Антикоррупционная политика в России: история вопроса




Антикоррупционная политика в России: история в России

(в помощь классному руководителю)



Автор

Урманчеева Светлана Александровна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением предметов» города Набережные Челны Республики Татарстан

Номинация

Воспитательная работа











Описание методической разработки.


 Ф.И.О и должность автора :

Урманчеева Светлана Александровна


Образовательное учреждение:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением предметов»


Учебный предмет/предметы (если применимо):

Обществознание, история, экономика, право, литература


Название представляемой работы:

Антикоррупционная политика в России: история вопроса


Класс(ы), профиль (если применимо): 7-11 классы;

гуманитарный, социально-экономический


Форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т.д.):

В качестве дополнительного материала на уроках, факультативах по обществознанию, экономике, праву, литературе, а также в различных внеклассных мероприятиях, классных часах, родительских собраниях, в ходе проведения специальных акций, посвящённых проблемам антикоррупционного воспитания, в образовательных учреждениях.



Цель:

проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с кор­рупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направ­ленной на борьбу с этим негативным явлением.



Задачи:

-познакомить с основными аспектами по проблемам правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;

-углубить знания, полученные ранее в курсе изучения теории государства и права, привести их в целостную систему;

-воспитывать гражданскую ответственность, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.



Приобретаемые навыки детей:

-осуществление самостоятельного поиска информации, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем);

-анализа событий, сравнения, сопоставления с последующим умозаключением



Особенности роли педагога:

-корректное преподнесение материала с соблюдением исторической достоверности;

-подготовительная работа


Формы организации работы детей

Внеклассная, внешкольная




Технические условия:


Используемое оборудование:

компьютер, медийное оборудование

































КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с применением Электронных Образовательных Ресурсов

Предмет: обществознание, экономика, история, право, литература


Класс: 7-11

Название темы занятия:

Антикоррупционная политика в России: история вопроса

Тип занятия: исследование

Назначение: в качестве дополнительного материала на уроках обществознания, экономики, права, литературы, а также на различных внеклассных мероприятиях, классных часах, родительских собраниях, в ходе проведения специальных акций, посвящённых проблемам антикоррупционного воспитания

Задачи занятия:

познакомить с основными аспектами по проблемам правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;

Свежие документы:  Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы»

-углубить знания, полученные ранее в курсе изучения теории государства и права, привести их в целостную систему;

-воспитывать гражданскую ответственность, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.


Оборудование урока и ресурсное обеспечение:


— Компьютер, медийное оборудование,

— учителем в процессе подготовки к уроку используются следующие программы: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

— дополнительный материал.

Познавательный и эмоциональный эффект усилен через применение медийного оборудования. Использование презентационного материала носит иллюстративный характер, но это нисколько не умоляет его достоинств, так как в нём представлена систематизированная информация по истории данного вопроса. Использование информационно- коммуникативных технологий также развивает умения осуществлять самостоятельный поиск информации, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем).


Межпредметные связи:

обществознание, экономика, история, право, литература, русский язык


Результатами деятельности учащихся на занятии можно считать: овладение знаниями по рассматриваемому вопросу на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с кор­рупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направ­ленной на борьбу с этим негативным явлением, в свете последних событий.






Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

  Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в таком непростом вопросе как коррупция.

Вопросы:

  1. Взяточничество и взятки, коррупция.

2. Развитие взяточничества.

3. Борьба со взятками.


  1. Взяточничество на Руси.

5. Борьба с коррупцией в России на современном этапе.

В словаре Ожегова даётся такое определение данному понятию (слайд).

  • КОРРУПЦИЯ — моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупция государственных чиновников. Коррупция во властных структурах.

В России коррупция и взяточничество были присущи должностным лицам всегда, а не являются «новообразованием на теле» правительства современного общества.

Коррупция в России имеет глубокие исторические корни и социальную подоплеку. Чиновничество в России никогда не было особенно законопослушным. А ситуация с законодательством всегда была не на высоте. Еще Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна»

Традиция давать подношения должностным лицам в нашем Отечестве уходит корнями в систему «кормлений», окончательно сформировавшуюся во времена Московского великого княжества (XIV-XV веков). Первое же упоминание о мздоимстве появилось в русских летописях XIII в период становления централизованного государства, в тот момент, когда власть непосредственно от князя, стала переходить в руки его приближенных.

Система кормления работала следующим образом. Доверенные лица великого князя или государя, занимавшие управленческие должности, не получали тогда жалованья из казны. Вместо этого их отправляли в города и волости, где местное население было обязано содержать («кормить») государевых посланников весь срок службы.

«Кормленщики» собирали подношения как натурой (хлебом, мясом, сыром, овсом и сеном для лошадей и т.д.), так и деньгами. В их карман шли судебные пошлины, пошлины за право торговли и другие выплаты. Судя по летописным источникам, произвол и злоупотребления носили массовый характер.

Сообщения учащихся о введении ограничений коррупционных действий правителями на протяжении многовековой истории России (слайды)

Вопросы для проверки:

— В чём заключалась система «кормлений», окончательно сформировавшаяся во времена Московского великого княжества?

— К концу 17 в. в России существовали три вида подношений чиновникам: почести, поминки и посулы. В чём их отличия?

— Так, уголовное право царской России различало два вида данного преступления: мздоимство и лихоимство. В чём заключаются отличительные  особенности данных преступлений? 


— В чём суть «Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах» и кто его автор?


— Охарактеризуйте Декрет СНК «О взяточничестве » от 8 мая 1918 г. В чём заключалось противоречие?


— Каким образом советское «правосознание» объясняло причины коррупционных явлений в государстве?


— Каково отношение народа к проявлениям коррупции? (слайд)



  Работа по изучению законотворческой деятельности правительства России и Республики Татарстан на современном этапе в области антикоррупционной политики  (самостоятельная работа с последующим обсуждением)                                                                                 

     Заключительное слово учителя:

        В начале 2000-х правительство РФ начало демонстрировать желание ограничить коррупцию, предпринята серьёзная попытка разрешить эту проблему. Однако, ввиду широкого размаха этого явления, понизить уровень коррупции до среднемировых стандартов удастся, видимо, еще не скоро. Последние документы, принятые на уровне правительства России, доказывают нам ещё раз насколько серьёзна данная проблема.



Свежие документы:  Урок на тему "Рейтинговые работы по математике в начальной школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: