Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80» г. Перми
Проект
«Соревнования классов и подростковых групп, свободных от курения»
г. Пермь
2012 г.
Цель:
Создание некурящего общества в пространстве общеобразовательной школы.
Задачи:
— формировать устойчивую ориентацию на здоровый образ жизни и здоровое социальное окружение;
— развивать навыки сопротивления негативному социальному давлению и умения принимать решения;
— предотвратить или отсрочить начало курения в подростковом возрасте;
Актуальность и значимость проекта:
Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься, как проблема. Экспресс-опрос учащихся 3-11 классов школы дал следующую картину: каждый четвертый ученик 3-х классов уже пробовал курить, в 5-7 классах ежедневно курят единицы, в 9-11классах — подавляющее большинство. Одни из главных причин подросткового курения , по данным того же экспресс-опроса – стремление «быть как все», страх остаться в одиночестве, повышение престижа среди сверстников, способ установить контакт. Всем известно, что механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.
В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6-8 классов, так как именно в этом возрасте в результате социального давления у подростков происходит взрыв интереса к курению.
Аннотация проекта:
Соревнование «Smokefreeclass competition» возникло в 1990 в Финляндии и на основе опыта проведения в 2002-2003гг. распространилось на территории России С 2005-2006 уч.года данный социальный проект начал реализовываться в пространстве подростковой школы ОУ. Организуя соревнование, мы стремимся предупредить или отсрочить начало курения и препятствовать регулярному употреблению табака, создать положительное представление о некурении среди молодежи, подчеркнуть важность и ценность здорового образа жизни.
Цели достигаются с помощью создания положительного социального опыта ( опыт доверительных демократических отношений в группе), оказания социальной поддержки и развития самоконтроля. Благодаря активному включению в обучение участники осознают причины, которые побудили их начать курить, употреблять алкоголь, учатся осуществлять собственный выбор.
Система поддерживающих мероприятий направлена на реализацию идеи создания некурящего общества. Молодой человек получает опыт участия в создании здорового окружения и чувствует, что общество хочет использовать положительные ресурсы молодых. Кроме этого, учащиеся учатся самостоятельно организовывать свое свободное время, делать свою жизнь насыщенной и интересной.
Целевая категория учащихся – участников проекта:
Потенциальные участники – учащиеся 6-9 классов | Классы, подавшие заявку в орг.комитет | |
Всего учащихся
| 336 чел. | 200 чел. |
Состоящих на учете у нарколога | 3 чел. | 2 чел. |
Состоящих на учете в ОДН
| 13 чел. | 9 чел. |
Малообеспеченные | 27 чел. | 11 чел. |
Дети из неполных семей (по данным соц. паспорта класса) | 92 чел. | 58 чел. |
Опекаемые | 6 чел. | 3 чел. |
Принципы соревнования:
Ответственность учеников за принимаемое решение;
Доверие – куратор группы поддерживает, а не контролирует;
Открытость. Трудности решаются, а не скрываются.
Условия соревнования:
1.Школьный класс может принять участие в соревновании, если все ученики согласятся выполнять правила соревнования и пришлют заявку в орг.комитет.
2.Класс не курит в течение всего срока соревнования. Не разрешается курить ни в свободное время, ни на каникулах, ни в выходные.
3. Каждый ученик подписывает коллективное обязательство и обещает не курить и вести здоровый образ жизни.
4.Обязательство подписывается родителями.
5.Каждый класс выбирает себе куратора. Это может быть любой человек ( учитель, родитель, старшеклассник), пользующийся доверием класса.
6.Если кто-то закурил, класс решает, что делать дальше. Регулярное курение не допустимо. Класс считается участвующим в соревновании, пока не курят 90% всех учеников класса.
7.Если кто-то закурил, он выбывает из соревнования.
8.В рамках соревнований проводятся конкурсы:
Сочинений на тему «Суд над сигаретой»
«Конвенция о правах некурящих»
конкурс «Логотип класса, свободного от курения»
Игра-путешествие «Мифы о курении»
9.Участникам акции гарантирована психологическая поддержка.
10.Все классы, дошедшие до финала, получают право участвовать в призовой лотерее. По итогам любого конкурса проводится награждение победителей.
Как принять участие в соревновании:
1.Принять решение об участии всего класса в соревновании.
2.Понять цели, принципы, правила соревнования, оценить свои желания и силы.
3.Получить у завуча по внеклассной работе пакет документов.
4.Передать информацию родителям.
5.Участвовать во всех акциях и конкурсах соревнования.
Ожидаемые результаты и критерии оценки:
В классе согласуется способ, с помощью которого будет осуществляться ежемесячный контроль:
Открытая дискуссия;
Анонимный опрос;
Экспресс-диагностика школьного психолога (шкала Дембо-Рубенштейна) конкурентоспособности класса;
Экспресс-опрос родителей;
В начале соревнования учащимся открыто рассказывается о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Возможные проблемные ситуации и трудность некурения в определенных ситуациях можно заранее разобрать с помощью ролевой игры. В особенно трудных случаях можно обращаться к школьному психологу или координатору соревнования. Учеников класса с начала соревнования следует мотивировать нести ответственность за себя и свой класс через постоянное взаимодействие с куратором, психологом, координатором. Реализуя принцип доверия, признается невозможность достижения 100% — ной гарантии некурения. Однако, цели проекта значительно превышают негативные последствия возможных неконтролируемых ситуаций (например, ситуация «курить модно» просто переворачивается в «модно не курить»).
Работая на результат, мы стремимся предупредить или отсрочить начало курения, препятствовать регулярному употреблению табака, создать положительное представление о некурении среди молодежи, подчеркнуть важность и ценность здорового образа жизни, что по рабочей гипотезе должно подтвердиться в данных психолого-педагогического мониторинга.
Предполагаемые партнеры:
ЦППМСП «Гармония»
Городской наркодиспансер в лице подросткового нарколога района Дробященко С.Ю.
Фонд Гуманитарных Инициатив «Добрая сила»
Общественный фонд «Патриоты Прикамья»
СТОСМ «Гайва» в лице председателя Петренко В.П.
Этапы реализации проекта:
мероприятие | сроки | ответственный | |
1.
2.
| Подготовительная работа.
Семинар классных руководителей «Организация профилактической работы СОЗ в ОУ»
Выпуск листовок о проведении «Соревнования классов, свободных от курения» |
Сентябрь
сентябрь |
Дремина И.А
Дремина И.А. |
3. | Подготовка пакета документов для участников соревнования (коллективная заявка, индивидуальное заявление) |
сентябрь |
Дремина И.А. |
4. | Информационные встречи с учащимися. | сентябрь | Дремина И.А. |
5. | Информационные встречи с родителями на общешкольном и классных родительских собраниях. |
сентябрь |
Дремина И.А. |
6. | Оформление документации, подтверждающей участие классных коллективов в соревновании. | Сентябрь- октябрь | Дремина И.А. Кл. руководит. |
7. | Линейка – старт соревнования. | 14.11 05 | Дремина И.А. |
1. |
Этап реализации.
Конкурс логотипов классов, свободных от курения |
16.11.05 |
Дремина И.А. Егорова Г.В. |
2. | Курс выживания для подростков «Мифы и реальность курения». Встреча с врачом – фтизиатром. Конкурс «10 причин отказа от курения» Конкурс сочинений «Курить – значит взрослеть?» | 8.12.05
10.12.05 | Дремина И.А. Гуляева С.Ю. Дремина И.А. |
3. | Конкурс стен.газет «Пора взросления» | январь | Кл. руководит. Егорова Г.В. |
4. | КВН «Идеи не для ленивых» | февраль | Ефимова С.А. Егорова Г.В. |
5. | Встречи с подростковым наркологом. | февраль | Дробященко С.Ю. |
6. | Тематическая программа с просмотром кинофильма в к/т «Родина» | март | Манакова Э.Ш. |
7. | Подведение итогов. Праздничная дискотека «Молодежь выбирает здоровый образ жизни». Лотерея участников, дошедших до конца соревнования. | 28.04 05 | Дремина И.А. Егорова Г.В. |
8. | Работа постоянно действующего семинара классных руководителей:
|
Сентябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь Апрель | Дремина И.А. |
1. | Психологическое сопровождение.
Тематические занятия – тренинги. Мифы о курении. Ценности, права, ответственность. Что влияет на мой выбор? Моя уверенность. Как сказать «нет». Я в команде.
|
В течение учебного года |
Полушина Т.А. |
2. | Мастер – класс «Профилактика и коррекция личностных проблем»
| Январь — март | ЦППМСП «Гармония» Стальмакова Т.И. |
3. | Психолого-педагогический мониторинг диагностики эффективности профилактической работы.
| В течение года | Полушина Т.А. |
1. | Информирование общественности о ходе реализации проекта.
Конкурс на лучшую публикацию в газете «Гайвинский вестник» и «Камский кабельщик» |
Декабрь Апрель |
Шеремет Г.А. |
2. | Информационное сообщение на районном МО социальных педагогов «Профилактика табакокурения в ОУ на материале «Соревнования классов, свободных от курения» | Ноябрь | Гуляева С.Ю. Дремина И.А. |
3. | Представление опыта реализации проекта на городской НПК.
| Май | Дремина И.А. |
4. |
|
|
|
Смета расходов по проекту.
Таблица 1
Вид выполняемых работ | Общая сумма | |
Дремина Инга Анатольевна | Руководитель проекта, зам. директора по воспитательной работе | 1.000.00 |
Бузмакова Елена Анатольевна | Бухгалтер по проекту | 1.000.00 |
Шеремет Галина Александровна | Освещение хода проекта в СМИ, социальный педагог | 500.00 |
Полушина Татьяна Анатольевна | Проведение психологических тренингов. Психолого-педагогический мониторинг. Педагог-психолог | 1.000.00 |
Егорова Галина Владимировна | Организация и проведение массовых мероприятий, организатор детского движения | 500.00 |
Налоги и выплаты по зарплате 26,2% | 1.048.00 | |
Итого: | 5.048.00 |
Таблица 2
комментарий | количество | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость | |
Фотокамера | Фиксирование успешности учащихся во внеклассных мероприятиях, создание презентаций, освещение проекта в СМИ | 1 | 9.000.00 | 9.000.00 |
DVD – диски | Организация финальной беспроигрышной лотереи | 15 | 210.13 | 3.152.00 |
Магнитофон | Организация финальной беспроигрышной лотереи | 4 | 700.00 | 2.800.00 |
Итого: | 14.952.00 |
Таблица 2
Общая сумма расходов | |
Необходимые материалы и сопутствующие расходы | 14.952.00 |
Оплата труда работников проекта | 5.048.00 |
Итого: | 20.000.00 |
Заявка
на участие в городском конкурсе социально-образовательных проектов
«Школа без неудачников» МОУ «СОШ №80»
1. Название конкурса ________________________________________________________
2. Название номинации _______________________________________________________
3. Название проекта __________________________________________________________
__________________________________________________________
4.ФИО руководителя проекта___________________________________________________
___________________________________________________
должность___________________________________________________
5. Паспортные данные _________________________________________________________
_________________________________________________________
6.Адрес руководителя проекта__________________________________________________
__________________________________________________
7.Домашний телефон _________________________________________________________
8.Название организации_______________________________________________________
________________________________________________________
9. ФИО и должность руководителя организация ___________________________________
_____________________________________________________________________________
10.Адрес: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11.Телефон организации: ______________________________________________________
12. Реквизиты организации:
расчетный счет № _________________________________________________________
корреспондентский счет № _________________________________________________
ИНН ____________________________________________________________________
Наименование банка ______________________________________________________
БИК _____________________________________________________________________
13. ФИО бухгалтера и телефон __________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подпись руководителя организации: ______________________________________________
Подпись руководителя проекта __________________________________________________
Дата: ____________________________
М.П.
Регистрация (дата получения проекта) ____________________________________________
Подпись лица, зарегистрировавшего проект _______________________________________
Положение
о «Соревновании классов, свободных от курения» МОУ «СОШ № 80»
Цель: — предупреждение подросткового курения;
— развитие навыков сопротивления негативному социальному давлению и умения
принимать решения;
— формирование устойчивой ориентации на здоровый образ жизни и здоровое
социальное окружение;
Возраст участников: учащиеся с 6 по 9 класс, только школьные классы в полном составе.
Принципы соревнования:
Ответственность учеников за принимаемое решение;
Доверие
Открытость. Трудности решаются, а не скрываются.
История соревнования:
Появилось в Финляндии в 1989-90 уч. году. В 2002-2003 гг. участвовали 15
стран Европы, в том числе и Россия. Широкое распространение получило пока
только в Москве и Петербурге. Возможно, что в Перми мы будем первыми.
Условия соревнования:
Школьный класс может принять участие в соревновании, если все ученики согласятся выполнять правила соревнования и пришлют заявку в орг.комитет.
Класс не курит в течение всего срока соревнования. Не разрешается курить ни в свободное время, ни на каникулах, ни в выходные.
Каждый ученик подписывает коллективное обязательство и обещает не курить и вести здоровый образ жизни.
Обязательство подписывается родителями.
Каждый класс выбирает себе куратора. Это может быть любой человек ( учитель, родитель, старшеклассник), пользующийся доверием класса.
Если кто-то закурил, класс решает, что делать дальше. Регулярное курение не допустимо. Класс считается участвующим в соревновании, пока не курят 90% всех учеников класса.
Если кто-то закурил, он выбывает из соревнования.
В рамках соревнований проводятся конкурсы:
Сочинений на тему «Суд над сигаретой»
«Конвенция о правах некурящих»
конкурс «Логотип класса, свободного от курения»
Участникам акции гарантирована психологическая поддержка.
Все классы, дошедшие до финала получают право участвовать в призовой лотерее. По итогам любого конкурса проводится награждение победителей.
Как принять участие в соревновании:
Принять решение об участии всего класса в соревновании.
Понять цели, принципы, правила соревнования, оценить свои желания и силы.
Получить у организатора по внеклассной работе пакет документов.
Передать информацию родителям.
Участвовать во всех акциях и конкурсах соревнования.
Дорогие ребята!
У Вашего класса появилась уникальная возможность участвовать в долгосрочном Всероссийском проекте
«Соревнование классов, свободных от курения».
Возможно, что в городе Перми мы будем первыми!
Вы стоите на пороге взрослой жизни. Ваше представление о «взрослой» жизни может быть истинным или ложным. Как научиться отделять мифы от реальности, сопротивляться негативному влиянию сверстников, воздействию рекламы, участвовать в конкурсах и получать призы – всё это в нашем проекте
«Соревнование классов, свободных от курения»
Будьте активными, делайте свою жизнь насыщенной и интересной, организуйте своё свободное время!
Участвуйте в нашем соревновании!
За более подробной информацией обращайтесь к
классному руководителю или завучу школы Дреминой И.А.
Заявка на участие
в «Соревновании классов и подростковых групп, свободных от курения»
Мы, учащиеся _______________ класса,_________________ школы
Города ___________________________________
Решили принять участие в «Соревновании классов и подростковых групп, свободных от курения» с___________ по ____________2005-2006 гг.
С Положением и условиями конкурса ознакомлены.
Куратор группы ___________________________________________________
подпись | Фамилия, имя | подпись | |
1. |
| 16. |
|
2. |
| 17. |
|
3. |
| 18. |
|
4. |
| 19. |
|
5. |
| 20. |
|
6. |
| 21. |
|
7. |
| 22. |
|
8. |
| 23. |
|
9 |
| 24. |
|
10. |
| 25. |
|
11. |
| 26. |
|
12. |
| 27. |
|
13. |
| 28. |
|
14. |
| 29. |
|
15. |
| 30. |
|
«____________» _______________________2005г.
Личное обязательство участника
«Соревнования классов, свободных от курения»
Я, _______________________________________________ , ученик(ца) _________класса
МОУ «СОШ №80» буду участвовать в соревновании и обязуюсь не курить с ___________
200__ г. по __________________ 200___ г. Как участник, я сделаю все возможное, чтобы наш класс дошел до финала соревнования.
Дата «_______» _____________2005 г.
Имя, фамилия ______________________ _______________ (подпись)
Ф.И.О. родителя___________________________________ ___________(подпись
Личное обязательство участника
«Соревнования классов, свободных от курения»
Я, _______________________________________________ , ученик(ца) _________класса
МОУ «СОШ №80» буду участвовать в соревновании и обязуюсь не курить с ___________
200__ г. по __________________ 200___ г. Как участник, я сделаю все возможное, чтобы наш класс дошел до финала соревнования.
Дата «_______» _____________2005 г.
Имя, фамилия ______________________ _______________ (подпись)
Ф.И.О. родителя___________________________________ ___________(подпись)
Личное обязательство участника
«Соревнования классов, свободных от курения»
Я, _______________________________________________ , ученик(ца) _________класса
МОУ «СОШ №80» буду участвовать в соревновании и обязуюсь не курить с ___________
200__ г. по __________________ 200___ г. Как участник, я сделаю все возможное, чтобы наш класс дошел до финала соревнования.
Дата «_______» _____________2005 г.
Имя, фамилия ______________________ _______________ (подпись)
Ф.И.О. родителя___________________________________ ___________(подпись)