Литературно-музыкальная композиция «Сталинград – это моя судьба, Сталинград – это навсегда»


Автор: Карташова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1»

с.Красногвардейское

Красногвардейский район

Ставропольский край


Литературно-музыкальная композиция «Сталинград – это моя судьба, Сталинград – это навсегда».


Театрализованная композиция посвящена семидесятилетию Сталинградской битвы. Она дает возможность соприкоснуться с важными историческими событиями, способствует воспитанию гражданской позиции.

Цели: 1) расширение литературно – художественного кругозора школьников;

2) воспитание гражданской, идейно – нравственной позиции;

3) развитие интереса к истории России, ее культуре, традициям.


Сцена 1 «Словно не было войны на этом белом свете»

(Звучит « Lacrimosa» Моцарта)

Чтец 1

На Мамаевом кургане веселятся дети,
Словно не было войны на этом белом свете.
И не топтал его тогда фашистский смертный враг,
И доблестные воины не превратились в прах.
Чтец 2
На прахе тысячи солдат, весной цветут аллеи, 
Аллеи из плакучих ив, берёз — что всех милее.
Деревья плачут и скорбят, как вдовы слёзы льют,
Как вдовы и как матери родных, любимых ждут . 
Чтец 3

Здесь на оплаканной земле , как символ встала Мать,
С ладони виден город ей, великой Волги гладь.
Как оберег страны она, с мечом в руке стоит,
«Веками не ступи к нам враг!» — как будто говорит.
Чтец 4

И с верой в церковь Всех Святых , как в Божью благодать
Народ рекой идёт сюда, свечою дань отдать…
В Зал Вечной Славы и огня приходят миллионы,
Чтоб поклониться именам , впечатанным в знамёна.
Чтец 5

Для многих эта высота — обугленная рана.
Для внуков наших и детей — всего лишь панорама.
Так пусть на этой высоте порой резвятся дети,  
И будь ты проклята, война!
Какая есть на свете!!!
(Звучит « Lacrimosa» Моцарта)

Ведущий 1. Память о Сталинградской битве — это память о великом народном подвиге, душевном порыве, единстве и мужестве. 

Ведущий 2. «Морями слез» оплаканы павшие за Отчизну, а боль утрат все не проходит, все живет в наших сердцах. Время затянуло многие раны, но оно не имеет власти над величием былого. Сколько бы лет ни прошло, а «Сталинград – это недавно».

Чтец 5

Я вижу город Сталинград в 42-м году…
Горит земля, горит вода. 
Металл кипит в аду. 
Закрыто небо голубое, и солнца не видать …
Окутан город в черный дым, и тяжело дышать… 

(Танец «Реквием по мечте» Моцарт.)


Сцена 2 «Мужайся, Сталинград!»

Страницы солдатского дневника


Солдат 1

В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Дома умирали так же, как умирают люди. Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Солдат 2

С правого берега привезли раненых. Один из них обратился к бойцам с просьбой закурить. Ему протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то спросил: «Что там в городе делается?» — «Да сам черт не разберет. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги. – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится…»- «А люди?» — «Люди? Стоят!..

Свежие документы:  Музейный марафон

Солдат 3

Железный ветер бил нам в лицо, а мы все шли вперед. И чувство страха охватило противника: «Смертны ли они, русские?» Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас».

Чтец 1

Открытые степному ветру 
Дома разбитые стоят. 
На 62 километра 
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей 
В цепь развернулся, принял бой 
Встал фронтом поперек России – 
И всю ее прикрыл собой! 

Чтец 2

Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.

Чтец 3

В заботах дня десятки раз подряд,
сжимая зубы, затаив дыханье,
твердили мы:
— Мужайся, Сталинград!—
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
и на себя принять хоть часть ударов!

Сцена 3 «Я умру, и ничего, ничего не будет…»

(П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром»)

Ведущий 1. Но война, кровь, смерть, боль, страдание, тысячи искалеченных судеб не уничтожили способность любить, мечтать, тонко чувствовать добро, любоваться прекрасным, радоваться жизни, надеяться и верить…

Инсценирование К.Симонов «Дни и ночи» (отрывок)


« — Простынете, товарищ капитан, — сказала стоявшая рядом с ним девушка, ехавшая за ранеными.

— И не заметите, как простынете, — настойчиво повторила девушка. – Тут холодно на реке по вечерам. Я вот каждый день переплываю и уже до того простудилась, что даже голоса нет.

— Каждый день переплываете? – спросил Сабуров, поднимая на нее глаза. – По скольку же раз?

— Сколько раненых, столько и переплываю. У нас ведь теперь не как раньше было. Сразу берем раненых с передовой и сами везем за Волгу.

— А не страшно вам столько раз туда и назад?

— Страшно, — призналась девушка. – Когда оттуда раненых везу, не страшно, а кода туда одна возвращаюсь – страшно. Когда одна, страшнее, — ведь верно?

— Верно, — сказал Сабуров.

Девушка села рядом, тоже свесила над водой ноги и, доверчиво тронув его за плечо, сказала шепотом:

— Вы знаете, что страшно? Нет, вы не знаете… Вам уже много лет, вы не знаете… Страшно, что вдруг убьют и ничего не будет. Ничего не будет того, про что я всегда мечтала.

— Чего не будет?

— А ничего не будет… Вы знаете, сколько мне лет? Мне восемнадцать. Я еще ничего не видела, ничего. Я мечтала, как буду учиться, и не училась…Я мечтала, как поеду в Москву и всюду, всюду – и я нигде не была. Я мечтала…- она засмеялась, но потом продолжала : — Мечтала, как выйду замуж, — и ничего этого тоже не было…И вот я иногда боюсь, очень боюсь, что вдруг всего этого не будет. Я умру, и ничего, ничего не будет…

-А если бы вы уже учились и ездили, куда вам хотелось, и были бы замужем, думаете, вам не так было бы страшно?- спросил Сабуров.

-Нет, — убежденно сказала она. — Вот вам, я знаю не так страшно, как мне. Вам уже много лет.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Путешествие бутерброда"

-Сколько?

-Ну, тридцать пять-сорок, да?

-Да, — улыбнулся Сабуров.

Автор: Сабуров с горечью подумал, что совершенно бесполезно ей доказывать, что ему не сорок и даже не тридцать пять и что он тоже ещё не научился всему, чему хотел научиться, и не побывал там, где хотел побывать, и не любил так, как ему бы хотелось любить.

-Вот видите,- сказала она, — вам поэтому не должно быть страшно. А мне страшно…

Автор: Это было сказано с такой грустью и в то же время самоотверженностью, что Сабурову захотелось вот сейчас же, немедленно, как ребёнка, погладить ее по голове и сказать какие-нибудь пустые и добрые слова о том, что всё ещё будет хорошо и что с ней ничего не случится. Но вид горячего города удержал его от этих праздных слов…»

(П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром»)


Сцена 4 «Солдатский долг»


Ведущий 2. Черное и красное. Черный город и красное небо. И Волга – красная”. Но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался…

Ведущий 1. В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось  огромное, светлое чувство патриотизма.

Чтец 1


Горят города по пути этих полчищ. 
Разрушены села, потоптана рожь. 
И всюду, поспешно и жадно, по-волчьи, 
Творят эти люди разбой и грабёж. 

Но разве ж то люди? Никто не поверит 
При встрече с одетым в мундиры зверьём. 
Они и едят не как люди — как звери, 
Глотают парную свинину сырьём. 

У них и повадки совсем не людские, 
Скажите, способен ли кто из людей 
Пытать старика на верёвке таская, 
Насиловать мать на глазах у детей? 

Закапывать жителей мирных живыми, 
За то, что обличьем с тобой не одно. 
Нет! Врёте! Чужое присвоили имя! 
Людьми вас никто не считает давно. 
Чтец 2
Вы чтите войну, и на поприще этом 
Такими вас знаем, какие вы есть: 
Пристреливать раненых, жечь лазареты, 
Да школы бомбить ваших воинов честь? 

Узнали мы вас за короткие сроки, 
И поняли, что вас на битву ведёт. 
Холодных, довольных, тупых и жестоких, 
Но смирных и жалких как время придёт. 

И ты, что стоишь без ремня предо мною, 
Ладонью себя ударяющий в грудь, 
Сующий мне карточку сына с женою, 
Ты думаешь я тебе верю? Ничуть!!! 

Мне видятся женщин с ребятами лица, 
Когда вы стреляли на площади в них. 
Их кровь на оборванных наспех петлицах, 
На потных холодных ладонях твоих. 

Покуда ты с теми, кто небо и землю 
Хотят у нас взять, свободу и честь, 
Покуда ты с ними — ты враг, 
И да здравствует кара и месть. 
Чтец 3

Ты, серый от пепла сожжённых селений, 
Над жизнью навесивший тень своих крыл. 
Ты думал, что мы поползём на коленях? 
Не ужас, — ярость ты в нас пробудил. 

Мы будем вас бить все сильней час от часа: 
Штыком и снарядом, ножом и дубьём. 
Мы будем вас бить, глушить вас фугасом, 
Мы рот вам совётской землёю забьём! 

И пускай до последнего часа расплаты, 
Дня торжества, недалекого дня, 
Мне не дожить, как и многим ребятам, 
Которые были не хуже меня. 

Я долг свой всегда по-солдатски приемлю,  
И если уж смерть выбирать нам друзья, 
То лучше чем смерть за родимую землю 
И выбрать нельзя…

Свежие документы:  Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в химики"


Сцена 5 «Человеческое страдание!»

Ведущий 2. Человеческое страдание! Оно стало неотъемлемой частью Сталинградской битвы. 200 дней и ночей продолжались великие муки, шла борьба за человеческие души.

Ведущий 1.Человеческое страдание! Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно – слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли.

Страницы солдатского дневника

Солдат 1

«Четыре раза немецкие бомбардировщики обрабатывали передний край на участке полка в тот день. Четыре танковые атаки противника были отбиты». А еще – «бой с мотопехотой, …губительный огонь с флангов, срезанные осколками подсолнухи, пулемет, зарывшийся рубчатым носом в неглубокую воронку, и убитый пулеметчик, откинутый взрывом, лежащий навзничь и весь усеянный золотистыми лепестками подсолнуха, причудливо и страшно окроплёнными кровью…».

Солдат 2

«Спотыкаясь, я поднялся по ступеням на берег, вошел в ход сообщения и в нескольких метрах от орудия вдруг упал грудью на бровку траншеи, потом в тупом отчаянии прижался лбом к холодным перчаткам, что-то жарко и горько сдвинулось в горле… Я плакал так одиноко, задушено и отчаянно впервые в жизни, и когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез».

Солдат 3

«После битвы, чем ближе я подбирался к Сталинграду, тем окружающий пейзаж становился все более невероятным. Повсюду останки лошадей, одна, все еще живая, плетется на трех ногах, волоча за собой четвертую, отстрелянную или искалеченную. Это было душераздирающее зрелище! Весь ландшафт был усеян трупами лошадей, убитых танками, пулями и под шквальным обстрелом. Образ этой лошади на трех ногах долгое время неотступно преследовал меня».

Сцена 6 «Сталинград – это моя судьба».

Ведущий 2. Поклон тебе, сталинградская земля, суровая и прекрасная, ты будешь вечно людям дорога! 

Ведущий 1 «Каждый, кто был там, мог бы сказать: «Сталинград – это моя судьба».

Чтец 1.

Вспять – не ринутся реки,
Он – для Мира всего –
Сталинград! –

Торжество!

Чтец 2.

И – никто
И – вовеки
Не забудет 
Его!
Не отменит
Его!

Чтец 3.

Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли пропитан,
Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой
На священной земле Сталинграда
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Во благо и счастье людское…

Песня Дмитрия Дарина «Волгоград- Сталинград» в исполнении учащихся.

Список используемой литературы:


  1. Симонов К.М. Дни и ночи. Повесть.- М.: Худож.лит., 1984. – 260с., ил.

  2. Малыгин А.С., Малыгин М.А. Трудные шаги к Великой Победе: Материал к урокам, рассказывающим о ходе войны, её главных сражениях и героях для старшеклассников / А.С. Малыгин, М..А. Малыгин // Читаем, учимся, играем. – 2010. – Вып. № 2. – 4-23.

3. Мищенко А.В. Священная война: Вечер размышлений над героическими страницами нашей истории/ А.В.Мищенко// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска).-2003.-№2.-С.4-10. К 60-летию битвы под Сталинградом и на Курской дуге.

4. Абдулин М.Г.Страницы солдатского дневника. -2-е изд.- М.: Мол.гвардия , 1990.- 160с., ил. – (Летопись Великой Отечественной).




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: