Конспект урока на тему «Способы и средства развития логического мышления в условиях группы продлённого дня»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с.Енотаевка»











Выступление на ММО учителей начальных классов
по теме:

«Способы и средства развития логического мышления

в условиях группы продлённого дня»















подготовила

учитель начальных классов

Каталиева Светлана Иосиповна













с.Енотаевка

2013



Способы и средства развития логического мышления

в условиях группы продлённого дня

1 слайд

Группа продленного дня – необходимая форма организации внеурочного времени учащихся младших классов, особый способ формирования воспитывающей образовательной среды. Отличительной чертой организации группы продленного дня является личностное развитие ребенка, приобретение им опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. Слайд 2

Цели и задачи занятий в группе продлённого дня:

развивать познавательные процессы;

память;

внимание;

наблюдательность;

логическое мышление;

речь;

творческие способности


Режим дня является важнейшим фактором здоровья и воспитания детей. Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создают условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: формирует регулятивные процессы, самосознание, закрепляет организационные навыки, способствует развитию логического мышления и умению эффективно общаться.

Самоподготовка – это один из ведущих видов познавательной деятельности в условиях группы продленного дня. На обязательных ежедневных занятиях школьники самостоятельно выполняют учебные задания и задача воспитателя состоит в том, чтобы привить учащимся навыки самостоятельной работы, развитию логического мышления, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

Существует мнение, что логическое мышление учащихся развивается только на уроках математики.

Однако не следует забывать, что искусство рассуждений одинаково необходимо во всех науках и сферах мыслительной деятельности человека, а следовательно, умение рассуждать, доказывать и опровергать сказанное должно формироваться не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности, на более богатом и разнообразном материале, чем может предоставить традиционный курс математики. Поэтому целесообразно проводить занятия, на которых учащиеся получали бы элементарные знания законов логики и учились их использовать.


Теоретические занятия включают задания, направленные на развитие творческого и логического мышления младшего школьника. Слайд 3

Умения наблюдать;

Сравнивать;

Обобщать;

Находить закономерности;

Проверять их;

Делать выводы;

Иллюстрировать их на примерах

Это задания с формулировками:

«Разгадай правила, по которым расположены фигуры в каждом ряду»

«Найди лишнюю фигуру»:

«Что изменилось?»

« Чем похожи эти предметы?»

« Чем отличаются?»

«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать» ,задачи на сообразительность,

и задачи шутки. Слайды задачи 4-15


Обучение в группе продлённого дня должно быть занимательным по форме.

Это обусловлено возрастными особенностями детей. В занятия включаются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты и даже подвижные игры, которые тоже учат думать: игры на развитие внимание, игры-конкурсы, сюжетные игры, интеллектуально- познавательные игры.

Свежие документы:  Урок на тему "Дресс-код для воспитателя"

Приведу несколько примеров (прилагается) 6 задач

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка дается ребенку с детства и овладевает он им так же естественно, как дышит и растет. Но это сложная дисциплина, требующая большого труда, поэтому сам процесс постижения нового и его закрепления должен быть для детей увлекательным, интересным, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

При выполнении заданий творческого характера (сочинений, составление предложений) всегда можно найти что-то увлекательное в жизни, надо только подать это детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям. Ребенок пытается составить предложение и вяло водит глазами по страницам учебника. Ему грустно, скучно и, кажется, что задание совершенно невыполнимо. Прошу его назвать любое слово и слышу неожиданное — «дельфин». Предлагаю составить предложение с этим словом, и фантазии ребенка нет предела. Появляется и интерес, и необходимый результат. Сочинение – сложная творческая работа. На уроке дети изучают виды, структуру сочинений и т.д. Оставаясь наедине с темой, ребенок теряется, и не каждый может изложить свои мысли в соответствии с требованиями программы.


В группе продленного дня у него есть возможность пофантазировать, если сложно сразу написать текст, то можно предложить ему сначала нарисовать рисунок по теме, затем изложить устно и только потом записать его. Слайды 16-20

Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания сначала вызывают затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности. Поэтому каждое задание подробно разбирается. И только, когда сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы. Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка. Мы должны развивать мыслительные способности у детей в начальной школе на каждом из уроков по различным предметам. Этой проблеме уделяется большое внимание. Занятия и игры в ГПД организовываются таким образом, чтобы они соответствовали их интеллектуальному развитию.






Список использованной литературы:


1.Курбеко И. В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня
 Учитель, 2013


2. Учитель Мищенкова Л.В.  Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. 1-4 классы Воспитание в школе.



3. Логика. Головоломки, ребусы, алгоритмы, логические задачи. Для детей Ранок, Каскад(2011 г.)








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: