Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Березниковский строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию
по профессии 15.01.05
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Подготовила
мастер производственного обучения
Ошвинцева Елена Фёдоровна
Березники 2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3
5
6
10
12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ профильной ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.04 Введение в профессию
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профильной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке по профессии: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы):
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; сварщик ручной дуговой сварки; электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи рабочей программы – требования к результатам освоения программы. С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения рабочей программы должен:
уметь:
— организовывать рабочее место;
— включать, выключать и регулировать сварочное оборудование;
— определять пригодность применяемых материалов;
— рассчитывать объём работ и потребности материалов;
— выполнять дуговую наплавку валиков и сварку пластин во всех пространственных положениях шва;
— контролировать качество подготовки поверхности;
— контролировать качество сварных швов;
— соблюдать безопасные условия труда.
знать:
— требования техники безопасности, пожаробезопасности, электробезопасности при выполнении сварочных работ;
— названия и назначения сварочного оборудования и материалов;
— основные виды и способы сварки, область применения;
— правила чтения чертежей;
— технологическую последовательность выполнения сварочных работ;
— требования, предъявляемые к качеству сварных швов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профильной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 306 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки — 204 часа;
самостоятельной работы – 102 часа.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование результата освоения практики | |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
ПК 1.1 | Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке |
ПК 1.3 | Выполнять сборку изделий под сварку |
ПК 1.4 | Проверять точность сборки |
ПК 2.2 | Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов |
ПК 2.5 | Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций |
ПК 2.6 | Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда |
ПК 4.1 | Выполнять зачистку швов после сварки |
ПК 4.2 | Определять причины дефектов сварочных швов и соединений |
ПК 4.3 | Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план программы
Наименование темы | Учебная нагрузка обучающихся (час) | |||||
максимальная | самостоятельная | Обязательная аудиторная | ||||
всего | Теор.обуч | Паркт занят | ||||
ОК 1-7 |
| 18 | 6 | 12 | 2 | 10 |
ПК 2.6 |
| 9 | 9 | 6 | 2 | 4 |
ПК 2.2 |
| 9 | 3 | 6 | — | 6 |
ПК 4.1-ПК 4.3 |
| 18 | 6 | 12 | — | 12 |
ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.2 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 4.1- ПК 4.3 |
| 126 | 42 | 84 | — | 84 |
| 36 | 12 | 24 | — | 24 | |
| 72 | 24 | 48 | — | 48 | |
| Дифференцированный зачёт | 18 | 6 | 12 | — | 12 |
| Итого | 306 | 102 | 204 | 4 | 200 |
3.2. Содержание программы
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Вводное занятие. Экскурсия на предприятие | Содержание учебного материала | 12 |
| |
1 | История развития сварочного производства. Основоположники сварки. Виды и способы сварки. Область применения сварки. Новые технологии. Профессиональные качества сварщика. Значимость профессии. | 2 | 1 | |
Практические занятия:
| 10 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Основоположники электродуговой сварки (выполнение реферата) | 6 |
| ||
Тема 2. Правила техники безопасности при выполнении сварочных работ. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Ознакомление с инструкциями по технике безопасности при выполнении сварочных работ. Ознакомление с инструкциями по пожарной безопасности при выполнении сварочных работ. Ознакомление с инструкциями по электробезопасности при выполнении сварочных работ. | 2 | 1 | |
Практические занятия:
| 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Организация рабочего места сварщика | 3 | |||
Тема 3. | Содержание учебного материала | 6 | ||
Практические занятия:
| 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Источники питания электродуговой сварки. | 3 | |||
Тема 4. Контроль качества сварных швов. | Содержание учебного материала | 12 | ||
Практические занятия:
| 12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Разновидности дефектов сварных швов. Причины их возникновения. Способы предотвращения дефектов в сварных швах (заполнение таблицы) | 6 | |||
Тема 5. Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем положении шва | Содержание учебного материала | 84 | ||
Практические занятия:
| 84 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности сварки пластин встык в один и два прохода Составление технологической последовательности сварки угловых соединений. Составление технологической последовательности сварки тавровых соединений. Составление технологической последовательности сварки нахлёсточных соединений. | 42 | |||
Тема 6. Дуговая сварка пластин в наклонном положении шва | Содержание учебного материала | 24 | ||
Практические занятия:
| 24
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности наплавки валиков и сварки стыковых и угловых соединений в наклонном положении шва. |
12 | |||
Тема 7. Наплавка валиков и сварка пластин при вертикальном и горизонтальном положениях шва | Содержание учебного материала | 48 | ||
Практические занятия:
|
48 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности сварки пластин встык вертикальным швом Составление технологической последовательности сварки пластин встык горизонтальным швом | 24 | |||
Дифференцированный зачёт | Содержание учебного материала | 12 | ||
Практические занятия:
|
12 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Защита презентации на тему: «Электродуговая сварка» |
6 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной сварочной мастерской.
Оборудование мастерской:
— рабочее место мастера;
— рабочие кабины по количеству студентов;
— доска;
— компьютер и телевизор;
— демонстрационный стол и стол самоконтроля;
— комплект инструментов и приспособлений;
— сварочное оборудование (трансформаторы, выпрямитель, балластные реостаты);
— вытяжная и приточная вентиляции;
— комплект учебно – наглядных пособий;
— демонстрационный материал, образцы сварных соединений;
— раковины с водой;
— аптечка.
Перечень методической литературы:
Сенько В.П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Инструкционно – технологические карты.
Учебно – методическое пособие. – Минск. Высшая школа, 2010
Перечень учебной литературы:
Жегалина Т.Н.
Сварщик. Технология выполнения ручной сварки: практические основы профессиональной деятельности: учебное пособие / Т.Н.Жегалина. – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – 126с.
Акулова О.А.
Учебное пособие по профессии «Электрогазосварщик» «Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки». – Катайск, 2011
Гордиенко В.Е., Гордиенко Е.Г., Степанов С.А., Кнышев Ю.В.
Сварка. Основные способы сварки. Учебное пособие. –
Санкт – Петербург, 2009
Васильев В.И., Ильященко Д.П., Павлов Н.В.
Введение в основы сварки. Рекомендовано в качестве учебного пособия, 2010
Мустафин Ф.М. и др.
Сварка трубопроводов.
Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «НЕДРА», 2002
Перечень справочной, технической литературы:
Юхин Н.А.
Выбор сварочного электрода.
Учебно – справочное пособие. Под общей редакцией О.И.Стеклова.
Издательство «СОУЭЛО», 2003
Юхин Н.А.
Ручная сварка при сооружении и ремонте трубопроводов пара и горячей воды.
Под общей редакцией О.И.Стеклова. Издательство «СОУЭЛО», 2003
Интернет – ресурсы:
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются мастером производственного обучения и доводятся до сведения студентов в начале обучения.
Для контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно – измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.