 366)

VI. Закрепление. (2 мин) (Слайд № 17)

— Для закрепления нового материала, мы опять вернемся к нашим великанам Московского Кремля.

— Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены в 1851 году.

(Слайд №18)

— Если к числу дней марта прибавить число дней мая, к полученному результату прибавить число, обозначающее количество месяцев в году, то получится число, равное числу, обозначающему высоту цифр на циферблате курантов (сантиметрах) (31 + 31 +12 = 74)

— Чему равна эта высота? (74 см).

VII. Физминутка. (2 мин) (Слайд № 19)

VIII. Работа с учебником. (10 мин) (Слайд № 20)

  1. стр. 59 № 304.

Июнь – 30 дней

Июль – 31 день

2 см. – по 12 дней

Ост. — 7 дней.

Всего — ? дней.

30 + 31 + 12 • 2 = 84 дня

84 + 7 = 91 день.

Ответ: 9 день

— А как можно иначе решить эту задачу? (посмотреть по календарю)

Июнь — 30 дней

Июль – 31 день

Август – 31 день

Всего – 91 день.

  1. 307.

23.000 + 250 7.050 – 7.000

18.000 + 350 6.080 – 6.000

38.000 + 480 8.090 – 8.040

3. № 308 – самостоятельно.

IX. Итог урока. (1мин)

— Итак, ребята, чему мы учились сегодня на уроке?

( Мы познакомились с единицами времени: год, месяц, неделя; решали примеры и задачи, работали с календарями)

X. Рефлексия (1 мин) (Слайд № 22)

XI. Домашнее задание. (1 мин) (Слайд № 23)

Стр. 59 № 306.


Литература.


1. С. В. Бахтина, Поурочные разработки по математике: 4 класс:

к учебнику М.И. Моро и др.- М.: Издательство «Экзамен», 2010

2. С. А. Веретенникова «Четыре времени года».

3. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.

Степанова. Математика. Учебник для 4 класса. – 6 изд. – М.

Просвещение, 2010.

4. В. Даль Сказка – загадка «Старик – годовик» — М.: ООО

Издательство «Мелик –Пашаев», 2009


Свежие документы:  Формирование универсальных учебных действий в компетентностно-ориентированной образовательной среде

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: