Интегрированный урок как условие повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Асбестовского городского округа






Интегрированный урок как условие повышения развивающего и   воспитательного потенциала учебного процесса






Исполнитель:

Кириллова Галина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория










2013 г.




Интегрированный урок как условие повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса


На современном этапе развития России роль образования проявляется в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, высококультурные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Данное требование к человеческому ресурсу социума обуславливает необходимость развития школы, ее модернизации, преобразования целевых установок, модификации практики обучения и воспитания.

Перед современной школой стоят задачи, связанные в большей степени с личным развитием ребенка, чем с его учебными успехами, с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития детей, для подготовки человека, способного мыслить общечеловеческими категориями, для воспитания в каждом школьнике потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии, для формирования у учеников широкого и гуманного взгляда на мир.

В соответствии с новой образовательной инициативой «Наша новая школа», ориентируясь на запросы современного общества и непосредственных участников образовательного процесса — родителей и учащихся, осознаю необходимость преобразований для оптимизации личностного развития и повышения уровня общей культуры школьников, формирования у них целостного представления о мире, системы образовательных и социальных компетенций, необходимых для успешной интеграции в социум.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». «Стратегия модернизации содержания общего образования» и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик в процессе обучения должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобится ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.

Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у российских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы. Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений.

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся.

Добиться положительного результата в обучении, активизировать познавательную деятельность воспитанников возможно за счёт использования приемов и методов эффективных образовательных технологий (технологии В.Н. Зайцева «От репродукции к творчеству» (опыт представлен на мастер-классе для педагогов города в 2006 году), приемов интерактивного обучения (опыт использования которой я предъявляла педагогическому сообществу на августовской конференции в 2007 году на заседаниях ГПО учителей русского языка и литературы в 2008 и 2011 годах) и интегрированного обучения (опыт использования был представлен педагогам школы № 8 в апреле 2012 года и педагогическому сообществу на городском семинаре в декабре 2012 года. Урок «Что в малахитовой шкатулке?» (сказы П.П.Бажова), проведенный совместно с учителем ИЗО Хрушких В.М., содержал не только элементы интеграции, но и выстраивался на основах деятельностного подхода в обучении.).

Именно использованию в личной практике приемов интегрированного обучения посвящена моя работа.

Объект исследования. Процесс проектирования и проведения интегрированных занятий

Предмет исследования. Формирование ключевых компетентностей школьников через использование приемов и методов интегрированного обучения.

Цель работы. Выявить закономерности функционирования модели интеграции образования, условия и способы ее реализации для повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса

Задачи.

1. Изучить литературу по данному вопросу и выявить условия формирования и развития ключевых компетентностей школьников через использование приемов и методов интегрированного обучения.

2. Спроектировать и апробировать интегрированное занятие разных моделей.

3. Проследить динамику развития ключевых компетентностей детей

Методы исследования.

Теоретический: изучение публикаций по данному вопросу.

Эмпирический: беседы, изучение практических работ детей.

Статистический: сравнительный анализ результатов исследования.

Основополагающими принципами являются :

— научность

-системность

-эффективность

-учёт индивидуальных способностей и запросов учащихся

— перспективность

— технологичность

Гипотеза.

Для учащихся

Для учителя

-Интеграция как средство обучения должна дать ученику метазнания, метаумения, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.


Использование приемов и методов интегрированного обучения совместно с информационными технологиями должно позволить повысить эффективность образовательного процесса, осуществлять на качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, способствовать формированию и развитию ключевых компетентностей учащихся

Методологической основой является идея о единстве научных знаний древних мыслителей: Аристотеля, Демократа, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

Во второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующее значение. Остро встаёт вопрос о создании интегрированных курсов.

Свежие документы:  Пальчиковая гимнастика для развития речи детей

Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение – подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интергративный характер. Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок.

Научная новизна работы заключается в том, что выявлены отдельные пути формирования и развития ключевых компетентностей школьников при организации работы в процессе подготовки и при проведении интегрированного урока в школе.

Практическая значимость заключается в апробировании методических материалов для учителей русского языка и литературы по использованию приемов интегрированного обучения, создание системы проведения интегрированных занятий для индивидуального педагога, коллег-единомышленников.

База исследования.

Работа проводилась автором в течение двух лет в МБОУ СОШ № 8 и 11 г. Асбеста Свердловской области.


Этапы и сроки работы.

Работа планируется на 4-5 лет, проводилась поэтапно, на данный момент не является завершенной.

На первом этапе (20011г.) изучалась литература по избранной теме, проводились начальные констатирующие исследования по данной проблеме, на основе методических рекомендаций был разработан план педагогических действий.

На втором этапе (2012 год) были проведены учебные занятия, базирующиеся на использовании приемов интегрированного обучения, опубликованы материалы для публичного ознакомления педагогическим сообществом и получения рекомендаций на страницах интернет – порталов.

На третьем этапе (2013-15гг) предполагается активное использование приемов интегрированного обучения, проведение межпредметных занятий и включение в создание межпредметных проектов, будет проведён сравнительный анализ исследования, сделаны выводы.

Какие проблемы привели к осознанию необходимости методической разработки данной темы?

  • в рамках классно-урочной системы школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;

  • обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;

  • узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления;

  • в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами;

  • предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку.


Решение проблем направлено как на учащихся, так и на педагогов школы и предполагало деятельность по направлениям:

обучающиеся

педагоги

-включение в активную творческую деятельность;

-формирование значимых интеллектуальных и социально-личностных умений;

-повышение мотивации к учению, самообразованию во внеурочное и урочное время за счёт нестандартной формы работы;

-познание мира в многообразии и единстве

-актуализация знаний об интеграции как средстве повышения развивающего и воспитательного потенциала урока;

— мотивация на включение в интегрированную деятельность;

-повышение уровня профессионализма учителя через включение в интегративные процессы обучения


Я составила план деятельности творческой группы коллег – единомышленников, в которую были включены следующие этапы:

  • Изучение методической литературы по теме;

  • Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий интегрированного характера Участие в интернет-конкурсах: « Грамотей +» и открытом Национальном конкурсе социальной рекламы (проектирования) «Новое пространство России» для МОЛОДЕЖИ в 2011/12 гг. под девизом: «Добродетели — основа нравственной России»;

  • Проведение открытых мероприятий для педагогического сообщества

  • Обобщение приобретенного группой опыта, рефлексия.

В ходе реализации плана деятельности я пришла к некоторым выводам, с которыми хочу поделиться в этом докладе.

Начну с определения понятия «интеграция». В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.

Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С.И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г.И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира; И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов одного цикла

Для себя я приняла за основу определение интеграции, представленное в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Выяснила, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:

  • это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе.

  • это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). Интеграция также — средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь, она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

• повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях

• организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Однако при подготовке к занятиям интегрированного характера я столкнулась с рядом трудностей:

  • выбор темы: главное — выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

  • если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

  • Надо обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал; продумать и изготовить на предыдущих уроках нужные в практической работе заготовки. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

  • Определение типа и формы интегрированного урока

Интегративное заданиеразновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию и личный опыт учащихся

Межпредметная проблемная ситуацияспровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри– и межпредметной интеграции

Межпредметные проекты

могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования












ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Каждый интегрированный урок следует своим задачам.

Интегрированный урок на тему: «Удивительный мир чисел и числительных», 6 класс

Тип урока: обобщающий урок — практикум;

Цель урока: обобщение и систематизация знаний имени числительного

Задачи.
1) Обучающая.
Знать:

  • историю происхождения имени числительного;

  • чем отличается число от имени числительного;

  • основные понятия об имени числительном;

  • в чем состоят особенности склонения числительных;

  • о языковой норме употребления числительных в устной речи;


Уметь:

  • определять разряд числительных и их тип по строению;

  • грамотно употреблять в устной и письменной речи имя числительное, работая с математическими и лингвистическими текстами;

  • высказываться на предложенную тему — пользоваться справочной литературой.

2) Развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.

  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

  • развивать ОУУН, при которых учащийся:

— определяет учебную задачу;

— выстраивает рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

— осуществляет самоконтроль учебной деятельности;

— сотрудничает при решении учебных задач;

— планирует собственную деятельность.

— задает вопросы разного вида;

— наблюдает за изучаемым объектом в различных условиях.

— определяет понятия по существенным признакам;

— выявляет свойства объекта;

— выделяет критерии для сравнения и осуществляет сравнение;

— систематизирует информацию;

— доказывает утверждение, тезис;

— формулирует вывод,

— продолжает и развивает мысль собеседника;

— использует структурирующие фразы;

— соотносит собственную деятельность с деятель­ностью других;

— ведет диалог;

— кратко формулирует свои мысли


3) Воспитательная:

  • воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы, используя материал других школьных дисциплин: географии, математики, литературы, биологии, физической культуры, астрономии, химии, истории, музыке, искусству.

Методы и приёмы:
Вербальные – беседа, рассказ, сообщение, ответ при работе в паре, индивидуальный ответ;
Визуальные – таблица, тексты, ppt – презентации, лингвистические и развивающие задачи, пословицы, поговорки, частушки, деформированные тексты, тест.


Важно организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по нескольким предметам

Создать условия для развития познавательной деятельности.


Урок по литературе в 5 классе«Сказы П.П.Бажова»
Тема: «Что в малахитовой шкатулке?» (сказы П.П.Бажова)

Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П.П.Бажова
Задачи:

  • повторить основные сведения о жизненном и творческом пути П.П. Бажова;

  • выявить художественную идею сказа, отличия сказа от сказки;

  • определить особенности художественных образов, созданных Бажовым;

  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении;

  • развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

  • повторить и обобщить впечатления о прочитанных сказах;

  • закрепить навык отзыва о прочитанном произведении;

  • развитие познавательной активности учащихся.

  • эстетическое, морально-нравственное, патриотическое воспитание учащихся;


Планируемый результат и результат усвоения знаний

Предметные: Знать содержа­ние прочитанных произведений.

Уметь восприни­мать и анализи­ровать тексты, оп­ределять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблема­тику произведе­ния, давать харак­теристику герою, аргументированно формулиро­вать свое отноше­ние к прочитанно­му произведению

Метапредметные и универсальные учебные действия:

Личностные:

осваивает новые виды деятельности; участвует в творческом , созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Признает общепринятые морально- этические нормы.

Регулятивные:

принимает и сохра­няет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные:

осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, дополнительной литературе.

Коммуникативные:

строит неболь­шие монологические высказывания, осуществляет совместную деятель­ность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач





Результативность опыта.

Для проверки эффективности работы учителя было проведено анкетирование: ученики отдают предпочтение данным формам обучения. 100% учащихся считают возможным и нужным применение интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, информационных технологий, поскольку, по их мнению, такие технологии способствуют всестороннему развитию личности (75%), учат работе с различными источниками информации (86,7%), учат самоанализу деятельности (65%), позволяют по-новому взглянуть на изучаемый материал (93%).

Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).

Специально разработанные интегрированные уроки, проводимые систематически, должны дать вполне конкретные результаты, а именно:

1) повышение уровня знаний учащихся, которое проявляется в глубине усваиваемых понятий, понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

3) существенное эмоциональное развитие школьников, основанное на привлечении музыки, изобразительного искусства, художественного труда, литературы и других предметов;

4) развитие познавательных интересов детей, что проявляется в стремлении детей к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) участие школьников в творческой деятельности, результатом которой становятся их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. На этом основании можно сделать вывод о большем воспитательном и развивающем потенциале интегрированных уроков.

Были получены следующие результаты:

1. Увеличилось количество учащихся, использующих при подготовке презентации по отчету о проделанной работе возможностей Microsoft PowerPoint (информационная компетентность)

2. При формировании групп для проведения исследований и определении формы представления результатов школьники чаще стали выбирать коллективную форму деятельности (социальная компетентность)

3. Увеличилось количество учащихся, участвующих в работе по подготовке и презентации учебных проектов (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности)

4. Получили развитие ключевые компетенции учащихся.

Предметные компетенции:

— знания и умения по анализу текста

— развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе

— творческие литературные успехи

Межпредметные компетенции:

— языковая

— информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике

Личностные компетенции:

— формирование критического отношения к своему опыту

— осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости

— умение работать в коллективе

— умение самостоятельно получать знания и умения

— коммуникативные

5. Серия интегрированных уроков удовлетворяет компетенциям, заявленным в стандартах образования по русскому языку и литературе 2004 года. Достаточный уровень сформированности ключевых компетентностей позволил моим выпускникам успешно пройти аттестационные процессы.

По итогам учебного года в классах была 100% успеваемость, 52% составлял процент качества по русскому языку и 64 % по литературе. Положительными были отзывы педагогов о подготовке учащихся, их работоспособности. Басыйрова Т.В. (заместитель директора по воспитательной работе школы): «Учащиеся 11 класса имеют высокий уровень работоспособности, ориентированны на выполнение творческих заданий. Школьники обладают достаточным уровнем сформированности коммуникативной, речевой и лингвистической компетентностей. Владеют новыми информационными технологиями, готовы к успешной реализации учебных задач. Учащиеся обучены работать в группах, индивидуально, смотивированы на активное участие во внеурочной деятельности. Дети проявляют своё умение работать самостоятельно как на уроках, так и во время подготовки к конкурсам различных уровней».


С целью получения внешней оценки я регулярно заявляю на участие проекты учащихся в различных конкурсах разных уровней. Получение призовых мест детей радует и мотивирует на активное участие в подготовке следующих учебных проектов. (2011г. -2013 г.)

Присвоение ребёнком метазнаний, метаумений способствовало:

— развитию чувства собственного достоинства;
— повышению уровня рефлексии и самосознания;
— росту познавательной активности;
— изменению мотивов поведения;
— развитию эмпатии;
— гуманизации системы отношений с миром и самим собой;
— повышению уровня понимания и принятия другого человека;
— переструктурированию интересов в сторону их социализации;
— развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период;
— личностному росту; росту креативности


Проведённое мною исследование вопроса об использовании элементов интегрированного обучения школьников позволило сделать следующие выводы:

— Изучение литературы по данному вопросу и выявление условий формирования и развития ключевых компетентностей школьников при использовании элементов интегрированного обучения показало, что этот вопрос ещё недостаточно проработан в литературе относительно чёткой градации по ступеням обучения, классам, по формированию и развитию ключевых компетентностей через интегративные процессы.

— Требует разработки система подготовки интегрированных занятий, которую необходимо считать частью работы со школьниками по формированию и развитию ключевых компетентностей и универсальных учебных действий при работе по стандартам второго поколения.

— На 3 этапе реализации проекта необходим отлаженный мониторинг эффективности системы подготовки и проведения интегрированных занятий и отслеживание динамики развития ключевых компетентностей учащихся.

Таким образом, была подтверждена гипотеза: использование занятий интегрированного характера является одним из условий повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса



Список литературы.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

https://минобрнауки.рф/

  1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы”

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/

  1. «Стратегия модернизации содержания общего образования»

https://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/

  1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.,1989.

  2. Программа развития школы № 11 на 2010-2013 г

https://sch11.edusite.ru/p5aa1.html



Сведения об авторе: Кириллова Галина Валерьевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11, первая квалификационная категория.

Телефон: 6-51-55 Адрес электронной почты: kirillova.asb@yandex.ru

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: