Литературная гостиная «В гостях у В.Г. Короленко» 7-8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия № 4» Красногорского муниципального района Московской области
















Литературная гостиная «В гостях у В.Г. Короленко»

для учащихся 7-8 классов


( к 160-летию писателя)














подготовила учитель русского языка и литературы Чаруйская Наталья Николаевна

МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,









2013 год



Цели:


предметные:


1) продолжить знакомство с творчеством В.Г. Короленко ;


2) отрабатывать навыки осознанной работы с текстом;


3) формировать навыки анализа текста;


метапредметные:


1) развивать навыки самостоятельной работы с текстом;


2) развивать речь, память учащихся;


личностные:


1) воспитывать интерес к творчеству В.Г. Короленко

2) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.


Сцена оформлена соответственно теме гостиной. Задник сцены затянут тюлем и драпировкой, на нем портрет писателя. Под ней на полу напольные вазы с цветами, круглый столик, стулья, маленький букетик цветов на столе, выставка книг В.Г.Короленко. Парты поставлены в классе в соответствии с количеством станций, на них таблички с названиями станций.

1-ый ведущий.

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко.

Родился Владимир Галактионович 15 июля (27 н.с.) в Житомире в семье уездного судьи, честного и неподкупного человека, потому и не сделавшего карьеры. Детские годы Короленко прошли в Житомире, где он начал учиться в гимназии, но закончил гимназический курс уже в Ровно, куда отец был переведен по службе. Проза И.Тургенева, поэзия Н.Некрасова и статьи Н.Добролюбова стали причиной того, что впоследствии Короленко напишет: «Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала прежде всего русская литература».

В 1871 окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт, но тяжелое материальное положение заставляет его уйти из института и искать себе средства к существованию. Работает корректором, чертежником.

2-ой ведущий.

В 1874 переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. С большим интересом слушает лекции К.Тимирязева, активно участвует в студенческой жизни, то выступая против действий администрации, то организуя библиотеку запрещенных книг. В 1876 за подачу написанного им коллективного протеста студентов Короленко был исключен из академии и выслан в Вологодскую губернию, но с дороги возвращен и поселен под надзором полиции в Кронштадте.

В 1877 поступил в Петербургский горный институт, который тоже не удалось закончить. В 1879 был арестован по подозрению в связях с революционерами и отправлен в ссылку в город Глазов Вятской губернии, затем в Березовские Починки, откуда в 1880 по ложному обвинению в побеге переведен в Вышневолоцкую политическую тюрьму и выслан в Сибирь. С дороги (по выяснении ложности обвинения) был отправлен на жительство в Пермь. За отказ присягать Александру III был в 1881 сослан в Якутию, где провел три года.

1-ый ведущий.

В ссылке занимался крестьянским трудом, изучал быт и людей. Здесь по-настоящему проявился его литературный талант. Записи услышанных в Сибири историй, характерных выражений, наброски рассказов и повестей он обработал уже в Нижнем Новгороде, где с 1885 ему было разрешено поселиться после ссылки. Живя в Нижнем Новгороде, Короленко обошел и объездил волжские берега, заволжские леса, изучил и описал жизнь приокских мастеровых («Павловские очерки», 1890) и керженских сектантов («В пустынных местах», 1890), жителей маленьких городишек и деревень («За иконой» и «На затмении», 1887; «Река играет», 1891; «Художник Алымов», 1896).

2-ой ведущий.

Сознательная жизнь Короленко приходится на пять последних десятилетий

царизма. Русская жизнь этих лет постоянно испытывала на прочность его

гражданское и человеческое мужество: в тюрьмах, на этапах, в ссылках он

провел долгие годы. Вернувшись из ссылки, в голодный год в Нижегородской

губернии он спасает от смерти сотни голодающих. Когда семеро

крестьян-удмуртов были осуждены на каторгу по обвинению в принесении

человеческой жертвы языческим богам, Короленко разоблачил судебный подлог,

добился отмены приговора, сняв клеветнический навет, по существу, с целого

народа. В ответ на отмену царем избрания Горького в Академию наук, Короленко

публично отказывается от звания почетного академика. В начале XX века он

поднимает голос против еврейских погромов, в защиту крестьян Полтавской

губернии, на которых была послана карательная экспедиция, против разгула

смертных казней после первой русской революции… Это лишь некоторые,

крупные проявления гражданской активности Короленко, не считая десятков его

статей на темы повседневной русской жизни.

1-ый ведущий.

Он назвал себя «писателем и политическим партизаном». В схватки с

голодом, с неправедным царским судом, с продажной прессой, с погромщиками, с

карателями Короленко бросался вооруженный ярким и стремительным словом

публициста — газетчика, журналиста. Итогом каждого такого дела становились

блестящие публицистические статьи и книги: «В голодный год», «Мултанское

жертвоприношение», «Дом No 13″, «Сорочинская трагедия»; «Бытовое явление»,

«Дело Бейлиса». Они становились известны всей читающей России и за ее

пределами.

А художническое начало всегда жило в Короленко. Окружающая жизнь будила

его фантазию, человеческие судьбы требовали осмысления, выстраивались в

законченные сюжеты. Были периоды в его судьбе, когда художественное

творчество поглощало и захватывало.

Так было в годы тюрем и ссылок. Рассказ «Чудная», ставший потом одним

из знаменитых, Короленко писал, сидя на нарах вышневолоцкой политической

тюрьмы. Писал, не зная еще, что к читателю его рассказ будет доходить долгим

и сложным путем. В годы якутской ссылки Короленко оказался в самых

неблагоприятных условиях жизни, когда должны были, казалось, отмереть все

Свежие документы:  Методическая разработка по обучению школьников ПДД 2 класс

иные интересы и инстинкты, кроме одного — выжить, не замерзнуть, не одичать.

Но тут-то и начало впервые по-настоящему разворачиваться писательское

воображение.

2-ой ведущий.

Живя в якутской слободе Амге, в юрте, где вместо оконца — глыба льда, а

спасительное тепло печки уходит в дыру на потолке, вглядываясь в огромные

холодные просторы, знакомясь с людьми сурового края, Короленко запоминал

чужие рассказы, заносил на бумагу увиденное и услышанное, оживлял

воспоминания детских лет. И рождались первые наброски тех рассказов и

повестей, которые окончательно он обработал уже в Нижнем Новгороде, где с

1885 года поселился, вернувшись из Сибири.

Стремительным оказался взлет Короленко-писателя в середине 80-х годов.

Он сразу занял видное место в русской литературе, особенно когда рассказы и

очерки, которые в 1885-1886 годах печатались в лучших столичных журналах,

были им собраны воедино и вышли отдельной книгой.

Уже тогда определились первые два источника, питавшие творчество

Короленко темами и образами. Рассказы в первой книге как бы делились на две

группы: украинские и сибирские.

Как Гоголь, Короленко пришел в русскую литературу с земли Украины, с

детства впитав ее краски и звуки, легенды и песни, выработав умение выразить

в русском слове богатство, музыкальность и лиризм украинской народной

культуры. «Лес шумит», «В дурном обществе», потом «Слепой музыкант»,

«Ночью», «Судный день» — многое в этих и других произведениях пришло из

воспоминаний детства писателя.

1-ый ведущий.

Совсем иной колорит у сибирских рассказов и очерков. Немало было встреч

у Короленко с ямщиками, станционными смотрителями, поселенцами, бродягами,

крестьянами — сибиряками коренными и пришлыми, переселившимися в Сибирь по

своей воле и пригнанными, сосланными… Их рассказы, услышанные в юртах,

избах, на постоялых дворах, в поездках, а то и в тюремных камерах, наполняют

страницы первых произведений писателя. Еще раз Короленко вернулся к

сибирским воспоминаниям в конце 90-х — начале 900-х годов, когда были

написаны новые произведения сибирского цикла.

Третьим жизненным источником, образовавшим еще одну группу

художественных произведений Короленко, стали Волга и обширный приволжский

край. Прожив более десяти лет в крупном волжском городе, Короленко исходил и

изъездил то пешком, то в лодке или на пароходе заволжские леса, берега

Ветлуги, изучил и описал жизнь приокских кустарей и керженских раскольников,

купцов и мещан в маленьких захолустных городишках и крестьян, великорусов и

представителей народностей Поволжья. Для Короленко Волга — «колыбель

русского романтизма», ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева. И

раздумья о прошлом, настоящем и будущем русского народа слышатся в рассказах

«Река играет», «За иконой», «На затмении», «В облачный день», «Художник

Алымов»…

2-ой ведущий.

Были и еще путешествия, поездки, давшие и место действия, и сюжеты

новым произведениям Короленко: в Америку в 1893 году на Всемирную выставку

(самым крупным из завершенных произведений Короленко стал рассказ, а по

сути, целый роман о скитаниях украинского эмигранта-крестьянина «Без

языка»), на реку Урал, за материалами для романа о Пугачеве, так и не

завершенного, на Дунай к казакам-некрасовцам, в Крым…

Так складывался мир художественной прозы Короленко.

Заявив свои темы, произнеся новое слово, он по-своему продолжил

традиции русской литературы XIX века и мировой литературы и первым сказал

многое из того, что потом вошло в литературу следующей эпохи, прежде всего в

творчество Горького.

1-ый ведущий.

Уже в «Чудной», одном из самых первых произведений Короленко, когда он

еще не мог не осваивать чужой опыт, во многом проявилась эта оригинальность

писательской позиции, его художническая самостоятельность.

В самом деле, мало кто в русской литературе 80-х годов, эпохи

безвременья, думал еще о музыкальности, о красоте композиции, о соответствии

художественной формы важному содержанию. Писатели-народники, задававшие тон

в массовой литературе, чаще всего видели в образе иллюстрацию к идеям, лишь

заботу о назидательности и поучительности считали достойной русского

писателя. Короленко показывал, как демократическая литература может

соответствовать самым высоким требованиям словесного искусства.

Годы, проведенные в провинции после сибирской ссылки, — это годы расцвета его творчества, активной общественной деятельности, счастливой семейной жизни. В 1886 Короленко женился на А.Ивановской, родилась старшая дочь. В столичных журналах регулярно печатаются рассказы и очерки писателя.

2-ой ведущий.

В 1893 писатель побывал в Америке на Всемирной выставке, а в 1895 написал рассказ «Без языка» о жизни украинского крестьянина-эмигранта в Америке.

В 1896 переехал в Петербург, где вместе с Н.Михайловским стал издавать народнический журнал «Русское богатство». В 1900 Академия наук избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности, от чего Короленко отказался в 1902 вместе с Чеховым в знак протеста против отмены выборов Горького в Академию. В 1900-е появляются его уральские, крымские, румынские очерки: «У казаков», «В Крыму», «Наши на Дунае». В течение последних шестнадцати лет (1905 — 21) Короленко работал над мемуарами «История моего современника», опубликованными в 1922.

Литературно-критические взгляды писателя нашли отражение в его статьях и воспоминаниях о писателях: «Воспоминания о Чернышевском» (1890), «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902), «А.П.Чехов» (1904), статьи о Л.Толстом (1908) и др.

Не все идеи Октября Короленко смог принять. Живя в Полтаве в годы гражданской войны и наблюдая, как она переходит из рук в руки, Короленко выступал против грабежей и погромов, ходатайствовал за арестованных большевиков, но не находил оправдания и ответному революционному террору.

Свежие документы:  Интеллектуальная игра "Сто к одному", посвященная А.Е. Теплоухову

В последние годы у него прогрессировала болезнь сердца, но он трудится: основывает колонии для сирот и беспризорных, участвует в помощи голодающим.

1-ый ведущий.

Смерть наступила от воспаления легких 25 февраля 1921 в Полтаве.

Нельзя понять Короленко-писателя, не зная хотя бы в общих чертах

личность этого замечательного человека, события его жизни, в которой

писательский труд занял место не сразу и никогда не осознавался

исключительным, единственным и главным. С ранней молодости до конца своих

дней Короленко прошел «трудным путем героя», как сказал о нем Горький.

Славу Короленко составляют десятка полтора прекрасных рассказов,

повестей, несколько публицистических книг; им написана масса газетных и

журнальных статей.

2-ой ведущий.

Слишком часто писателю приходилось делать выбор, который однажды он

сформулировал прямо: быть ли революционером, практическим участником

жизненной борьбы, или художником, наблюдающим и описывающим жизнь?

В «Истории моего современника» Короленко писал: «У меня с юности была

привычка облекать в слова свои впечатления, подыскивая для них наилучшую

форму, не успокаиваясь, пока не находил ее».

Судьба рано предназначила ему быть писателем. Не вообще литератором, а русским писателем, которому дано выступить после Тургенева и Толстого, продолжить начатое славными

предшественниками.

Путешествие по произведениям В.Г. Короленко

1 станция «Произведение»

1. Назовите художественное произведение по его началу.

1. Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили

некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять,

брату около восьми. (Парадокс)


2. Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле,— никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы. (В дурном обществе)



4. Он знает также, что значит казак. Старика «Хведька», который заходит по временам в усадьбу, все зовут «старым казаком». Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. ( Слепой музыкант)


5. Скоро ли станция, ямщик?

— Не скоро еще, — до метели вряд ли доехать, — вишь, закуржавело как, сивера идет.

Да, видно, до метели не доехать. К вечеру становится все холоднее. Слышно, как снег под полозьями поскрипывает, зимний ветер — сивера — гудит в темном бору, ветви елей протягиваются к узкой лесной дороге и угрюмо качаются в опускающемся сумраке раннего вечера. (Чудная)

После каждого ответа инсценировка эпизода из данного произведения.

2 станция «Портретная галерея»

Назовите героя, как описание характеризует героя?

1. …смотрю: молодая еще, как есть ребенком мне показалась. Волосы русые, в одну косу собраны, на щеках румянец. Ну, потом, увидел я — бледная совсем, белая во всю дорогу была. …. Глаза загорелись, румянец еще гуще выступил. Губы тонкие, сердитые… вся дрожит и глаза закрыла. По лицу капли дождевые потекли, а щеки бледные, и не двинется, точно в бесчувствии. (Чудная)

2. …был крепкий старик, седой, с длинными казацкими усами и в широких казацких шароварах. Он носил кисет с табаком и трубку привязанными у пояса, говорил не иначе, как по-малорусски, и рядом с двумя сыновьями, одетыми в белые свитки [84] и расшитые малороссийские сорочки [85], очень напоминал гоголевского Бульбу с сыновьями. Однако в нем не было и следов романтизма [86], отличавшего гоголевского героя. Наоборот, он был отличный практик-помещик…(Ставрученко)


3. Правильные красивые черты зарисованы плавными, холодными линиями; голубые глаза глядят ровно, спокойно; румянец редко является на этих бледных щеках, но это не та обычная бледность, которая ежеминутно готова вспыхнуть пламенем жгучей страсти; это скорее холодная белизна снега. Прямые светлые волосы … чуть-чуть оттенялись на мраморных висках и спадали тяжелою косой, как будто оттягивавшей назад ее голову при походке. (Эвелина)


4. Черные волосы красивою волной склонялись над выпуклым лбом, по которому прошли ранние морщинки. На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность. Нижняя губа, чуть-чуть оттянутая углами вниз, по временам как-то напряженно вздрагивала, брови чутко настораживались и шевелились, а большие красивые глаза, глядевшие ровным и неподвижным взглядом, придавали лицу молодого человека какой-то не совсем обычный мрачный оттенок. (Пётр)

5. … вообще был человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьёзные замечания разрушили не одну нашу иллюзию. (Павел)


6. Немолодой, расположенный к полноте, очень молчаливый, он пользовался во дворе репутацией человека необыкновенно учёного, а его молчаливость и бескорыстие снискали ему общее уважение, к которому примешивалась доля страха, как к явлению, для среднего обывателя (полковник Дударев)


7. Голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами. Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разыскивал испуганными глазами, которые, вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брага. Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались в тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука. (Феномен)

Свежие документы:  Оценочный лист 7 класс


8. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам. (Маруся)

9. … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту. (Соня)



3 станция «Фраза»

Из какого произведения эта фраза?

1. Детство, юность – это великие источники идеализма! (В дурном обществе)

2. Человек создан для счастья, как птица для полёта. (Парадокс)

3. Глаза, – сказал кто-то, — зеркало души. (Слепой музыкант)


4 станция «Усадьба»

Назовите произведение, в котором встречается это описание. С какой целью оно введено в произведение?

1. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества. . (Парадокс)

2. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». (В дурном обществе)

3. Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времён, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

(Парадокс)

4. Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовывали ярким золотом старые, ободранные стены. Я увидел внутреннюю сторону запертой двери, провалившиеся хоры, старые, истлевшие колонны, как бы покачнувшиеся под непосильною тяжестью. Углы были затканы паутиной, и в них ютилась та особенная тьма, которая залегает все углы таких старых зданий. От окна до пола казалось гораздо дальше, чем до травы снаружи. Я смотрел точно в глубокую яму и сначала не мог разглядеть каких-то странных предметов, маячивших по полу причудливыми очертаниями. (В дурном обществе)

5. По-прежнему шумели буки в саду, только их листва будто потемнела, сделалась еще гуще; по-прежнему белели приветливые стены, только они чуть-чуть покривились и осели; по-прежнему хмурились соломенные стрехи, и даже свирель Иохима слышалась в те же часы из конюшни…. (Слепой музыкант)




5 станция «В мире вопросов и ответов»


1. Какой музыкальный инструмент заворожил Петруся? (дудка)

2. Почему Иохим стал играть на дудке? (полюбил Марью, а она не ответила на его чувства)

3. Назовите фамилию Петра. (Попельский)

4. Кто из прислуги звал панычей к отцу в экстренных случаях? (лакей Павел)

5. Кем по профессии был Дударев? (полковник)

6. Назовите имя Феномена. (Ян Залуский)

7. Чем угостил Вася Валека и Марусю, когда познакомился с ними? (яблоками)

8. Как звали отца Валека? (пан Тыбурций)

9. Во что играл Вася с Марусей? (жмурки)

10. Где жили Валек и Маруся? Почему? (в старом замке, были нищие)

11. Назовите фамилию Чудной. ( Морозова)

12. Как звали жандарма, который сопровождал Морозову? (Степан Петрович)

13. Почему жандарма не представили в унтер – офицеры? (А исправник донес, видно, начальству, что я к ссыльным ходил, да и полковник костромской тоже донес, как я за нее заступался, — одно к одному и подошло. Не хотел меня начальник и в унтер-офицеры представлять)


Подведение итогов, награждение победителей.


Использованная литература:

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Издательство «Юнацтва», Минск, 1981

В.Г.Короленко. «Избранное»

Издательство «Просвещение», Москва, 1987

В.Г.Короленко. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы

Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954

Взято с сайта: https://textsharik.narod.ru/

Русская Википедия, 2010

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: