Электронные образовательные ресурсы
(ЭОР) как способ эффективного управления уроком
Захарова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка МОУ «СОШ №8»
г. Петровска Саратовской области
Клопкова Юлия Николаевна,
учитель русского языка МОУ «СОШ №8»
г. Петровска Саратовской области
Петровск 2010
В наши дни актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности учителя, которая в своей основе является развивающей и управляющей.
В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере (подробные теоретические сведения об ЭОРах можно найти на сайте , www.rnmc.ru)
Образовательные ресурсы сети Интернет могут улучшить подготовку школьников в области гуманитарных дисциплин, существенно повысить эффективность обучения. Они предоставляют такие возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействуют формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.
В сети имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся. Для интеграции интернет-ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru), информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ресурсов осуществлены на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).
Наряду с крупными образовательными интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими компаниями, существуют менее масштабные индивидуальные проекты учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе. Эти ресурсы отличаются меньшей функциональной стабильностью, зачастую содержат рекламу, но являются плодом творческой деятельности педагогов-практиков и получают признание коллег.
Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Практическая значимость этих ресурсов для подготовки и проведения занятий по гуманитарным дисциплинам очевидна, т.к. это открытый доступ к полнотекстовым электронным информационным ресурсам — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, научно-популярным статьям. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.
При изучении нового материала очень важно создать атмосферу погружения в контекст изучаемой эпохи, ознакомиться с историческими особенностями, оказавшими влияние на творчество того или иного писателя. Учитель вместе с учащимися может сделать тематический подбор ресурсов, содержащих документы эпохи, фотографии, архивы, мемуары, воспоминания современников; воссоздать историческую атмосферу с помощью мультимедийных ресурсов Сети, доступных в «едином окне» образовательных порталов. В работе могут быть использованы опережающие индивидуальные или групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информации, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопросами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.
Педагогически целесообразна работа с сетевыми журналами, электронными изданиями, которые позволяют подготовить обзор литературных новинок, создать дайджест ведущих международных изданий. Организация разнообразной познавательной деятельности, обсуждение актуальной информации способствуют формированию критического мышления, развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного «живого» материала открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определенного реального результата.
Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа может быть организована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, ее гидами.
Учителям гуманитарных предметов следует привлекать наиболее подготовленных и увлеченных школьников в качестве своих ассистентов, ведущих. Более продуктивной является работа в группах, где происходит взаимодействие, обучение в сотрудничестве. Одни ученики хорошо владеют предметным содержанием, другие обладают навыками в области использования компьютера, поиска в сети Интернет, знанием необходимых программ для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов. Активная совместная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения образовательного путешествия по художественным галереям, литературным музеям значительно повышает эффективность процесса овладения материалом.
Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ, ГИА, содержащих демонстрационные материалы, методику оценки ответов.
Сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования. Он должен знать документы по модернизации системы образования, по профильному обучению, стандартам базовой и профильной школы, разнообразные программы. Для учителей-предметников в сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся интернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учеными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.
Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной и адекватной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.
С применением ЭОР в учебном процессе увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя, проще становится сам процесс управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, так как урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная работа педагога требует соответствующей подготовки, соответствия требованиям времени. Зато главные преимущества — повышение эффективности учебного процесса, усиление
воспитательной функции, эффективность управления деятельностью обучающихся налицо.
Библиографический список
katalog.iot.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образовательные ресурсы сети Интернет по предметам образовательной программы (русский язык, литература)
Примерные программы и государственные стандарты
http ://www. mon.gov. га/ work/obr/ dok
Книжная поисковая система eBdb
http: //www.ebdb. ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
https://www.slovari.ru/default. aspx?p=2572
Малый академический словарь (MAC)
Машинный фонд русского языка
Национальный корпус русского языка
Орфография и пунктуация
http://www.hi—edu.ru/e—books/xbookl42/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
http://www.natahaus.rn/index.php7newsicH 1146086920
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
Автоматическая обработка текста (АОТ)
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp
http://tramvision.ru/words/ana.htm
«Балда» на «Грамоте.ру»
http://igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала «Грамота.ру»
http://www.spravka.gramota.ru/buro.html
«Вавилонская Башня» (морфологический анализ)
http://starling.nnet.ru/cgi—bin/morphque.cgi?encoding=win
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сен
Журнал «Язык человека»
http://www.philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
http://learning—russian.gramota.ru/idictation.html
Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http: //www. rm. kirov. ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
Лингвомания
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it—n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
НП «Телешкола»
http ://www. i nternet-school. ru
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку
http: //www.svetozar. ru
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
http://www.spravka.gramota.ru/blang.html
Портал «Культура письменной речи»
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
http://learning—russian.gramota.ru
Синтаксис современного русского языка
http://www.hi—edu.ru/e—books/xbook089/01/index.html7part-029.htn
Слова-палиндромы
http://tramvision.ra/words/pal.htm
Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
http://www.hi—edu.ru/e—books/xbookl07/01/index.html
Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
CTEHГA3ETA.NET (лингвистические задачи)
Стилистика русского языка: Учебное пособие
http ://www. hi -edu. ru/e-books/xbook02 8/01 /index, html
Теория текста
https://evart ist. narod. ru/text 14/01. htm
Учебник грамоты
http://learning—russian.gramota.ru
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология
http://learning—russian .gramota.ru
Этимология
http://community.livejournal.com/etymology_ru
Язык русской деревни (диалектологический атлас)
http://www.gramota.ru/book/village
Рейтинг литературных сайтов
«Букинист» — поисковая система. Описание языка запросов
Кладовка — коллекция ссылок
Новая литература. Литературно-художественный журнал
XX век Авторский сайт Леонида Каганова
Александр Зорич — творчество писателя
http: //www. zorich.ru/
Александр Левин — музыка, стихи, компьютеры
Андрей Кивинов — официальный сайт писателя
Андрей Константинов — официальный сайт
http://www.akonstantinov.spb.ru/
Анна Ахматова. Царственное слово
Борис Акунин. Сочинения
http: //www. aku n i n. га/
Даниил Андреев — биография и архив поэта
http://www.urania.ru/fond/biography.html
Открытый архив Даниила Андреева в Интернете
Иван Бунин. Рассказы и стихотворения
http://geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin
Макс Фрай — страница писателя
Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе
Творчество В. Пелевина
http://pelevin.nov. га/
Творчество Ю. Мориц
http://www.owl.ru/morits
Фандорин — представление литературного героя
«Вавилон» — современная русская литература
Литературное кафе в Интернете
http://www.tema.ru/rrr/litcafe
Поэзия и проза участников последних войн
http:/ /www. a rtofwa г. spb. ru
«Русский переплет» — литературный интернет-журнал
Серебряного века силуэт…
http ://www. silverage. ru/
Булат Окуджава. Стихи и песни
http://frol96.narod.ru/library/okujava/okujava.htm
Высоцкий: время, наследие, судьба
Иосиф Бродский
Иосиф Александрович Бродский — материалы о поэте
Иосиф Бродский — тексты стихотворений поэта
http://josephbrodsky.narod.ru/
Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941
Мир Марины Цветаевой
Николай Гумилев: электронное собрание сочинений
http ://www.gu m i le v. ru/
Осип Мандельштам
Расул Гамзатов — произведения поэта
«Vivos Voco!» — Борис Слуцкий
https://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LlTRA/SLUOO.HTM
«Артикул» — электронная библиотека поэзии
«Ковчег» — русская и советская поэзия
Лаборатория рифмы — все о рифме и стихосложении
«Мастера и Маргарита» — о русских поэтах XX века
Орден куртуазных маньеристов
Поэзия Московского университета
«Поэзия.ру» — литературно-поэтический сайт
Рисунок акварелью — поэзия Серебряного века
Русская поэзия XIX и XX веков
Русская поэзия шестидесятых годов
Современная русская поэзия
«Стихи.ги» — коллекция современной русской поэзии
Стихотворение на каждый день
http://www.yabloko.ru/News/p-9805.html
Центр русской поэзии