РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «От замысла к открытию»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеинтеллектуальная деятельность

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

научное объединение познавательной направленности

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«От замысла к открытию»



Сторожева Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

Панчук Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания

Город Петровск Саратовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области»































Программа внеурочной деятельности

«От замысла к открытию»


Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую сформировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить взрослых и детей для обучения их исследовательской деятельности.

Программа «От замысла к открытию» — интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на рекомендации М.М. Новожиловой, С.Г. Воровщикова, И.В. Таврель1.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «От замысла к открытию»


Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта ведется дневник, в котором фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.










2. Учебно-тематический план


Наименование разделов/

модулей, тем

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

5

6

7

8-9

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Определение проблемы как начало исследования

3

1

3

1

2

1

2

1

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека, сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

2.

Как найти интересную тему для проекта?

2

1

2

1

1

1

1

1

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

3

Почему и для чего – два кита проектной работы

2

1

2

1

1

2

1

2

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

4

Общее и частное в исследование

1

1

1

1

1

1

1

1

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

5

Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов исследования. Планирование. Работа в команде и распределение ролей.

1

1

1

1

1

1

1

1

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

6

Обзор информационных источников

1

1

1

1

1

2

1

2

Работа над проектом в соответствии с этапами

7

Эксперимент и исследование

2

8

2

8

1

11

1

11

Работа над проектом в соответствии с этапами

8

Оформление работы

1

1

1

1

1

1

Работа над проектом в соответствии с этапами

9

Основные подходы к составлению защитной речи. Стендовый доклад

1

1

1

1

1

1

1

1

Работа над проектом в соответствии с этапами

10

Презентация проекта исследования

1

1

1

1

1

1

1

1

Работа над проектом в соответствии с этапами

11

Тезисы и рецензия

1

1

1

1

1

1

1

1

Работа над проектом в соответствии с этапами

Итого

16

18

16

18

11

23

11

23



34

34

34

34




3. Содержание программы

БАРЬЕР И ТРАМПЛИН ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение проблемы как начало исследования

КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ПРОЕКТА?

Требования к выбору и формулировке темы

«ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» — ДВА КИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Актуальность и практическая значимость исследования

ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

Объект и предмет исследования

СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ…

Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования. Планирование.

Работа в команде и распределение ролей

Первый шаг этого этапа — определение цели и задач исследования

Второй шаг этого этапа — формулирование гипотезы

Третий шаг — определение методов исследования

Четвертый шаг — планирование исследования

Пятый шаг — распределение ролей при работе в команде

ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ источников — ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Виды литературных источников информации

Виды чтения

Виды фиксирования информации

Виды обобщения информации

Библиографическое описание

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных

Оформление работы и подготовка приложений

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад

УСПЕХ ПРЕЗЕНТАЦИИ — ЗАЛОГ ПРИЗНАНИЯ И ПУТЬ К НОМИНАЦИИ!

Презентация проекта и исследования

ТЕЗИСЫ И РЕЦЕНЗИЯ — ЭТО ТОЖЕ ВАЖНО!

Основные правила написания тезисов и рецензии

4. Предполагаемые результаты реализации программы


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов


Второй уровень результатов

Третий уровень результатов


предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.










Личностные и метапредметные результаты


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формирование у обучающихся мотивации к обучению, понимания необходимости им помощи в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­татам;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

сотрудничество с учителем ,когда ставятся новые учебные задачи; познавательная инициатива в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

использование информационно коммуникационных технологий;  

работая индивидуально и в группе обучающиеся находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, получают возможность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

выступления с промежуточным и конечным результатами, дальнейшее коллективное обсуждение позволяют аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке обще­го решения в совместной деятельности;




Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

владеть планированием и постановкой эксперимента;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



5. Формы и виды контроля

Консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, анализ индивидуальной работы по проекту (дневник), анализ индивидуальных планов обучающихся.


6. Методические рекомендации

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться в общении – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Программа «От замысла к открытию» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», на проектную деятельность в 5-9 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34часа в неделю.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, как правило, вне учебного кабинета. Аудиторные занятия целесообразно проводить только в начале года, когда определялются основные этапы проектной и исследовательской деятельности, дальше каждый работает по индивидуальному плану, объединяя собранный материал у учителя. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Проанализировав собранный материал и определив находки каждого участника в мини-проекте, выносится совместное решение, как же реализовать главный проект, над которым работали все участники. Непосредственная роль педагога минимизировано, педагоги превращаются в консультантов по проблеме, а учеников — в открывателей.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция, консультация.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровье сберегающие технологии;

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом,

  • газета,

  • журнал,

  • макет,

  • наглядные пособия,

  • плакат,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия и др.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий. В соответствии с ними они планируют завершение работ обучающихся, — тем самым дают шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

— Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

— Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

— Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

— Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

— Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

— Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

— Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5. степень осмысления использованной информации;

6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10. владение рефлексией;

11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*


Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. — М. БАЛЛАС,2008

  4. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию /М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. – М.: «5 за знания», 2008. – 160 с.

  5. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты. – М.: «5 за знания», 2008. – 288 с.

  6. Воровщиков С. Г. Азбука логичного мышления: учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «5 за знания», 2007. – 352 с.

  7. Воровщиков С. Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического профессионального образования. – М.: «5 за знания», 2007. — 304 с.

  8. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.

  9. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.

Для обучающихся:

  1. Энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Интернет — ресурсы


2. Печатные пособия


Метод проектов

1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.

6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.

7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

13. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

14. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

15. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

Исследовательский метод

1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

7. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.

8. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.

9. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.

10. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.

11. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

12. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.

13. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

14. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.

15. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.

16. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.



3. Технические средства обучения


  • ноотбук, компьютер, доска, мультимедиапроектор;


4. Экранно-звуковые пособия


  1. Набор ЦОР по проектной технологии.

  2. https://school-collection.edu.ru/)

  3. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] https://www.mirknig.com/

  4. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] https://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  5. А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] https://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

  6. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] https://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  7. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]https://www.booklinks.ru/ (

  8. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] https://www.fsu-expert.ru/node/2696

  9. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] https://standart.edu.ru/

  10. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/https://www.nachalka.com/proekty

  11. vernadsky.info — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

  12. https://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

  13. www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии

  14. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.

https://rushim.ru/books/books.htm

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

https://lib76.narod.ru/proekt_0.html


5. Игры и игрушки


Не предусмотрено


6. Оборудование класса


12 парт, 26 стульев




Программа была апробирована в 2012-2013 учебном году в МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» и МБОУ ООШ№5 г. Петровска, результаты работы были обобщены на региональном научно-методическом семинаре «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».







Дополнительный материал

Содержание

1. Памятки для формирования интеллектуальных и общеучебных умений и навыков:

  • Что такое проект?

  • Требования к проекту

  • Правила проведения дискуссии

  • Планируем свою деятельность

  • Как провести исследование

  • Как отобрать материал

  • Как подготовиться к промежуточной аттестации

  • Правила презентации проекта

  • Как составить список литературы

  • Вопросы для самоанализа своей деятельности в работе над проектом


2. Опорная схема «Основные этапы работы над проектом»

  • Что такое персональный проект?

  • Зачем нужен персональный проект?

  • Какой тип персонального проекта выбрать?

  • С чего начать?

  • Какие шаги я должен сделать?

  • Поиск и выбор цели и темы

  • Планирование проекта

  • Сбор необходимого материала

  • Работа над проектом

  • Презентация проекта

  • Полезные идеи


3. Глоссарий

4. Таблица «Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом: учет возрастных возможностей»

5. Таблица «Типы проектов, который связан с доминирующей деятельностью учащихся».

6. Типы проектов.

6. Фактический материал

7. Обобщенная схема

8. Результаты анкетирования учеников.


Памятки

для формирования интеллектуальных и общеучебных умений и навыков1


Памятка № 1

Что такое проект?

I. В основе любого проекта всегда лежит проблема. Нет проблемынет проекта!

II. В ходе работы над проектом нужно будет ответить на следующие вопросы:

  1. Почему так важно решить эту проблему?

  2. Зачем нужно выполнить этот проект?

  3. Что для этого необходимо?

  4. Как можно это сделать?

  5. Что должно получиться?

  6. Как это можно использовать?

  7. Чему я научился?

III. После выполнения проекта необходимо представить результат своего труда.

IV. Проект оцениваются всеми учащимися.

Памятка № 2.

Требования к проекту.

  1. Решение проблемы должно иметь значение для многих.

  2. Проект не должен содержать лексических, орфографических и грамматических ошибок.

  3. Факты, представленные в проекте, должны соответствовать действительности.

  4. Проект должен быть оформлен аккуратно, содержать необходимый иллюстративный материал (в виде ярких и красочных рисунков, схем и графиков, фотографий и вырезок).

  5. Материал проекта должен быть изложен логично.

  6. Каждый ученик должен внести свой вклад в групповой проект в соответствии со своими возможностями.

Учитывается характер общения и взаимопомощи всех участников проекта.

Памятка № 3

Правила проведения дискуссии

  1. Ты должен критиковать идеи, а не людей.

  2. Будь готов выслушать любую точку зрения, даже если ты с ней не согласен.

  3. Твоя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

  4. Старайся терпеливо выслушивать точку зрения своего собеседника до конца.

  5. Отрицая что-либо, объясни, почему, постарайся найти доказательства.

  6. Критикуя что-либо, предлагай что-то взамен. Старайся терпеливо объяснять свою точку зрения.

Памятка № 4

Планируем свою деятельность.

  1. Определите задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.

  2. Решите, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.

  3. Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания.

  4. Выясните, где можно будет найти материал для своего задания, и определите “белые пятна” в имеющейся информации.

Решите, каким будет ваш проект и как его лучше представить.

Памятка № 5

Как провести исследование

  1. Определите причины, по которым эта проблема волнует всех, и объясните, почему необходимо ее решить:

  • найдите информацию, которая описывает существующую ситуацию;

  • найдите причины существования проблемы;

  • определите, к каким последствиям может привести эта проблема;

  • представьте желаемую ситуацию;

  • решите, что нужно изменить в реальной ситуации.

  1. Найдите способы решения проблемы и докажите их эффективность:

  • определите, какими способами может быть решена проблема;

  • подумайте, как изменится ситуация, если применить каждый из способов, выберите самый лучший, с вашей точки зрения;

  • подумайте, кто может устранить причины существования проблемы (что зависит / не зависит от вас);

  • определите, каким образом может быть использован выполненный проект.

3. Определите, что нужно сделать, чтобы собрать необходимый материал по проблеме:

  • определите все возможные источники информации по проблеме и те, которые имеются в вашем распоряжении, и решите, с которыми из них вы сможете работать;

  • найдите факты, которые могут подтвердить ваши предположения;

  • подумайте, насколько доказательным является собранный материал;

  • выберите способы записи полученных данных.

4.Решите, как будет организована ваша совместная деятельность (более подробно об этом написано в Памятке № 4).

Памятка № 6

Как отобрать материал

  1. Внимательно прочитай материал.

  2. Найди факты, данные, истории, которые могут подтвердить твою гипотезу.

  3. Выбери те из них, которые могут наиболее точно показать проблему и ее решение.

  4. Отредактируй материал, если это нужно, т.е. сократи, измени, добавь и т.п.

Реши, как лучше представить подготовленный материал.

Памятка № 7

Как подготовиться к промежуточной аттестации.

1. Представьте краткий отчет о проделанной вашей группой работе. Предварительно:

  • выслушайте отчет каждого члена своей группы о том, что он сделал;

  • отредактируйте собранный материал;

  • оцените работу каждого и занесите данные о выполнении в “Дневник”

2. Расскажите о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать.

3. Прослушайте отчеты других групп. Задайте вопросы для уточнения, дополнения, поправки или обмена опытом.

Памятка № 8

Правила презентации проекта.

  1. Выступление должно быть кратким (не более 10 мин.).

  2. Материал проекта должен воспроизводиться, а не читаться.

  3. Во время выступления необходимо соблюдать правила публичного выступления:

соблюдать зрительный контакт со зрителями; говорить громко и четко.

  1. В презентацию необходимо включить отчет о проделанной работе, сообщив:

  • кто, что делал;

  • впечатления о выполненной работе; предложения, пожелания при выполнении подобного проекта в будущем.

Памятка № 9

Как составить список литературы.

1. Укажите название книги (журнала, энциклопедии и т.д.), откуда был взят материал.

2. Если есть автор книги (статьи), укажите его.

3. Запишите название издательского центра и дату издания.

4. Укажите страницу, на которой был помещен материал. Например:

1) “Rainbow world” / Nikolai Sladkov. – Moscow: Raduga Publishers, 1981. – p. 17

2) “My book of questions and answers”/ Colin Clark. – Bridlington, England: Peter Haddock LTD, 1990. – p. 20.

3) “Наблюдения за развитием природы Москвы” / А.А.Минин. – Москва: ЭЦ, 2002. – с. 137.

Памятка № 10

Вопросы для самоанализа своей деятельности в работе над проектом

  1. Какой вид работы тебе больше всего понравился?

  2. Как ты оцениваешь качество выполненной тобой работы?

  3. Чему ты научился?

  4. Что в следующий раз ты сделал бы по-другому?

  5. Ты был достаточно активен в работе над проектом?

  6. Если у тебя были неудачи, то в чем?

  7. Что получилось лучше всего?

Памятка для учащихся

Опорная схема

«Основные этапы работы над проектом»1


Что такое персональный проект?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам, в котором ты можешь проявить все свои умения, которые ты приобрел за годы обучения и применить их к достижению избранной тобой цели, которая будет связана с одной или нескольким областям взаимодействия.

Помни, что работать над своим проектом ты будешь в течение длительного времени, поэтому это должно быть то, чем тебе действительно будет интересно заниматься.

Какой бы тип проекта ты ни выбрал, проект должен:

  • иметь четкую и достижимую цель;

  • быть ориентированным хотя бы на одну область взаимодействия;

  • позволить тебе проявить свою индивидуальность;

  • быть результатом твоей собственной инициативы, творчества и организованности;

  • отражать твои личные интересы, увлечения, способности и отношение к определенным проблемам;

  • относиться к близкой тебе теме или области;

  • быть твоей индивидуальной работой – ее подлинность очень важна, и от тебя, возможно, потребуется подписать документ, подтверждающий, что персональный проект – это твоя собственная работа;

Твой проект не должен:

  • быть частью курсовой работы по какому-либо предмету;

  • занять собой всю твою личную и общественную жизнь или препятствовать учебе, даже если для его выполнения потребуется много часов работы;

  • быть слишком тесно связанным с каким-либо определенным предметом школьной программы.

Зачем нужен персональный проект?

Если ты правильно выберешь свой персональный проект, он даст тебе возможность поделиться с другими тем, что интересует тебя лично, и вместе с тем он покажет, чему ты научился за время работы над проектом

Какой тип персонального проекта выбрать?

В зависимости от поставленной тобой цели, ты можешь выбрать один из следующих типов проекта:

  • произведение искусства (изобразительного, драматического и т.д.);

  • письменная работа на определенную тему (по литературе, обществознанию, психологии, антропологии);

  • художественное произведение (т.е. творческая письменная работа);

  • оригинальный научный эксперимент;

  • изобретение или особым образом сконструированный объект или система; презентация разработанного бизнес-плана, менеджерского плана или плана организации (связанной с предпринимательской деятельностью), проведение специального мероприятия или создание школьной или общественной организации.

Письменное оформление всех типов персональных проектов должно соответствовать единой общей структуре и включать следующие элементы:

  • Титульная страница

  • Содержание

  • Введение, формулирующее цель проекта и называющее избранные области взаимодействия, а также указывающее, каким образом будет достигнута поставленная цель

  • Описание процесса: его этапы, характеристики, аспекты или компоненты работы

  • Анализ того, почему ты выбрал именно эту тему для своего проекта, какие исследования были проведены, и что повлияло на ход работы; открытий и выводов, сделанных в процессе работы; конечного результата и самого процесса с точки зрения поставленной цели; и их связи с выбранной областью (областями) взаимодействия (если ты решил написать эссе на какую-то определенную тему, то оно будет представлять собой бóльшую часть этого анализа)

  • Заключение, в котором учащийся говорит о значимости своего проекта и о предполагаемых перспективах работы

  • Библиография

  • Приложения (если нужно)

Твой проект может включать в себя другие проекты (если ты, например, ставишь пьесу, организуешь выставку или создаешь новую школьную или общественную организацию). Помни, однако, что твой вклад должен быть центральным и очевидным. Оцениваться будет твоя работа.

С чего начать?

В работе над проектом тебе будет помогать супервайзер, с которым вы будете регулярно встречаться и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Супервайзер не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если это понадобится. Ты можешь договориться со своим школьным супервайзером и за дополнительной помощью обращаться к специалисту вне школы.

Тебе будет передаваться необходимая информация и указания (индивидуально или в группах) по работе над персональным проектом. У тебя также будет возможность внимательно ознакомиться с критериями оценки проекта. Эта информация послужит основой для обсуждения проекта на разных стадиях работы над ним (так называемая формирующая оценка) и даст тебе ясное представление о том, что потребуется от тебя при конечном оценивании проекта.

Какие шаги я должен сделать?

Вот те стадии, которые тебе предстоит пройти в подготовке своего проекта:

  • поиск и выбор тем и проблем, имеющих четкую ориентацию хотя бы на одну из областей взаимодействия;

  • планирование проекта;

  • подбор необходимого материала;

  • непосредственная работа над проектом;

  • заполнение дневника проекта или рабочего журнала;

  • презентация проекта (результат и письменный отчет).

Поиск и выбор цели и темы

Работа над любым проектом включает в себя важную стадию исследования и поиска. Выбирая тему или проблему для своего персонального проекта, помни, что твой проект нужен для того, чтобы ты мог показать свое понимание областей взаимодействия. Поэтому следует поставить такую цель, которая позволит тебе сосредоточиться на одной или нескольких из них.

Нужно обсудить свои идеи с разными людьми, как в школе, так и вне ее – это поможет тебе четче осознать, чего именно ты хочешь достичь.

Также важно обсудить свой выбор с супервайзером, чтобы понять, насколько реалистичны твои намерения. Возможно, тебе в первый раз приходится проводить важное самостоятельное исследование. Тебе следует осознавать, что твой супервайзер не требует от тебя выполнения дипломной работы, как в университете. Нет, персональный проект – это твоя возможность продемонстрировать избранную тобой методику и твою способность описать и объяснить связь твоей работы с выбранными областями взаимодействия.

Тема или проблема не должна быть сформулирована чересчур обобщенно и тем более не должна сводиться к пересказу того, что ты прочитал в книге, энциклопедии или Интернете. Это должна быть тема, которую тебе действительно исследовать и которая позволит тебе изложить собственные рассуждения и идеи и высказать свою личную точку зрения на проблему.

Важно, чтобы ты постоянно держал в голове цель своего проекта, хотя иногда цель может претерпевать некоторые изменения в свете результатов, полученных в ходе работы над проектом.

Планирование проекта

Следующая часть работы – спланировать те шаги, которые нужно сделать для успешной разработки проекта. Нужно записать свои основные идеи, а также цель, которую ты перед собой поставил и обсудил со своим супервайзером.

Цель этого плана:

  • определить характер исследования;

  • помочь в выборе необходимых источников и материала;

Задай себе следующие вопросы (их список не является обязательным и исчерпывающим):

  • Где я могу найти необходимый материал?

  • У кого есть информация по моей теме?

  • Нужно ли мне ставить какие-либо собственные эксперименты?

  • Нужно ли мне составлять анкеты и проводить опросы?

  • Нужно ли мне пользоваться какими-либо библиотеками, кроме школьной?

  • Нужно ли посетить какие-либо музеи?

  • Нужно ли мне беседовать с отдельными людьми?

Следует записать эти и другие вопросы и ответы на них, чтобы они напоминали тебе о разнообразии возможных источников. Только глядя на полный список вероятных источников, ты сможешь понять относительную ценность каждого из них.

Убедившись вместе с супервайзором, что ты учел все возможности, составь список задач, чтобы приступить к сбору необходимого материала. При этом нужно обязательно продумать очередность этих задач. Если список источников готов, приступай к сбору материала.

Работа над любым типом проекта – это непростое дело, она может оказаться достаточно запутанной и потребовать изменений в твоих планах, особенно на промежуточных этапах.

Сбор необходимого материала

Найдя источник информации, ты должен понять, насколько он полезен для тебя. Список источников в твоем проекте должен включать в себя только те, которыми ты действительно воспользовался.

Не забывай держать в голове цель исследования. Это поможет тебе отобрать то, что действительно нужно для проекта.

Всегда записывай источник материала. Тип записи может быть разным в зависимости от вида источника.

  • Книга: запиши имя автора (-ов), название, серию, библиографические данные (издательство, дату и место издания).

  • Интервью: запиши имя, адрес и род занятий опрашиваемого.

  • Эксперимент: запиши оборудование и условия его проведения.

  • Произведение искусства: запиши название, автора и другие данные (например, местонахождение музея или галереи).

  • Интернет-сайт: запиши адрес, имя автора и дату публикации.

  • Другие источники также могут оказаться полезными: в книге может быть библиография, в которой будут упомянуты другие полезные книги; опрашиваемый человек может подсказать новые направления исследования; эксперимент также может подтолкнуть к новым исследованиям.

Работа над проектом

В зависимости от характера твоего проекта, тебе нужно будет размышлять, анализировать, критически осмыслять и сопоставлять собранный материал. Возможно, тебе придется внести изменения в свои изначальные планы в свете новой полученной тобой информации. Регулярно советуйся со своим супервайзером.

Нужно постоянно вести дневник проекта, записывая туда все свои мысли, решения и действия. Это документ, который позволит тебе следить за своим прогрессом в работе над проектом. Не нужно вести его идеально аккуратно, важно заполнять его честно и регулярно, ведь он нужен только для того, чтобы ты сам видел, как движется твоя работа. Кроме того, ты можешь показывать его супервайзеру, чтобы он мог наблюдать за уровнем и направлением твоего прогресса. И, наконец, дневник поможет тебе в написании письменного отчета о проекте.

Презентация проекта

Когда твоя работа будет подходить к концу, нужно задуматься о том, каким образом ты собираешься его представить. Думая о презентации проекта, стоит встать на точку зрения других людей, ведь, скорее всего, ты и твоя школа решите публично представить результат твоей работы.

Вид презентации будет зависеть от характера самого проекта. В то же время, любой тип персонального проекта предполагает подготовку письменного отчета. При этом в оформлении отчета необходимо следовать указанному выше стандарту, который поможет тебе упорядочить его содержание.

Помни, что если ты решил в своем персональном проекте исследовать какую-то определенную проблему, твой письменный отчет будет включать в себя как твой анализ проблемы, твои наблюдения и выводы, так и описание самого процесса исследования и сделанных тобой открытий. В этом случае письменная работа будет значительно более объемной, чем при презентации, например, творческого произведения или мероприятия.

Объем персонального проекта не должен превышать 4000 слов.

Полезные идеи

Не забывай, что люди, которым ты показываешь свой проект, могут плохо разбираться или вовсе не разбираться в данной области.

Используй рисунки и иллюстрации только в том случае, если это необходимо, например, если помогают лучше понять его содержание.

Использование компьютера на разных стадиях работы над проектом может значительно облегчить его оформление и помочь тебе создать аккуратную, легко читаемую работу. В любом случае, письменный отчет должен быть по возможности напечатан на компьютере.

Ознакомься с персональными проектами, выполненными другими учащимися, и с тем, как они представили свои идеи. Обсуди предполагаемый окончательный вид проекта с супервайзором, прежде чем начать свою работу над ним. Можно также посоветоваться с другими учащимися. Впрочем, всегда нужно помнить, что твой персональный проект – это твое собственное произведение.




Глоссарий1

Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

Метод

Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания

Проект

План, замысел, предварительный текст документа

Метод проектов

Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей

Проблема

Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации

Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия, содержащие противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

Учебный проект

Совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта



Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом:

учет возрастных возможностей1

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5–6-е классы

7–8-е классы

9–10-е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Планирование

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Реализация плана

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация


Тип проектов, который связан с доминирующей деятельностью учащихся.

Практико-ориентированный проект. Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.

Исследовательский проект. Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Информационный проект. Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

Творческий проект. Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Игровой или ролевой проект. Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).


Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся1

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-
ориентиро-
ванный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследова-
тельский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность,
связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информа-
ционный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Информацион-ная

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

произведения литературы, изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и пр.

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникатив-
ная

Игровой или ролевой

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникатив-
ная



1 С.Г.Воровщиков, М.М. Новожилова «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект 2006г.

С.Г.Воровщиков, М.М. Новожилова , И.В. Таврель «Как корректно провести исследование» М.: «5 за знания», 2008.


1 Интернет-Источники: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Папаева Лира Ильфатовна

1 Интернет-Источник: Мария СТУПНИЦКАЯ, координатор проектной деятельности АНО «Школа «Премьер», старший научный сотрудник центра научных исследований и мониторинга МГПУ. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена


1 Интернет-Источник: Мария СТУПНИЦКАЯ, координатор проектной деятельности АНО «Школа «Премьер», старший научный сотрудник центра научных исследований и мониторинга МГПУ. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена


1 Интернет-Источник: Мария СТУПНИЦКАЯ, координатор проектной деятельности АНО «Школа «Премьер», старший научный сотрудник центра научных исследований и мониторинга МГПУ. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена


27


Свежие документы:  Детство, опалённое войной (сценарий внеклассного мероприятия)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: