Классный час «С порога смотрела звезда Рождества…»


Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурм.обл.


Классный час

«С порога смотрела звезда Рождества…»


(звучит тихо музыка с колокольным звоном,

учитель на фоне музыки читает строки Г.Лонгфелло)


Кругом рождественская мгла

Во мгле гудят колокола

И с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем»

Я чувствую, как в этот день

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастья всем».

Г.Лонгфелло.


Ведущий 1: Ночь перед Рождеством…Сочельник… Как по-волшебному звучат эти очень простые слова.


Ведущий 2: Рождественскую ночь недаром именовали ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. В этом скрыт не только религиозный, но и вполне

земной смысл: кто, как не дети способен так остро радоваться подаркам, нарядной


елке, так доверчиво ждать чуда? А чудо произошло в ту Вифлеемскую ночь, когда

(пауза)…


Учитель: А может ребята нам подскажут, какое чудо произошло 2006 лет назад и почему праздник называется Рождество? (Рождество – в ночь с 6 на 7 января, когда родился Иисус Христос, Бог принял облик человеческий, Рождество – великий Христианский праздник. Бог – отец послал в земной мир своего сына Иисуса –Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя наступило новое время.)


Ведущий 1: У рождества много атрибутов, а главный из них …


Учитель: Погоди, погоди, может ребята подскажут….


Ведущий 1:… – елка. Она пришла к нам при Петре 1, была поначалу в России символом западной жизни.


Учитель: Действительно, почитание ели происходит из средневековых немецких мистерий, где Парадизбаум (райское дерево) – символизировало рай. И елка стала символом рождества, так как христианская церковь признала это вечнозеленое дерево символом вечной жизни во Христе.


Ведущий 2: Существует легенда: когда Христос родился, то деревья понесли ему свои дары, яблоня – яблоки, вишня – свои плоды, только елка не приближалась, а плакала тихо – тихо, боялась уколоть младенца. А он пожалел ее и воздал ей игрушками, сластями, свечами, оттого и по сей день ее украшают…


Ведущий 1: Рождество – праздник традиционно семейный, тихий, одухотворенный, время, когда забывались распри, неприятности, обиды.




Ведущий 2: Эту тихую умиротворенность вечера часто нарушали ряженые, приходящие в дом с колядками.

Шум за дверями…

Мальчики, переодетые в колядующих, входят в класс, колядуют и посевают зерно.

Пришла Коляда

Накануне рождества!

Пришла коляда

Отворяй ворота!





Коляда, коляда

Подавай пирога.

Свежие документы:  проект "Покорми птиц"

Дай блин, дай кишку

Свиную ножку.

Всем понемножку

Неси, не тряси,

Давай, не ломай!

Дайте коровку

Масляну головку!

А дай Бог тому

Кто в этом дому!


Ведущие (в один голос): Ой, это же ряженые!


Ряженые: Щедрый вечер, славный вечер – добрым людям на весь вечер.


Учитель: Проходите гости дорогие, всегда вам рады!


Ведущие (между собой): А о чем это они пели? О коляде какой-то! А что это или кто это такая эта коляда?


Учитель: По словам русского историка и писателя 19 века Н.Карамзина, это бог пиршества и мира.


Ведущий 1: Дорогие ряженые! А как надо колядовать?

Ведущие вместе: Научите нас!


Ряженые: Колядование состоит в том, что парни, девушки, мальчишки и девчонки собираются группами, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев

смешные и страшные маски, и переходя от одного двора к другому поют под окошками, а иногда и в избах песни, желая добра и благоденствия.


Учитель: Ребята, а что мы должны сделать с вами, чтобы не обидеть ряженых? Колядующие должны обязательно получить что-то съестное: сладости, орехи, фрукты. А еще им давали козули, каракульки или коровки – это особые обрядовые печенья, которые готовились в каждом доме на случай прихода колядующих. Эти фигурки из теста необходимо было сразу съесть, загадав при этом желание.


Ряженые: Да, действительно, считалось дурным тоном отказать колядовщикам.


Ведущий 1: А зачем нам знать колядки?


Ряженые: У обряда колядования две цели: 1) – отогнать злые силы, 2) обеспечить плодородие и процветание рода.


Ведущий 2: А зачем обеспечивать плодородие, когда на дворе зима, а не лето?


Учитель: Наши далекие предки — земледельцы, а их жизнь напрямую зависела от солнца, в самую длинную ночь года (в зимнее солнцестояние 23 декабря) стремились поддержать солнце праздником. Вы посмотрите, как темно в декабре! Это сейчас мы грамотные, и знаем, что в декабре самые короткие дни и самые

долгие ночи. А раньше люди не знали этого. Они считали, что злые силы ослабили солнце и их нужно отогнать, помочь солнцу, а заодно и добрые силы привлечь, чтобы был хороший урожай и приплод скота и птицы, да и сам людской род множился, а значит жил.



Ряженые: Понятно теперь, зачем надо знать колядки?


Учитель: Дорогие ряженые, вы можете переодеться и присесть за столы.

Мне бы хотелось, чтобы вы послушали, как правильно исполняются колядки.

Звучат колядки в исполнении народных исполнителей

Свежие документы:  Здоровьесберегающие технологии: «Азбука здоровья»

Обратите внимание, какая красивая музыка, как красиво поют колядующие.

Сейчас исполнение, конечно, несколько другое.


Ряженые: А теперь мы проведем конкурс: кто вспомнит больше колядок, тот и выигрывает. А исполняющие вместо фишек получат звезды.

Ряжеными проводится конкурс на знание колядок.


Ведущий 1: А вы знаете, какие подарки принято дарить на Рождество? (ответы детей)


Ведущий 2: Дорогие подарки дарить не принято, скорее они должны быть символическими – на счастье или шуточными.


Учитель: А что же это может быть?


Предполагаемые ответы детей: Это могут быть самодельные сувениры, поздравительные открытки, закладки и обложки для книг, брелки, а для ребят – сладости.


Ведущий 1: А в пакеты какого цвета надо класть подарки? (для девочек – в розовые, а для мальчиков – в голубые)


Учитель: На Руси весь день рождественского праздника сопровождался колокольным церковным звоном (звучит музыка с колокольным звоном).

Правда, красиво?




Ведущий 2: А вы знаете, что дети к этому дню готовили много рисунков, а самыми красочными украшались комнаты мамы и бабушки.

И к этому классному часу Семидоцкая Рита и Маркова Ксюша нарисовали замечательные рождественские открытки, о которых они и расскажут (девочки рассказывают о своих открытках)


Ведущий 1: А вы знаете, что в этот день приступали к еде только после того, как на небе появится первая звезда (на доске висит рождественская звезда)


Ведущий 2: А за праздничным столом дети декламировали рождественские стихи.

Попадейкина К. читает стихотворение К.Ваншенкина.

Предновогодняя уборка,

И вечер с множеством затей

И обязательная елка,

В домах, где даже нет детей.

И я сочувствую сегодня друзьям,

обиженным судьбой,

Всем тем, кто в вечер новогодний

не видит елки пред собой.

Вокруг свечи сияет венчик.

И, тишина, и сладко всем…

А старый год все меньше, меньше

И вот уж нет его совсем.

И мы волненье ощущаем,

у года стоя на краю

Хотя который год встречаем

Мы Новый год за жизнь свою.

Сухим снежком, морозцем вея,


Он к нам на празднество идет.

Но с каждым годом все новее

Наш добрый гость, наш Новый год!


Ведущий 1: А еще люди очень верили, да и сейчас верят в приметы.


Ведущий 2: А кто знает рождественские приметы?

Дети называют известные им приметы.

На Рождество метель – пчелы хорошо родиться будут.



На Рождество погода – снег к урожайному году.

На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох.

Свежие документы:  Классный час для 3 класса на тему: «Мой путь к доброте»


Учитель: Коляда бывает не только Рождественской (в ночь на 7 января) но и Васильевской (под Новый год) и крещенской (в ночь на 19 января).

С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются Святки (святые дни). В это время было принято веселиться и развлекаться.


Ведущий 1: На святки – свои порядки- обряды, обычаи да колядки. А ты знаешь, что надо сделать, чтобы узнать, например, каким будет Новый год?


Ведущий 2: Конечно, знаю.

Погадать надо.


31 декабря в неглубокую миску

наливали воду и приговаривали:

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,

Через край — не лейся,

А как есть — новолетье держи,

О грядущем скажи!


Посуду с водой несли в холодные сени или ставили под небом на скамейке у крыльца. Утром глядели.

Лед горкой поднимется – будет добрый год.

Лед застынет ровно – быть жизни прямешенькой.

Лед поднимется буграми – и горе, и счастье видывать.

Лед вымерзнет лункой – ущербным будет год.


Учитель: А наш классный час подошел к концу!

Скажите, пожалуйста, зачем мы вспомнили и поговорили сегодня о таком святом




празднике, как Рождество Христово? Зачем вспомнили такие рождественские обряды, как колядование и гадание? Зачем вспомнили рождественские приметы?


Ответы детей: ……………………

Учитель: Правильно, очень много обычаев забыто, а без них жизнь была бы скучна и неинтересна. Конечно, надо чтить русские традиции. Я благодарю моих помощниц. Спасибо.

А в рождественский вечер не забудьте поставить лишний прибор на праздничный стол для тех, кто вдруг заглянет к вам на огонек. Не важно, званый это гость или незваный.

Ведь Рождество – праздник милосердия и доброты. И в рождественские праздники люди стремятся быть лучше. Я надеюсь, все, что вы увидели и услышали сегодня, не пройдет мимо вас стороной! Вы будете колядовать, осознавая смысл этого прекрасного обряда, и я надеюсь, что колядовать вы будете, исполняя новые колядки. И ко мне на Рождественский огонек заглянете. А за рождественским столом вы исполните рождественские стихи, нарисуете своим мамам и бабушкам рисунки и подарите символичные подарки.

Мы говорим спасибо нашим гостям – учителям и родителям, пришедшим на классный час.









Родители и педагоги




В качестве материала для подготовки классного часа были использованы следующие материалы сайтов:


https://www.irbis.tomsk.ru/fulltxt/100554.pdf


https://lit.peoples.ru/poetry/konstantin_vanshenkin/poem_21147.shtml


https://www.aworld.ru/texta/?200


https://lenobl.allnw.ru/news/54407


https://lib.1september.ru/articles/2008/15/12


Реквизит: маленькая елочка, магнитофон, миска, наряды для ряженых, просо, кассеты с колокольным звоном и исполнением колядок.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: