Проект «С улыбкой о маме»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1”

 

 

 

 

 

 

 

  

ПРОЕКТ 

«С улыбкой о маме»


 

 

Образовательная область: искусство


 



Кожемякина Светлана Леонидовна

Учитель музыки МОУ «ООШ» № 1

г.Чусовой Пермский край














г. Чусовой

 

2011

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Обидно, но сегодня приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, о том, что можно красиво петь, а не кричать или шептать. Песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух молодежь просто, разрушает нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.

Очень хочется «окунуть» учащихся в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; предложить учащимся на занятиях вокальной студии общение на языке волшебных музыкальных звуков и чувств, когда поет душа и не петь не может Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Пробуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят вокальному искусству. В России отмечать День матери стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека Мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу. Новый праздник – День Матери – постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Но ведь каждой женщине – матери было бы приятно получить поздравление от своего ребенка и не важно, сколько ему лет 5 или 35. Проект «С улыбкой о маме!» приурочен к году семьи в России, ведь мама – тот человек, который создает в семье тепло и уют. Один из разделов программы – направлен на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы предусматриваются меры по улучшению обучения и воспитания детей, и в свете важнейших задач указаны меры по улучшению и развитию эстетического воспитания. В настоящее время задачи образовательной школы фактически сузились, «ограничившись» загрузкой школьников знаниями об основах наук и достижением высокого процента успеваемости. А целью образования в любой школе, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук. Именно развитию этих качеств, служит эстетическое образование в целом.

Именно праздники, мероприятия в школе поставит надежный заслон негативным тенденциям сегодняшнего дня, будь то безыдейность, пошлость низкопробной развлекательной современной индустрии, отсутствие возможности у учащегося занять себя в свободное от уроков время, а отсюда путь к наркомании и преступности.

В процессе многолетней практики работы музыкального ансамбля — «Веселые нотки» школы № 1, неоднократных концертных выступлений в школе и внешкольных городских фестивалях, выяснилось, что занятия в студии способствуют адаптации учащихся к общественной жизни, преодолению комплексов, скованности, зажатости в коллективе, развивают речь в целом и образную речь, повышают работоспособность и умственную активность мозга, а также формируют положительные эмоции, тренируют голосовой аппарат, предохраняя его, благодаря специальным речевым, вокальным и интонационным упражнениям в процессе занятий, от заболеваний, развивают артистизм, уверенность в себе, коммуникативность. Реализация этого проекта способствует сближению родителей, детей и педагогов. Мы станем ближе друг другу, с трепетом будем наблюдать, как дети и родители заботятся друг о друге, с каким пониманием родители относятся к просьбам педагогов по вопросам воспитания

Проект отличается тем, что:

— позволяет в условиях общеобразовательной школы расширить возможности образовательной области «Искусство»;

— она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Проект «С улыбкой о маме» имеет практическую направленность и планируется к применению для работы в общеобразовательной школе.

В условиях проекта примет участие вся школа. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Содержание проекта предполагается реализовать в объеме 12 часов.

Цель: Как возможность повышения мотивации учения познакомить с историей Всемирного праздника День Матери, с традициями празднования «День Матери» в разных странах.

— Приобщение детей к музыкальной культуре. -Повышать культурно-нравственный уровень учащихся. -Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на Земле – МАМЕ.

Задачи: — Формировать представление о семье, семейных родственных отношениях. — Формирование высоконравственных личностных качеств воспитанников. — Сформировать певческую и слушательскую культуру учащихся, развить эмоциональную, эстетическую культуру, развить артистизм. — Уметь выразить свою любовь к матери через искусство, слово, музыку. -Научить любить маму, уважать ее труд, терпение.

Проект рассчитан на разновозрастную группу организаторов и участников в возрасте от 8 – 14 лет.

Ожидаемые результаты:

  • Провести праздник так, чтобы мамам доставить радость своими выступлениями.

  • Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

  • Развитие оформительских навыков.

  • Провести праздник 28 ноября 2011 в 12 часов в школе № 1. Г.Чусового Пермского края

Педагогическая целесообразность проекта в том, что он обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.).















Содержание проекта

Проект предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.

На первом этапе планируется выяснить и составить списки многодетных семей в комитете Территориального Самоуправления микрорайона «Б».

Следующим этапом проекта стала распространение специальных пригласительных билетов.

Проект состоит из теоретической, практической и заключительной частей. Теоретическая часть включает в себя изучение традиций празднования «День Матери» в разных странах, работу с текстом песен. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен, совместная деятельность детей, родителей и педагогов. Оформление пригласительных билетов для мам. Во дворах микрорайона «Б» развесить поздравительные плакаты. 1-2 классы принимают участие в конкурсе рисунков «Моя мама самая красивая» . 3-4 классы принимают участие в конкурсе творческих работ «Моя мама самая лучшая». 5-6 классы принимают участие в конкурсе пожеланий «Мамочка наша родная, эти нежные строки – тебе». 7-8 классы принимают участие в конкурсе сочинений «Славит Отчизна стихами и песнями мам самых разных и важных профессий» 9 классы принимают участие в конкурсе портретов «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя — мать». Конкурс изделий, выполненных руками мам «Говорят – у мамы руки золотые!» Заключительная часть — это оформление альбома «Мамы разные нужны, Мамы всякие важны». Украсить столовую шарами, высказываниями о маме, оформить выставку лучших работ учащихся: рисунков, сочинений, стихотворений, пожеланий, портретов. Праздник, посвященный Дню Матери «Подари улыбку маме». Наградить мам за участие в выставке изделий, выполненных руками мам.

Вид деятельности: музыкальная.

Количество часов: 1 час в неделю.

Тематический план занятий

  1. Вводное занятие. Знакомство с традициями праздника День Матери. Значение музыки. Советы учащимся. Берегите свой голос.

  2. Мелодия, вокальная музыка. Песня.

  3. «Дикция, артикуляция, слово». Дыхание. Разговорная и певческая речь, их отличие, дикционные упражнения. Подбор стихов к празднику День Матери.

  4. Средства выразительности в разговорной речи. Пение песен.

  5. Как беречь голос. Охрана голоса. Певческий голос. Певческая установка. Подготовка к празднику. Манера исполнения — слушание музыки – просмотр видео и слушание аудио. Пение песен.

  6. Подбор движений к песням. Выразительность пения. Эмоциональное чтение стихов к празднику День Матери.

  7. Вокально – хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

8-11. Подготовка к организации концерта «С улыбкой о маме».

12. Концерт «С улыбкой о маме».

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в проекте, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данном проекте, как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных проекта. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг — друга. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала.

Данная программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

    • Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.



























Приложение

Советы учащимся

    • Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.

    • Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютно правильном пении связки устают.

    • Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль

    • С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение – это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор. Пока вы не научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.

    • Не подражайте чужому тембру.

    • Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.

    • Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.

    • Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, — это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться бережно.










«Значение музыки»


«Музыка дорога нам потому,

что является наиболее глубоким

выражением души, гармоническим

отзвуком ее радостей и скорбей»

Ромен Роллан

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовать весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно глубокая оболочка».

Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.








ДЕНЬ МАТЕРИ: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Истоки празднования Дня матери, возможно, следует искать в праздниках весны, которые жители античной Греции посвящали Рее, матери богов. Начиная с 1600 года, в Англии появилась традиция празднования Материнского воскресенья. В этот день, который приходился на четвертое воскресенье Поста, чествовали матерей. История возникновения этого праздника сохранила несколько любопытных фактов. Например, в то время многие английские бедняки работали в прислуге у богатых. Так как зачастую работали они далеко от семьи, им приходилось жить в домах своих работодателей.
В Материнское воскресенье им предоставлялся день отдыха, с тем, чтобы они отправлялись домой, и проводили этот день с матерями. Символом праздника было особое, материнское пирожное, которое преподносилось матери в знак уважения. После распространения христианства в Европе стали проходить праздники в честь Матери Церкви — символа духовной силы, которая дает жизнь и защиту от опасности. Со временем День матери Церкви и Материнское воскресенье стали отмечать как один праздник: люди чествовали своих матерей также как церковь.
День Матери в США
Этот день впервые начали праздновать в Соединенных Штатах Америки в 1910 году. История этого праздника такова: в 1908 году молодая американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей в память о своей матери, которая преждевременно умерла. Анна писала письма в государственные учреждения, законодательные органы, выдающимся лицам с предложением один день в году посвятить чествованию матерей. Ее старания увенчались успехом — в 1910 году штат Виржиния первый признал День Матери как официальный праздник.
В этот день всем сыновьям, независимо от их отношений с родителями, надлежит навестить маму, преподнести ей символический подарок, побыть с ней какое-то время.
День Матери в Австралии
Этот день австралийцы используют для того, чтобы выразить искреннюю благодарность и признательность своим матерям. Взрослые дарят серьезные подарки, малыши — цветы и открытки.
Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Цветная гвоздика означает, что мать человека жива-здорова, белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.

День матери в Италии
В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.
Этот праздник имеет огромную историю. Еще древние греки и римляне именно в этот период года чествовали Богиню Плодородия. Ведь в начале мая природа взрывается цветами, ароматами, радостью, которая распространяется с первым теплым весенним ветерком. Матери, смелые женщины, которые знают, когда замолчать, а когда поддержать и дать необходимый совет, которые любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были… В этот день они по праву — Королевы и все цветы, все подарки, все сладости мира, все добрые слова — все к их ногам!
День Матери в Китае
День матери — праздник, ежегодно отмечаемый в Китае во второе воскресенье мая. Это день памяти о матерях, когда воздается должное их труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. В День матери китайцы поздравляют своих матерей, преподносят им цветы и подарки.
В некоторых городах (например, в Шанхае) взрослые дети устраивают для матерей утренники с постановками, накрывают стол с обильным угощением для всех присутствующих.




Материал к беседам

Певческий голос

Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

Певческая установка

Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.

Поговорим о дыхании

Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.

Берегите свой голос

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.

Мелодия

Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.

Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.

Вокальная музыка

Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.

Песня

Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» — в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.

Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.

Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.

Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.


































«С улыбкой о маме»

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ МАТЕРИ
Начинает звучать фонограмма колокольного звона, на его фоне звучат слова (из-за кулис): «Восславим женщину-мать, чья любовь — не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Мать — это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей…. Восславим женщину-мать!». На второй половине фразы на заднем плане возникает проекция иконы Богоматери. Звон колоколов переходит в музыкальный фон, выходит чтец, читает фрагмент из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей» Встаньте, все как есть! Примите стоя
Сохраненное в простой красе
Слово это — древнее, святое!
Встаньте!.. Распрямитесь! Встаньте все!
Как леса встают в часы рассвета,
Как травинки к солнцу рвутся вновь.
Встаньте все, заслышав слово это,
Будто к вам пришла сама любовь!
Слово это — зов, и заклинанье,
И молитва в дальней стороне,
Слово это — первый луч сознанья,
Стон последний гибнущих в огне.
В этом слове — сила бескорыстья,
Доброта, которой жизнь светла,
То, о чем чуть слышно шепчут листья,
То, о чем звонят колокола…
Слово это навсегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в каменных сердцах пробудит
Потаенный совести укор.
Слово это и целит, и ранит.
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
«МАМА!»

1 ведущий: На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых ласковых слов — это слово «МАМА». Слово, которое ребенок говорит чаще всего — слово «МАМА». Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, — это тоже слово «МАМА».

2 ведущий : Потому что это слово несет в себе тепло — тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека?

1 ведущий : Праздник День матери был установлен Указом Президента России в 1998 году в последнее воскресенье ноября. Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Песня «Мама»

Слова и музыка А.Петряшовой

3 ведущий:
Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный и сильный. Я заранее люблю его. Я представляю его голубые глаза, светлые волосы и ямочку на подбородке, как у отца. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижать его к себе и долго-долго не отпускать. Какой сладкий запах идет от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос. Какое это чудо – быть матерью, рожать на свет человека, похожего на тебя и в то же время непохожего, заново повторить в нем себя, свою любовь… Вот если б только не было войны!

4 ведущий:
Образ матери извечно нес на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда и прежде всего звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира?
Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несет на себе печаль вечной страдалицы.
Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны.

3 ведущий:
Женщины и война… Что может быть более противоестественным?
Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия не совместимы.
Показываются слайды о Великой Отечественной войне.

4 ведущий Письмо командира пулеметного взвода 310- го стрелкового полка младшего лейтенанта Ивана Степанова.
«Декабрь 1941 года.
Знай, маманя, что я до последнего дыхания буду помнить тебя и всю наше семью. Я о вас никогда не забываю – в дни, когда смотрим смерти в лицо. Может случиться, что мы больше не увидимся в жизни никогда. Ведь страшная здесь идет война, и погибают тысячи людей, а боев впереди еще много и много.
Моя последняя надежда: может, это письмо получишь, и этот кусочек бумаги будет напоминать тебе о сыне Иване и его любви к матери и ко всей нашей семье».

3 ведущий Письмо Героя Советского Союза Александра Степанова.
«Ноябрь 1942 года.
Мама, почему вы тоскуете о нас? Наоборот, вам надо гордиться тем, что у вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину.
Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле».

4 ведущий Письмо Оксаны Ромодановской родным.
« 1 октября 1943 года.
Добрый день, дорогая мама!
Наконец-то получила от тебя письмо. Рада, что дома все в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро знаешь обстановку: нашими войсками освобожден Орел и сотни деревень – здесь – то я и нахожусь; теперь спокойно могу сказать, что была а фронте, что всего увидела.
Сегодня мне один краснофлотец рассказывал о своей матери. Он сильно волновался, чувствовалось, что он любит свою старую мать – с такой нежностью и с таким волнением говорил он о ней. Так бойцы после Родины в первую очередь любят мать, и эти два слова для нас сливаются воедино.
Вот и все, что я хотела написать в этом письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живешь.
Целую тебя крепко. Оксана».

3 ведущий Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А.П Долгова.
« 1 мая 1945 года.
Мама!
Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить.
Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда кончится война и мы соберемся все вместе, я расскажу тебе о себе много-много, как я здесь жил, как мы воевали.
Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнет думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что не могу этого сделать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами.
Целую Саша».

2 ведущий : “О, как прекрасно это слово “мама”! Сегодня мы хотели бы подарить приятные минуты радости сидящим мамам и дважды мамам — бабушкам.

Сегодня всё внимание только Вам – наши родные!

1 ведущий: Это слово звучит одинаково
На различных земных языках
Шепчет — мама!– младенец обласканный,
Задремав у неё на руках.
Первый шаг – и падение первое,
И сквозь слёзы он маму зовёт,
Мама — это спасение верное,
Только мама от боли спасёт.

Песня «Мамино сердце»

Музыка К.Брейбург

Слова Э.Мельник

2 ведущий : Давайте, поиграем с вами в игру, которая называется “Мамочка”

Кто пришёл ко мне с утра? – мамочка
Кто сказал: “Вставать пора!” — мамочка
Кашу кто успел сварить? – мамочка
Чаю в чашку налить? – мамочка
Кто цветов в саду нарвал? – мамочка
Кто меня поцеловал? – мамочка
Кто ребячий любит смех? – мамочка
Кто на свете лучше всех? – мамочка!

1 ведущий: Наши мамы имеют ещё одну профессию — хозяйка дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать.

2 ведущий: А вы знаете, что в течение года мамы вымывают 18 000 ножей, вилок и ложек, 13 000 тарелок, 8 000 чашек.

1 ведущий: Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.

2 ведущий: В течение года наши мамы проходят за покупками больше 2 000 км.

1 ведущий Желаем, чтоб спутником было здоровье,

Чтоб в дверь не стучала беда.

Желаем успеха, семейного счастья

И бодрости духа всегда.!

2 ведущий : Пусть этот день морщинок не прибавит,

А старые разгладит и сотрёт.

Здоровье укрепит, от неудач избавит.

По больше радости и счастья принесёт.

Примите музыкальный подарок песня «Маленькая страна»

Музыка и слова И.Николаева

3 ведущий:-

Красивые мамы — на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает…
А добрая мама прощает все это.
Красивая мама все это прощает,
Под грузом забот не сгибаясь упрямо,
Она, выполняет свой долг терпеливо,
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
А сейчас порадуем наших мам веселой песней

Песня «Мир»

Музыка С.Баневис

Слова Т.Калинина

4 ведущий А сейчас немного с вами мы поиграем. Есть интересная игра “Перевёртыши”.

Плохая ночь” (“Добрый день”)

Вовсе этого не было” (“Как это было”)

Пастух равнины” (“Царь горы”)

Совсем гласно” (“Совершенно секретно”)

Бар Грустных и Растерянных” (“КВН”)

Ищу тебя” (“Жди меня”)

После 61 и младше” (“До 16 и старше”)

Холодная двадцатка” (“Горячая десятка”)

Спокойной ночи, мир” (“Доброе утро, страна”)

Ваш огород” (“Наш сад”)

Деревушка” (“Городок”)

Вечерняя бандероль” (“Утренняя почта”)

Молчи, балалайка, ненавистная” (“Играй, гармонь, любимая”)

Ты с помощью” (“Я сама”)

Наденете то потом” (“Снимите это немедленно”)

Привет! Один на улице!” (“Пока все дома”)

Из войны людей” (“В мире животных”)

Доброе утро, старушка” (“Спокойной ночи, малыши”)

Погибель 03” (“Спасение 911”)

1 ведущий. Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник бабушек и мам.
Этот самый добрый праздник
Осенью приходит к нам.
Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых лучших слов.

2 ведущий. Ну, вот настало время конкурса. Нам нужны две команды по пять человек. И это конкурс — «Найди слово».
Сейчас вам будет показано слово, из букв которого необходимо составить другие слова, которые вы будете называть по очереди. Повторяться нельзя, условия конкурса понятны, побеждает та команда, которая больше составит и назовет слов. Тогда приступаем. Внесите слово.

1 ведущий. Второй наш конкурс называется «Золушка». Я думаю, все очень хорошо знакомы с этой сказкой. Так вот в начале сказки злая мачеха задала много работы бедной золушке, что бы та смогла поехать с ней и ее дочерями на бал. И одной из тех работ было отделить горох от чечевицы. Вот и нашим участницам по одной от каждой команды, предстоит побывать в роли золушки и отделить горох от фасоли. Оценивается скорость и качество.

2 ведущая. Переходим к 3 конкурсу «Кулинарному».
Перед каждой командой на столе лежит определенный перечень продуктов. Это вареная картошка, вареное яйцо, морковь, свекла, белый хлеб, майонез, сыр, помидоры.
Из этих продуктов за 7 минут необходимо приготовить одно или несколько блюд, которыми можно было бы накормить неожиданного гостя. В процессе готовки участвует вся команда. Оцениваться будет оригинальность и количество блюд.
1 ведущий. А пока наши участники готовят, музыкальный номер

Песня «Мамино слово»

Музыка А.Шнитмана

Слова А.Шустиковой

2 ведущий: Следующий конкурс нашей программы «Дегустационный».
От каждой команды необходимо по 1 участнице. Сейчас вам будут завязаны глаза и предоставлены 4 сорта варенья. Необходимо отгадать, что это за варенье, пробовать каждое варенье можно до 3 раз.
1 ведущий. Следующий конкурс «Собери портфель».
Я думаю, у вас в жизни бывали ситуации, когда на неопределенное время отключали электричество, а срочно необходимо сделать какое-то дело, например, собрать портфель. Итак, в следующем конкурсе участвует по одной участнице от команды. Вам сейчас, завяжут глаза, и дадут портфель, в который следует положить: дневник, тетрадь, учебник, ручку, карандаш, линейку, стирку.
Все эти предметы и многие другие находятся перед вами на столе.

1 ведущий. На этом наша программа «С улыбкой о маме» закончена. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!

Мама” (из к/ф “Мама”).

Музыка П.Темистокле

Слова Ю.Энтина

По окончании концерта всем мамам вручаются цветы и сладкий приз





Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Умники и умницы" (интеллектуальная игра)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: