Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Абакана республики Хакасия
Программа
факультативного курса
«Планета нравственности» для 6 класса
Составитель:
Крылова Ольга Павловна
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ №25» г. Абакана
Абакан, 2012г.
Пояснительная записка
Авторская программа факультативного курса «Планета нравственности» направлена на развитие нравственной культуры подростков.
Воспитание нравственности в современной школе необходимо для формирования культуры школьников. В ней определено содержание знаний, представлений и понятий об отношениях между людьми. Оно отбирается с учетом ряда особенностей их нравственного развития, содержания имеющихся учебных программ по предметам гуманитарного цикла; нравственного опыта детей, который складывается стихийно; реальных ситуаций, в которых этот опыт закрепляется. Программа нравственного образования является основой, на которой строится процесс целенаправленного, последовательного формирования опыта нравственного поведения учащихся. Рассматривается развитие нравственных чувств и этического сознания. Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения традиционно прививались детям в семье с малых лет. Поэтому особое внимание уделялось семейным традициям. Именно в семье решались все проблемы: экономические, духовные, нравственные, социальные и др. Поэтому целесообразно проводить некоторые занятия с приглашением родителей. Многие занятия проводятся в форме тренингов, в виде творческой деятельности с приглашением родителей, создание тематических стендов, подготовка и проведение конкурса проектов, работа на занятиях также может проходить в виде дискуссий и конференций.
Цель программы: содействие нравственному развитию личности подростка.
Задачи программы:
— активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
— учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
— учить пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников;
— формировать культуру нравственного поведения.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
* беседы, дискуссии;
* дела милосердия, благотворительность;
* все виды творческой деятельности;
* тренинги;
* конференции.
Программа рассчитана на один год. Проводятся занятия в 6-х классах 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план
Направления работы | Тема занятия | Количество часов | |
Раздел 1. | Система ценностей. Выбор ценностей. (6 часов) Цель: ознакомление с подростков с системой ценностей. | 1. Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. 2. Понятие нравственности в притчах разных народов. 3. Понятие счастья. 4. Система ценностей. Выбор ценностей. 5. Семья как ценность. 6. Человек как ценность. | 1
1
1 1 1 1 1 |
Раздел 2. | Структура нравственного самосознания личности. (15 часов) Цель: развитие самосознания учащихся к принятию личностью нравственно-ценных идей. | 1. Эмпатия. 2.Понятие дружбы. 3.Мир вокруг нас. 4.Истинная красота человека. 5.Способность радоваться. 6.Толерантность. 7.«Мы разные, но мы вместе». 8.Дом счастливой семьи. 9.«Как слово наше отзовётся». 10.Когда гордость украшает. 11.Сила слова.
12.«Добро. Зло. Терпимость». 13.«Как слово наше отзовётся». | 2 1
1
1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Раздел 3. | Человек в мире нравственных ценностей (13 часов) Цель: привитие учащимся нравственных человеческих ценностей. | 1.Мир и согласие. 2.«Настоящая щедрость». 3.Учимся прекрасному. 4.Здоровый образ жизни — основа нравственности в обществе. 5.«Мы живём среди людей». 6.«Во имя ближнего». 7.Подадим друг другу руки». 8.»Мы живем, чтобы оставить след…» 9.»Стать человеком — большая проблема» 10«Этика есть живое отношение к жизни». 11.»Стыд, вина, извинения». 12.Креативным быть здорово! 13.Значение имиджа для человека.
| 1 1 1
1
1 1 1 1
1
1
1 1 1 |
Содержание программы
Тема | Программное содержание | |
Раздел 1. Система ценностей. Выбор ценностей. | ||
1. | Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. | Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Формирование интереса у учащихся к групповой работе, групповой сплоченности. |
2. | Понятие нравственности в притчах разных народов. | Чтение и анализ нравственного воспитания которое прослеживается в притчах разных народов. |
3. | Понятие счастья. | Чтение сказок разных народов где прослеживается понятие счастья. Разработка коллективной брошюры для подростков с ознакомлением с понятием счастья. |
4. | Система ценностей. Выбор ценностей. | Познакомить с понятием ценности. Составление кроссворда «Нравственные качества» |
5. | Человек как ценность. | Анализ деятельности человека в мире ценностей. Разыгрывание ситуаций. |
6. | Семья как ценность. | Создание проекта «Дом счастливой семьи». Подростки проектируют свою будущую семью. |
Раздел 2. Структура нравственного самосознания личности | ||
7. | Эмпатия. | Упражнения на развитие эмпатических качеств, развитие эмпатического переживания |
8. | Понятие дружбы. | Обсуждение ситуаций где необходимо отличить настоящую дружбу от приятельских отношений. Вспомнить песни, стихи, поговорки о дружбе. Объявить о конкурсе лучшего рисунка о дружбе. |
9. | Мир вокруг нас. | Проигрывание ситуаций где люди проявляют добрые поступки по отношению к друг другу. |
10. | Истинная красота человека. | Рассуждение с подростками о том, что красота человека не зависит от его внешних данных, необходимо ценить людей за их внутренний мир и поступки. |
11. | Способность радоваться. | Привитие учащимся способности радоваться. Создание стенда со всевозможными статьями и фотографиями где подростки способны радоваться. |
12. | Толерантность. | Познакомить с понятием толерантность, вспомнить примеры толерантного поведения людей в разных жизненных ситуациях. |
13. | «Мы разные, но мы вместе». | Воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, толерантной личности. Осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей. |
14. | Когда гордость украшает. | Рассуждение о том, нужна ли человеку гордость и как она влияет на человека. Привидение примеров «благородногой гордости», «трудолюбивой гордости», «гордости знания». |
15. | Сила слова. | Разобрать ситуации, а также рассказы когда слово может сыграть не только положительную, но и отрицательную роль для человека. |
16. | «Добро. Зло. Терпимость». | Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и отсутствии зла. Чтение анализ рассказа «Юноша и морские звёзды». Проигрывание ситуации доброго и злого поведения. |
17. | «Как слово наше отзовётся». | Анализ ситуаций где слово сыграло роковую роль в жизни человека. |
Раздел 3. Человек в мире нравственных ценностей | ||
18. | Мир и согласие. | Сочинение-рассуждение о важности мира и согласия для человека. |
19. | «Настоящая щедрость». | Анализ понятия «щедрость». Сочинение на тему: «Семя щедрости». |
20. | Учимся прекрасному. | Привитие красоты учащимся не только внешней, но и внутренней. Обучить необходимостью ценить людей за их поступки. |
21. | Здоровый образ жизни — основа нравственности в обществе.
| Разбор понятия здорового образа жизни и его связи с нравственным и безнравственным поведением человека. |
22. | «Мы живём среди людей». | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. |
23. | «Во имя ближнего». | Творческое задание для учащихся: выписать необходимые качества человека чтобы любить своих ближних. Вспомнить рассказы, сказки, истории где бы прослеживалась любовь к ближнему. |
24. | «Подадим друг другу руки». | Привитие учащимся эмпатии, толерантности по отношению к другим людям. Проиграть ситуации где необходимо подать друг другу руки. |
25. | «Мы живем, чтобы оставить след…»
| Выявление последствий недостойного поведения. Определение качеств недостойного человека. Определение понятия «порядочность». Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка. |
26. | «Стать человеком — большая проблема» | задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми делами. |
27. | «Этика есть живое отношение к жизни».
| Познакомить обучающихся с понятием «этика». Формирование у обучающихся умения сознательно делать выбор и принимать обоснованные решения. |
28. | «Стыд, вина, извинения». | Знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии. |
29. | Креативным быть здорово! | Диагностика креативности учащихся. Создание креативного проекта о нравственности. |
30. | Значение имиджа для человека. | Воспитание чувства прекрасного к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании. |
1. Алоева М. А. Классные часы в 5-7 классах : методический материал / М. А. Алоева ; ред. Г. Н. Сибирцова. — 8-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2003, 2007, 2008. — 320 с. : ил. — (Сердце отдаю детям). — Национальный проект «Образование»
2. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях : методический материал / Г. И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. — М. : Народное образование, 2002. — 112 с.
3. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы : Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М. : 5 за знания, 2005. — 207 с. — (Методическая библиотека).
4. Нравственность в современном мире : методический материал / Сост. О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. — Минск : Красико-принт, 2003. — 128 с. — (Деятельность классного руководителя).
5. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе : Практическое пособие / Е. П. Сгибнева. — 2-е изд., испр. — М. : Айрис-Пресс, 2005. — 159 с.
6. Строганова Л. В. [ Нравственное воспитание младших школьников и подростков] : методический материал / Л. В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков ( воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. — М., 2007. — с.3-32