Пояснительная записка «МОЁ БУДУЩЕЕ»


МОЁ БУДУЩЕЕ


Хилько М. Е., педагог-психолог

МОУ СОШ № 1 г. Энгельса


Пояснительная записка


Выбор профессии очень важное дело. Чем раньше человек решает, кем он хочет быть, тем быстрее добивается успеха в жизни. Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Данная программа помогает определиться с профессией, учитывая свои способности, жизненные ценности, интересы. Разработать план достижения поставленной цели, алгоритм принятия решения, сформировать адекватную самооценку и поверить в свои силы. Таким образом, в данной программе идет личностное развитие подростков. Также учащиеся знакомятся с азами межличностного взаимодействия и отрабатывают полученные знания в группе.

Эти аспекты являются составляющими успеха и помогают добиваться поставленной цели. И если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то появляется профессионал своего дела, который в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны.

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов, объем 12 часов.

Цель и задачи: целью данного курса является профессиональное самоопределение учащихся 9 классов общеобразовательных и специализированных учебных заведений. Задачи: оказание учащимся помощи в выборе профессии, включение в групповую работу, познание себя как субъекта межличностного взаимодействия; самопознание как субъектов выбора профессии, применение результатов самопознания в принятии решения о выборе профессии; применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.

Целевая группа: учащиеся 9-х классов общеобразовательных и специализированных учебных заведение.

Основное содержание курса.

На первом занятии происходит знакомство с участниками группы; выработка правил поведения, начала и окончания занятий; знакомство с миром профессий; дается информация о том, на какие категории делятся все профессии: человек человек, человек природа, человек знаковая система, человек техника, человек художественный образ, в приложении есть подробный перечень профессий в соответствии с принадлежностью к той или иной категории.

В ходе второго занятия учащиеся разбирают профессии из каждой группы и определяют положительные и отрицательные стороны профессиональной деятельности. Для этого весь класс делится на пять групп, в ходе групповой работы учащиеся определяют плюсы и минусы профессии, которые затем представляют для обсуждения. Затем идет индивидуальная работа, в ходе которой они заполняют «Информационную карту» (таблица, которая дается в приложении), отвечая на вопросы: Что мне интересно знать или делать? В какой профессии я это могу применить? Что мне нужно для получения этой профессии? Что я уже сейчас могу начать делать? В результате заполнения таблицы у учащихся повышается ответственность в профессиональном самоопределении и активность в поиске необходимой информации.

Свежие документы:  Классный час на тему «Правила дорожного движения»

Третье занятие рассчитано на актуализацию особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии, с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора. На этом занятии подросткам дается информация не только о ролевом общении и о необходимости анализа своей роли в группе и учете этих знаний в общении, но и развивается воображение, так как они представляют себя жителями вновь отрытого острова, который им предстоит обжить.

Цель четвертого занятия – определение собственных ценностей, влияющих на выбор профессии. Учащимся предлагается ролевая игра, которая называется «Кадровое агентство», где надо сыграть роль сотрудника кадрового агентства и человека, устаивающегося на работу. Игра проходит в два этапа, сначала из участников группы формируются 2–3 пары: один – сотрудник кадрового агентства, второй – человек ищущий работу. Затем идет обсуждение, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы: «Насколько разговор соответствовал целям, поставленным перед играющими? Вели ли себя участники в соответствии со своими ролями? О чем главном спросил бы я, устраиваясь на работу?» Затем ведущий знакомит учащихся с жизненными ценностями (они даются в приложении), и начинается второй этап. Учащимся предлагается та же ролевая игра, но разыграть её необходимо с учетом новой информации, затем также идет обсуждение.

Пятое занятие посвящено определению собственных целей и знакомству с правилами достижения целей. Учащимся предлагается заполнить бланк «Лестница успеха» (приводится в приложении), в котором надо указать жизненные цели (например: закончить обучение в школе на 4 и 5, поступить в институт или техникум, освоить иностранный язык и т. д.). По окончании выполнения данного упражнения, участники знакомятся с правилами достижения целей и отрабатывают их на основании своих целей, написанных в «Лестнице успеха».

На шестом занятии подростки осваивают алгоритм принятия решения. Для этого им предлагается решить задачу «Два туриста», на которой ребята отрабатывают не только навыки принятия решения, но и навыки общения, убеждения и работы в группе.

Седьмое занятие посвящено самоанализу личности, повышению внутреннего интереса к самому себе; анализу особенностей личности как одного из факторов выбора профессии. Это достигается в ходе знакомства с характеристиками зрелой личности (указаны в приложении) и закрепления алгоритма анализа своих сильных и слабых сторон. Потом участникам дается возможность проработать те качества, которые им необходимы для освоения интересующей профессии. Здесь активизируется воображение учащихся на основании инструкции, которую дает ведущий: они представляют, что попали в необычный магазин и «купили» там те качества, которые им необходимы.

Свежие документы:  Логоритмика – что это такое?

На восьмом занятии происходит анализ способностей, как одного из факторов выбора профессии и повышение интереса членов группы к самим себе. Участникам группы дается информация о способностях, алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон и показывается необходимость самоанализа при принятии серьезных решений. Они заполняют таблицу (дается в приложении), в которой указывают способности, развитые наиболее сильно, наименее выраженые и которыми хотели бы обладать в идеале. А также 5 видов деятельности (дел), которые более всего получаются, получаются хуже всего и которые хотели бы выполнять хорошо.

Девятое занятие направлено на формирование адекватной самооценки и уверенного поведения. Важно показать их значение в достижении цели и поговорить о роли позитивного настроя на успех. Подросткам даётся опыт проживания психологических состояний неуверенности и уверенности в себе и исследование стилей общения, соответствующих этим состояниям. Они знакомятся с вербальным и невербальным общением. Затем заполняют таблицу позитивными высказываниями о ваших личных качествах, чертах характера или достижениях, что положительно влияет на формирование адекватной самооценки.

Десятое занятие позволяет повысить свою самооценку, дает возможность узнать, кем из профессионального мира тебя видят окружающие, то есть взглянуть на себя глазами других людей. Это упражнение выполняется на добровольной основе.

Одиннадцатое занятие показывает роль позитивного настроя на достижение успеха и происходит освоение навыков планирования своего пути. Учащиеся делают определенные упражнения с позитивными и негативными мыслями, отмечают, в каких случаях работалось легче. Вторая часть урока посвящена выполнению рисунков «Я через 5 лет», «Я через 10 лет», «Я через 15 лет». Данное упражнение позволяет подросткам задуматься о своем будущем.

На двенадцатом занятии учащиеся закрепляют полученные знания в ходе данного курса и размышляют по поводу собственного выбора. Участникам зачитывается ситуация (в приложении) и предлагается обсудить её. Потом, опираясь на полученные знания и записи, ребята переходят к анализу собственного решения о выборе профессии. Это и занятие обобщения полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, где участники учатся аргументировано отстаивать свой выбор перед родителями и сверстниками. В первой части занятия проходит ролевая игра «Защита профессии перед родителями», а во второй части подростки пишут «Письмо из будущего».


Учебно-тематический план


Наименование тем

Количество

часов

1.

Мир профессий.

1

2.

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

1

3.

Межличностное взаимодействие.

1

4.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

1

5.

Определение собственных целей.

1

6.

Развитие умений по принятию решений.

1

7.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности.

1

8.

Умение учитывать свои способности при выборе профессии.

1

9.

Составляющие успеха.

1

10.

Я глазами других.

1

11.

Планирование профессионального пути.

1

12.

Выбор профессии.

1


ИТОГО

12

Свежие документы:  Тема мастер-класса: «Конструирование занятие (урока) на тему «Молчание тоже ложь!?» в технологии модерации»


Контроль за эффективностью реализации программы. На каждом этапе работы по программе оценивание происходит через входной и выходной мониторинг (анкета в примечании), а также по субъективным показателям: итоговый шеринг в конце каждого занятия.

Предполагаемы результаты: по результатам программы 248 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: