Конференция «Наука, слезы и любовь…»


Конференция « Наука, слезы и любовь»…

Материалы подготовлены учителем физики МОУ « СОШ №11» Щербининой Г.Г.,

учителем истории и обществознания Пилявиной Т.Ю. при помощи и поддержке директора школьного историко-краеведческого и просветительского музея Усольцевой В.С..

Данное внеурочное мероприятие является продолжением серии занятий, объединенных общей тематикой: « Взойти на костер или отречься у костра…»

Цели занятия:

  • Показать на примере жизни А.Д. Сахарова значимость на современном историческом этапе гражданской позиции к проблемам разоружения и мира на планете;

  • Формировать у школьников чувство патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;

  • Привлечь их к научно-практической деятельности по изучению конституции, предложенной А.Д.Сахаровым и выдержек его некоторых научных работ в области физики.

Ход занятия:

Учащийся 11-б класса Лабашин Максим:

«Всю свою историю человечество ищет истинную веру и верную истину. Не с этими ли «благими намерениями» люди отрезали голову Иоганну Крестителю и распинали на кресте Иисуса  Христа, отправляли на костер еретиков, утверждавших, что земля все-таки вертится, и гноили в тюрьмах генетиков, исповедовавших свою теорию эволюции?

Более 400 лет назад, 17.02.1600 г, на площади Цветов в Риме по приказу папской инквизиции был сожжен один из самых светлых мыслителей эпохи Возрождения — Джордано Бруно (на экране – слайд №1 с изображением Джордано Бруно).

1632 год… Галилео Галилей подвергается унизительной процедуре отречения от своих взглядов. Стоя на коленях, с веревкой на шее, при большом стечении «отцов церкви» он зачитывает подготовленный для него текст покаяния: « Отрекаюсь, проклинаю и гнушаюсь ереси движения Земли»…

После отречения он проживет почти 9 лет. Старый, больной, униженный — мог ли он быть счастлив? (на экране – слайд №2 с изображением Галилео Галилея).

Так « взойти на костер или отречься у костра»? Есть ли сегодня идеи, за которые стоит отдать жизнь?

XX ВЕК

Учитель физики Щербинина Галина Геннадиевна:

«…6 сентября 1989 года в Комитете госбезопасности были сожжены последние 7 томов материалов «оперативной разработки», собранных на «Аскета» и «Лису». 583 тома уничтожили раньше.

Под кличкой «Лиса» проходила Елена Георгиевна Боннэр, Люся.

«Аскет»- ученый-физик, отец термоядерной бомбы, лауреат Сталинской и Ленинской премий, трижды Герой Социалистического Труда, лишенный этих званий за правозащитную деятельность, академик Андрей Дмитриевич Сахаров.

В жизни Андрея Дмитриевича Сахарова так тесно переплелись наука, тревога за будущее своей страны и любовь, что рассказ о нем мы так и назовем « Наука, слезы и любовь…»

(на экране — слайд №3 — портрет ученого и название занятия

« Наука, слезы и любовь…»)

Демонстрируется кинофрагмент из фильма « Две жизни академика Сахарова».

Учащаяся 11-а класса Карпунина Дарья:

«Детские годы Андрею Дмитриевичу запомнились семейными праздниками в дни рождения детей, их именин, летними поездками на дачу, играми в индейцев и казаков-разбойников, интересными книгами Пушкина, Дюма, Жюля Верна, Андерсена, Майн Рида с непременным обсуждением прочитанного. А. Д. Сахаров получил прекрасное домашнее образование, в школу поступил сразу в 7 класс. А в 1938 г. стал студентом физического факультета МГУ, сделав выбор во многом под влиянием отца.

В 1942 г. Андрей Сахаров с отличием окончил МГУ. Ему была присвоена квалификация научного работника в области физики, преподавателя ВУЗа и ВТУЗа и звание учителя средней школы.
Талантливому молодому физику предложили продолжать обучение в аспирантуре. Сахаров отказался, считая, что продолжать учебу во время войны, когда он может делать что-то полезное для страны, было бы неправильно, и поехал по распределению на военный завод в Ульяновск…»

Учащаяся 11-а класса Ступина Юлия ( во время ее выступления демонстрируется кинофрагмент из фильма « Две жизни академика Сахарова».)

«…Пухленькую лаборантку Клаву Вихиреву Андрей увидит в свой первый рабочий день, 10 ноября, на Ульяновском патронном заводе. До войны девушка училась в Ленинграде, война помешала, так и осталась она без высшего образования. Стеснялась она, стеснялся он. Дружили. А однажды понял: « Это — не дружба. Это- любовь». Предложение сделал в письменном виде. 

Она родит Сахарову троих детей и умрет 8 марта 1969 года от рака. Он тяжело переживет ее смерть. Огромную сумму, 30 академических окладов, пожертвует на строительство онкологической больницы, в Международный Красный Крест на помощь жертвам стихийных бедствий и голодающим, а также в фонд детских учреждений Объекта.

Объектом именовался КБ-11 — филиал Курчатовской лаборатории № 2. Он  располагался в монастыре в городе Сарове, более известном как Арзамас-16.Когда-то в нем жил Серафим Саровский, причисленный позже к лику святых. В феврале 49-го здесь была создана теоретическая группа для работы над водородной бомбой. В группу вошел 28-летний кандидат физических наук Андрей Сахаров. Попав на Объект летом, первое, что увидел — «два ряда колючей проволоки на высоких столбах, между ними полоса вспаханной земли («родная колючка», как говорили сотрудники, подлетая или подъезжая к границе Объекта).

Там, правда, работали заключенные. «Ежедневно по утрам мимо наших окон с занавесочками проходили длинные серые колонны людей в ватниках, рядом шли овчарки»- так запишет Сахаров в своих воспоминаниях.

В Сарове Сахаров проведет 18 лет.

Учащийся 11-а класса Кулешов Сергей:

В 1953 году, сразу же после первого удачного испытания термоядерной бомбы, носившей аппетитную кличку «Слойка», Сахаров был избран академиком Академии наук СССР

( самым молодым из всех)».

Кинофрагмент «Испытание водородной бомбы» (из фильма « Великое одиночество академика Сахарова)

«Я не мог не сознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но только что окончилась война — тоже нечеловеческое дело. Я не был солдатом на той войне — но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической…», — писал Сахаров.

В 1950 году А.Д. Сахаров вместе с И.Е. Таммом выдвинул идею, которая, вероятно, является его главным научным и изобретательским достижением. Это — предложение осуществления управляемой термоядерной реакции для энергетических целей с использованием принципа магнитной термоизоляции плазмы .

Рассказ учителя физики Щербининой Г.Г. об управляемой реакции термоядерного синтеза.

Перед человечеством стоит множество проблем, в том числе и энергетическая.

В качестве долговременных можно использовать три источника энергии: солнечную, атомную и термоядерную. Недостаток Солнца — низкая плотность энергии. Проблемы АЭС — необходимость захоронения радиоактивных отходов, а главное — опасность неконтролируемого распространения в мире атомного оружия. Термоядерный синтез значительно безопаснее и в отношении «шлаков», и в отношении «атомных террористов». Миллионы тонн дейтерия содержатся в водах Мирового океана. Свободного трития в природе практически нет, но его можно воспроизводить в самих термоядерных реакторах из лития (при взаимодействии нейтронов с ядрами лития образуются гелий и тритий).
Для осуществления термоядерной реакции нужна начальная температура зажигания. В водородной бомбе в качестве «запала» применяется атомная бомба. В случае управляемого термоядерного синтеза необходимый начальный разогрев можно в принципе получить путем создания в дейтериевой или дейтерий-тритиевой плазме мощных электрических разрядов. При этом главная проблема — удержать эту «молнию» в течение некоторого времени (несколько секунд), необходимого для разогрева плазмы до температуры зажигания термоядерной реакции.
Необходимо также, чтобы энергия, выделяемая при синтезе ядер, была больше энергии, затрачиваемой на нагревание плазмы: только в этом случае можно сказать, что «дрова разгорелись».
Никакие стенки из вещества для удержания плазмы не годятся, так как при столь высокой температуре они сразу же превратятся в пар. Единственно возможным является метод удержания горячей плазмы в ограниченном объеме с помощью очень сильных магнитных полей. Плазма — это газ электрически заряженных частиц, траектория движения которых под действием магнитного поля искривляется.

В настоящее время в научных лабораториях многих стран ведутся широкие исследования различных вариантов решения проблемы управляемой термоядерной реакции. После лекции И.В. Курчатова в Харуэлле, которая произвела огромное впечатление во всем мире, исследования по управляемой термоядерной реакции велись открыто и в тесном международном сотрудничестве. Они явились образцом всей системы международного сотрудничества, сложившейся в 50-70 -х годах и поставленной под удар высылкой А.Д. Сахарова.
Слайд « Основные направления научной деятельности А.Д.Сахарова»

  • Ему принадлежит основная идея осуществления термоядерного синтеза.

  • Его мысль о нестабильности протона поначалу казалась нереальной, но через несколько лет мировая наука провозгласила поиски распада протона «экспериментом века».

  • Андрея Дмитриевича Сахарова знают как крупнейшего ученого современности, как автора выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии.

  • В равной мере оригинальные идеи он выдвинул и в космологии, дерзнув проникнуть в раннюю историю Вселенной.

Учащаяся 11-а класса Власова Анастасия :

«Уже в конце 50-х годов и особенно в 60-е годы все большее место в моем мире стали занимать общественные вопросы. Они вынуждали к выступлениям, действиям, отодвигая на задний план многое другое, в какой-то мере и науку», — писал Сахаров. В 1964 г. он резко выступил на заседании общего собрания Академии Наук против избрания членом академии Н. И. Нуждина, бывшего «одним из ближайших сподвижников Т. Д. Лысенко, одним из соучастников и вдохновителей лженаучных авантюр и гонений на настоящую науку».
В 1968 г. Сахаров написал статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В ней он рассматривал глобальные проблемы, грозящие гибелью человечеству. В работе сформулирован тезис

«о сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом как единственной альтернативе гибели человечества». Эта работа попала в самиздат. Послал А. Д. Сахаров статью и руководителю государства, Л. И. Брежневу, а немного позднее ее опубликовали за рубежом. Дискуссия по поводу этой статьи длилась на Западе в течение 2 лет, за это время она была издана на 17 языках общим тиражом 18 млн. экземпляров.

После опубликования этой статьи Сахаров был отстранен от работ по секретной тематике и в 1969 вернулся в Физический институт, где занимался теорией элементарных частиц, теорией гравитации, космологией.

Учащаяся 11- а класса Ступина Юлия:

( на экране- фотографии Елены Боннэр, звучит музыка Альбинони).

«… Они встретились впервые осенью 70-го в доме правозащитника Валерия Чалидзе. Сахаров увидел, по его словам, «красивую и очень деловую на вид женщину». Их не познакомили, она ушла. Ему назвали ее имя, ей — нет. Между тем она уже знала его. Она читала в Париже его «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В памяти застрял романтический эпиграф из Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой».

Их представили друг другу в Калуге, на очередном правозащитном процессе. Энергичная деловая женщина и застенчивый засекреченный академик.

Он уезжал со своими детьми Любой и Димой в Сухуми. Некуда девать  Малыша, помесь таксы со спаниелем. Собака может пожить на ее съемной даче в Переделкине. С юга вернулся больной. Что случилось? Флюс. Ну, от флюса не умирают, заключила она по телефону и примчалась с уколом. Она была медик и прошла войну как медик. Он запомнил ее «несентиментальную готовность прийти на помощь».

Год они мучились от «невысказанности чувств». Объяснение произошло 24 августа 1971 года. Они были на кухне, она поставила пластинку с концертом Альбинони. Признание Сахарова: «Великая музыка, глубокое внутреннее потрясение, которое я переживал, — все это слилось вместе, и я заплакал. Может, это был один из самых счастливых моментов в моей жизни».

Ей — 47. Ему — 49. Она — пять лет как разведена. Он — два года как вдовец.

«Все старо как мир — в дом Сахарова после смерти жены пришла мачеха и вышвырнула детей… В молодости распущенная девица достигла почти профессионализма в соблазнении и последующем обирании пожилых и, следовательно, с положением мужчин…»

Эту пошлую ложь напишет и напечатает  доктор исторических наук Николай Николаевич Яковлев. Сахаров даст ему пощечину. «Как врач, — заметит Боннэр, — я думаю, что этим Андрей снял стресс. Как жена — восхищаюсь, хотя понимаю, что вообще подобное не соответствует натуре моего мужа».

Сахаров хорошо понимал, что спецслужбы «собираются изобразить в будущем всю мою общественную деятельность случайным заблуждением, вызванным посторонним влиянием, а именно влиянием Люси — корыстолюбивой, порочной женщины, преступницы-еврейки, фактически агента международного сионизма».

Ничто не могло изменить его глубокого и искреннего чувства к Елене Георгиевне.

Начав писать дневник, Андрей Дмитриевич будет давать ей читать его. Она решит, что это нехорошо, дневник пишется для себя. Он скажет: «Ты — это я».

Учащаяся 11-а класса Вахонина Алена:

В 1970 Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека. Он защищал своих коллег и друзей, подвергавшихся преследованиям со стороны властей, выступал за право на эмиграцию, отмену смертной казни, против принудительного лечения политических оппонентов режима в психиатрических больницах, высказывался по таким проблемам, как загрязнение окружающей среды. А в его адрес звучали обвинения и угрозы физической расправы. Санкционированная властями травля Сахарова в печати в 1973 г. началась с осуждающего Сахарова письма 40 академиков.

Демонстрируется кинофрагмент фильма « Великое одиночество академика Сахарова»

В декабре 1979, сразу после ввода советских войск в Афганистан, Сахаров неоднократно выступал с осуждением агрессии СССР, 3 января заочно дал интервью корреспонденту немецкой газеты «Ди вельт», а 4 января — корреспонденту американской газеты «Нью-Йорк таймс». Сахаров не только осуждал действия правительства СССР, но и высказывался в поддержку бойкота Московской Олимпиады в связи со вторжением советских войск в Афганистан, сказав, что «Согласно древнему Олимпийскому статусу, во время Олимпиад войны прекращаются. Я считаю, что СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для мира, для всего человечества. В противном случае Олимпийский комитет должен отказаться от проведения Олимпиады в стране, ведущей войну.» (А.Д. Сахаров, «Воспоминания»)

Учащийся 11- а класса Шиклеин Дмитрий

8 января 1980 был принят Указ о лишении Андрея Дмитриевича Сахарова всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий) «в связи с систематическим совершением Сахаровым А.Д. действий, порочащих его как награжденного, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности». Сахарову объявили об этом 22 января и выслали в город Горький (т.к. город был закрыт для иностранцев). «К сожалению, мои коллеги в СССР никак себя не проявили (если не говорить о таких, как академик Федоров и академик Блохин, которые выступили с публичными нападками на меня, вероятно прямо выполняя полученные ими инструкции). Между тем, я думаю, что открытое публичное выступление нескольких (пяти, даже трех) заслуженных, пользующихся уважением академиков имело бы очень большое значение, могло бы изменить не только мою судьбу, но и – что гораздо существенней – положение в стране в целом. При этом (и это тоже важно) этим людям ничего бы не грозило: не только высылка или арест, но и потеря работы, изменение их положения в научной иерархии. Максимум (максимум!) – на какое-то время были бы ограничены их поездки за рубеж. И больше ничего! Совершенно несоизмеримые огромные возможные положительные последствия для всей страны, в том числе и для науки, ее авторитета, для личного престижа тех, кто на это решится, и – минимальный риск. Однако таких людей в научной верхушке СССР на сегодня не нашлось. Почему – не знаю, но это факт, и крайне постыдный и печальный. Неужели наша интеллигенция так измельчала со времен Короленко и Лебедева?» (А.Д. Сахаров, «Воспоминания», 1983 год) В Горьком находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. В знак протеста против незаконных действий властей по отношению к его родным Сахаров дважды объявлял голодовку — в 1984 и в 1985 годах.

15 декабря 1986 года в их квартиру в Горьком неожиданно вошли люди. Они поставили телефон и предупредили: завтра, примерно в 10 утра, вам позвонят. Звонок раздался в 3 часа дня. Звонил Михаил Сергеевич Горбачев. Он сказал: вы можете вернуться в Москву.

Учитель истории Пилявина Татьяна Юрьевна
В апреле 1989 г. Сахаров был избран депутатом I съезда народных депутатов СССР, принимал активное участие в работе съезда и Межрегиональной депутатской группы, сопредседателем которой он стал. Это была истинная демократическая оппозиция составу съезда. Сахаров выдвинул проект Декрета о власти, который отменял 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС.
В ноябре 1989 г., будучи членом Конституционной комиссии съезда, народный депутат Сахаров представил свой проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Его проект оказался единственным, поданным председателю комиссии Горбачеву.

Работа над проектом Конституции Союза Советских Социалистических Республик Европы и Азии.

Предлагаю вам изучить небольшой отрывок данного документа и ответить на вопросы:

-что вас заинтересовало в этом документе?

-какова цель заключаемого союза?

-на что опирается союз?

-к чему стремится союз?

-какие права имеют граждане союза?

-что запрещено, что разрешено в союзе государств?

-что бы вы сами добавили в этот проект?

Учащиеся высказывают свое мнение по предложенным вопросам.

«Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии — духовное завещание всем нам. В этом проекте нет точных юридических формулировок, требуемых для основного закона, не отражены многие вопросы, обязательные для включения в текст любой конституции, но зато есть идеи, имеющие глобальное значение для создания единого европейского и мирового дома, идеи которые внимательно должны быть изучены политиками и юристами». Так писал о конституции Сахарова юрист А. Собчак.



Учащаяся 11-а класса Ступина Юлия

«Москва, Горький, далее везде» — название книги Сахарова о ссылке.

Горький, Москва, далее везде — возвращение из ссылки в Москву, активное участие в гражданской жизни, в работе Съезда народных депутатов, открытый мир. Жить ему оставалось три года.

В те дни у них сложился особый быт. Утром официальный водитель отвозил его в Кремль, она включала телевизор и смотрела заседания съезда, не отрываясь. Объявляли перерыв, она садилась за руль их старенькой машины, подъезжала к Спасской башне и ждала его там. Вместе ехали обедать в ресторан гостиницы «Россия», после чего она возвращала его в Кремль, а сама возвращалась к телевизору.

Видела она и тот незабываемый сюжет, когда президент Горбачев, будущий лауреат Нобелевской премии мира, сгоняет с трибуны академика Сахарова, уже лауреата Нобелевской премии…

Днем, 14 декабря 1989 года, после обеда Андрей Дмитриевич сказал, что устал, хочет вздремнуть, попросил разбудить через пару часов. Когда Елена Георгиевна пошла будить, он лежал на полу, в темном тупичке, у книжных полок, без дыхания. Она билась головой о его грудь, крича: «Ты меня обманул! Ты же обещал мне еще три года!» Он был уверен, что умрет в 72, как его отец.

Известный патологоанатом Раппопорт, присутствовавший при вскрытии, сказал: «Удивительно, что Сахаров дожил до 69 лет. Основная причина его смерти — врожденная болезнь сердца. Люди с этой болезнью обычно погибают между 35 и 50 годами».

Что-то же длило его жизнь? Кто-то — длил…

Вот и все. Последний вздох. И точка…
Жизнь ушла. Начало всех начал
Плачьте, люди! Умер Одиночка
Вы молчали… Он за вас кричал! ( Валерий Марченко)

Демонстрируется кинофрагмент фильма « Великое одиночество академика Сахарова».

Учащаяся 11-а класса Сергеева Кристина

«Никто ничего не говорил вслух. Но уверен, что многие думали: Сахарова убили. Убили мы все. И те кто когда-то сослал его в Горький, и те кто промолчал, не протестуя против высылки, и те кто неистовствовал в зале заседаний первого съезда Советов. Гроб вынесли из автобуса, но пронести его к трибуне не было никакой возможности — задние ряды теснили передние и, несмотря на призывы милиции, не давали возможности образовать хоть узенький коридорчик. Боннэр выхватила у милиционера мегафон и хриплым голосом, в котором было больше мольбы, чем просьбы, крикнула:

Я прошу вас расступиться. Ради Сахарова не повторите того, что было при похоронах Сталина. Толпа колыхнулась и попыталась расступиться. Задние ряды вдруг застонали и опять потеснили передние. Это был самый страшный момент в период прощания с Сахаровым. Еще какие-то минуты, и волны людских тел могли образовать девятый вал, который бы снес все: гроб, автобус, провожающих, самих себя…И опять над площадью, теперь уже грозно, прозвучал голос Боннэр:

Люди! Люди ли вы?! Посмотрите на плакаты, с которыми вы сюда пришли! «Прости нас, Сахаров!». Где же ваша совесть и покаяние?

Тишина вдруг воцарилась оцепеняющяя. Потом сантиметр за сантиметром стал образовываться коридорчик, по которому мы прошли к трибуне. Площадь успокоилась, и на трибуну стали выходить депутаты: Попов, Евтушенко, академик Лихачев. Речь Лихачева, чуть ли не самая короткая, стала, на мой взгляд, самой точной и впечатляющей. Он назвал Сахарова пророком, не понятым в своей стране, а потому и распятым.» (Геннадий Жаворонков « О чем молчал Катынский лес, когда говорил академик Сахаров»).

Фрагмент фильма « Прощание с Сахаровым». В это время учащаяся 11-б класса Соломина Екатерина читает стихотворение Черникова В.М. «Черный дым» (Памяти Андрея Дмитриевича Сахарова.)

Ну что ж, он умер на посту,
Упал, не завершив дебатов,
Слова роняя в пустоту
Второго съезда депутатов.
Вчера мы видели с тобой,
Не отрываясь от экрана,
Как был опять проигран бой,
Открытый, может, слишком рано.

И не случилось ничего,
Не грянул гром, не вспыхнул пламень,
Когда захлопывал его
Свободно мыслящий парламент.
Когда, держась за микрофон,
Глядел усталыми глазами…
О, правда, горькая, как стон!
Кому нужна ты в этом зале?

В стране, погибшей от вранья,
Не извлекающей уроков,
В избытке дряни и жулья,
Да только дефицит пророков.
Ну что ж, он умер на посту,
Упал, не завершив дебатов,
Слова роняя в пустоту
Второго съезда депутатов

Слайд

Будущее может быть ещё более трагично.

Оно может быть и более достойным человека,

более добрым и разумным.

Но его также может не быть совсем.

Всё это зависит от всех нас…

( А. Д. Сахаров, «О стране и мире».)

Учитель физики Щербинина Г.Г.( на экране — слайд « Взойти на костер или отречься у костра…»)

Я сочувствую вам, потому что нередко в жизни вам придется принимать решение

« Взойти на костер или отречься у костра»…

Я горжусь вами, потому что вопрос « Взойти на костер или отречься у костра…»может появиться только у думающих людей…

Я верю в вас , потому что надеюсь, что столкнувшись с проблемой « Взойти на костер или отречься у костра…» вы примите единственно верное решение…

Наша конференция завершена, а вопрос остался. Думайте!

Литература:

  1. . А.Д. Сахаров, «Автобиография» (Актуальные темы на сервере РДП «Яблоко»)

  2. «Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961). Биобиблиографический указатель». Фонд Андрея Сахарова; Сост. Е.Н. Савельева; Ред.: Е.Г. Боннэр, Б.Х. Коваль. Москва. Изд. «Права человека», 2003 (Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова)

  3. «Летопись жизни, научной и общественной деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова (1921-1989). В 3-х ч. Фонд Андрея Сахарова; Сост.: Е.Г. Боннэр, Б.Х. Коваль, Г.Ю. Авербух. М.: Изд. «Права человека», 2002 (Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова)

  4. Энциклопедический ресурс https://www.rubricon.com/ (Энциклопедия российско-американских отношений, Энциклопедия «Москва», Всемирный биографический энциклопедический словарь, Российский энциклопедический словарь

  5. Энциклопедический словарь «История Отечества», Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

  6. Геннадий Жаворонков « О чем молчал Катынский лес, когда говорил академик Сахаров»). Москва, изд. «Дипак». 2006 г.

  7. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990

  8. Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове. М., 1993

  9. Школьные уроки по теме « История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР», М, издательство « Права человека»,2004

  10. Фильмы « Великое одиночество академика Сахарова», « Две жизни академика Сахарова».

В презентации использованы:

  1. тексты и фотографии Архива Сахарова (www.sakharovarchive.ru)

  2. https://photo.peoples.ru/scienc…

  3. https://wichmannprojektentwickl

  4. https://nostru.livejournal.com/…

  5. https://nowa.cc/showthread.php?

  6. https://aspasia-roma.livejourna

  7. https://vartanmartan.ru/79967.h

  8. https://www.sakharov-center.ru/…

  9. https://rozamira.org/lib/names/

  10. https://persona.rin.ru/news/756

  11. https://www.langust.ru/news/24_…






Свежие документы:  Методическая статья по теме "Организация внеурочной деятельности учащихся по математике"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: