Программа воспитательной работы в классе: «Развитие личности» 5-6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан





Программа воспитательной работы в классе:

«Развитие личности»



(программа рассчитана на 2 года 5-6 класс)














подготовила учитель химии,

классный руководитель 5 а класса

Ларина Светлана Вячеславовна















Нижнекамск 2012


Программа воспитательной работы в классе:

«Развитие личности»

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А.Амоношвили



Пояснительная записка

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблеме воспитания.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересным себе и другим. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.


Моя задача, как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Для наибольшего развития творческих способностей учащихся в школе созданы все условия: работают спортивные секции и кружки. В полной мере осуществляется реализация проекта «Школа после уроков». Для полного удовлетворения запросов учащихся в дополнительном образовании обращаемся к социокультурной среде, к семье.

Учащиеся школы должны быть свободными личностями, с развитым чувством ответственности; это творческие личности, с развитой эмоциональной сферой и музыкально-эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, готовыми к самосовершенствованию, духовные личности, имеющие углубленную гуманитарную,

эстетическую подготовку, а главное, физически и психически здоровые люди с потребностью к здоровому образу жизни.

Воспитание осуществляется через:

-здоровье

— культуру

— познание

-семью

— общение

Практическая реализация программы «Развитие личности» на всех ее этапах предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей и формирование творческой личности.

Содержание программы.

Программа рассчитана на 2 года. Участники программы – учащиеся 5-6 класса. В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.


Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку!


Цели и задачи программы:

Цель данной программы осуществлять воспитательную работу в классе на основе определения уровня развития и интересов учащихся, выявлять проблемы в личностном развитии и межличностных отношениях, пропагандировать здоровый образ жизни, развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

1. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся.

2. Формирования у учащихся коммуникативных навыков, я- концепции.

3. Поддержка становления активной жизненной позиции школьника.

4. Поддержка общественно-значимых инициатив учащихся.

5. Формирование стремления к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.

Цель воспитательной работы в 5 классе

создание условий для адаптации учащихся в средней школе, для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности.


Задачи:

  1. развивать мотивацию к учебной деятельности;

  2. осуществить психолого-педагогическое диагностирование с целью выявления основных направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;

  3. организовать творческую деятельность учащихся, способствующую самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности;

  4. содействовать включению учащихся во внеклассную деятельность школы и организаций окружающего социума;

  5. развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.




Ожидаемый результат на конец учебного года:


УЧЕНИК 5 класса


  • мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов ;

  • способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;

  • проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;

  • стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.


Средства решения проблемы адаптации учащихся 5 а класса.






















Цель воспитательной работы в 6 классе: пропагандировать здоровый образ жизни, развивать творческие способности учащихся,

создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.


Задачи воспитательной работы в классе :

  1. воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, посещение кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе;

  2. формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;

  3. развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;

  4. формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;

  5. формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.


Ожидаемый результат на конец учебного года:


УЧЕНИК 6 класса

  • проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;

  • стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.

  • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;

  • умеет увидеть варианты развития событий и может быть готовым к преодолению трудностей;

  • уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;

  • владеет коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта. 

Законы жизни в классе.

 1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.

4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

                                                            Традиции класса:

Вместе с родителями сформировать такие традиции:

традиция работы с дневниками учащихся;    организация работы классного сообщества в сети интернет;

презентации фото и видео отчётов о проведённых мероприятиях;

поддержка ребят, которые часто болеют;

сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

                                 Традиционные мероприятия: 

  • День Знаний;        Экскурсия в библиотеку:

  • День именинника.  

  • Празднование Нового Года;

  • Конкурс газет: к новому году, к 23 февраля, к 8 марта;

  • Участие в концертах: ко Дню пожилых людей, ко Дню учителя, ко Дню защитника Отечества, к 8 марта и т.д.

  • День здоровья;           Лыжня России;           День святого Валентина;

  • Конкурс — смотр строя и песни.

  • Весенний и осенний субботник;        



Функции классного руководителя: 

  1. Организационно-координирующие:

    • Обеспечение связи школы с семьей;

    • Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального работника);

    • Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

    • Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;

    • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

    • Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе — в системе дополнительного и внешкольного образования детей;

    • Взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом;

    • Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

  2. Коммуникативные:

    • Регулирование межличностных отношений между обучающимися;

    • Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися;

    • Содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;

    • Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

  1.  Аналитико-прогностические:

    • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

    • Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  1. Проектно-организаторская:

    • Определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся, в соответствии с воспитательной программой школы;

    • Основные виды деятельности, формы, условие организации воспитательной работы (с учетом интересов детей);

—     разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса;

—     определение системы управления и самоуправления в классе;

—     создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.);

—      разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др. учащихся);

—      обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.

  1. Контрольные:

  • Контроль над успеваемостью каждого обучающегося;

  • Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимся.

 Программа работы с родителями.

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).

 Цель: 

совместное обучение и воспитание детей при установлении

взаимоотношений между семьей и школой.

  Задачи:

  • установить единство стремлений, взглядов в воспитательном процессе;

  • выработать общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов;

  • помочь лучше узнать ребенка;

  • организовать и найти наиболее эффективные способы

        педагогического просвещения  (советы, размышления,  договоры)

  • поиск решений и путей к сотрудничеству.

 Методы и приемы:

  • Использование индивидуальных форм работы с родителями:

  • приглашение родителей в школу ( не менее 4 раз в год);

  • индивидуальные беседы  (по мере возникновения проблем).

                                             

Тематика родительских собраний и бесед с родителями

1. «Что нужно знать родителям, если их ребёнок перешёл в 5 класс?» сентябрь

2.«Нравственное воспитание детей в семье» ноябрь

3. «О поощрении и наказании» декабрь

4. « Методы снижения тревожности у учащихся» март

5. «Вот и стали мы на год взрослей» май

  План работы родительского комитета.

                                                         1 полугодие

Сентябрь

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном       году.

Октябрь

Знакомство с воспитательной системой класса.

Участие родительского комитета в проведении родительского собрания

Ноябрь

Встречи родителей с учителями-предметниками, работающими в классе

Декабрь

Подготовка сценария новогоднего праздника. Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Родительское собрание.

Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие.

                                                              2 полугодие

Январь

Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие.

Определение неотложных задач второго полугодия.

Февраль

Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

Март

Подготовка праздничной программы, посвященной международному женскому дню. Поздравление мам, бабушек и девочек класса. Родительское собрание.

Апрель

Анализ успеваемости учащихся на начало 4 четверти

Май

Участие в проведении родительского собрания

   Подведение итогов года. Награждение учащихся. Подготовка и организация летнего отдыха детей.

Июнь

Участие родителей в ремонте классного кабинета.

 Организация сотрудничества с педагогами, работающими в классе.

Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в коллективе. В этом направлении свою работу строю через следующие формы:

1.Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками.                                                    

2.Участие учащихся в предметных неделях (сотрудничество педагогов с учащимися во внеурочное время).

3.Приглашение учителей-предметников на классные родительские собрания;



Направление воспитательной работы


Направление

Цель

Задачи

Формы реализации

учение

Развитие познавательной активности

1.Развитие умений и навыков в учебной деятельности

2.Выявление индивидуальных способностей

3. Формирование потребности в самообразовании

4. Развитие самостоятельности

мышления

— составление «карты успеха»

— регулярные контакты с учителями- предметниками

-выяснение причин снижения успеваемости

-активное участие учащихся в олимпиадах по предметам, конкурсах, викторинах.

-индивидуальная работа с учащимися и родителями

творчество

Развитие творческой активности

1.Развитие умений и навыков в творческой деятельности

2.Развитие творческого воображения

3. Развитие индивидуальных способностей

— уроки творчества

-театральные постановки

-конкурсы

-посещение музеев

-решение творческих задач


здоровье

Пропаганда здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

1.Формирование потребности в здоровом образе жизни

2. Забота о своем здоровье

3. Формирование умений правильно рассчитывать свои силы и возможности, правильно питаться и предупреждать заболевания

4. Показать значение спорта и туризма в организации здорового образа жизни

5. Значение семьи в формировании здорового образа жизни

-уроки здоровья

-спортивные праздники

-соревнования

-лекции и беседы

-диспуты

— ролевые игры

— через индивидуальные беседы совершенствовать и углублять личную программу здорового образа жизни учащихся

-физкультминутки

-зарядка для глаз

общение

Развитие умений и навыков в сфере общения

1.Развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинства других.

2. Развитие способности к самопознанию

3. Обучение коммуникативным навыкам, культуре общения

4. Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности

-тренинги общения

-ролевые игры

-встречи с интересными людьми

-экскурсии

коллектив

Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе

1.Развивать умение работать в команде, решать коллективные задачи, вести дискуссию

2. Развивать умение планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений

3. Развивать коммуникативные навыки

4. Повышать самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы

5. Обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний

-тренинги общения

-акции и проекты

-ролевые игры

-экскурсии

-посещение музеев






Перспективный план работы

(реализация программы)



п/п

Мероприятие

Направление

Сроки

Методы и формы

Ответственный

1.

Урок знаний

«Универсиада-2013»


Здоровье

сентябрь

презентация мероприятия

кл. руководитель

2.

Классный час «Школа сегодняшнего дня»



Учение

сентябрь

беседа

кл.руководитель

3.

Классный час «Улица полна неожиданностей»


Коллектив

сентябрь

дискуссия

актив

4.

Урок-экскурсия «Путешествие к истокам книгопечатания».

Учение

сентябрь

Урок-экскурсия

Библиотекарь, кл. руководитель

5.

Классный час «Ты для коллектива или коллектив для тебя?»


Общение

октябрь

Беседа,

анкетирование

кл.руководитель

6.

День пожилых людей «Твори добро»

Общение

октябрь

Театрализованное представление

актив

7.

Кл. час

«200-летию Бородинской битве посвящается…»

Учение

октябрь

игра

Учебный

сектор

8.

Праздничная программа «Высокое призвание», посвященной Дню Учителя

Творчество

октябрь

Театрализованное представление

Актив

Культмассовый сектор

9.

Кл. час «Твои возможности» (анкета интересов)

Общение

октябрь

Беседа,

анкетирование

кл.руководитель

10.

Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп».


Творчество

октябрь

игра

Культмас.

сектор

11.

Интеллектуальное шоу  «Эрудит».


Учение

ноябрь

игра

Культмас.

сектор

12.

Кл. час «Как развивать свои способности?»

Учение

ноябрь

Беседа,

анкетирование

кл.руководитель

13.

Кл. час «Великие символы России»


Творчество

ноябрь

дискуссия

актив

14.

Кл. час «За шаг до наркотиков»

Здоровье

ноябрь

дискуссия

актив

15.

Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

Коллектив

ноябрь

беседа

Кл. руководитель

16.

Классный час «Мир моих интересов и увлечений»

Общение

декабрь

дискуссия

актив

17.

Кл. час «Азбука вежливости или этикет на каждый день»



Здоровье

декабрь

беседа

Кл. руководитель

18.

Кл. час «Подведение итогов четверти»

Учение

Ноябрь

Декабрь

Март

Май

беседа

Кл. руководитель

19.

Кл. час «Чтобы жить не болея»


Здоровье

декабрь

Беседа. анкетирование

Кл. руководитель

20.

Беседа «Жизнь дана на добрые дела».

Общение

январь

беседа

Кл. руководитель

21.

Классный вечер «Преданья старины глубокой…»

Учение

январь

Театрализованное представление

актив

22.

Поход на каток.

Здоровье

январь


Кл. руководител

Род. комитет

23.

Урок мужества «Пусть будет ясным вечно небо…»


Общение

февраль

дискуссия

Кл. руководитель

Культмассовый сектор

24.

Беседа- Безопасность на дорогах

Общение

февраль

беседа

Кл. руководител

Род. комитет

25.

Кл.час « Как развивать чувство ответственности»

Учение

февраль

Беседа. анкетирование

Кл. руководитель

26.

Классный час «День Святого Валентина»


Творчество

февраль

Театрализованное представление

Актив

Культмассовый сектор

27

Смотр строя и песни


Коллектив

февраль

конкурс

Кл. руководитель

актив

28

«Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса.

Коллектив

февраль

Конкурсная программа.

Кл. руководитель

актив

29

Классный час « Я имею право на…»

Учение

март

Беседа. анкетирование

Кл. руководитель

30

Ролевая игра «Суд над сигаретой»

Коллектив

март

дискуссия

Кл. руководитель

актив

31

Классный час «Цена спортивных достижений»

Здоровье

март

дискуссия

ККл.руководитель

ССпортивный ссектор

32

Классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать!»

Творчество

март

Театрализованное представление

Кл. руководитель

актив

33

Кл. час «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Учение

апрель

дискуссия

Кл. руководитель

актив

34

Кл. час « Мы несем ответственность за тех, кого приручили»

Общение

апрель

Беседа. анкетирование

Кл. руководитель

35

Кл. час «Твое отношение к вредным привычкам»

Здоровье

апрель

беседа

Кл. руководитель

актив

36

Фотоконкурс «Есть над чем посмеяться…»


Творчество

апрель

фотоконкурс

Кл. руководитель

актив

37.

Кл.час «Испечем пирог дружбы»

Творчество

апрель

беседа

Кл. руководитель

38.

Кл. час «Поклон тебе, солдат России»


Творчество

май

Театрализованное представление

Кл. руководитель

39.

Фотовыставка «Мой портрет в интерьере класса»

Творчество

май

фотоконкурс

Кл. руководитель

40.

Кл. час «Умники и умницы нашего класса»

Учение

май

беседа

Кл. руководитель

актив

41.

Беседа о правильном питании


Здоровье

май

беседа

Кл. руководитель

42.

Кл. час « Если бы моим другом был… я сам» Формула совершенства

Коллектив

май

дискуссия

Кл. руководитель

актив



Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

п/п

Критерии

Показатели

Методики

1.

Интеллектуальная развитость

1.Освоенность образовательной программы

2.Развитость познавательных интересов

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и итоговой успеваемости. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2.

Нравственная развитость

1.Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

3.

Коммуникабельная развитость

1.Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

« Я в глазах других» (анализ портфолио)

4.

Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению

2. Стремление к творчеству

Тестирование. Педагогические наблюдения

5.

Сформированность коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива

Социометрия

6.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива

1.Комфортность,защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения своих детей

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Методика

Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»






Литература:

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности.

Под ред. Е.Н. Степанова- М., 2001

2.Обсуждаем проблемы воспитания. Под ред. Е.Н. Степанова- М.,2003

3.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества

М.,: Центр «Педагогический поиск», 2000

4.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе

М.,: Центр «Педагогический поиск»,2002

5.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем .М., Народное образование,№6,1999

6.Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.

7.Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Полевые цветы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: