Урок математики в 1-м классе
Тема: « Перестановка слагаемых.»
Вид урока: урок изучения нового материала
Целевые установки:
Планируемые цели для учителя:
в ходе практической работы и наблюдений знакомить с переместительным свойством сложения;
закреплять знания состава чисел;
создавать условия для обучения решению задач.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
проявлять интерес к математике;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия ориентироваться в своей системе знаний связи с поставленной задачей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;
отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
Коммуникативные:
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения — переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется).
сумеют применить полученные знания на практике;
выполнять вычисления с числами 1, 2, 3, 4;
в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач;
смогут сотрудничать при групповой работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;
выполнять задание в Рабочей тетради.
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
карточки для работы в группах, рабочие тетради.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Время реализации занятия: 45 минут.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Рабочая программа
Учебник для первого класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Для учащихся:
Учебник « Математика», часть 2, с 14
Рабочая тетрадь, часть 2, с 8.
Карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры для работы в группах.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Слайд | Время | |
I этап. Органи- зацион- ный момент
| Здравствуйте ребята! Садитесь! Громко прозвенел звонок — Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!!
| Учащиеся настраиваются на работу. |
|
Слайд |
|
II этап. Проведение минутки чистописания
Оформление тетрадей.
III этап. Диагности-ка знаний и умений. Устный счёт в виде фронтального опроса
IV этап Изучение нового материала
V этап Физкультминутка
VI этап Закрепление нового материала. 1) Работа по учебнику.
2) Решение примеров с комментированием.
3) Решение задачи
4) Самостоятельная работа. (дифференцированный подход).
VII этап Итог урока
VIII этап. Рефлексия. | Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов. Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись.
-А теперь проведём минутку чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания? Пропишем цифры 2 и 3 до конца строчки
Продолжим работу. Посмотрите внимательно на ряд чисел и продолжите его: 1 вариант выполняет верхнюю строчку задания , второй вариант записывают задание нижней строчки.
–Увеличьте 5 на 4. –Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3.Чему равна сумма? –Найдите сумму чисел 4 и 2. –Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6. Какое число я задумала? Проверьте себя. — Поднимите руку, кто выполнил задание правильно? – Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
— Снеговик приготовил вам задание – надо решить цепочку из примеров.
— Игра «Кто лишний?»
Почему перелётные птицы улетают в тёплые края. А для зимующих птиц что страшнее всего зимой — холод или голод? Для этого мы с вами сделали кормушки и подкармливаем их.
Вот я вчера шла по аллее и увидела знакомых мне детей, которые наблюдали за птицами на кормушке. Там сидели: синица и 3 снегиря. Я спросила ребят, сколько же там пернатых? Они ответили. А как вы решили? -Тут ребята устроили спор. Девочки утверждали, что верное решение 1+3, а мальчики утверждали, что надо 3+1. Кто же прав? Давай те рассмотрим вариант, которые предложили девочки. Ск-ко синичек ? А ск-ко снегирей? Сколько всего птиц? Как называется число 1, при сложении? — Число3? Число 4? А теперь рассмотрим решение, которое предложили мальчики. 3+1 Сколько было снегирей? Сколько синичек? А сколько всего птиц было? А теперь назовём компоненты в этом выражении. Что такое 3?1?4? Посмотрите внимательно на примеры. — Что произошло со слагаемыми? Изменилось ли значение суммы?
-А можно ли в математике- переставлять местами слагаемые?
-Для нас это вопрос. Мы ещё не знаем. Ребята посмотрите ещё раз на на слайд и скажите с примерами на сложение или на вычитание будем сегодня работать? Что же стало со слагаемыми в этих примерах? Кто мне может назвать тему нашего урока? Что же нам надо выяснить на уроке? — Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. А что такое исследование? Где можно найти значение этого слова? -Значение этого слова выяснили. Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь -И вам надо доказать можно ли переставлять слагаемые Работаем в группах. -Каждая группа получает кружочки, кв двух цветов 1гр — 3красных и 4 зеленых, 2гр группа – 2синих и 6 желтых -Все группы работают по плану: 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. 2. Сравните результаты. 3. Сделайте вывод. -Договоритесь между собой, кто будет отвечать. Итак, коллеги, приступаем к работе. Помните о взаимопомощи.
-К какому общему выводу мы пришли?
— А теперь вернемся в класс. Учебник стр14. Рассмотрим первый рисунок. Кто изображен на картине. Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Прочитайте пример. Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? Как узнать, сколько всего флажков? Прочитайте пример. Сравните примеры, объясните, что в них похоже и чем они отличаются. Чтение правила в учебнике. Совпадают ли наши правила?
Так кто же был прав — девочки или мальчики, которые мне рассказывали про птичек на кормушке
Учебник стр.14 №1. – Рассмотрите рисунок. Что изображено? Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. – Как получили второй пример? – Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? – Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
Предлагаю выполнить задание, которое записано на доске: Найди и соедини пару. 4+5 6+2 4+3 5+4 2+6 3+4
28+15 15+28
Можем ли мы решить последние два примера? Почему? А соединить их можем? Почему? По какому правилу можем соединить пару?
Решим задачу. Прочитайте. Юля прочитай вслух. — О ком говориться в задаче. Что было в корзине у Маши? Какие были яблоки? Сколько было красных яблок? А сколько зелёных? Прочитайте вопрос задачи. -Сможем мы на него ответить? -Как ? -Запишите решение -Ответили на поставленный вопрос. – Запишите ответ. – Молодцы ! — А я решила эту задачу другим способом. Кто догадался, как еще можно решить эту задачу? запишите в тетрадь. Изменилось ли значение суммы при перестановки слагаемых?
-Откройте рабочие тетради на стр.8.№3. Запиши такое число, чтобы получилось верное равенство. 1столбик выполняет: Артём, Даша; Настя М, Настя М.; Яна; 2 столбик: Софья, Дима; Тарас, Карина; Юля, Денис. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте: если пример решили правильно, то ставим +, если нет — А теперь давайте подведём итоги: -Какая тема нашего урока? Какую цель мы ставили в начале урока? Смогли мы доказать, что от перестановки слагаемых, сумма не меняется.
И теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите: красный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно. жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно. зелёный — кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью. -Урок окончен. Спасибо за работу!
|
из цифры 2 и 3.
Первый
Второй
Далее самостоятельно выполняют запись в тетради. Дети пишут и проверяют записи
9 5 6 3
Все звери, а лишняя -птица
Зимующие, а лишняя птица, которая улетает в тёплые края
Варианты ответов.
1 3 4 1слагаемое
2слагаемое Значение суммы
3 1 4
1слаг.,2слаг, значение суммы
Они поменялись местами Нет
Ответы детей: да, нет.
На сложения
-Перестановка слагаемых -Можно ли переставлять местами слагаемые
В словаре Ожегова
У нас получились примеры…. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…. Наш вывод:
От перестановки слагаемых сумма не изменяется
Один ученик читает Да Девочки и мальчики
Фишки домино и примеры
3
2
3+2=5
Перевернули фишку
Сумма не изменится
-Нет. Мы не решали такие примеры.
-Да -О перестановки слагаемых результат сложения не изменяется
О Маше? Яблоки Красные и зелёные Сложением Так как спрашивается, сколько всего яблок в корзине. 4+3=7 Да Ответ: 7(я).
3+4=7
Нет
|
Здесь прослеживается связь с другими предметами (русский язык)
Проведение минутки чистописания мотивирует учащихся на аккуратное ведение записей в тетради, приучает к определённому порядку и настраивает на работу, кроме того, можно по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.
Самопроверка.
Ученики проговаривают пример и называют ответ
Здесь прослеживается связь с другими предметами (окружающий мир)
Дети высказывают своё мнение.
Хорошо читающий ученик находит по словарю и читает значение слова- исследовать
Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану.
Выполняют задание с объяснением у доски
Задачу записывают в тетрадь.
Решают самостоятельно примеры в рабочих тетрадях
Выполняют взаимопроверку
Дети дают самооценку своей работе. |
Слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
на слайде 1+3 3+1
на слайде синицы 1, затем 3 снегиря. компоненты на слайде появляются
слайд
слайд
Слайд с планом действий
Слайд с планом действий
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд |
|