КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида Г.Белово





КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром»





Провела:

Волкова Галина Кузьминична

воспитатель I квалификационной

категории 13 разряда

Дата проведения: 15.12.2014 г.







Белово

2014

Направление «социально-личностное развитие»

I младшая группа от 2-3 лет.

  1. Образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей достижения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. Развитие игровой деятельности детей;

  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  1. Развитие игровой деятельности.

Сюда входят игры: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические.

В сюжетно-ролевых играх развивается у детей интерес к действиям

сверстников, формируются умения играть рядом, не мешая друг другу, развиваются умения играть со сверстниками.

Формируются умения выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий.

Приобщаются желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители.

Подведение к пониманию роли в игре. Умение связать сюжетные действия с ролью.

В подвижных играх развивается у детей желание играть вместе с воспитателем в игры простого содержания, где совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

У детей 2-3 лет пробуждается интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт). Развивается интерес к играм-действиям со звуками (живой и неживой природы), к подражанию движениям животных и птиц под музыку.

В дидактических играх обобщается чувственный опыт детей с дидактическим материалом. Развиваются умения собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины. Ориентирование в соотношении плоскостных фигур «геометрические мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Сравнивание, соотношение, группирование по одному из сенсорных признаков (цвет, величина, форма). С детьми организуются дидактические игры на развитие внимания и памяти «Чего не стало?», слуховой дифференциации «Что звучит?», тактильных ощущений, температурных различий «Чудесный мешочек», «тёплый – холодный», «легкий – тяжелый», мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами , молниями, шнуровкой и т.д.)



  1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

У детей накапливается опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками (привлечение внимания детей, к ребенку проявившего заботу о товарище, выразившему ему сочувствие). Формируется у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитываются отрицательные отношения к грубости, жадности, развиваются умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Формируются умения здороваться и прощаться, употреблять слова «спасибо», «пожалуйста». Воспитываются внимательное отношение и любви к родителям и близким людям.

Образ Я. Формируются элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменение его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Побуждение назвать свое имя и членов своей семьи. Развиваются у детей представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь) и отличием от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности).

Что такое Родная страна – напоминание детям название города, в котором они живут.

  1. Образовательная область «труд».

Содержание образовательной области «труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

У детей формируются умения одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать аккуратно свою одежду, формируются навыки опрятности.

Развиваются умения совместно с взрослыми и под его контролем перед едой ставить салфетницы. Развивается интерес к труду взрослых. Поощряется желание помочь взрослому. Наблюдение за трудом взрослых.



  1. Образовательная область «Безопасность».

Содержание образовательной области «безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Бережем свое здоровье

Формирование умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами. Приучение детей к соблюдению режима дня. Формирование привычки ежедневно делать зарядку, заботиться о чистоте своего тела, знакомство с профессией врача.

Безопасный отдых на природе

Развивать у детей интерес к животному и растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, желание заботиться о них.

Безопасность на дорогах

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дорогах. Знакомство с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности

Знакомство с понятием «можно-нельзя», «опасно», «громко-тихо». Формирование представлений о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой.

У детей от 3-4 лет (II младшая группа)

В игровой деятельности решаются те же задачи, что и в I младшей группе. Усложнение: в сюжетно-ролевой игре развивается умение детей самостоятельно подбирать атрибуты для определенной роли. Усложнение: обогащение предметно игровой среды за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.

В подвижных играх постепенное введение игр с более сложными правилами и сменой видов движений. Игры со всеми детьми. В театрализованных играх усложнение: сопровождение движений простой песенкой, дети выполняют действия с элементами костюмов (шапочки, воротники). В совместных дидактических играх развиваются умения выполнять постепенно усложняющиеся правила.

У детей 4-5 лет (средняя группа).

Все то же, но усложнение: расширение самостоятельности в выборе роли, разработка и осуществление замысла, развитие социальных отношений играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

В подвижных играх развиваются творческие способности, придумывание вариантов игр, комбинирование движений.

В театрализованных играх усложнение: поощрение использования образных игрушек и бибабо.

Использование возможностей педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта.

В дидактических играх приобщается стремление детей осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Усложнения в игровой деятельности.

У детей 5-6 лет

Закрепляется умение усложнять игру путем расширения состава ролей, содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли).

В подвижных играх идет знакомство с народными играми.

В театрализованных играх усложнение игрового материала за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач – ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица принцесса, эта роль еще никем не раскрыта, смены тактики над игрой, спектаклем.

Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала. Игры в концерт, цирк, показ сцены из спектаклей.

В дидактических играх усложнение: воспитание культуры честного соперничества в играх-соревнованиях.

У детей 6-7 лет

Усложнение в сюжетно-ролевой игре: воспитание доброжелательности, готовности выручить сверстника, развитие умения считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

В подвижных играх то же самое: развитие интереса к народным играм.

В театрализованных играх продолжение развития постигать художественные образы, созданные средствами театрализованной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации).

В дидактических играх развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

В формировании гендерной семейной, гражданской принадлежности во II младшей группе.

Усложнение. Формирование начальных представлений о человеке. Формирование первичных гендерных представлений (мальчики – сильные, смелые, девочки – нежные, женственные).

Знакомство с традициями детского сада. Знать имена отчества медицинской сестры, музыкального руководителя, заведующей, старшего воспитателя. Идет знакомство с родной культурой, с изделиями народных мастеров. В труде формируются желания ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Знакомство с профессией людей, работающих в детском саду. Знакомство детей с понятием «улица», «дорога», «светофор». Развивать умения обращаться за помощью к взрослым.

У детей 4-5 лет

Идет расширение гендерных представлений об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе. Формируются представления о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.

В труде идет приобщение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая).

Поощрение за желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо.

Формируется интерес к профессии родителей, подчеркивание значимости их труда.

Знакомство детей с основными насекомыми и ядовитыми растениями Понятия «съедобный» — не «съедобный», «лекарственные растения».

Идет знакомство с особенностями и внешнего вида транспорта – «Скорая помощь», «Пожарная», «машина МЧС», «Полиция». Знакомство со знаками дорожного движения – «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта». Рассказ детям о работе пожарных, причинах возникновения пожара и правила поведения на пожаре.

У детей 5-6 лет (старший возраст)

Идет формирование представлений об общественной значимости образа жизни людей вообще и самого ребенка в частности. Потребности вести себя в соответствии с общественными нормами. Дается детям представления о том, что Россия – многонациональная страна, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Знакомство с гербом, флагом России, мелодией гимна.

Продолжение расширений знаний о Российской армии, приглашают в детский сад военных, ветеранов, из числа близких родственников.

Формируются привычки бережного отношения к личным вещам и вещам сверстников, самостоятельно готовит материалы к занятиям и убирать их на место.

В ручном труде идет закрепление делать игрушки и сувениры из бумаги и природного материала.

Продолжение знакомства со строением человека, рассказ о работе сердца, органов дыхания и пищеварения.

Знакомим детей с явлениями живой и неживой природы (гроза, гром , молния, радуга) с правилами поведения при грозе.

Продолжение знакомства с дорожными знаками и правилами дорожного движения, необходимость звонить по телефонам 01, 02, 03. Знать свой домашний адрес.

У детей 6-7 лет

Формируются умения отстаивать свое мнение, развитие волевых качеств, выполнять установленные нормы поведения.

Идет расширение представлений детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки).

Добавление Родная страна. Поощрение интереса детей к событиям, происходящими в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения. Рассказ детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.

Расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка).

В ручном труде прибавляется работа с тканью.

Безопасный отдых на природе.

Знакомство детей с Красной книгой, с растениями и животными, занесенными в нее.

Расширение представлений о работе ГИБДД.

Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми приборами, соблюдение правил и мер предосторожности.

Свежие документы:  ОБУЧЕНИЕ ПРОСТОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬ-КАХ 1-4 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: