Интеллектуально-соревновательная игра «Знатоки железнодорожного транспорта»




Негосударственное образовательное учреждение

«Школа-интернат №19» среднего (полного) общего образования

ОАО «РЖД» г. Новокузнецк

   









Интеллектуально-соревновательная

игра


«Знатоки железнодорожного

транспорта»




(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)











Разработала:

воспитатель 11 ФМК

Болдарева Н.С




г. Новокузнецк

2010г.



Нельзя любить то, чего не знаешь.

 Н. Сладков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

К интеллектуально — соревновательной игре

«Знатоки железнодорожного транспорта». 

 

 

1. Актуальность: В ходе социально-экономических реформ, изменившейся социально-педагогической ситуации, ценностных ориентиров молодежи существенно меняются и целевые ориентиры воспитательно — образовательного процесса. Время формирования молодого поколения по заранее заданным стереотипам прошло. В настоящее время ставится приоритет на формирование свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления со всем разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного развития.

Одной из главных составляющих системы воспитания является формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. На сегодняшний день для выпускников школы — интерната важно не только приобрести успешные навыки будущей профессии, но и быть конкурентно способными на рынке труда. Одной из основных составляющих конкурентной способности выпускника является его социальная квалификация, которая подразумевает уровень развития личности, успешность навыков общения, личные качества и достоинства.  

Концепция интеллектуально — соревновательной игры «Знатоки железнодорожного транспорта» состоит в том, что у воспитанников должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные личностные качества.

Педагогическая основа реализации деятельности строится по трем направлениям:

Индивидуальный подход — рассматривает человека с позиции индивида, с его особенностями и характерными чертами (работа капитанов).

Деятельностный подход — рассматривает события и явления на основе деятельности субъектов, включенных в систему социальных взаимоотношений, а также подразумевает повышение доли самостоятельности воспитанников в деятельности.

Индивидуально-деятельностный подход — это подход, раскрывающий события и явления с позиции индивидуальных способностей участников деятельности, тесная связь поколений.





2. Новизна формы проведения мероприятия, где игровое поле в виде (аббревиатуры — РЖД), а представитель от команды является «локомотивом».

Первым шагом на этом пути является именно познание, а также эмоциональное восприятие того или иного вопроса или действия. Только после этого начинается продуктивная работа мысли.

  Воспитанники получают «эмоциональный импульс». Следующий шаг – «усвоение порции знаний». И в заключение – задания (вопросы) дают детям возможность анализировать полученные знания и применить их на практике. А такая возможность у воспитанников школы-интерната есть. (Каждое лето воспитанники проходят педагогическую практику на ДЖД).



Цель: посредством игры, знакомство воспитанников с историей железнодорожного транспорта, его современным развитием и ролью в жизни человека.


Задачи:

  1. Воспитывать любовь и уважение к труженикам стальных магистралей;

  2. способствовать развитию познавательного интереса подрастающего поколения, стремлению к осознанному выбору будущей профессии на железнодорожном транспорте;

  3.  углубить и расширить имеющиеся у воспитанников знания о железнодорожных профессиях, знания о железнодорожном транспорте;

  4. продолжать и преумножать традиции своей школы и родителей.




Подготовка к мероприятию:


  • Выбор темы проведения мероприятия;

  • Анализ научно-методической литературы;

  • Подготовка вопросов;

  • Изготовление кубика;

  • Найти и распечатать на А4 макеты «локомотивов»;

  • Приготовление напольной аббревиатуры «РЖД»;

  • Подготовить канцелярские товары (бумагу, карандаши, ручки).

  • Провести подготовительную работу с родителями.




Место проведения: актовый зал.

Время проведения: 15-30.

Возраст: 9-11 классы и команда родителей железнодорожников


Ведущий: Добрый день, участники интеллектуальной игры, уважаемые гости и зрители. Мы рады приветствовать вас на нашей игре, надеемся, что сегодня вы удивите нас своими знаниями об истории и развитии железной дороги в современном мире. Прослушайте правила игры.


Правила игры:


Эта коллективная игра носит соревновательный характер.

В интеллектуальной игре принимают участие 4 команды по 10 человек в каждой: воспитанники 9-11 классов, и сборную команду представляют родители воспитанников и представители железнодорожных предприятий.

Команды рассаживаются за рабочие столы, а один представитель от команды будет являться «локомотивом», и выстраиваются на линии старта (аббревиатура — РЖД).

Игра начинается бросанием кубика. Какое выпало число, столько ходов выполняет фишка, в данной игре «локомотив».

Ведущий задает вопрос команде, бросавший кубик. Другой ведущий контролирует поле. Если команда дает правильный ответ, то «локомотив» закрепляется на данной позиции. Если ответ не правильный, то «локомотив данной команды» скатывается на исходную позицию. На ответ дается определенное время — одна минута. Важно, чтобы ответ слышали все игроки и все присутствующие в зале. Затем кубик передается другой команде, и так в порядке очередности. Ни одно задание не должно остаться без ответа.

Подсказанный ответ из зала, не засчитывается команде. Во время прохождения всего пути, «локомотивы» будут встречаться с различными препятствиями:


  1. попадая на этот значок, «локомотив» выполняет 3 хода назад;

  2. если «локомотив» доехал до этой цифры, он попадает в депо и пропускает ход;

  3. перевод стрелки, «локомотив» двигается по стрелке, сокращая путь;

  4. вопрос «локомотиву»;

5. — стоп-кран, переход хода;

  1. — «счастливый билет» — приз;

7. — «шанс»– звонок другу, которым можно воспользоваться один раз.

Команда, пришедшая к финишу первой, становится победителем.









Разминка

1. Вопрос: Какая страна первой в мире приступила к строительству железных дорог, и в каком году? (Ответ: Англия, в 1825 году.)


2.Вопрос: Как называлась первая железная дорога, построенная в нашей стране, и каком году? (Ответ: Царско-сельская железная дорога, В 1837 году.)


3.Вопрос: Кто из выдающихся русских инженеров путей сообщения руководил строительством Западно — Сибирского участка Великой Транссибирской магистрали? (Ответ: Константин Яковлевич Михайловский.)


4.Вопрос: В каком году началось строительство Великой Транссибирской магистрали, и при каком российском императоре? (Ответ: В 1891 году при императоре Александре III.)


5.Вопрос: Кто был первым президентом ОАО «РЖД»? (Ответ: Президент ОАО «РЖД» — Геннадий Матвеевич Фадеев.)


6.Вопрос: Сколько железных дорог входит сейчас в состав ОАО «РЖД» и кто является президентом нашей Акционерной Компании? (Ответ: 17 железных дорог и его филиалов, президент – Владимир Иванович Якунин.)


7.Вопрос: В каком городе находится управление самой западной российской железной дороги и как эта дорога называется? (Ответ: г. Калининград, Калининградская ж.д.)


8.Вопрос: В каком городе находится управление самой восточной российской железной дороги и как эта дорога называется? (Ответ: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская ж.д).


9.Вопрос: Сколько отделений дороги есть на нашей Западно-Сибирской магистрали? Назовите их по порядку. (Ответ: 4 отделения: Омское, Новосибирское, Кузбасское, Алтайское.)


10.Вопрос: Какое из отделений дороги занимает 1-ое место по погрузке и что является главным грузом для нашей магистрали? (Ответ: Кузбасское отделение дороги, груз – каменный уголь.)

Разминка закончена.

Контрольные задания.


11.Вопрос: Какова общая протяженность Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока? (Ответ: 9288,2 км.)


12.Вопрос: Назовите дату и год основания ОАО «РЖД»? (Ответ: 1 октября 2003 года.)


13.Вопрос: Назовите 5 субъектов Российской Федерации, по которым пролегает наша железная дорога? (Ответ: Кемеровская, Томская, Омская, Новосибирская области и Алтайский край.)


14.Вопрос: Когда на Западно – Сибирской железной дороге и в каком городе вступила в строй первая очередь Детской железной дороги ? (Ответ: 4 июня 2005 года, в г. Новосибирске.)


15.Вопрос: Сколько сегодня в России Детских железных дорог? (Ответ: 23.)


16.Вопрос: Когда впервые стали отмечать в России профессиональный праздник «День железнодорожника», и к чему он был приурочен? (Ответ: В Царской России в 1896 году, и приурочен дню рождения императора Николая 1.)


17.Вопрос: На какой из железных дорог находится самый длинный тоннель, как он называется и какова его длина? (Ответ: На Восточно-Сибирской железной дороге, называется – Северо-Муйский, длина его – 15340 метров.)


18.Вопрос: Когда и кем был изобретен первый электропоезд? (Ответ: В 1835 году в Америке конструктором Томасом Девенпортом.)


19.Вопрос: Назовите начальника Западно-Сибирской железной дороги? (Ответ: Александр Витальевич Целько).


20.Вопрос: Назовите высшие учебные заведения и техникумы, где выпускают ж/д специалистов? (Ответ: СГУПС, ОмГУПС, Томский и Тайгинский техникумы ж/дорожного транспорта)


21.Вопрос: Назовите автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания? (Ответ: Тепловоз).


22.Вопрос: Какую работу выполняют маневровые тепловозы? (Ответ: Перевозят груз на небольшие расстояния от станции до станции, соединяют и разъединяют грузовые и пассажирские вагоны).


23.Вопрос: За чем должны следить граждане, подходя к ж/д переезду? (Ответ: За световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума).


24.Вопрос: Когда разрешается высадка и посадка на поезд? (Ответ: Только при полной его остановки).


25.Вопрос: Кто был в России 1-ым министром путей сообщения? (Ответ: Павел Петрович Мельников).


26.Вопрос: Объединением, каких ж/дорог Западно-Сибирская ж/дорога получила свое «Второе рождение» и в каком году? (Ответ: В 1961 году Томской и Омской ж/дорогами).


27.Вопрос: Кому из бывших начальников нашей дороги присвоено почетное звание – Герой Социалистического Труда? (Ответ: Николаю Порфирьевичу Никольскому).


28.Вопрос: Назовите площадь в г.Новосибирске, носящее имя бывшего начальника Западно-Сибирской ж/дороги? (Ответ: Площадь им. Ивана Ефимовича Трубникова).


29.Вопрос: Назовите русских мастеров одного из уральских заводов, построивших первый в России паровоз? (Ответ: Отец Ефим Алексеевичи сын Мирон Ефимович Черепановы)

30.Вопрос: Назовите три ж/дорожных вокзала, которые находятся на одной из площадей в г. Москва? (Ответ: Ленинградский, Ярославский, Казанский ж/дорожные вокзалы)

31.Вопрос: Назовите область, в которой нет отделения нашей железной дороги? (Ответ: Томская область).


32.Вопрос: В каком году на ст. Междуреченск состоялось заседание Госсовета под председательством бывшего Президента страны В.В.Путина? Какой вопрос обсуждался? (Ответ: В 2002 году. Вопрос об увеличении добычи угля в Кузбассе).


33.Вопрос: В каком году открыта кадетская школа железнодорожников, и в каком городе? (Ответ: В 2001 году в городе Тайга).


34.Вопрос: Две дистанции пути соревнуются между собой за лучшее содержание стальной колеи. У первой путь оценен в 17 баллов, у второй в 22 балла. Какая дистанция содержит путь лучше и почему? (Ответ: Чем ниже балльная оценка, тем лучше стальная колея, т.е. ПЕРВАЯ).


35. Вопрос: Под какую музыку осуществляется торжественное отправление поездов? (Ответ: Марш «Прощание Славянки»).


36. Вопрос: С какими железными дорогами граничит Западно-Сибирская железная дорога на западе? (Ответ: На западе – со Свердловской и Южно-Уральской ж/дорогами).

37. Вопрос: С какой железной дорогой граничит Западно-Сибирская железная дорога на востоке? (Ответ: На востоке с Красноярской ж/дорогой).


38. Вопрос: С какой железной дорогой граничит Западно-Сибирская железная дорога на юге? (Ответ: На юге с Казахстанской ж/дорогой).


39. Вопрос: Что такое техническая характеристика тепловозов, электровозов и поездов? (Ответ: 1.Конструкционная скорость.; 2.Мощность.; 3.Осевая формула.; 4.Полный вес в тоннах).

40. Вопрос: Какое хулиганское действие может вызвать нарушение движение поездов и сход с рельсов ж/дорожного транспорта? (Ответ: Откручивание гаек, которое влечет разрыву путей, подкладывание на ж/дорожные пути посторонних предметов).


41. Вопрос: Какова общая площадь первого по величине вокзала в Сибири, в каком году построен и где? (Ответ: Общая площадь – 30 тыс. кв. м., В 1939 году , г.Новосибирск).


42. Вопрос: В каком году было построено здание вокзала города Кузнецка и кем? (Ответ: В 1924-1925г.г. построено из дикого камня геологами).


43. Вопрос: В какие годы возглавлял Кемеровскую ж/дорогу А.Г.Тулеев? (Ответ: В 1988-1990 годах.).


44. Вопрос: Где и когда была открыта первая в мире детская ж/дорога? (Ответ: В СССР 24 июля 1935 года в Городе Тифлисе – ныне Тбилиси).


45. Вопрос: Какова протяженность дорог ОАО «РЖД»? (Ответ: 85 тысяч километров).


46. Вопрос: Сколько понадобится времени, чтобы проехать по Транссибу из конца в конец? ( Ответ: 8 дней 4 часа 25 минут).


47. Вопрос: Назовите по порядку всех начальников Западно-Сибирской ж/дороги, начиная с 1961 года, т.е. когда З-С ж/дорога получила свое «второе рождение» после объединения Томской и Омской ж/дорог? (Ответ: 1. Николай Порфирьевич Никольский, 2.Иван Ефимович Трубников, 3.Василий Борисович Николаев, 4.Александр Константинович Бородач, 5.Владимир Иванович Старостенко, 6. Александр Витальевич Целько).


48. Вопрос: В Финляндии ЭТО, установленное вдоль ж/дорог, регулярно приносит доход Министерству путей сообщения. В СССР устанавливать ЭТО вдоль ж/дорог запрещено, чтобы не отвлекать машинистов. Что ЭТО? (Ответ: Рекламные щиты).


49. Вопрос: Первые трое суток после открытия железной дороги между Москвой и Петербургом проезд был бесплатным. Назовите первопричину такого решения администрации ж/дороги? (Ответ: Никто не хотел ехать на этой страшной штуке).


50. Вопрос: Что в Америке в первой половине прошлого века называли вертикальной железной дорогой? (Ответ: Лифт).


51. Вопрос: Каким рабочим материалом хорошего художника обладает любая железная дорога? (Ответ: Полотном).


52. Вопрос: В последнее время на Западе эти люди подвергаются ужасной дискриминации. Их неохотно берут на работу, их не пускают в общие вагоны и салоны самолетов, экстремисты мажут дегтем двери и окна магазинов, где продают товары для них. Что это за люди? (Ответ: Курильщики),


53. Вопрос: «Бан» — по-немецки «путь», «хоф» — «двор». А что означает слово «банхоф»? (Ответ: Вокзал).


54.Вопрос: Какова максимальная грузоподъемность грузовых вагонов? (Ответ: Вместимость 300 тонн).


55.Вопрос: Перечислите виды грузовых вагонов? (Ответ: Крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны, вагон – хоппер…)


56.Вопрос: В каком виде вагона перевозят уголь? (Ответ: В полувагонах).


57.Вопрос: Назовите основное назначение вагонного хозяйства? (Ответ: Способность обеспечивать перевозки пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии)

.

58.Вопрос: Какие бывают локомотивы по роду своей работы? (Ответ: Магистральные, маневровые, маневрово-вывозные).









Подведение итогов.

Награждение.


Наша игра подошла к своему завершению. Порой правильный ответ оглашал ведущий, а не участники игры. Мы надеемся, что наша интеллектуальная игра вызвала интерес не только у участников игры, но и у присутствующих в зале. Каждый имел возможность не только «поболеть» за свою команду, но и узнать что-либо нового, и почерпнуть необходимые знания.

Цель нашей игры — получить как можно больше интересной информации о железнодорожном транспорте, обмен и передача опыта старшего поколения молодежи. В процессе познавательной, игровой деятельности в непосредственном контакте в команде, осуществляется общение, обмен мнениями и принятие правильного решения.

Таким образом, это мероприятие, проводимое, в игровой форме позволяет, сформировать или открыть новый взгляд на железнодорожные профессии, заложить у воспитанников фундамент в выборе профессии или специальности, впоследствии которого они смогут распорядиться.





«Есть на свете истина простая.

Жить в работе, догонять мечту.

Может это вам поможет

В жизни выбрать верный путь!»


Всем участникам, спасибо за участие в игре, а зрителям за внимание и поддержку.

















Список используемой литературы



1. Курков В.Н. «Все начинается с дороги» Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1980г. – 95с.

2. Под общ. ред.начальника Западно-Сибирской железной дороги Старостенко В.И. «Великий путь на службе Отечеству» — Страница истории развития З-С.ж.д.- Новосибирск. Издательский дом «Сибирская горница», 2001г.- 504с. ISBN 5901613-08-2.

3.Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. «Железные дороги России от реформы к реформе».

4. Журнал «Железнодорожный транспорт» №8. 2006г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Железнодорожный словарь. classes. ru /all – russian / russian-…

  2. Словарь железнодорожных терминов. Trainclub.ru/glossary/


Свежие документы:  Конспект урока по алгебре: «Решение логарифмических уравнений» 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: