Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как способ эффективного управления уроком












Электронные образовательные ресурсы

(ЭОР) как способ эффективного управления уроком

Захарова Ольга Геннадьевна,

учитель русского языка МОУ «СОШ №8»

г. Петровска Саратовской области

Клопкова Юлия Николаевна,

учитель русского языка МОУ «СОШ №8»

г. Петровска Саратовской области













Петровск 2010

В наши дни актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности учителя, которая в своей основе является развивающей и управляющей.

В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере (подробные теоретические сведения об ЭОРах можно найти на сайте , www.rnmc.ru)

Образовательные ресурсы сети Интернет могут улучшить подготовку школь­ников в области гуманитарных дисциплин, существенно повысить эффек­тивность обучения. Они предоставляют такие возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействуют формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учите­лей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию стано­вится очевидной.

В сети имеется большое количест­во материалов, адресованных преподавателям и учащимся. Для интеграции интернет-ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru), информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ре­сурсов осуществлены на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).

Наряду с крупными образовательными интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими кол­лективами, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими компаниями, существуют менее масштабные ин­дивидуальные проекты учителей и методистов, выполненные по их личной ини­циативе. Эти ресурсы отличаются мень­шей функциональной стабильностью, зачастую содержат рекламу, но являются плодом творчес­кой деятельности педагогов-практиков и получают признание коллег.

Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования яв­ляются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Практическая значимость этих ресурсов для подготовки и проведения занятий по гуманитарным дисцип­линам очевидна, т.к. это открытый доступ к полнотекстовым электронным информацион­ным ресурсам — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художествен­ным произведениям, научно-популярным статьям. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.

При изучении нового материала очень важно создать атмосферу погружения в контекст изучаемой эпохи, ознакомиться с историческими особенностями, оказавшими влияние на творче­ство того или иного писателя. Учитель вместе с учащимися может сделать тематический подбор ресурсов, содержащих документы эпохи, фотогра­фии, архивы, мемуары, воспоминания современников; воссоздать историческую атмосферу с помощью мультимедийных ресурсов Сети, доступных в «едином ок­не» образовательных порталов. В работе могут быть использованы опережающие индивидуальные или групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информа­ции, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопро­сами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.

Педагогически целесообразна работа с сетевыми журналами, электронными изданиями, которые позволяют подготовить обзор литературных новинок, создать дайд­жест ведущих международных изданий. Организация разнообразной познава­тельной деятельности, обсуждение актуальной информации способствуют фор­мированию критического мышления, развитию информационной и коммуника­тивной компетентности учащихся.

Свежие документы:  Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин» 4 класс

Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного «живого» материала открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации. На основе вы­явления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятель­ность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определенного реального ре­зультата.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вы­зывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа может быть ор­ганизована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, ее гидами.

Учителям гуманитарных предметов следует привлекать наиболее подготовленных и увлеченных школьников в качестве своих ассистентов, ведущих. Более продуктивной является работа в группах, где происходит взаимодействие, обучение в сотрудничест­ве. Одни ученики хорошо владеют предметным содержанием, другие обладают навы­ками в области использования компьютера, поиска в сети Интернет, знанием необ­ходимых программ для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов. Ак­тивная совместная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения образовательного путешествия по художественным галереям, литературным музеям значительно повышает эффективность процесса овладения материалом.

Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подго­товке к ЕГЭ, ГИА, содержащих демонстрационные материалы, методику оценки ответов.

Сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования. Он должен знать доку­менты по модернизации системы образования, по профильному обучению, стан­дартам базовой и профильной школы, разнообразные программы. Для учителей-предметников в сети представлены мето­дические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди об­разовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, луч­шие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сай­тах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических универси­тетов. В Сети проводятся интернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материа­лы размещаются в открытом доступе. Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать свое профес­сиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Интернет-се­минары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального вре­мени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учеными-педаго­гами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поде­литься накопленным опытом, опубликовать методические разработки в элект­ронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.

Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная дея­тельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффектив­ной и адекватной, если ее информационное обеспечение выстраивается с приме­нением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.

С применением ЭОР в учебном процессе увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя, проще становится сам процесс управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, так как урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная работа педагога требует соответствующей подготовки, соответствия требованиям времени. Зато главные преимущества — повышение эффективности учебного процесса, усиление
воспитательной функции
, эффективность управления деятельностью обучающихся налицо.



Библиографический список

www.rnmc.ru

katalog.iot.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ

Образовательные ресурсы сети Интернет по предметам образовательной программы (русский язык, литература)

Свежие документы:  Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Примерные программы и государственные стандарты

http ://www. mon.gov. га/ work/obr/ dok

Книжная поисковая система eBdb

http: //www.ebdb. ru

Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка

https://www.slovari.ru/default. aspx?p=2572

Малый академический словарь (MAC)

http://febweb.ru

Машинный фонд русского языка

http://cfrl.ru

Национальный корпус русского языка

http://www.ruscorpora.ru

Орфография и пунктуация

http://www.hiedu.ru/ebooks/xbookl42/01/index.html

Правила русской орфографии и пунктуации

http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

http://www.natahaus.rn/index.php7newsicH 1146086920

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя

http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html

Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова

http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru

Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»

http://slovari.gramota.ru

Частотный словарь русского языка С.А. Шарова

http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp

Этимологический словарь М.Р. Фасмера

http://vasmer.narod.ru

Автоматическая обработка текста (АОТ)

http://www.aot.ru/onlinedemo.html

Анаграммы

http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp

http://tramvision.ru/words/ana.htm

«Балда» на «Грамоте.ру»

http://igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала «Грамота.ру»

http://www.spravka.gramota.ru/buro.html

«Вавилонская Башня» (морфологический анализ)

http://starling.nnet.ru/cgibin/morphque.cgi?encoding=win

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://vip.km.ru/vschool

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

http://rus.rusolymp.ru

Говорим и пишем правильно

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сен

http://rus. lseptember.ru

Журнал «Язык человека»

http://www.philol.msu.ru/~humlang

Коллекция интерактивных диктантов

http://learningrussian.gramota.ru/idictation.html

Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»

http: //www. rm. kirov. ru

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org

Лингвомания

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

http://itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

НП «Телешкола»

http ://www. i nternet-school. ru

Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку

http: //www.svetozar. ru

Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)

http://www.spravka.gramota.ru/blang.html

Портал «Культура письменной речи»

http://www.gramma.ru

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

http://learningrussian.gramota.ru

Синтаксис современного русского языка

http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook089/01/index.html7part-029.htn

Слова-палиндромы

http://tramvision.ra/words/pal.htm

Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной

http://www.hiedu.ru/ebooks/xbookl07/01/index.html

Справочно-информационный портал «Грамота.ру»

http://www.gramota.ru

CTEHГA3ETA.NET (лингвистические задачи)

http://www.stengazeta.net

Стилистика русского языка: Учебное пособие

http ://www. hi -edu. ru/e-books/xbook02 8/01 /index, html

Теория текста

https://evart ist. narod. ru/text 14/01. htm

Учебник грамоты

http://learningrussian.gramota.ru

Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология

Свежие документы:  "Формирования навыков самостоятельности на уроках физической культуры у учащихся второй ступени"

http://learningrussian .gramota.ru

Этимология

http://community.livejournal.com/etymology_ru

Язык русской деревни (диалектологический атлас)

http://www.gramota.ru/book/village



Рейтинг литературных сайтов

http://rating.rinet.ru/

«Букинист» — поисковая система. Описание языка запросов

http://bukinist.agava.ru/

Кладовка — коллекция ссылок

http://scifi.hut.ru/

Новая литература. Литературно-художественный журнал

http://newlit.ru/

XX век Авторский сайт Леонида Каганова

http://lleo.aha.ru/

Александр Зорич — творчество писателя

http: //www. zorich.ru/

Александр Левин — музыка, стихи, компьютеры

http://levin.rinet.ru/

Андрей Кивинов — официальный сайт писателя

http://www.kivinov.ru/

Андрей Константинов — официальный сайт

http://www.akonstantinov.spb.ru/

Анна Ахматова. Царственное слово

http://www.akhmatova.ru/

Борис Акунин. Сочинения

http: //www. aku n i n. га/

Даниил Андреев — биография и архив поэта

http://www.urania.ru/fond/biography.html

Открытый архив Даниила Андреева в Интернете

http://www.urania.ru/Archive

Иван Бунин. Рассказы и стихотворения

http://geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin

Макс Фрай — страница писателя

http://www.frei.ru/

Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе

http://maximgorkiy.narod.ru/

Творчество В. Пелевина

http://pelevin.nov. га/

Творчество Ю. Мориц

http://www.owl.ru/morits

Фандорин — представление литературного героя

http://www.fandorin.ru/

«Вавилон» — современная русская литература

http://www.vavilon.ru/

Литературное кафе в Интернете

http://www.tema.ru/rrr/litcafe

Поэзия и проза участников последних войн

http:/ /www. a rtofwa г. spb. ru

«Русский переплет» — литературный интернет-журнал

http://www.pereplet.ru/

Серебряного века силуэт…

http ://www. silverage. ru/

Булат Окуджава. Стихи и песни

http://frol96.narod.ru/library/okujava/okujava.htm

Высоцкий: время, наследие, судьба

http://otblesk.com/vysotsky

Иосиф Бродский

http://www.bz.spb.su/brodsky

Иосиф Александрович Бродский — материалы о поэте

http://brOO.narod.ru/

Иосиф Бродский — тексты стихотворений поэта

http://josephbrodsky.narod.ru/

Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941

http://www.crea.ru/cvetaeva

Мир Марины Цветаевой

http://www.ipmce.su/~tsvet

Николай Гумилев: электронное собрание сочинений

http ://www.gu m i le v. ru/

Осип Мандельштам

http://mndlstam.chat.ru/

Расул Гамзатов — произведения поэта

http://www.dgu.ru/~rasul

«Vivos Voco!» — Борис Слуцкий

https://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LlTRA/SLUOO.HTM

«Артикул» — электронная библиотека поэзии

http://www.ipmce.su/~igor

«Ковчег» — русская и советская поэзия

http://poetry.hl.ru/

Лаборатория рифмы — все о рифме и стихосложении

http://rifma.com.ru/

«Мастера и Маргарита» — о русских поэтах XX века

http://malinsk.narod.ru/

Орден куртуазных маньеристов

http://www.okm.ru

Поэзия Московского университета

http://www.poesis.ru/

«Поэзия.ру» — литературно-поэтический сайт

http://www.poezia.ru/

Рисунок акварелью — поэзия Серебряного века

http://risunok.kulichki.net/

Русская поэзия XIX и XX веков

http://www.fplib.ru/

Русская поэзия шестидесятых годов

http://www.ruthenia.ru/60s

Современная русская поэзия

http://poet.da.ru

«Стихи.ги» — коллекция современной русской поэзии

http://www.stihi.ru/

Стихотворение на каждый день

http://www.yabloko.ru/News/p-9805.html

Центр русской поэзии

http://crp.rmc.spb.ru/





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: