Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ОВЗ (II вариант обучения) на тему «Весна. Сезонные изменения»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа VIII вида №46 Калининского района











Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ОВЗ (II вариант обучения) на тему «Весна. Сезонные изменения»





подготовила учитель-логопед

Волова Евгения Ивановна























Санкт-Петербург

2013





На занятии использованы следующие технологии:

— игровые;

— здоровьесберегающие;

— информационно-компьютерные технологии;

— обучение в сотрудничестве.



Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Развитие просодических компонентов речи;

  • Развитие фонематического слуха и фонематического анализа;

  • Развитие координации речи с движением;

  • Развитие умения образовывать форму винительного падежа единственного числа существительного;

  • Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного единственного числа;

  • Развитие умения подбирать глагол к существительному, актуализация глагольного словаря;

  • Развитие зрительного внимания и памяти.



Оборудование: зеркало, игрушки Маша и медведь, макет берлоги, искусственный снег, аудиозапись звуков весны, фланелеграф, пособие для работы с фланелеграфом «Времена года» (З. Е. Агранович).



Ход занятия



Организационный момент

-Сегодня к нам в гости на занятие пришла Маша. У Маши есть лучший друг. Ты знаешь кто это? (Миша) Давай послушаем их имена: Маша и Миша. Имена очень похожи, давай найдем отличия (на бумаге написаны имена). Подчеркни гласные в именах героев.

— Наступила весна и Маша пошла в гости к Мише. Где живет Миша? (в лесу)

Развитие пальчиковой моторики

— Шла Маша по лесной дорожке. Вот дорожка (пальчиковые шаги), давай прошагаем по ней.

Развитие слухового внимания

-Маша пришла в лес, что она там услышала? Давай вместе послушаем. (прослушивание аудиозаписи).

-Что мы услышали? (пение птиц, журчит ручей,…)

Развитие зрительного внимания, мышления.

— Посмотри, Маша попала в лес, но не в простой, он заколдованный. Посмотри внимательно, найди то, чего не бывает весной, назови и убери с картины.

— Огляделась Маша, а Миши не видно, нужно его позвать. Как Маша Мишу звала в лесу? (Ау, Миша,….)

-Проснулся медведь после зимней спячки, что он увидел? Давай вспомним приметы весны.

Фонетическая ритмика

Повторяй за мной последнее словечко (по взмаху руки)

Звонко капают капели: кап…!

Птицы весело поют: чирик…!

Тает снег: ах…!

Бегут ручьи: бллл…!

Мать-и-мачехи цветок качает желтой головой: ффф…!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…!

Артикуляционная гимнастика

— Сейчас мы с тобой покажем друзьям гимнастику для язычка про весну.

(выполнение артикуляционной гимнастики)

Медведь проснулся после зимней спячки. (открывать рот с глубоким вдохом)

На реке трескается лед, плывут льдины. (двигать нижней челюстью вправо-влево)

Пускаем кораблики, кораблики плывут по волнам. (улыбочка)

Исхудавшие за зиму зверята.(втянуть щеки)

Лужи. (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, двигать вправо-влево)

Капель стучит по крыше. (поднять кончик языка за верхние зубы и произносить «Тдд-тдд-тдд»)

Лопаются почки на деревьях. (упражнение «лошадка»).

Упражнение в образовании формы винительного падежа единственного числа существительного. Актуализация и расширение словаря глаголов.

-Помоги Маше рассказать про весну. Какие весенние месяцы ты знаешь? (март, апрель, май) Давай с тобой поиграем. Ты закроешь глаза, а потом откроешь и расскажешь что ты видишь.

(предъявляются картинки с фланелеграфа: солнце, ручеек, снег, птицы, трава, сосульки,…) На каждую картинку добавляется вопрос «Что делает весной…?» (Я вижу солнце. Солнце весной греет.)

Физминутка.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.(наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся.

Развитие направленного сильного ротового выдоха.

— Посмотрел Мишка по сторонам, а в лесу ещё снег лежит. Давай поможем Маше и Мише, сдуем снег, чтобы весна скорее наступила. (ребенок сдувает искусственный снег)

Развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного единственного числа.

— Обрадовались наши герои, что наступила весна и решили поиграть в мяч. Давай поиграем с ними. Миша будет называть слова и «пинать» мяч, а Маша, в ответ, — говорить их «ласково» и назад возвращать мяч. Я буду Мишей, а ты Машей.

Ручей-ручеек

Трава-травка

Дерево-деревце

Солнце-солнышко

Птица-птичка

Елка-елочка

Цветок-цветочек

Ветка-веточка

Облако-облачко

Подведение итогов занятия.

— Друзьям очень понравилось с тобой играть. Ты молодец, рассказал Мише про весну. Но Маше пора возвращаться домой. Давай попрощаемся с ними.









Литература

  1. Османова Г. А. Времена года для дошколят: Картинки. Стихи. Сказки – СПб.: Каро, 2011.

  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 лет – СПб.: Каро, 2013.

  3. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики.- М.: Корона-Принт, 2011.







Свежие документы:  Папка классного руководителя, 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: