Урок математики в 3-м классе по теме: «Умножение девяти и на 9, соответствующие случаи деления»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №50″ г. Калуги











Урок математики в 3-м классе

по теме: «Умножение девяти и на 9, соответствующие случаи деления»

с использованием ИКТ.









подготовила

Соколова Лариса Валерьевна

учитель начальных классов



Калуга


Цель урока: составить и заучить таблицу умножения девяти и на 9, рассмотреть соответствующие случаи деления.

Задачи:

Обучающие:

— рассмотреть свойства умножения 9 на однозначные числа, составить таблицу, найти самый удобный способ запоминания таблицы;

— совершенствовать вычислительные навыки, умение находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата;

продолжить работу по решению задач;

Развивающие:

развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, любознательность, интерес к предмету.

Воспитательные:

воспитывать творческую деятельность учащихся;

— воспитывать, трудолюбие, взаимопомощь.

Оборудование:

— учебник «Математика. 3 класс I часть», Моро М.И. и др.

— мультимедийный проектор, компьютер, презентация,

— раздаточный материал (таблица для устного счета)

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация. (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы продолжим таблицу составлять

А Знайка-математик будет в этом помогать.

Он сегодня загадку приготовил для нас,

Секрет этой цифры узнает весь класс.

Но сначала, ребятки, для «ума зарядка».

II. Устный счёт. (Слайд 3)

Игра «Математическое лото» – коллективная практическая работа, с последующей проверкой – обратная связь. Ученики на числовых таблицах выкладывают пуговичку на число – ответ.

  1. Арифметический диктант:

  • 49 уменьшить в 7 раз (7)

  • первый множитель 4, второй множитель 9. Найдите значение произведения? (36)

  • найдите частное чисел 48 и 6 (8)

  • первый множитель 5, второй множитель неизвестен, произведение чисел равно 45.Чему равен второй множитель?(9)

2) Задачи в стихах:

  1. Посылали молодицу
    По холодную водицу.
    А водица далеко,

И носить-то нелегко.
Два ведра по десять раз.
Сколько вёдер? Не зевай,
Молодице помогай. (20)



б) К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (42)

в) Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала,
Принесла уж девять раз.

Каков Мышкин стал запас? (18)

Проверка: Проецируются правильные ответы на мультимедийном слайде. Дети самостоятельно сопоставляют ответы со своими и собирают в ладошку числа – пуговицы.

3) Перед вами цифрогусеница. С помощью, каких цифр она изображена? Чему равна сумма чисел, из которых она состоит? Как быстро сосчитать сумму всех этих чисел? (Слайд №4)

9 х 8 + 6 х 3 + (1 + 8) = 72 + 18 + 9 = 99

Что можете сказать о числе 99? (Это число двузначное, нечетное, записано с помощью одной и той же цифры «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число)

— Как вычисляли значение произведения 9 х 8? (8х9,т.к. от перестановки множителей произведение не изменяется)

— А чтобы не использовать способ перестановки, что мы должны знать? (Таблицу умножения 9.)

III. Работа над новым материалом. ( Слайды №5, 6, 7)

— Назовите тему нашего урока? ( Таблица умножения с числом 9).

Рассматривается таблица в учебнике.

-Обратимся к учебнику. Прочитайте таблицу умножения с числом 9. Какой случай нас просят запомнить? (9х9=81)

Почему таблица умножения с числом 9 такая маленькая? (Так как остальные случаи мы уже изучали при умножении чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, применив свойство: «От перестановки множителей произведение не изменяется».)

Обратимся к таблице в стихах.(Слайд №5)

— Какого случая не достает? (9х10) (Слайд №6)

Перед вами таблица умножения девяти. (слайд №7) Спишите ее в тетрадь.


9 х 2 =

9 х 3 =

9 х 4 =

9 х 5 =

9 х 6 =

9 х 7 =

9 х 8 =

9 х 9 =

9 х 10 =


— Пользуясь свойством перестановки множителей, найдите значения произведений. (При проверке дети читают выражения по- разному, называют правильный ответ, а на слайде появляются значения выражений) — — Как нашли значение произведения 9*9?

(По 9 взять 9 раз — это долго. Надо к 72 прибавить 9, т.к. все значения произведений увеличиваются на 9)

— А как нашли значение произведения 9*10? (81+9 =90)

Таким образом, из всей таблицы необходимо запомнить всего два случая, т. к. все предыдущие были уже изучены ранее.

— Посмотрите внимательно на получившиеся значения произведений и скажите, что интересного вы заметили? (Все значения произведений двузначные, кроме первого. Они чередуются: нечетное, четное. Сумма цифр в значении произведений равна 9 . В десятках цифры нарастают от одного до девяти, а в единицах – наоборот уменьшаются!» Первая цифра в значении произведения на один меньше, чем второй множитель. Поэтому девять умножаем, например, на четыре, то автоматически: первое число в ответе — три, а второе получается, если из девяти вычесть три — шесть. Итого: 9 х 4 = 36).

— Ребята, вы умеете складывать на пальцах? А умножать? Таблица умножения на 9 позволяет это делать.

— Сейчас я вас познакомлю с одним интересным способом изучения таблицы умножения при помощи пальчиков. ( Слайды № 8,9)

Ваши пальчики превратятся в калькуляторы. Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальцев. Чтобы умножить число на 9 вам достаточно найти палец с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает — десятки, а число пальцев справа — единицы. (Учащиеся практикуются в нахождении нескольких значений произведений)

При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления 9. Составьте таблицу на деление к двум новым случаям. Каким правилом воспользуемся? (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель – 81: 9 = 9) (Слайд №10)

Сколько случаев получится, если 81: 9? Почему? (Одинаковые множители)

IV.Физкультминутка (музыкальная) ( Слайд № 11)

V.Закрепление.

Найдите значения выражений. ( Слайд №11)

Сначала скажите, что нужно вспомнить, чтобы вычислить значение выражения второго столбика верно? (Порядок действий)

— Кто правильно решит все примеры, тот получит слово, означающее успех в каком – либо деле.

(Учащиеся находят значение выражений самостоятельно. Для проверки предлагается ключ — слово « ПОБЕДА»)

Проверка решенных выражений. (Дети читают выражения по- разному, называют правильный ответ. Ответ появляется на слайде.)

— Решите уравнение самостоятельно. (Слайд №12)

Проверка решения уравнения с комментированием.

VI. Работа над пройденным материалом. Работа с учебником.

Решение задач (Слайд №13,14)

А сейчас мы будем письменно решать задачу с. 59 № 4 и постараемся найти разные способы её решения. Прочитайте задачу внимательно.

О чем в ней говорится? (О проводе, длиной 50 метров)

Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м и 7м)

Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось)

Представьте, что вам нужно отрезать провод. Как вы это будете делать? (Сначала отрезать 8 м, потом 7 м, т. е. это будет первый способ решения задачи, а можно сначала сосчитать, сколько всего метров провода нужно отрезать и будем отрезать)

Это будет второй способ решения задачи.

Запишите решение задачи двумя способами самостоятельно в виде выражений. Оформите краткую запись при помощи главных слов или схематическим чертежом по желанию. (Слайд № 13)

(1человек работает у доски, потом объясняет решение задачи)

1 способ: 50 – 8 – 7 = 35 (м)

2 способ: 50 – (8 + 7) = 35 (м)

Проверьте свои записи (слайд 14). Прочитайте ответ.

А сейчас вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника. (Слайд №15)

Прочитайте е задание № 6. Что нужно сделать?

Что знаете о сторонах квадрата?

Выполните задание самостоятельно по вариантам(1 в.– квадрат со стороной 7 см, 2 в. – со стороной 9 см)

— Проверьте свое решение (Слайд 16)

1в. 2 в.

Р = 7 х 4 Р = 9 х 4

Р = 28 (см) Р = 36 (см)

S = 7 х 7 S = 9 х 9

S = 49 ( ) S = 81 )

VII. Итог урока. Выставление оценок.

— Спасибо за работу. Вы сегодня молодцы. ( Слайд №17)

С какой таблицей познакомились? Сколько случаев надо запомнить?

VIII. Домашнее задание: с. 59 № 2 (3, 4 ст.), № 5 (повторить единицы длины), задача на смекалку. ( Слайд №18)



























Список литературы

  1. Математика: учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М. : Просвещение, 2008 г.

Интернет- ресурсы

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/zadachi-v-stikhakh-dlya-ustnogo-scheta




Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: