Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!


МОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

















Классный час:

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»







Учитель

Игнатенко Елена Дмитриевна

Омская область, Исилькульский район, с.Украинка

Разработано для 5-7 классов







2011г



Цель: Воспитывать доброе отношение ко всем окружающим тебя людям.

На доске:

1) Добрым будь не на словах, а поступках и делах.

2) Воспитывай в себе хорошие манеры. Постарайся проявить больше внимания к окружающим тебя людям.

3)Вежливость для человека, то же самое, что и тепло для воска.

4) Вежливость ничего не стоит, но приносит многое.

Ведущий: Ребята, мне бы очень хотелось полушать, как вы умеете приветствовать друг друга, как обращаетесь к родным и близким. (Ребята произносят известные им слова)

Спасибо, теперь я вижу, что приемы вежливого общения вам не чужды!

Итак…. Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали, хотя были совсем не знакомы,

Здравствуйте!

Что особого тем, что мы друг другу сказали,

Просто «здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали, от чего же

На капельку солнца прибавилось в мире?!

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Да, вы правы: «Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» — эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают поистине чудодейственной силой? Ведь это с их помощью можно разогнать в один миг льдинки недоверия и там, где только что царило непонимание и страх, поселилось зерно теплого чувства. Кстати, есть такие люди, для которых быть добрым и вежливым так же просто и естественно, как дышать чистым воздухом.

Поговорим о доброте и вежливости. Прочтите еще раз название классного часа.

Как бы вы объяснили значение этих двух замечательных слов? Воспользуемся таковыми словами Ожигова.

1 ученик Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый, соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек….

2 ученик Можно на эту тему припомнить несколько устойчивых словосочетаний: «Добрая душа», «Добрые глаза» Он добр ко мне. А еще часто говорят… Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время.Оставить добрую память. Добрый — малый –э то о неплохом парне.

1 ученик Люди доброй воли, честные, прямые люди, искренне стремлящиеся к общему благу… По доброй воле делать что то без принуждения- по своему желанию…

Ведущий Ребята, припомните употребляемые формы вежливого обращения со словами доброта.

  1. Будьте добры (будь добр) – форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже.»

  2. «Будь добр, оставь меня в покое» -настойчивое требование .

  3. «Доброго вам здоровья» -приветствие с пожеланием благополучия.

  4. «В добрый час» Пожелание удачи.

  5. «В добрый путь»- пожелание успеха в каком либо начинании.

2 ученик Я знаю несколько афоризмов о доброте»Прекраснейшая музыка души- это доброта» (Ромен Роллан)

«Доброта, она превыше всех благ» (М.Горький)

Ведущий Спасибо. А что вы можете сказать о вежливости?

1ученик Вежливый, значит, соблюдающий правила приличия.

До 6 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» -знаток. «Веже» от «Ведать», «знать» . Это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежливо», позднее превратившееся в слово «вежливость».

Вежливость-это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, приветливость, деликатность, скромность, тактичность.

2ученик Вежливый- учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, внимательный, воспитенный, приличный, тактичный.

1ученик Невежливый- дерзкий, грубый, не культурный, неприветливый, неучтивый, хамоватый, невоспитанный.

Ежели вы вежливы

Ик совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбусе вы поможете

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь вы предложите без просьбы

То есть сами..

Ежели вы вежливы

То в разговорах с тетей

И с дедушкой и с бабушкой

Вы их не перебьете.

С.Я. Маршак

Ведущий «Ежели вы вежливы» — Продолжите перечень вежливых поступков?

а) Входя в помещение, пропустите вперед себя, а не старших.

Б) Придержите дверь идущему за вами человеку

В) не прерывай занятого разговором человека, подожди, пока он освободиться.

Г) Помни, что первым здоровается тот, кто более воспитан.

Ведущий: Как же возникли правила вежливости? Что такое этикет?

1 ученик Миллиарды лет в жизни людей повторялись некоторые обычаи повседневной ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения. Стародавнее слово «Этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество.

Например: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, как взять чашку с чаем и все было строго расписано. –Это в древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний.

Ведущий: Послушайте стихотворение С.Я. Маршака

«Урок вежливости»

Медведя лет пяти шести

Учили, как себя вести

В гостях медведь, нельзя реветь

Нельзя грубить и чваниться

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу.

Не наступать на лапу

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех

Не надо чвакать и зевать,

А кто завоет в сласть,

Тот должен лапой прикрывать разинутую пасть

Послушен будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старых уважай, и бабушку –медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку, лет пяти, шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливый,

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом на публику в метро

И старикам, старухам грозил сломать ребро

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести,

Но видно воспитатели напрасно время тратили…

Для чего автор рассказывает нам о медведе?

Расскажите, кто учи вежливости вас?

Всегда ли у вас получается быть вежливым или нужно еще поучиться?

Ученик: Мы ежедневно встречаемся, прощаемся, обращаемся к кому –ни будь с просьбой и благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую- ни будь оплошность.- и во всех этих ситуациях нашим неизменным спутником выступают «волшебные слова» . Волшебными словами называют «спасибо». Но, и все слова этикета достойны называться волшебными. Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуйте, добрый день, доброе утро, каждый раз одаривая улыбкой того, кто с нами здоровается, и того, кому мы адресуем свое приветствие.

Класс делим на 2-3 группы (в зависимости от количества человек), раздаются каждой группе сценки, ребята знакомятся и обыгрывают сценку.

1сценка:

«Случайный звонок»

Бывает, наберешь номер телефона:

-Алло! Могу я услышать Петю?

Но в ответ слышешь раздраженное…. Нет! Набирайте правильно номер, делать вам нечего, не мешайте мне работать!

2сценка:

«В магазине»

Покупатель весьма решительно входит в магазин, и не замечат тех, кто хочет из него выйти. В дверях создается давка. Все возмущены. Покупатель на конец энергично всех расталкивает и проходит к прилавку, выкрикивая сходу:

-Шоколад есть, сыр есть? В ответ тишина… Покупатель тупо смотрит на витрину….

-Ага, так значит есть!!! Он возмущен молчанием продавцаи ее сердитым взглядом. Через некоторое время продавец словно обретает голос:

-Товары разложены. Цены расставлены. Смотрите, покупайте что надо. Чего спрашивать-то? Плохо видите, очки наденьте!

Вопросы: — Ребята, как вы думаете, приятно было артистам в их роли? А теперь сыграем сценку с учетом тех пожеланий, которые вы высказали.

Ведущий: Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами. Но добро делать не так уж легко! Все люди разные, у каждого свой характер. Собственная глупость, как и собственный гнев, всегда и везде с тобой!

А теперь наш разговор я предлагаю перевести в иное русло. Я хочу спросить, выгодны ли вежливость и доброжелательность? Иными словами, влияют ли грубость и злоба на здоровье человека? (слушаем ответы ребят)

Врачи-психологи тоже пробовали ответить на этот вопрос. Оказывается, половина всех сердечных болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жизней в России,. Результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия. Словами можно ранить и излечить, посеять смятения и развеять сомнения, или можно творить улыбки и слезы.

С помощью слов можно даже вести боевые действия и подтачивать основы государства.

Ученик: Когда мне скажут что-то в лоб

Обидное и очень злое,

Я чувствую себя, как клоп.,

Прижатый к кафелю ногою.

Когда же теплое словцо

Мне ветер донесет мгновенно-

Как с позолотою кольцо

На память я его надену….

Ученик: Послушайте вредные советы:

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!



Вежливые советы:

— Нельзя задавать вопросов о возрасте.

— Нельзя спрашивать собеседника о заработке.

-Нельзя делать комплименты относительно тех качеств, от которых человек хочет избавиться

-Не восторгайся сверх меры.

-Не будь придирой, чтобы себя не срамить, и других не сердить.

Ведущий: Да…Добрым быть совсем не просто…. Один из поэтов написал об этом так:

Ученик: Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо быть добрым

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстей,

Если будем мы с тобой быстрей!

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,,,

И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтоб радость людям дарить

Нужно и добрым и вежливым быть.

Ведущий: Будьте вежливы и добры друг к другу. Ели вы заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.

Ученик: Поклоняясь скажи соседям:

Чай да сахар! Хлеб да соль!

Рыболовам, звероловам-

Теплой ночи у костра,

И богатого улова,

И ни пуха, ни пера!

Пусть людей во всех заботах

Ждут удача и успех,

Чтоб работалось с охотой,

И гулялось без помех!

Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим: !Счастливый час!»

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей

Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Ведущий: Если вы здоровы- вы обладаете не сменным богатством!

Чтоб его беречь, примите совет:

Регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой. Они создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым. Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы. Это конечно же добрые и вежливые слова!

Спасибо, будьте здоровы, здравствуйте, доброе утро, пожалуйста, добрый вечер, извините, будьте любезны, благодарю, добрый день, до свидания, спокойной ночи!

Вы, мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова.

Ученик:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши!

Он бывает то сурово,

То рождено теплом души!

Оно, то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть не нароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В.Солоухин «Слово о словах»…





















Список литературы:

  1. Журнал «Классный руководитель» №7 Москва 2006г.

  2. Журнал «Классный руководитель» №7 Москва 2007г.

  3. Журнал «Классный руководитель» №2 Москва 2006г.

  4. Теоретический и научный журнал «Воспитание школьника» №1. 2007г.



















Свежие документы:  Психологический практикум для педагогов с элементами тренинга по теме "Агрессия. Пути коррекции"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: