Урок русского языка 3 класс.
Тема: Всему название дано. (Знакомство с частями речи).
Цель: — формирование представлений о словах, объединённых в группы
по определённым признакам.
Педагогические задачи:
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок русского языка.
Тайны её открывать продолжаем.
Проверьте порядок на своих рабочих местах.
Готовы?
Улыбнулись друг другу и приступаем к работе.
II. Постановка целей урока. Мотивация.
— Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в интересную волшебную страну Морфологию. Здесь живет дружная семья Части Речи. Все члены этой семьи внимательны друг к другу, помогают всем братьям и сёстрам.
III. Актуализация знаний.
— Самые главные члены семьи – Имена Существительные и Глагол
(на слайде №1 показать части речи – Имена Существительные и Глагол)
Имена Существительные обозначают существующие предметы, явления, например: стол, ученик, поезд, трамвай и т.д.
Их сразу можно узнать по вопросу: что? кто?
На слайде№2 показать:
Имена существительные
обозначают предмет,
отвечают на вопросы: кто? что?
— Давайте я буду задавать вопрос, а вы называете предмет по цепочке.
Что? (неживые предметы): …
Кто? (живые предметы): …
-глагол рассказывает, или как раньше говорили, глаголит обо всех действиях: бежит, стучит, кричит, поет и т.д. Их легко узнать по вопросам: что делает? что сделал? что сделает?
На слайде №3 показать
Глагол
обозначает действие предмета,
отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что сделает?
И, конечно, имена Существительные и Глагол не могут существовать друг без друга, только объединившись, в большой дружбе они могут нам рассказать обо всем на свете: Ученик решает задачу. Малыш плачет. Мама, папа и дети отдыхают.
Но наша речь была бы не яркой, маловыразительной, если бы другие члены дружной семьи Части Речи не помогали Существительным и Глаголам, Так, Имена Прилагательные прилагаются, присутствуют при существительных, дополняют их, рассказывают о них много интересного:
Платье – нарядное, голубое, летнее, ситцевое.
Мяч – резиновый, полосатый, красно – белый, маленький, круглый.
Это настоящие помощники Имени Существительному. Даже трудно представить что бы было, если бы их не было.
Вы их легко найдёте по вопросам: какой? какая? какое?
Слайд № 4
Имена прилагательные
обозначают признак предмета,
отвечают на вопросы:
какой? какая? какое?
Послушайте, как красиво звучит русская речь в стихотворении Бунина «Листопад». (текст читает один ученик)
Слайд №5
Лес, точно терем, расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Здесь есть наши знакомые – Имена Существительные, Имена Прилагательные и Глагол.
Найдите их. (Учащиеся называют их и доказывают, по каким признакам они выделяют данные части речи.)
Прочитайте это стихотворение без Имени Прилагательных. Что изменилось?
А есть ли в этом стихотворении незнакомцы? (Дети называют их).
У Существительных, Прилагательных и Глагола есть еще и братья и сестры. Мы с ними познакомимся позднее. А вот об услужливых, добрых жителях Частей Речи – Предлогах мы немного поговорим. Они не любят в доме ссор, всегда всех мирят, соединяют, помогают найти нужный путь, предлагают свои услуги. Предлоги – очень маленькие слова, но очень нужные в нашей речи.
Слайд №6. Существительное СТОЛ
На столе стоят цветы
У стола находятся стулья
Под столом лежит мяч
За столом – окно.
Теперь, найдите в стихотворении Бунина «Листопад» (открыть слайд №5)
Предлог. Дети называют – над.
IY. Тренировочные упражнения.
Прочитай начало стихотворения. Задание №105
(задание выполняют дети устно, доказывают правильность мысли автора).
2.Отгадай названия частей речи №108
3.Проверить свои догадки по заданию №108-109.
— Представьте, что вы ученые, с помощью таблицы расскажи, какие слова относятся к названным частям речи, стр. 43 учебника.
4. Задание по карточкам (индивидуально) (4 минуты)
Выписать имена существительные, прилагательные, глагол, предлоги:
(собрать карточки)
5. Коллективная работа.
— Задание №110. Вписать слова.
6. Работа парами. (на каждую парту раздаются карточки и дети сами вписывают свои слова).
Заполните таблицу:
Имя прилагательное | Глагол | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Проверка самостоятельной работы. (дети зачитывают слова и доказывают).
Итог урока:
-С какими членами семьи Части Речи вы познакомились сегодня?
-Почему они так называются?
-По каким признакам их можно отличить?
Рефлексия: Какой ступени считаете вы достигли на уроке? (слайд №7)