Рекомендации учителям по работе с медлительными и инертными детьми



Рекомендации учителям по работе с медлительными и инертными детьми

Уважаемые педагоги!

Такие дети сразу обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности:

— нерасторопны и неуклюжи,

— повсюду опаздывают,

— последними готовятся к уроку,

— не успевают выполнить весь объём классной работы,

— им не хватает времени, чтобы записать дом. задание,

— подолгу просиживают над д/з.

— они долго думают, медленно пишут,

— медленно читают.

И как следствие страдают от каждодневной спешки, испытывают постоянное напряжение, нервничают. Глубоко переживают свою невозможность всё успеть, сделать во время, не опоздать, не отстать от других. Работая на пределе своих динамических возможностей, они быстро устают, их нервная система ослабляется и истощается. А недовольство взрослых, наказания только усугубляют эти переживания.

Чувства вины и неуверенности в себе – характерная черта медлительных детей.

Иногда их совершенно незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально, «назло» всё делают.

Однако, это не свойство вредного характера, а индивидуальная особенность ребёнка, которая может быть обусловлена разными причинами:

  1. индивидуально – типологические особенности, свойства нервной системы.

  2. особенности воспитания,

  3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи),

  4. общее состояние здоровья ребёнка.


Для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов:

— замедлены во всех своих действиях,

— медленно включаются в работу,

— долго переключаются на другую деятельность,

— долго восстанавливаются после нагрузки,

— они быстро отвлекаются,

— не могут продолжительно и интенсивно работать.


Но самое главное – это низкая скорость работы.

Связанно это с малой подвижностью нервных процессов.

Любое действие складывается из: 1 предварительный ориентировочный этап;

2 выполнение самого действия.


Установлено, что медлительные ученики затрачивают на ориентировку значительно больше времени, они дольше думают, что и как сделать. Поэтому латентный период (время от сигнала к началу действия до возникновения самого действия) у них в 2,5 – 3 раза продолжительнее, чем у сверстников. Само действие также выполняется в 1,5 – 2 раза медленнее.


Для каждого человека характерен свой индивидуальный темп деятельности, при выдерживании которого работа выполняется наиболее успешно. Взрослый человек способен произвольно менять этот темп, работая при необходимости быстрее или медленнее (но изменения возможны до определённых пределов: самый быстрый темп медленного человека всё равно будет ниже, чем у человека с высокой подвижностью нервных процессов).

У медлительных учеников этот темп – низкий. Подгонять, торопить их не только бесполезно, но и вредно.

При ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации.

Необходим учёт индивидуальных особенностей таких учащихся:

1. Снижение нагрузки,

2. Соблюдение щадящего режима,

3. Не спеша заканчивать работу дома, которую не успел сделать в классе,

4. Проводить контрольные работы и особенно диктанты с группой таких детей

отдельно,

  1. Работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями.

  2. Давать время на обдумывание ответа (задать вопрос или на карточке, а спросить только через 2-3 человека, если вы хотите услышать устный ответ).

  3. Давать время на исправление ответа, т.к. такой ребёнок не может быстро исправить его.

  4. Опрос лучше в письменном виде.

  5. Не отвлекать во время выполнения письменного или самостоятельного задания, т.к. ребёнку вновь придется потратить много времени, чтобы на включиться в деятельность.

  6. По возможности давать однотипные задания: 1 часть урока – примеры, другую – задачи, третью – что-то другое, но не более 10-15 минут – один вид деятельности и не менее – 7-10 минут.

  7. Новый материал – лучше спросить после его повторения дома, т.е. на следующем уроке.

  8. Поскольку инертные ученики с трудом отключаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми были заняты на перемене), не следует их спрашивать в начале урока.


Свежие документы:  Доклад на тему: «Организация встреч с детскими писателями как метод повышения познавательной активности и интереса к чтению у школьников»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: