Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении


Жаркова Галина Викторовна, социальный педагог

МБОУ МО город Нягань ОСШ №3


Модель ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении


Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


В начале хочется сказать, что вся деятельность школы:

собственно учебная деятельность;

культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени);

спортивно-оздоровительная деятельность,

игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);

трудовая деятельность;

туристско-краеведческая деятельность;

учебно-исследовательская деятельность

направлена не только на выявление и коррекцию социально-опасного положения и социального сиротства, но, прежде всего на устранение причин социально-опасного положения и социального сиротства и носит превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику социально-опасного положения и социального сиротства .

Но это о деятельности всей школы в целом. далее — о роли социального педагога в профилактике социально-опасного положения и социального сиротства и непосредственно о модели Итак..

В Моделе ранней профилактики социально-опасного положения и социального сиротства в образовательном учреждении

можно выделить три составляющие


Выявление детей и семей группы риска социально-опасного положения и социального сиротства



Дифференциация по категориям

(группы с разной степенью выраженности СОП)



Координация и осуществление профилактической деятельности



В рамках данной модели прежде всего усилия направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи детям и семьям группы риска СОП.



Раннее выявление основывается на получении и обработке информации:

  • От классных руководителей и педагогов школы

  • От школьного фельдшера

  • От родителей, родственников , соседей, друзей

  • Методом наблюдения

  • При изучении документов учащихся

  • Документы психолого-медико-педагогического консилиума

  • Материалы психодиагностики

  • При анализе развития, успеваемости учащихся

  • Результаты рейдов (родительский патруль)

  • Посещение семей первоклассников

  • Жалобы и заявления граждан

  • Информация инспектора ОДН, материалы о правонарушениях

  • и из других источников…



В образовательном учреждении в основном функция выявления лежит на классных руководителях , которые, непосредственно общаясь, воспитывая и наблюдая ребенка, замечают сложности и проблемы, существующие в его поведении и жизни. Классные руководители в начале каждого учебного года составляют социальный паспорт класса. Социальный педагог формирует социальный паспорт школы на основании данных, полученных от классных руководителей.

В социальном паспорте может быть очень много данных, но основными можно считать

На Совете поддержки семьи и ребенка данный паспорт рассматривается, формируются 3 группы учащихся:


1. Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.

2.Дети группы риска СОП.

3. Дети группы СОП.


1 группа: Дети, нуждающиеся в педагогической поддержке.


Педагогической поддержки требуют дети

— не желающие учиться (неуспевающие), не готовые к обучению,

— испытывающие ощущение заброшенности в семье или наоборот — под гиперопекой,

— самоутверждющиеся противоправными формами — унижают, бьют, обижают одноклассников (лидеры)

— «изгои», отверженные сверстниками, испытывающие одиночество

— с повышенной конфликтностью со взрослыми

— дети с агрессивным поведением

— имеющие единичные пропуски занятий без уважительной причины

— часто болеющие дети

А также в группу риска могут попасть семьи:

1. Семья однодетная, которая может сформировать и ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей — коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением по разным причинам: безработные, низкая зарплата, с неумение строить бюджет семьи. такая семья может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. В таких семьях дети могут привлекаться к зарабытыванию денег.

4. Семья неполная — из-за недостатка материнского или (чаще) отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семьи алкоголизированные, употребляющие ПАВ, наркотики…

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

Работу с 1 группой организует и осуществляет классный руководитель


К этой группе можно отнести семьи, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке:

  • дети с ограниченными возможностями (инвалиды) –

  • дети-опекаемые либо проживающие в приемных семьях –

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, –

  • дети, обучающиеся на дому

  • дети мигрантов (без гражданства)-


2 группа: Дети группы риска СОП.

Признаки:

Низкая успеваемость, уклонение от учёбы

Бродяжничество, систематические пропуски занятий

Конфликты с учителями и родителями

Хулиганство, драки

Аморальные формы поведения

Неуравновешенность психики, агрессивность

а также семьи:

1. Семья умышленно или неумышленно допускающае безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

2. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к детям, усталость и депрессия родителей. В таких случаях жестокость родителей может породить жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.


С учащимися и семьями этой группы работа ведется на основании заключения директора школы о необходимости проведения ИПР. План утверждается на Совете поддержки семьи и ребенка. Контроль осуществляет социальный педагог. Субъекты профилактики: администрация, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед и другие специалисты школы. результаты работы также рассматриваются на Совете поддержки семьи и ребенка, вносятся коррективы…


3. группа — Дети и семьи группы СОП. Состоящие на учете КДН и ОДН…

Реабилитационные мероприятия проводится по постановлению КДН, ОДН специалистами различных служб согласно утвержденного плана….


Основные формы и методы работы:

Классный руководитель

еженедельно контролирует успеваемость учащихся, принимает своевременные меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе, в ликвидации пробелов в знаниях;

ежедневно учитывает пропуски учащихся и незамедлительно реагирует – сообщая родителям.

помогает ученику выстроить отношения с одноклассниками,

поощряет его активность во внеурочной деятельности,

помогает подростку в организации его занятости в системе дополнительного образования и в каникулярное время,

осуществляет правовое консультирование учащегося и его родителей,

способствует формированию здорового образа жизни.


Социальный педагог в основном работает с 2 и 3 группой. Главной задачей социального педагога является координация действий всех участников воспитательного процесса.


Учителя-предметники помогают учащемуся определиться с его учебными и профессиональными интересами, выявляют его склонности и способности, поддерживают его учебную мотивацию и познавательный интерес.


Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребенка, дает рекомендации учителям предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции поведения несовершеннолетнего.


А также необходимо работать по следующим направлениям:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно,

2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, необходимо известить социального педагога, администрацию школы для принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Вовлечение детей и родителей в классную внеурочную деятельность (участие в мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе). Организация занятости в каникулярное время.

4. Вовлечение детей кружки и спортивные секции


5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать юношеский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы.

6. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике . Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

7. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.

8. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:

1. работа направленная на формирования у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.

2. работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.



Таким образом, система ранней профилактики СОП и социального сиротства с четко обозначенным содержанием деятельности, с участием всех субъектов профилактики способствует профилактике, дает эффективный результат.











Источники информации:


1.Эффективные региональные модели и лучшие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения. Сборник материалов«круглого стола» 4 апреля2013 года. – М.: АНО«Совет по вопросам управления и развития», ООО«Вариант», 2013. – 196 с.

2.Презентация Ранняя профилактика социально-опасного положения и социального сиротства. Сайт « MyShared.ru»



Свежие документы:  Технологическая карта урока технологии в 3 классе по теме "Аппликация из цельных нитей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: