Личностно–ориентированные технологии и их применение в учебном процессе



ГОУ НПО ПУ № 70 Московская область г. Можайск

РЕФЕРАТ

«Личностно – ориентированные технологии и их применение в учебном процессе»

Выполнила преподаватель физики ГОУ НПО ПУ №70

г. Можайска Московской области

Андриксонова Елена Александровна

ПЛАН

1. Введение: системно-деятельностный (компетентностный) подход как методологическая основа ГОСа второго поколения.

2. Краткая характеристика личностно – ориентированной технологии

3. Методология проведения личностно – ориентированного урока

4. Конструирование личностно-ориентированного урока

5. Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в современной системе образования (на примере курса физики) (Приложение: разработка урока).

6. Используемые источники.

«Ни одно действие педагога не должно

стоять в стороне от поставленных целей»

С. Макаренко

ВВЕДЕНИЕ

Изучая стандарты нового (второго) поколения я отметила, что она имеет ряд особенностей, обусловленных

во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств;

во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования;

в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых [1].

Эти особенности нашли отражение и в тех целях изучения физики, которые ставит перед общеобразовательными учреждениями Министерство образования и науки Российской Федерации. Уровень достижения этих целей и решение поставленных задач должен быть оценен результатами: личностными, метапредметными, общими предметными, частными предметными. На первый план выходят образовательные результаты надпредметного и общеучебного характера.

Надпредметный (метапредметный), как и личностный характер обучения указывают на возрождение воспитательной работы в учебном учреждении, которая нацелена на развитие духовно – нравственных основ у учащихся, а так же на развитие их самостоятельности.

Общеучебный характер результатов нацелен, прежде всего, на то, чтобы формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность.

Но рефлексивная деятельность любых результатов невозможна без учета психологических, социальных, физических и возрастных особенностей учащегося.

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Методологической основой ГОСа второго поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым современным образовательным технологиям.

Системно — деятельностный подход в образовательных стандартах

  • позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

  • раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

  • исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований [2]..

По мнению авторов системно — деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина), последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • ·придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания [3].

Работа преподавателей нашего училища (процесс обучения в котором целиком ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности в соответствии с содержанием образовательной программы) определяется структурой деятельностного подхода:

  • от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели

  1. как формированию умения учиться,

  2. как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

  • от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

  • от стихийности учебной деятельности учащегося к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [4].

Следовательно, системно-деятельностный, предложенный в качестве методолгической основы для нового образования подходит наиболее полно, т.к. описывает

  • основные психологические условия и механизмы процесса учения,

  • структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

Но следование этой теории при практическом преподавании должно учитывать

  • анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение),

  • выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

При этом такие популярные в последние годы в образовании технологии, как предметно — ориентированная, личностно-ориентированная и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностный подходом к организации и рефлексии учебной деятельности.

Краткая характеристика

личностно – ориентированной технологии

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности, при условии сохранения еёздоровья. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Но технология — это продуманная система, следование которой приводит к следующим результатам:

  • диагностичность описания цели;

  • воспроизводимость педагогического процесса(в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых);

  • воспроизводимость педагогических результатов.

Которые достигаются только тогда, когда выдерживаются следующие принципы:

Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.

Принцип 2: учить в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».

Принцип 3: вести постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся; поправлять и поддерживать в случае необходимости.

Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).

Принцип 5: обеспечивать учебное содержание (действие — обучающая модель: предметно ориентированная; личностно-ориентированная) на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный). Это нужно для того, чтобы процесс интериоризации шёл как можно более эффективно.

Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (устная речь, письменная речь, искусственный язык, графические модели и символы).

Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач.

Принцип 8: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности).

Принцип 9: обеспечивает набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно.

При работе по технологиям, предусматривающим учет индивидуальных особенностей учащихся, следует четко определять основные характеристики этих структур:

Параметры сравнения

Индивидуальнй

подход

Личностно-ориентированный подход

1. Теоретико-методологическая основа

Идеи традиционной педагогической парадигмы

Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагоги­ческой антропологии

2.Цель использования


На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУНов и социально ценных качеств

На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности


3. Содержательные аспекты применения

Когнитивный, практико — операционный, аксиологический компоненты содержания образования

Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, ак­туализации и самоактуализации, обога­щения и саморазвития

4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений

Приемы и методы педагогической под­держки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений

5. Критерии анализа и оценки эффективности применения


Основные критерии — обученность учащихся как сформированность ЗУНов и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий — развитость индиви­дуальности ребенка, проявление его уни­кальных черт, внутренняя и внешняя рефлексия

Методология проведения личностно – ориентированного урока

Педагогические подходы и их комбинирование при проведении личностно – ориентированного урока должны достигать следующих целей:

  • Формирование знаний на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта.

  • Оказание помощи учащимся в поиске своего индивидуального стиля и темпа работы на уроке.

  • Развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов.

  • Выделение умений к рефлексии.

  • Содействие учащемуся в формировании положительной Я – концепции [6]

Под актуализацией субъективного опыта учащихся рассматривается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания подростка использовать в определенной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки. Совокупность действий преподавателя должна базироваться на шести принципах:

  1. Самоактуализации:

  • вера учителя в возможности каждого подростка,

  • стимуляция и поддержка учителем стремлений учащихся проявлять и развивать свои способности,

  • обеспечивание учителем протекание процессов самопознания и саморазвития.

  1. Индивидуальности: индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность;

  • на учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащихся;

  • на учебных занятиях надо формировать у учащегося индивидуальный стиль познавательной деятельности.

  1. Субъективности:

  • преподаватель строит учебные взаимодействия на основе межсубъективных отношений с учащимися;

  • преподаватель помогает подросткам осваивать субъективную роль и использовать на уроке свои субъективные полномочия;

  • учитель организует процесс таким образом, чтобы изучение материала происходило путем актуализации и обогащения субъективного опыта учащегося.

  1. Выбора: подросток должен обладать реальными правами и возможностями в выборе

  • уровня усвоения образовательной программы,

  • темпа учебной деятельности,

  • заданий на уроке,

  • способов выполнения заданий.

  1. Творчества и успеха:

  • содействует раскрытию их творческого потенциала,

  • развивает сильные и корректирует слабые стороны их личности,

  1. Доверия и поддержки:

  • раскрепощает учащихся,

  • содействует достижению максимально возможным результатам в выполняемой на уроке деятельности

Обязательные моменты для организации личностно – ориентированного урока являются:

  1. Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся: поощрение активности и инициативы.

  2. Использование разнообразных форм общения , особенно диалога и полилога. Использование адекватных форм и методов. Использование различных форм предъявления информации.

  3. Создание для учащихся ситуации успеха и общения, атмосферы заинтересованности.

  4. Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта учащегося: постановка проблемного вопроса, установление объема знаний для каждого ученика.

  5. Избрание методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.

  6. Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях. Использование субъективного опыта всех участников урока.

  7. Стимулирование учащихся к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения: использование дидактического материала, варьирующегося для учащихся разного уровня обучаемости, обеспечение выбора объема и сложности домашнего задания, подробный инструктаж (не только что, но и как).

  8. Использование учащимися таких речевых оборотов, как

  • «я полагаю, что…»,

  • «мне кажется, что…»,

  • «по моему мнению»,

  • «я думаю, что…».

Схема анализа личностно-ориентированного урока

  1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке.

  2. Задания предлагаются на выбор

  • по содержанию

  • по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

  1. Характер заданий:

  • репродуктивный

  • частично-поисковый

  • исследовательский

  • творческий.

  1. На уроке используются формы общения: монолог, диалог, полилог.

  2. При введении нового понятия учитель предлагает учащимся дать свои версии его содержания.

  3. При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, научно «окультуривает» его.

  4. Домашнее задание дается на выбор

  • по форме

  • по содержанию

  1. Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться?

  2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

  3. Беседа строится на уважительном отношении к мнению ученика.

  4. При выставлении оценки учитываются

  • правильность,

  • самостоятельность,

  • оригинальность,

  • уровень активности.

  1. На уроке царит атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств детей.

  2. Учитель учитывает состояние здоровья детей, их настроение.

Сравнительный анализ традиционного урока и урока, проведенного по ЛОО

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения

Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося

Работа с группами различной успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений

Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика

Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика

Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал

Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем

Стимулируется активность класса (как группы)

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.

Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.

Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.

Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.

Сообщение новых знаний только преподавателем.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.

Оценка ответа учащегося только учителем.

Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.

Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).

Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.

Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения.

Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен» способами познания.

Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, «маршрута» познания и подстройка учащегося под стиль его работы.

Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.

Конструирование личностно-ориентированного урока

Для себя модель личностно-ориентированного урока я представляю следующим образом:

1 Организационное начало, постановка целей.

Определение места данного урока в последующей системе уроков. Обязательное использование всех методов для мотивации содержания занятия. Учет личностных предпочтений учеников, содержательных и процессуальных предпочтений учителя, их личных ожиданий и целей. Четкое определение результатов на сенсорном уровне (каждый может представить, сформулировать и прочувствовать результат)

2.Реализация основных этапов урока.

Обеспечение баланса между самостоятельным поиском новых знаний учащимися, познанием в процессе учебной деятельности и презентацией новых знаний учителем. Определение наиболее подходящего места на уроке для применения эвристических приемов. Организация обучения на основе познавательных стратегий.

3 Организация рефлексии и обратной связи.

Организация (кроме традиционных контрольных и проверочных работ) индивидуальной и групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения, письменного изложения, выводов и положений.

4.Коррекция промежуточных результатов.

5.Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.

Обобщение всех полученных результатов, обзор изученного и определение дальнейшего «маршрута следования». Рассмотрение в различных контекстах вопроса о применении знаний. Использование учителем позитивных оценок в виде похвалы, одобрения и т. п. Выставление оценок.

Личностно ориентированный подход

как основа традиционного обучения

в современной системе образования (на примере курса физики)

Концепции личностно – ориентированной технологии очень удачно работают в слабомотивированных к обучению группах, в которых прослеживается существенное различие как в социальном и психофизическом аспекте, так и в уровне обученности.

Работая с учащимися училища часто слышишь: «У меня нет способностей», «Лично у меня не получится», «Физика — это очень сложно», «У меня в семье все плохо учились — значит, и мне не дано». Опасность таких «самореализующихся пророчеств» хорошо изучена в психологии и педагогике: подобные оценки крайне вредны не только для обучения физике, но и для формирования личности вообще. Для устранения таких проблем применяются методы личностно – ориентированного образования.

При реализации ЛОО процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

При таком подходе обучения необходимо учитывать, что обыденное знание приобретается в деятельности и общении; при этом происходит комплексное восприятие окружающего: учащийся слышит речь, смотрит на предмет, о котором говорят, производит с ним какие-то действия. Таким образом, подключаются все сенсорные системы: «вижу» — «слышу» — «чувствую», а также вкус и запах. (ВАК: В — визуальная система, А — аудиальная система, К — кинестическая система).

Проводя параллель с традиционным обучением, нетрудно заметить преобладание в нем негативных обратных связей «учитель-ученик» и «сверстники-ученик», что приводит к повышенной его тревожности, дискомфорту, а в случае многократности таких связей и вовсе к потере интереса к предмету, боязни отвечать перед группой, прогулы уроков

Для преодоления дискомфорта в процессе обучения нужно помнить, что учащийся приобретает обыденный опыт в условиях, поддерживающих позитивные убеждения: большая часть из того, что он делает, правильно или почти правильно. И что самое важное — он имеет право ошибаться столько, сколько ему необходимо, чтобы развить нужный навык. Но в школах складывается, как правило, совсем иная ситуация, т.к. учебный процесс ограничивает их право на ошибки. Поэтому дети в училище приходят с низким потенциалом к обучению.

Для успешного обучения и воспитания необходимо отметить важность развития позитивных личностных установок на успешное изучение физики, а также укрепление веры ученика в свои способности и возможности.

Поэтому я пытаюсь строить процесс обучения с применением принципов личностно – ориентированного подхода. При этом пытаюсь использовать все три сенсорные системы восприятия одновременно или последовательно:

1. Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, «проговаривали» символы и законы, уверенно действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные конспекты-схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т. д.

В своей практике в рамках ЛОО я использую элементы психодидактики: составление струтурно – логических схем урока, которые выступают в качестве опорных конспектов учащихся, хорошо в обучение вписывается дискретный и системно – функциональный подходы как при изучении физических величин, так и при изучении законов. Так же ребята практикуют выступления с докладами, рефератами. В мае 2010 года учащейся нашего училища выступал по защите реферата на областном конкурсе «Атомная наука и техника», организованном корпорацией Росатом (тема реферата «Действительно ли нужна Росси атомная энергия?»).

2. Следует постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы.

Мною были разработаны и проведены цикл интегрированных бинарных уроков по темам

  1. «Дисперсия»,

  2. Уроки производственной практики:

  1. урок — путешествие «По планетам Солнечной системы» для специальности оператор наборно – компьютерной техники,

  2. «Шитьё блоков проволокой на машинах и агрегатах» для специальности машинист БПП,

  3. «Решение задач по физике средствами программы MS Excel» для специальности оператор наборно – компьютерной техники,

  4. «Построение физической модели с помощью электронной таблицы Еxcel» для специальности оператор наборно – компьютерной техники,

3. Обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую деятельность.

Для этого мною используются два отработанных элемента:

  1. «Аукцион»: назвать все характеристики изучаемого явления, величины, закона ит.п. Кто последний дал определение (кто больше всех нашел определений), тот поощряется заранее оговоренной отметкой.

  2. «Отгадай, что я задумала»: уч-ся задают вопросы, на которые я отвечаю только «да» или «нет».

4. Для обеспечения позитивного эмоционального фона при освоении физики рассматриваю интересующие учащихся темы и объекты, пробуждая и поддерживая личный интерес к предмету на протяжении изучения всего курса. Как, правило, это связь между производственно — профессиональной и общеобразовательной деятельностью уч-ся.

5. Полезно как можно чаще использовать позитивные элементы обратной связи между учащимися в группе и между ними и учителем, стараться закреплять только позитивные результаты обучения (интересные моменты из жизни ученых – физиков, анекдоты физического содержания, выдержки из работ учащихся).

6. Важно больше внимания уделять качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем. Именно качественные удачно подобранные задачи, связанные с субъективным опытом подростка или с его производственной практики привлекают и активизируют ребят.

7. Чтобы сделать преподавание эффективным, особенно важно педагогично преодолеть «ограничивающие убеждения» учащихся, поднять его социальный личностный и коллективный уровень.

8. Следует постоянно и разнообразно стимулировать необходимость выполнения каждого нового вида учебной деятельности и ее осуществление. Необходимо включать такие виды мотивации, которые связаны с текущими интересами учеников, пояснять им, как конкретно в их повседневной жизни пригодятся им приобретаемые на уроках физики знания.

9. Не секрет, что многие учащиеся испытывают трудности при усвоении физики из-за недостаточной математической подготовки. Начиная изучать физику, они часто думают, что ее познания можно начать «с чистого листа» — например, научиться решать задачи по физике, не зная пропорций, не умея читать графики и т. д. Если подобные беспочвенные ожидания не оправдываются, учащиеся разочаровываются в физике и перестают прилежно работать на уроках. Поэтому лучше запланировать результаты обучения для каждого ученика и подобрать дифференцированное индивидуальное задание для каждого учащегося или для интегративных групп.

10. Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВНов, научных конференций), посвященных широкой интеграции знаний, на которых ученики могут полностью реализовать свои способности и возможности.

11. В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика посредством индивидуальной или групповой работы на уроке, решения качественных или расчетных задач, путем дифференциации уровня сложности задания, варьируя формы домашнего задания.

12. Обучение физике должно способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. Его «Я» должно пополняться уверенностью, что он становится знающим физику человеком, ориентирующимся в устройстве физических приборов и устройств, возможно, будущим разработчиком высоких технологий и т. д. В процессе обучения физике подобное «Я» должно быть найдено каждым лично.

13. Для обучения физике необходимо использовать естественные механизмы и методы приобретения обыденного опыта.

Обобщая изложенное, можно сказать, что для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни (запотевание стекол и кипение чайника, перемещение тяжестей и катание на лыжах и т. д.), чтобы знание физики стало постоянным «спутником» ученика и как бы частью жизни.

Подводя итог, подчеркну, что личностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода, поскольку оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащегося: знание того,

  • как учащиеся выполняют упражнения, задания и творческие работы,

  • умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать ее,

  • какие умственные операции они должны выполнять для этого.

Для реализации личностно-ориентированного технологии нетрудно создать конкретные субъектно-личностные подходы, которые позволяют в условиях массового обучения развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные способности учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения.

Основной проблемой для реализации ЛОО для себя я отметила следующее:

  • отсутствие основ ЛОО у ребят, приходящих из различных общеобразовательных учреждений в наше ПУ,

  • в процессе кропотливой совместной работы преподавателей училища по становлению парадигмы ЛОО, очень редко удается найти поддержку этой деятельности со стороны родителей учащихся. А иногда, неприятие новейшим технологиям преподавания. Есть связь учитель ↔ученик, но нет связи семья↔учитель↔ученик↔ семья.

Я рассмотрела лишь общие принципы личностно-ориентированной технологии обучения. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственный подход обучения.

Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь русский писатель Аркадий Аверченко писал «Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Используемые источники:

1.Примерные программы по учебным предметам.Физика 7-9 классы Естествознание 5 класс standart-2-pokolenia.narod.ru/fizika.html

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М., 2008.- С.15.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М., 2008.- С.16.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М., 2008.- С.17.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.// Беспалько В. П.— М.: Педагогика, 1989 г.

6. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» / Степанова Е. Н., Алексеева Н. А., Александрова М. А., Амосенок Н. Л., Горелик И. Ф., Степанов Е. Н., Александрова Наталья, Степанов Е.Н., — М., 2004


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Организация рефлексии в начальной школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: