конспект урока для 6 класса «Осторожно! Зима!» или «Береги здоровье и жизнь смолоду!»






Методическая разработка

внеклассного мероприятия

на тему «Осторожно! Зима!»

или

«Береги здоровье и жизнь смолоду!»



автор: Коваленко Елена Германовна

классный руководитель 6-А класса

МБОУ СОШ №17

г.Белая Калитва Ростовской области























2014-2015 уч.год





Оглавление










Тема классного мероприятия: «Осторожно! Зима!» или «Береги здоровье и жизнь смолоду!»

Цели классного мероприятия:

  • Формирование, актуализация и закрепление у учащихся знаний видов и источников опасностей в зимний период, умений и навыков безопасного поведения и правил поведения в случае попадания в опасную ситуацию в зимний период.

Задачи (функции) классного мероприятия:

Познавательные:

Просветительная: расширить круг знаний у учащихся классного коллектива из предметных областей таких наук и дисциплин, как биология, ОБЖ, география, физическая культура, медицина.

Воспитательные:

Ориентирующая: формирование норм и правил безопасного поведения на улице зимой, бережного отношения к собственному здоровью, здоровью окружающих.

Направляющая: перевод разговора о природных явлениях и опасностях в зимний период в область реальной практики обучающихся, направить их деятельность в направление, обеспечивающее предотвращение попадания в опасные ситуации и (или) выбор правильных действий при возникновении опасности. Реальное воздействие на практическую сторону жизни учащихся, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.

Оформление и оборудование воспитательного мероприятия:

Оформление:

распечатанные по количеству учащихся «Рабочий лист для анкетирования» (предлагается по вариантам, файлы «Рабочий лист 1 вариант», «Рабочий лист 2 вариант») и «Предварительное анкетирование учащихся» (выполняет две функции: погружение в проблему и направляет деятельность классного руководителя при мотивации учащихся (можно использовать при мотивации результат анкетирования в такие темы «Холод», «Гололед и гололедица», «Водоёмы зимой») и индивидуальной работе с учащимися и их семьями;

-презентации (наглядные пособия, файлы «Зима!» и «Зима! Для родителей и детей» — отсутствуют слайды с тестами, размещается в профиле класса на образовательном итнернет-портале «Dnevnik.ru»).

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, звуковые колонки, принтер, пакет офисных приложений для работы с текстом (Mc.Word 2007 или выше) и редактором презентация (Mc.PowerPoint 2007 или выше).

Вид классного мероприятия: информационно-практическое внеклассное мероприятие по направлению «здоровье» в работе с классным коллективом.

Форма классного мероприятия: проект

  • по доминирующему методупрактико-ориентировочный (прикладной);

  • по срокамсредней продолжительности;

  • по количеству участников смешанный (имеется индивидуальная и групповая деятельность на различных этапах проекта);

  • по предметно содержательной областимежпредметный (ОБЖ, русский язык, литература, ИИКТ, ИЗО, биология, география, физическая культура);

  • по характеру контактов является региональным.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут в рамках часа общения с детьми, плюс внеурочная деятельность в форме викторины, итого в период ноябрь-декабрь (3-4 недели).

Место проведения классного мероприятия: беседы проводятся в рамках часов общения в кабинете (включены в расписание) и внеурочная деятельность.

Подготовка классного мероприятия: распечатать по количеству учащихся анкеты и рабочие листы. Анкетирование на подготовительном этапе и их обобщение могут выполнить сами учащиеся (например, командиры в группах).

Мероприятие организовано в форме проекта, что позволяет разнообразить формы деятельности коллектива и методы работы с ним, организовать совместную деятельность классного руководителя с классом, с родителями, учащимися и родителями, связь теории с практикой. Учащиеся принимают непосредственное участие в беседе, результаты деятельности (проекта) оформляются в виде выпуска стенгазет (плакатов) учащимися в группах, индивидуальном тестировании (совместная деятельность с родителями).

Этапы проекта (совместной деятельности): «Осторожно! Зима!» или «Береги здоровье и жизнь смолоду!»

1. Подготовительный этап

Цель: выявление уровня практических знаний учащихся по проблеме безопасности в зимнее время и выборка статистических данных по классу по вопросу попадания в опасные ситуации в зимний период, угрожающие здоровью и жизни учащихся (человека), выявление учащихся группы риска по данной проблеме для дальнейшей индивидуальной коррекции их деятельности (деятельности в семье).

Определение основополагающего вопроса – «Как сделать собственное нахождение на улице в зимнее время безопасным?»

Содержание деятельности: беседа с родителями на родительском собрании (в рамках традиционных инструктажей безопасности), анкетирование учащихся – «мозговой штурм».

2. Проектировочный этап

Цель: общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов  деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум…

Содержание деятельности: планирование содержания и объёма беседы по проблеме безопасности учащихся (человека): на основе анкетирования, сложившейся ситуации (внешние связи: СМИ, приказы Минобразования по РО и т.п.).

3. Практический этап (этап реализации проекта)

Цель: исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных,  получение  нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).

Содержание деятельности:

1) погружение в проблему (на основе анкетирования учащихся, статистических данных) конец ноября;

2) беседа с детьми, оформленная графическим сопровождением (презентация «Зима!»), темы: «Что такое опасность?», «Переохлаждение», «Обморожение» — классный час, первая неделя декабря;

3) Обратная связь: анкетирование (тестирование) учащихся по исследованным опасным явлениям (индивидуальное тестирование с последующей коллективной самопроверкой, дискуссия по самоанализу уровня знаний учащихся на данном этапе) – интерактивные тесты в конце каждого раздела беседы есть в презентации «Зима!» — на текущем классном часу, 10 минут;

4) беседа с детьми, оформленная графическим сопровождением (презентация «Зима!»), темы: «Гололёд и гололедица», «Снег и сосульки», «Водоёмы зимой» — классный час, вторая неделя декабря;

5) Обратная связь: анкетирование (тестирование) учащихся по исследованным опасным явлениям (индивидуальное тестирование с последующей коллективной самопроверкой, дискуссия по самоанализу уровня знаний учащихся на данном этапе) – интерактивные тесты в конце каждого раздела беседы есть в презентации «Зима!» — на текущем классном часу, 10 минут;

6) Закрепление полученных знаний, умений и навыков: объявление викторины и её условий (устное и текстовое объявление в классном уголке, размещение объявления и материалов в профиле социальной сети на образовательном портале Dnevnik.ru, подготовка печатных материалов для учащихся) – на текущем классном часу, викторина в рамках внеурочная деятельности 3-4 неделя декабря.

4. Аналитический4 неделя декабря

Цель: сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Содержание деятельности:

  • Сравнение планируемых и реальных результатов по результатам рабочих листов учащихся на основе самоанализа учащихся (самоанализ по схеме «мой уровень ЗУН до цикла бесед – мой уровень после исследования»).

  • Обобщение: на основе результатов викторины (анкетирование и выпуск стенгазеты (плаката)).

  • Выводы – подготовка объявлений с результатов групповой и индивидуальной деятельности (результаты викторины плюс групповая деятельность в выпуске стенгазет): на классном часу, объявление в классном уголке, в социальной сети профиля класса образовательного портала Dnevnik.ru, подготовка документов награждения учащихся грамотами.

5. Контрольно-корректировочный этап4 неделя декабря

Цель: анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел.

Содержание деятельности:

Корректировка индивидуальной работы с учащимися, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием проблемы (внутреннее – в классе наличие случаев попадания учащихся в опасные ситуации и внешнее: данные СМИ, приказы Минобразования по РО и т.п.).

6. Заключительный этап на последнем классном часу перед окончанием 2 четверти (в рамках традиционного инструктажа по охране жизни и здоровья учащихся).

Цель: представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта.

Содержание деятельности:

Выпуск стенгазет (плакатов)

Объявление результатов групповой и индивидуальной деятельности (результаты викторины плюс групповая деятельность в выпуске стенгазет): на классном часу, объявление в классном уголке, в социальной сети профиля класса образовательного портала Dnevnik.ru, комментирование результатов индивидуальной и групповой деятельности, награждение учащихся грамотами.

Темы стенгазеты (плакатов):

  1. Сто застёжек, сто одёжек – это не про нас! (Вопрос: Как правильно одеваться и обуваться зимой?)

  2. «Оделся сам, одень и кожу» (Вопрос: Какие косметические средства защиты кожи в зимний период применяют?)

  3. «Хороший отдых- безопасный отдых!» (Вопрос: Какие существуют зимние забавы?)


Сценарий классного мероприятия

На экране открыта презентация «Зима!» (скачать можно с ЯндексДиска: https://yadi.sk/d/gkfrX480dtVCV)

Этап

Деятельность кл.руководителя

Иллюстрации, рабочий материал

Деятель-ность учащихся









Вступи-тельная часть,



Этап «Погру-жения в проект», метод «мозго-вой штурм»



Формулирование темы мероприятия, постановка целей, знакомство с содержанием мероприятия (проекта),

10 минут

— Ребята, что изображено на слайде?

слайд 1


Рассматривают рисунок, предлагают свои варианты

Действительно, здесь мы видим зиму, детей, играющих на улице в разнообразные игры, у них хорошее настроение… (идёт описание картины)

-Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на классном часу?
















предлагают свои варианты

— Действительно, речь пойдет о зимнем времени года, о нахождении человека (детей) на улице в это время года, а ещё об опасностях, которые это время года в себе таит.

-Итак, тема нашего классного часа «Осторожно! Зима! или Береги здоровье и жизнь смолоду!», запишите тему в ваш дневник.

-Ребята, как вы думаете, зачем нам изучать эту тему?

-Значит целью нашего цикла бесед будет: изучить и вспомнить те важные правила, которые помогают человеку быть здоровым и сохранить свою жизнь находясь на улице в зимнее время.

— Скажите, а от чего надо нам оберегать здоровье и жизнь?


слайд 2















Записывают тему классного часа в дневник



предлагают свои варианты, участвуют в формулировании целей занятия









предлагают свои варианты

-Действительно, человечество с давних времен совершенствует среду, окружающую его, создавая для себя более комфортные условия для жизни и работы и делая это пространство наиболее безопасным. Однако все мы знаем, что, создавая что-то новое, мы даем возможность появлению очередной опасности. В современном мире мы подвергаемся опасностям на каждом шагу: дома, на работе, на улице.

Далее формулирует понятие о науке ноксология и её значении в жизни общества

слайд 3



Знакомятся с наукой, изучающей опасности

-А чего надо опасаться в зимнее время?

Далее по слайду 4 формулирует понятие опасности


слайд 4

предлагают свои варианты

-Как вы считаете, какие опасности подстерегают человека на улице зимой?

-Далее по слайду 5 озвучиваются повседневные естественные опасности в зимний период

слайд 5

предлагают свои варианты

-А поскольку сейчас первый зимний месяц, и зима только вступает в своё господство, мы сегодня начнём цикл наших бесед по следующим зимним опасностям.

-Этой теме мы посвятим два классных часа, и разнообразим её практическими и интеллектуальными заданиями

Слайд 6

Знакомятся с содержанием проекта (тем исследования, содержанием мероприятия)

Основная часть мероприятия



(изучение предмета исследования)

-Какое ощущение возникает у нас при слове зима?

-Да, ХОЛОД. Чем же опасен холод, сейчас и исследуем.







Слайд 7

предлагают свои варианты

-Когда же возникает это чувство холода?

Далее по слайду формулируется понятие холода, условия возникновения этого ощущения в организме человека

Слайд 8

Формируют температурные условия возникновения ощущения холода

Формирует опасность холода для человека и внутренние факторы, повышающие получение холодовой травмы

Слайд 9

Формируется опасность нахождения на холоде для жизни и здоровья человека, внутренние факторы, повышающие риск получения холодовой травмы

Формирует внешние условия переохлаждения организма человека

Слайд 10

Формируются внешние условия переохлаждения организма человека

Формирует степени переохлаждения организма человека, их характеристики

Слайд 11

Формируют признаки и последствия степени переохлаждения организма человека


-Как вы считаете, какие действия человек должен предпринимать или наоборот, не предпринимать, чтобы предостеречь себя и своих близких от переохлаждения?

Далее открывает слайд 12 для самоконтроля учащихся, коррекции ответов

Слайд 12

предлагают свои варианты, формируют правила безопасного поведения в защите в защите от холода


-А если всё-таки вы или кто-то рядом с вами получили переохлаждение, какую помощь надо оказать?

-Далее коррекция ответов в соответствии со слайдом 13.

Слайд 13

предлагают свои варианты, формируют правила первой помощи при переохлаждении

Организует смену деятельности учащихся, обратную связь

-А теперь проверим себя! Возьмите ваш рабочий лист. Работаем с вопросником под названием «Холод». Заполните своим ответом столбец «Мой ответ сегодня». Другие столбцы оставьте свободными. У вас 5 минут.

Рабочий лист (по вариантам)

На экране в это время слайд № 14

Смена деятельности, обратная связь

Отвечают на вопросы теста, обратная связь

Организует самопроверку, по щелчку появляются ответы на слайде №14 презентации

Слайд 14


Учащиеся проверяют, отмечают верные ответы


-Результатом переохлаждения может быть такое явление как ОБМОРОЖЕНИЕ.

-Какие признаки обморожения вы знаете?

Слайд 15

Дети предлагают свои варианты

Формулирование понятия ОБМОРОЖЕНИЕ.

Слайд 16

Формирование понятия ОБМОРОЖЕНИЕ.

Формирование условий обморожения

Слайд 17

Формирование условий обморожения

Формирование знаний о физиологических процессах при обморожении при различных температурах

Слайд 18

Формирование знаний о физиологических процессах при обморожении при различных температурах

Формирование знаний степеней обморожения

Слайд19

Формирование знаний степеней обморожения

Формирование знаний знаков и последствий 1 степени обморожения

Слайд 20

Формирование знаний знаков и последствий 1 степени обморожения

Формирование знаний знаков и последствий 2 степени обморожения

Слайд 21

Формирование знаний знаков и последствий 2 степени обморожения

Формирование знаний знаков и последствий 3 степени обморожения

Слайд 22

Формирование знаний знаков и последствий 3 степени обморожения

Формирование знаний знаков и последствий 4 степени обморожения

Слайд 23

Формирование знаний знаков и последствий 4 степени обморожения

Формирование знаний действий первой помощи при обморожении различных степеней

Слайд 24

Формирование знаний действий первой помощи при обморожении различных степеней

Формирование знаний запрещённых действий при обморожении различных степеней

Слайд 25

Формирование знаний запрещённых действий при обморожении различных степеней

Организует смену деятельности учащихся, обратную связь

-А теперь проверим себя! Возьмите ваш рабочий лист. Работаем с вопросником под названием «Обморожение». Заполните своим ответом столбец «Мой ответ сегодня». Другие столбцы оставьте свободными. У вас 5 минут.

Рабочий лист (по вариантам)

Смена деятельности, обратная связь

Отвечают на вопросы теста, обратная связь

Организует самопроверку, по щелчку появляются ответы на слайде №26,27 презентации


Слайд 26



Слайд 27

Учащиеся проверяют, отмечают верные ответы


Заключи-тельная часть занятия 1, 5 минут

Подводит итоги первой части проекта.

-Ребята, какие опасные ситуации из тех, что ставит зима перед нами, как только мы выходим из помещения, сегодня были исследовали подробно?

-Скажите, а существуют ли правила, следуя которым можно избежать травмирования или гибели?

-Скажите, если всё-таки получена травма переохлаждением или обморожением, что нужно обязательно знать и учитывать при оказании первой помощи?



-Опасность получить переохлаждение и обморожение;

-Да, существуют правила предупреждения переохлаждения и обморожения;

-Степень переохлаждения и обморожения, потому что есть различие в действиях оказания первой помощи, если это не учитывать, то можно усугубить самочувствие пострадавшего.



Занятие 2


Вступи-тельная часть – 5 минут

Актуализация внимания и ЗУН

-Ребята, о чём мы беседовали на предыдущем занятии?

-Какие опасности мы исследовали на прошлом занятии?

— Какие ещё опасности подстерегают нас на улице?

Слайд 2

Дети предлагают свои варианты

Постановка темы и целей занятия.

-Действительно, тема сегодняшнего занятия Опасность гололёда и гололедицы, снега и сосулек, а также водоёмов зимой.

-А с какой целью мы будем исследовать эти опасности?

-Да, целью нашей работы будет ознакомиться с правилами поведения, которые защитят нас от этих опасностей или позволят нам правильно оказать первую помощь

Слайд 6















Формулирую цель занятия

Основная часть занятие 2

-Начнём мы с исследования опасности при гололёде и гололедице

-А кто знает, в чём разница между этими двумя погодными явлениями?

Слайд 28









Дети предлагают свои варианты

Формулирует суть явлений гололёд и гололедица.

Слайд 29

Формирую понятие явлений гололёд и гололедица


Слайд 30



Приводит статистику видов травм при гололёде и гололедице

Слайд 31


Приводит условия, при которых получают травмы







-А как вы избегаете падение?

Слайд 32











Учащиеся приводят приёмы

Формулирует правила безопасности при гололёде и гололедице

Слайд 33

Корректировка ЗУН

-Главным условием является нескользящая обувь.

-Существуют специальные приспособления, но можно их сделать и самому. Вот изображения этих средств защиты от падения на льду.

Слайд 34

Учащиеся знакомятся с присособлениями защиты от падения на льду через изображения


Организует смену деятельности учащихся, обратную связь

-А теперь проверим себя! Возьмите ваш рабочий лист. Работаем с вопросником под названием «Гололёд и гололедица». Заполните своим ответом столбец «Мой ответ сегодня». Другие столбцы оставьте свободными. У вас 5 минут.

Рабочий лист

Смена деятельности, обратная связь

Отвечают на вопросы теста, обратная связь

Организует самопроверку, по щелчку появляются ответы на слайде №35 презентации







-Следующая опасность подстерегает нас вблизи домов, зданий – это сосульки и снег на крышах зданий – переход на слайд 36


Слайд 35

Учащиеся проверяют, отмечают верные ответы



Слайд 36


Формирует понимание опасности сосулек и снежных масс

Слайд 37

Формирование причин опасности снежных масс и сосулек на крыше здания

Формирование чувств опасности

Слайд 38



Формирование чувств опасности

Слайд 39


Формирует меры предосторожности для избегания травмирования

Слайд 40


Организует смену деятельности учащихся, обратную связь

-А теперь проверим себя! Возьмите ваш рабочий лист. Работаем с вопросником под названием «Снег и сосульки». Заполните своим ответом столбец «Мой ответ сегодня». Другие столбцы оставьте свободными. У вас 5 минут.

Рабочий лист

Смена деятельности, обратная связь

Отвечают на вопросы теста, обратная связь


Организует самопроверку, по щелчку появляются ответы на слайде №41 презентации


Слайд 41

Учащиеся проверяют, отмечают верные ответы


-Следующий предмет нашего исследования – это опасность нахождения на водоёмах зимой.

-Чем же опасен зимний водоём?

Слайд 42

Дети предлагают свои варианты

Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.

-Обратите внимание на данные изображения: обычная беспечность может привести к тому, что человек окажется подо льдом и, если в этом месте есть течение, его может унести под лёд и выбраться будет уже невозможно! Да и спасение утопающего, особенно в зимний период очень тяжёлая задача – на изображении три одного человека спасают двое.

-А теперь почувствуйте всю безысходность ситуации человека, который находится подо льдом (по щелчку увеличивается изображение два).

Слайд 43



Формирование знаний последствия опасной ситуации на водоёме зимой.


-Опасно находится даже вблизи водоёма. На слайде вы видите опасные места.

Слайд 44

Формирование опасных мест на водоёме.

-Ну а если по каким-то причинам вы оказались на водоёме, то необходимо соблюдать правила безопасности.

Слайд 45

Формирование ЗУН безопасного поведения на реке

-Те же правила, но в изображениях. Рассмотрите внимательно изображения, запомните их.

Слайд 46


Закрепление правил поведения на водоёмах

-Ну, а если вы или другой человек попал в подобную опасную ситуацию, то существуют правила, которые могут спастись или спасти человека.

Слайд 47

Формирование навыков спасения на водоёме зимой

-Или же в картинках.

Слайд 48



Организует смену деятельности учащихся, обратную связь

-А теперь проверим себя! Возьмите ваш рабочий лист. Работаем с вопросником под названием «Водоёмы зимой». Заполните своим ответом столбец «Мой ответ сегодня». Другие столбцы оставьте свободными. У вас 5 минут.

Рабочий лист, вопросник «Водоёмы зимой»

Смена деятельности, обратная связь

Отвечают на вопросы теста, обратная связь

Организует самопроверку, по щелчку появляются ответы на слайде №41 презентации


Слайд 49

Учащиеся проверяют, отмечают верные ответы


Заключительная часть – 10 минут

-Какие опасности могут случиться с детьми на этом рисунке?


Слайд 50

Дети предлагают свои ответы, аргументируют


Выводы

-Мы провели с вами большую работу по исследованию этих опасностей, надеюсь, что каждый из вас усвоил правила, обеспечивающие как вашу личную безопасность, так и возможность оказать первую помощь тем, кто попал в беду.

-Конечно, как вы усвоили эти правила покажет жизнь, и я очень хочу, чтобы первое – вы не оказались в опасных ситуациях, второе – смогли выйти из опасной ситуации и (или) смогли оказать грамотную помощь.

-Ну, а проверить свои знания вы сможете в нашей практической части, итог, которой будет иметь большое значение: во-первых, каждый из вас должен ответить на вопросы вашего рабочего листа, а поскольку, мы проверяли эти ответы, то вам останется найти и оформить свой ответ только для неверных ответов, новый ответ вы должны отметить в графе «Мой ответ завтра», а вот графу «Самоанализ» пока не заполняем.

Второй этап конкурса – это работа в группе: каждая группа оформляет стенгазету (плакат) с ответом на один из трёх вопросов, которые находятся на этих карточках, сейчас командиры наших групп, не глядя, вытащат тему для своей группы.

На данную работу вам предоставляется 7 рабочих дней.

-На следующем классном часу командиры групп сдают Рабочие листы учащихся своей команды и вывешивают свои стенгазеты в классном уголке.

-В оценке газет будут принимать участие учащиеся, которые приходят заниматься в данный кабинет, критериев два: содержание должно отвечать вопросу, второй – оформление.

Желаю всем вам успеха в этой работе и надеюсь на творческий подход.


Слайд 51

просмотр


Релаксация

Слайд 52





просмотр





Список литературы

  1. Текст для презентации http://knowledge.allbest.ru/life/2cb65635a3bc78b5c53b89421316d26_0.html

  2. Метод учебного проекта в школьном образовании. Виды и типы проектов  Болдырева А.М.. https://nsportal.ru/vu/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/primenenie-informatsionnykh-tekhnologii-v-obrazovatelnom-prots-2

  3. Галина Зуйкова https://galinazuykova.jimdo.com/классные-часы/

  4. Методические рекомендации классным руководителям. СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА. Худоназарова Л.И.. https://www.myshared.ru/slide/364649/

  5. Методические рекомендации при подготовке к классному часу. Любовь Сцепина. https://ru.calameo.com/books/002768523bb3b5343b618#



29


Свежие документы:  Конспект мастер – класса «Формирование универсальных учебных действий в рамках урока»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: