Урок открытия новых знаний по математике в 5 классе «ОБЪЕМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»


ОБЪЕМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

Урок открытия новых знаний по математике

в 5 классе

Автор: Заслонко Татьяна Юрьевна, учитель математики МОУ СОШ № 14 г. Электрогорска Московской области

Цели урока:

1.

Начать формирование первичного представления об объеме пространственного тела и способах его измерения.

Начать формирование умения вычислять объем прямоугольного параллелепипеда по формуле V=abc, а также вычислять объемы тел, состоящих из параллелепипедов.

Совершенствование вычислительных навыков учащихся.

2.

Продолжить формирование пространственного и логического мышления учащихся, умения практического применения приобретенных знаний.

3

Продолжить воспитание самостоятельности.

Продолжить формирование умения коллективной работы

Обратить внимание учащихся на эстетику в математике.


Оборудование:

    1. Набор параллелепипедов (25 штук)

    2. Набор единичных кубов (а=1см – 30 шт.,

а=1дм – 1 шт.)

    1. Мензурка

    2. Полый параллелепипед

    3. Полый параллелепипед бумажный

    4. Вода

    5. Набор конструкторов «ЛЕГО» (4комплекта)

    6. Репродукция «Строительство пирамид в древнем Египте»

Фотографии и репродукции изображениями строений из прямоугольных блоков и кирпича.



ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим изучать геометрические свойства прямоугольного параллелепипеда. Но сначала я проверю как вы готовы к тому, чтобы изучать новый материал. Вы знаете, что для усвоения нового нужно хорошо разбираться в том, что изучено ранее.

II. Подготовка к изучению нового материала.

1.Устные упражнения.

а) Вычислить

б)cоставьте выражение для вычисления площади фигуры

Ответы: а) 23000, 56900, 647000; б) S=аbd

2.Опрос — беседа по теме «Параллелепипед»

  1. Назовите, какой формы данные предметы (на столе различные предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда – коробка, книга, кирпич, видеокассета)

  2. Назовите элементы параллелепипеда.

  3. Сколько измерений он имеет? Назовите их.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Учитель: Фигуры, лежащие на плоскости, ограничивают ее часть своим контуром. Эту часть плоскости можно измерить с помощью специальной величины – площади (обозначается S).

Пространственные фигуры ограничивают часть пространства и для измерения этой части пространства используется другая величина – объем (обозначается V). Синонимы – вместимость, емкость. Как же измеряется объем?

  • Физический способ.

Наполняем водой сосуд, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Затем переливаем содержимое в мензурку. Верхний край жидкости показывает, сколько мл воды находится в сосуде. Это число и есть объем параллелепипеда. V=140 мл.

Как вы думаете, ребята, удобен ли этот способ? А как быть, если нужно найти объем тела, целиком состоящего из дерева или металла? В этом случае применить данный метод невозможно.

  • Геометрический способ.

Чтобы измерить объем тела данным способом, нужно использовать специальные единицы, единицы объема – 1 куб. м, 1 куб. дм, 1 куб.см. Тогда V параллелепипеда равен числу кубических единиц, умещающихся в него. У нас есть параллелепипед без «крышки» с измерениями 5 см, 2 см и 3 см, заполненный кубиками с ребром 1см. Давайте подсчитаем, сколько единичных кубиков «вошло» в этот параллелепипед. ( Вызывается ученик, который считает кубики, вынимая их из параллелепипеда). Их оказалось ровно 30. (Ученики замечают, что это же число можно было получить при умножении измерений параллелепипеда 5*2*3=30).

Таким образом, объем параллелепипеда V=5*2*3. Обозначив, измерения: длину — а, ширину — b, высоту – c,получим формулу V=аbc.

( Формула записывается на доске и в тетради).

2.Первичное закрепление формулы.

Вычисляются объемы предметов, находящихся на столе учителя. Дети измеряют длину, ширину и высоту предложенных предметов, а затем вычисляют их объемы.

      1. Пакет сока.

а=5см, b=10cм, с=20см. V=abc.

V=? V=5*10*20=1000 куб.см.

      1. Видеокассета

.a=10cм, b=2см, c=19см. V=abc.

V=? V=10*2*19=380 куб.см.

IV. Закрепление.

1.Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу по определению объема параллелепипеда, находящегося перед ними на парте. Это – коробочки из- под печенья, чая, боксы от видеокассет, шкатулочки и прочие предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Перед ними заранее подготовленные карточки с описанием работы.



Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

Ход работы:

  1. Измерить длину (а), ширину (b),высоту (с) предмета с помощью линейки.

  2. Подставить их в формулу и вычислить объем.

1.

Длина

а=

2

Ширина

в=

3

Высота

с=


V=abc


V=




Один из учеников выполнял домашнюю практическую работу «Объем жилого дома». Результаты измерения размеров стандартного панельного 5 — этажного дома записываются на доске.

а=860 дм

b=850 дм

с= 130 дм.

V=?

Ученик рассказывает о выполнении задания и производит необходимые вычисления.

2.Формироиание первичных представлений о свойствах объема (V=V1+V2+V3+…..).

Учитель: ребята, вам может показаться, что предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда скучны и однообразны. На самом деле это далеко не так. Прямоугольный параллелепипед — геометрическая форма, известная еще с древнейших времен. Она широко используется в строительстве, например, кирпич – самый простой исходный материал. Это из него построены и скучные многоэтажки, и Московский кремль.

Египетские пирамиды тоже построены из прямоугольных блоков, но это не мешает им быть одним из «Чудес света». Значит дело не в форме, а в творческом подходе, художественном вкусе и фантазии.

3. Коллективная игра.

Учитель: Ребята! А у вас есть фантазия?

Я предлагаю вам построить из этого конструктора (стандартный набор ЛЕГО) какое–нибудь оригинальное, неповторимое здание.

(Учащиеся, разбившись на группы по 4-5 человек, собирают «дворцы» из наборов ЛЕГО).

Сборка завершена.

Учитель: Теперь необходимо найти объем полученных фигур. Эти фигуры составлены из частей, каждая из которых представляет собой прямоугольный параллелепипед. Чтобы найти объем всего тела нужно, как и в случае с площадью найти объем каждой части и полученные результаты сложить. Таким образом, объем тела равен сумме объемов его частей.

Фигуры, собранные учащимися, состоят из одинарных, двойных и тройных блоков. Нужно определить, сколько блоков каждого вида в фигуре и занести данные в таблицу. (Работа продолжается в группах).

Блок

Одинарный

Двойной

Тройной

Длина

а=

а=

а=

Ширина

в=

в=

в=

Высота

с=

с=

с=

Объем

V1=

V2=

V3=

Количество

п=

т=

l =

Общий объем

V1* п=

V2* т=

V3* l =

Объем тела

V=

V. Заключение.


1.Учитель: Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?

О каких свойствах объема вы узнали?

2.Оценки.

3. Домашнее задание.

Найдите объем своей комнаты, объем своей квартиры.


7


Свежие документы:  Конспект урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: