Семинары-практикумы по русскому народному декоративно-прикладному искусству с педагогами ДОУ


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ласточка»
















СЕМИНАРЫ — ПРАКТИКУМЫ

ПО РУССКОМУ НАРОДНОМУ

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ












Составила воспитатель:

Ермолаева Н. В.

























п. Таёжный 2008


Ермолаева Н. В.,

Воспитатель Высшей

квалификационной категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»


Испокон веку славилась Русская, земля своими мастерами — одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Руки мастера… они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы — одна из наиболее ярких форм, народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Верным компасом на пути просвещения педагогов с декоративно — прикладным искусством стал семинар — практикум, цель которого познакомить педагогов с художественными промыслами России, их историей, особенностями для введения детей в мир народного творчества.



СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

  • Теоретическая часть

Характеристика хохломского промысла: его происхождение, и особенности. Беседа о хохломе: «Золотая хохлома» (рассматривание изделий, альбомов, открыток, иллюстраций, художественное слово о Хохломе, таблица с элементами росписи).

  • Практическая часть

Обучение педагогов прорисовке элементов росписи, знакомство с техникой письма. Создание коллективного панно «Золотая Хохлома».


ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

  • Теоретическая часть

Знакомство с изделиями Городца. Раскрыть связь сложившихся традиций и передачи ее от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями Городецкой росписи (элемент, композиция, цветосочетания). Беседа: «Городецкая роспись душу нам веселит» (рассматривание изделий Городца, иллюстраций, альбомов, открыток, художественное слово, таблицы с элементами и поэтапного изображения Городецкой птицы, гирлянды цветов, просмотр видеофильма «Знаменитая роспись»).

  • Практическая часть

Предложить изготовить коллективное панно для украшения кабинета ИЗО «Городецкие кони» (способом аппликации из цветной бархатной бумаги). С помощью таблиц подобрать цветовое решение, создать цветовую «гирлянду».


СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ

  • Теоретическая часть

Знакомство с гжельской керамикой, ее колоритом, элементами, с процессом ее изготовления. Беседа «Сине — белое чудо», (рассматривание гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток, художественное слово о гжели, просмотр видеофильма «Глиняное чудо», таблица с последовательностью рисования гжельской розы).

  • Практическая часть

Прорисовка элементов гжельской росписи, знакомство с техникой рисования гжельской розы. Предложить расписать гжельские изделия из шаблонов с элементом гжельская роза.



ЖОСТОВСКИЕ БУКЕТЫ

  • Теоретическая часть

Знакомство с жостовской росписью, ее происхождением, особенностями. Познакомиться с разными этапами росписи, выделять элементы, композицию, колорит. Беседа «Подарки Жостова» (рассматривание подносов, иллюстраций, открыток, альбомов, художественное слово о промысле, просмотр видеофильма «России яркие букеты).

  • Практическая часть

Предложить самостоятельно расписать подносы из папье-маше жостовской росписью.


ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

  • Теоретическая часть

Знакомство с дымковской игрушкой, с ее содержанием, с художественными традициями изготовления игрушек. Беседа «Дымковская сказочная страна» (рассматривание игрушек, иллюстраций, альбомов, открыток, художественное слово о Дымковских игрушках, знакомство с книгой И.Я. Богусловской «Дымковская игрушка»).

  • Практическая часть

Предложить способом силуэтного моделирования изготовить дымковскую барыню — франтиху из бумаги и с помощью росписи написать дымковским узором, подобрать цветосочетания для узора.


ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ

  • Теоретическая часть

Знакомство с филимоновскими свистульками, с развитием промысла игрушки, с изготовлением, цветовым решением, необычными формами и элементами росписи. Беседа «Фолимоновские свистульки» (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц с элементами росписи, познакомить с художественным словом). Просмотр видеофильма «Наследство деда Филимона».

  • Практическая часть

Предложить создать альбом «Филимоновские свистульки», где будут представлены силуэты свистулек на бумаге и расписаны филимоновскими узорами, с помощью таблицы с элементами этой росписи.


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА


  • Теоретическая часть

Знакомство с каргопольской игрушкой. Показать связь между игрушкой и жизнью, бытом северорусского народа, рассказать о характере узора и цветового решения. Беседа «Каргопольские легенды» (рассматривание игрушек, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц с элементами росписи, познакомить с художественным словом). Просмотр видеофильма «Славен град на Онеге».

  • Практическая часть

Предложить самостоятельно слепить игрушку по желанию из глины. Затем, после сушки и побелки расписать с помощью таблицы с элементами росписи.


БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

  • Теоретическая часть

Знакомство с богородской резной игрушкой, с особенностями ее изготовления, своеобразием композиции. Беседа «Богородская резьба» (рассматривание игрушек, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц с элементами росписи, познакомить с художественным словом).

  • Практическая часть

Предложить создать коллективную композицию «Богородские сюжеты».


РУССКАЯ МАТРЕШКА

  • Теоретическая часть

Знакомство с русской матрешкой, с особенностями ее изготовления, своеобразием композиции, характером росписи, традиционных стилей. Беседа «Русское чудо» (рассматривание матрешек – семеновской, загорской, полхо-майданской, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц с элементами росписи, познакомить с художественным словом).

  • Практическая часть

Предложить изготовить из картона двухсторонних стоячих матрешек и расписать с помощью таблиц с элементами, матрешек принадлежащих к разным областям России.


ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ

(СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

  • Теоретическая часть

Знакомство с промыслом изготовления предметов из бересты:

способом создания изделий: плетением, сшиванием, склеиванием, скреплением

способами украшения изделий: выскабливание, тиснения, аппликации, росписи, вырезание; способом заготовления, слоения бересты. Показать разнообразную цветовую гамму. Беседа «Берестинка — береста» (рассматривание изделий из бересты, открыток, альбомов, познакомиться с художественным словом о березе и бересте.

  • Практическая, часть

Предложить сделать коллективную работу «Край березовый» (картину из бересты на берестяном фоне способом аппликации). Самостоятельно найти цветовое решение.


ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА

(СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

  • Теоретическая часть

Знакомство с лоскутной мозаикой, с историей возникновения; со способами и этапами ее выполнения. Рассматривание образцов, схем.

  • Практическая часть

Предложить создать коллективную картину «Деревня моя», способом приклеивания.


ПАВЛОВО ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ

  • Теоретическая часть

Познакомиться с искусством Павлово — Посадских шалей. Рассмотреть их, выделить особенности и способы росписи, принцип построения цветочной композиции. Беседа «Путешествие в Павлов Посад» (рассматривание шалей, иллюстраций, альбомов, открыток, познакомить с художественным словом). Просмотр видеофильма «Плат узорный»

  • Практическая часть

Предложить методом холодного батика расписать шаль, соблюдая принцип построения цветочной композиции и цветового решения.


ВОЛОГОДСКИЕ КРУЖЕВА

  • Теоретическая часть

Знакомство с промыслом вологодских кружевниц, его развитием. Рассмотреть красоту кружев в контрастном сочетании элементов кружевоплетения. Беседа «Вологодские кружева» (рассматривание кружев, иллюстраций, альбомов, открыток, познакомить с художественным словом). Просмотр видеофильма «Стоит коклюшек перезвон»

  • Практическая часть

Предложить выполнить на клейкой бумаге из белой тесьмы коллективную работу «Кружева, кружева…»


Теоретическая часть.

«Путешествие в рукотворную сказку».


На древней земле Радонежа.

Название этому художественному промыслу дали несколько селений – Кудрино, Абрамцево, Хотьково, жители которых издавна занимались резьбой по дереву. Резчики абрамцево-кудринского промысла унаследовали традиции мастеров Троице-Сергеева монастыря, расположенного неподалеку. Но дольше всего повлияло на развитие промысла создание в имении Абрамцево художественных мастерских. К концу XIX века сложился свой, особый стиль плоскорельефной резьбы. В 1930 году Абрамцевская и Хотьковская школы кустарного ученичества объединились в одну – Абрамцевскую школу, ныне Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое находится в г. Хотькове. На базе многочисленных артелей в 1960 году создана Хотьковская фабрика художественных изделий.

Места эти древние, заповедные, сказочные… может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой речки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались в даль: не покажется ли где-то там дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском…

В дремучих лесах искали люди спасения от набегов жестоких степняков. Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж, в котором некогда родился самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский – основатель знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

А в 1308 году, как гласит предание, близ Радонежа, на реке Паже, был основан «Покров монастырь, что на Хотькове».

Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. В середине XIX века при надлежало оно писателю С.Т. Аксакову. А в 1870 году имение приобрел С.И. Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работами известные писатели и художники. В Абрамцеве В. Серов написал картину «Девочка с персиками», а В. Васнецов начал работать над «Богатырями» и «Аленушкой».

А вскоре Е.Д. Поленова, сестра знамен итого художника Василия Поленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных сел и деревень изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам.

Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках., полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют. И, кажется, что шкатулочка или ковш сделан из редкого ценного дерева, привезенного за тридевять земель.

В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века…

Кроме резьбы по дереву, абрамцевские художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.


Скопа – птица сказочная.

Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины XIX века. Археологические исследования подтверждают, что в XII веке в районе города Скопина, Рязанской, уже существовал гончарный промысел.

Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета.

В 1934 году основана артель, с 1976 года – Скопинская фабрика керамических изделий.

Среди пологих холмов, широких полей и зеленых перелесков, на древней рязанской земле стоит город Скопин. Возник он как сторожевая крепость, защищающая южные рубежи России.

Росли здесь когда-то дремучие леса, а в реках и озерах в изобилии плескалась рыба. Охотилась на нее быстрокрылая птица скопа. Острыми, сильными когтями она ловко выхватывала из воды сверкающую чешуей серебристой плотвичку, полосатого окуня или длинную стерлядку. По преданию, в честь этой птицы и назвали люди свой городок-крепость Скопин.

Шли века, исчезли непроходимые леса, все реже можно встретить скопу, несущую в когтях свою добычу. Но навечно осталась эта птица на городском гербе Скопина.

Издавна местные жители лепили из глины незатейливую, простую посуду – горшки, кринки, кувшины и миски. А еще свистульки в виде забавных зверюшек, птичек, всадников на конях. Привезет гончар свой товар на ярмарку, разложит. А чтобы привлечь покупателей, начнет дуть в свистульку:

— Скорей подходи, по сторонам не гляди! Выбирай товар, полезай в карман… Денег нет – так полюбуйся!

Наверное, потому и прозвали скопинских гончаров «свистушниками». Известное дело: на чужой роток не накинешь платок…

Но со временем скопинские мастера стали делать посуду красивую, с лепными украшениями, покрытую цветной глазурью. Бывало вылепит гончар зверя невиданного или самовар, а то и просто шар – попробуй, сделай такой же! – и поставит свое изделие на высоком столбе перед домом. И всем ясно: здесь живет искусный мастер.

Теперь скопинская керамика – кувшины, квасники-кумганы, подсвечники, кружки и многое другое – словно скульптурное произведение в несколько ярусов. Носик у кумгана – голова птицы скопы с раскрытым клювом. Можно увидеть и крылья, и лапы с когтями. Но это еще не все! Украшают мастера свои вещи красиво вылепленными сказочными животными, забавными лягушатами, рыбами, львами. Есть и причудливый орнамент из цветов, листьев и ветвей. Празднично поблескивает матовая глазурь. И уже не назовешь скопинскую посуду простой, обычной, есть в ней что-то сказочное. Словно вылепил ее сказочный волшебник.

Но не всемогущий чародей сделал это чудо, а умелые руки мастера. Рождается это произведение гончарного искусства постепенно, по частям. Лепит гончар из длинных кусочков глины, как говорят скопинские мастера, из «жгутов-налепков». Считается, что это древнейший способ гончарного производства. Движения мастера точны и аккуратны. Осядет глина, сомнется – лепи сначала. А после обжига в печи кувшин или квасник станут прочными, звонкими.

Рассказывают, что однажды на свадебном столе стоял, сверкая позолотой, самовар. И угольки горели в нем, и кипяток плескался. Все гости с удовольствием пили чай. А потом хозяин дома, гончар, бросил самовар на пол, и тот… разлетелся на кусочки. Оказалось он был вылеплен скопинским умельцем из глины. «Это на счастье!» — весело сказал гончар.

И верно, нарядная и сказочная скопинская керамика – это щедрый дар нам всем «на счастье».


Серебряная краса Великого Устюга.

Народный художественный промысел чернения по серебру (черневое серебро) сложился в городе Великом Устюге к XVIII веку. Развитию промысла способствовало удобное расположение города на пересечении торговых и транспортных путей, а также открытие серебряных месторождений на реке Цильме, неподалеку от Великого Устюга.

Великоустюжские ремесленники славились декоративной обработкой серебра, меди, железа. Особую известность приобрело чернение по серебру. В 1761 году в Великом Устюге начинает работать фабрика купцов Поповых. После закрытия фабрики искусством чернения занимались лишь отдельные мастера. В 1933 году образовалась артель ремесленников, а с 1960 года – фабрика «Северная чернь»

В тех краях, где сливаются реки Сухона и Юг, а далее несет свои воды в студеное Белое море Северная Двина, издавна стоит славный город Великий Устюг. Его название происходит от слава «устье» — устье реки Юг. Важные торговые пути на Север, к морскому порту Архангельску, в далекую Сибирь проходили через город, потому и величали Устюг Великим.

Каких только товаров не увидишь в торговых рядах города! Заморские ткани, сибирские меха, вина и мед, лен и рыба, лес и пенька, кожи и металл, хлеб из Поволжья… Воистину славен Великий Устюг!

И славны его мастера. Большой спрос был на великоустюжское червонное серебро. Десятки лавок в серебряном ряду торговали изделиями с чернью. Знали великоустюжскую чернь не только в России, но и в чужедальних странах.

Искусство украшения серебряных и золотых изделий узорами и рисунками чернью было известно с глубокой древности, еще со времен Киевской Руси.

В середине XVIII века мастера из Великого Устюга ездили для обучения и совершенствования в своем деле в Москву. Одна из самых ранних известных работ – посох епископа Варлаама. Надпись чернью сообщает: посох этот два с лишним века назад сделал и украсил устюжанин Михаил Климшин. Устюжская чернь считалась в России самой красивой и прочной – хоть молотком бей, ни крошки не выпадет.

Купцы Афанасий и Степан Поповы открыли в 1761 году в Великом Устюге настоящую фабрику «черневой на серебре работы».

Делали на фабрике табакерки, флаконы для духов, различные коробочки, серебряные стаканчики и подносы, украшенные чернью и позолотой. Рисунки изображали сценки охоты, лихие тройки, корабли под парусами, виды городов, портреты знаменитых героев. Часто рисунки сопровождались надписями и даже географическими картами. Великоустюжская чернь славилась глубоким черным цветом с легким синеватым оттенком. С годами рисунок не изменялся – не боялся ни жары, ни холода.

В старину мастера хранили секрет приготовления черни. Чтобы ее приготовить, порой требовался не один месяц!

Чернь – это особый состав из серебра, свинца, меди, серы. Сначала художник резцом или иглой наносит рисунок на поверхность изделия. Потом покрывает его чернью. Те места, где чернить не надо, обмазывает глиной. И вот изделие отправляется в печь. Чернь расплавляется, заполняет все углубления рисунка, крепко-накрепко «держится» за серебряную поверхность изделия.

После очистки и полировки мы видим чудесные картины на шкатулках и ларцах, столовых приборах и ювелирных украшениях. Черные ажурные узоры, четкие рисунки на фоне светлого, мерцающего серебра или золота – словно волшебные узоры Деда Мороза на замерзшем стекле.



Красота рожденная огнем.

Плавильный и чугунолитейный завод в городе Касли, Челябинской области, работает с середины XVIII века. На заводе изготовляли ограды, разнообразные решетки, детали архитектурных сооружений, посуду и даже мебель.

Традиции художественного литья сложились к середине XIX века. Изделия каслинских мастеров отличает точность отливки, тщательная отделка и проработка самых мельчайших деталей, мастерство передачи фактуры изделия, его различной поверхности. Каслинские литейщики создавали не только крупные монументальные произведения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Художественное чугунное литье из уральского города Касли не раз завоевывало высокие награды на выставках в Париже, Копенгагене, Стокгольме. В качестве моделей каслинские мастера использовали произведения известных скульпторов – П.К. Клодта, Н.И. Либериха, Е.А. Лансере, П.П. Забелло и других.

Каслинский чугун и сегодня украшает не только улицы и площади городов, но и интерьеры наших домов, витрины художественных салонов и музеев.

В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка. Много удивительного можно было увидеть на ней. Выстраивались огромные очереди в знаменитый «чугунный павильон».

Это была работа литейщиков и художников из уральского городка Касли.

Павильон, его еще называли «палаткой», представлял собой удивительную комнату-шатер с ажурными, узорчатыми стенами и потолком из чугуна. И все в этой комнате было сделано из чугуна! И картины-медальоны на стенах, и изящная мебель, и вазы, и даже посуда! Особенно торжественно чугунные узоры смотрелись на фоне темно-красного бархата, которым были затянуты стены. Французские газеты и журналы писали о работе каслинских мастеров как о невиданном чуде.

А начиналось все на южном Урале, где в 1747 году в городе Касли купец Коробков построил чугунолитейный завод. Сначала на нем делали обычные вещи – котлы, кувшины, решетки, ограды, детали для строительства зданий и мостов. Но высокое качество каслинского чугуна вскоре получило широкую известность. Узорные ограды и ажурные решетки для садов, набережных, мостов везли в Петербург и другие города России. И можно вспомнить строки поэта А.С. Пушкина, посвященные городу на Неве: «Твоих оград узор чугунный…»

Но всемирную славу мастерам Касли принесло художественное литье из чугуна. Огонь жар доменной печи рождает из железной руды чугун. Когда мы слышим слово «чугун», то представляем себе что-то тяжелое, грубое, простое. Вроде чугунной сковороды.

Но какими изящными могут быть чугунные скульптуры!

Кажется, что всадник летит над степью, может быть, мы даже услышим лай охотничьих собак и протяжный звук охотничьего рожка… Каслинские мастера всегда славились изящностью работы, филигранной, почти ювилирной отделкой своих творений.

…Мягкими складками струится одежда всадника, у скачущего коня под гладкой кожей перекатываются упругие мышцы, кровь пульсирует в жилах. Кажется, мы слышим стук его сердца. Чугун словно оживает!

Каслинские мастера отливали копии работ известных скульпторов, создавали свои произведения. И мы видим образы простых людей – крестьян, занятых работой, пастухов, рыбаков… Скульптурные изображения различных животных с с поразительной точностью передают все их повадки, характер, даже движения.

В это трудно поверить, но каслинские умельцы делали из чугуна даже украшения – кулоны, перстни, серьги, браслеты, броши, пряжки, тоненькие цепочки, ажурные ларцы и шкатулочки. Даже не верится, что все это сделано из тяжелого металла.

И в наши дни не угасло чудесное искусство мастеров из Касли.


Узоры золотые Торжка.

Искусство вышивки золотой и серебряной нитью известно в Торжке еще с XIII века.

Для золотого торжокского шитья характерен растительный орнамент, разнообразные узоры из простых полос, петелек, звездочек. Вышивку нередко дополняют блестками и вклюением разреженных швов, которые применяются при оформлении шарфов, платков, различных дополнений к костюму. Торжокские мастерицы используют и весьма трудоемкие приемы шитья – кованый шов, литой шов, «в прикреп» и другие. Золотое шитье украшает изделия из бархата, кожи, сукна – это может быть одежда, обувь, сувениры, эмблемы. Старинные традиции золотого шитья сегодня продолжают мастерицы Торжокской фабрики им. 8-го марта и художественно-производственных объединений.

Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок. В летописях он упоминается даже раньше Москвы, под 1134 годом, но, возможно, существовал и ранее. Известен Борисоглебский Новоторжский монастырь, возникший еще в 1038 году. Основал его инок Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых по злому умыслу их брата, Святополка Окаянного.

Место, где располагался древний городок-крепость, было бойкое, торговое. Со всех сторон света приезжали сюда купцы, привозили на продажу и сами покупали здесь много всякого товара. Так и родилось название городка — Торжок. Называли его еще и Новым Торжком.

Но приходили гости и незваные. В 1238 году осадил город Торжок всей силую хан Батый. «Татарове идоша ко Торжку и биша две недели, люди же изнемог во граде… и посекшее всех марта в пятый день», доносит до нас печальное известие летописец. За свою долгую историю страдал Торжок и от усобиц русских князей.

Не только ратными подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы, кожемяки, сапожники. Особую славу Торжку принесло знаменитое золотое шитье.

Вы знаете, что такое «канитель»? нет, это не долгое, скучное и бестолковое дело. А очень тонкая золотая или серебряная нить. С незапамятных времен вышивали на Руси золотыми и серебряными нитями. Золотошвеи работали и боярских мастерских, и в царском дворце. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли – «золотник».

В древности в ходу были удивительные деньги – расшитые золотом кусочки кожи.

Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах.

В Тогжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданное для дочерей. Может, именно в Торжке и родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотком бить».

Не раз бывал проездом в Торжке великий русский поэт А.С. Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине В.Ф. Вяземской — шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт написал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью.

О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:

Привезли мне из Торжка

Два сафьянных сапожка.


Краса Беломорья.

Народный художественный промысел резной кости в Холмогорах и окрестных селениях Архангельской области известен с XVII века, но возможно, существовал гораздо раньше. Расцвет промысла пришелся на XVIII и первую половину XIX века. После периода упадка в начале XX столетия, промысел резьбы по кости восстановлен заново. Начала работать косторезная школа, в 1932 году основана артель, а 1960 года – фабрика художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова.

Разнообразные изделия современных мастеров: кубки, вазы, ларцы, декоративные и ювелирные изделия, украшенные резьбой и гравировкой, — пользуются большим успехом на российских и международных художественных выставках, высоко ценятся всеми любителями прекрасного. Современная холмогорская резьба продолжает и развивает традиции старых мастеров. Кроме Холмогор, в нашей стране существуют и другие центры художественной резьбы по кости.

Древние люди умели делать из кости животных нужные им вещи: ножи, гарпуны, скребки, наконечники стрел, украшения и амулеты.

Археологи при раскопках в старинных русских городах часто находят костяные гребни, заколки, бусы, коробочки и даже шахматные фигурки, вырезанные из кости.

Царь Иван Грозный восседал на троне, украшенном резными костяными пластинами. Византийские послы, побывавшие на Руси еще в XXI веках, восхищались мастерством русских резчиков по кости.

Около XII века на берегу Белого, или, как тогда говорили, «Студеного», моря пришли русские люди, отважные и предприимчивые новгородцы, выходцы из верхневолжских земель. Поморы – так стали называть этих людей – обживали суровые северные просторы, уходили в море на небольших парусных судах – кочах и ладьях. Море кормило здешних жителей. Поморы открывали новые тутти, ловили рыбу, били морского зверя, добывали «мягкую рухлядь» — пушнину.

Средь ценной добычи был и «рыбий зуб» — моржовая кость. Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний.

Особенно славились мастера из Холмогор. Это поселение на берегу Северной Двины возникло еще в XIV веке и первоначально называлось Колмогоры, поселение было торговым, богатым. В XVIII веке оно превратилось в уездный город Архангельской губернии.

Его украсил старейший в тех местах каменный Спасо-Преображенский собор с нарядной колокольней. Около Холмогор, в бывшей деревне Мишанинской, родились великий русский ученый М.В. Ломоносов и талантливый скульптор Ф.И. Шубин.

К XVII веку Холмогоры и окрестные селения стали признанным центром народного промысла резьбы по кости. И неудивительно, что именно холмогорских резчиков по царскому указу вызывали для работы в Оружейной палате Московского Кремля. Резные чарки и вазы, ларцы и дворцовую мебель, посохи священников и даже эфесы сабель украсили костяные пластинки с мастерски вырезанными узорными орнаментами, с рельефными рисунками: сценками из истории, Священного Писания, а также с изображениями героев мифов и легенд. Ажурная вязь тонкой работы холмогорских резчиков восхищала всех, кто ее видел.

И у себя на родине мастера создавали вещи не хуже кремлевских – всевозможные ларцы и шкатулки, украшения, оправы для зеркал и многое другое. Легкое, воздушное кружево казалось не вырезанным из твердой кости, а сплетенным искусной кружевницей. Иногда холмогорские мастера окрашивали кость в разные цвета, а под «сквозную» резьбу подкладывали цветную фольгу или полупрозрачную слюду. Это создавало особый декоративный эффект. Словно мерцает северное сияние, светится чистый лед…

И даже не верится, что все эти чудесные вещи сделаны из такого материала, как кость.

Современные холмогорские резчики искусно владеют всеми секретами мастерства своих предков.


«Художественные промыслы лаковой живописи».


Палехские сказы.

Палех – поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В 1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусство иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка – «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

Старинное предание рассказывает: в земли Владимерско-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными – по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки – такого мастера называли «личник».

Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой» палате, как ее тогда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

…Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по синему морю плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме крана девица ждет удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут реки быстрые…

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными масками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят плешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь. Живопись покрывают светлым лаком до 6 слоев, шлифуют и полируют.

Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран – в память о России.


Чудо шкатулочки.

Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века.

К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события.

Изображения на федоскинских миниатюрах выполняются в реалистической манере, мельчайшие детали тщательно прорабатываются.

В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи.

«Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах?.. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли молодые груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…» — так описывал великий русский писатель Н.В. Гоголь лихую тройку. И вспоминаются эти слова, когда любуешься живописными миниатюрами на шкатулках из Федоскино…

Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и, кажется, мы слышим веселый смех. Но, может быть, увидим праздничные гуляния, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты старинных русских городов, милые, скромные пейзажи родной сторонки… Золотом горят осенние листья, стелется туман над озером или светятся пушистые снега… Сколько красоты и поэзии! Краски горят или нежно переливаются. И мы пристально вглядываемся в живопись на всевозможных коробочках, ларцах, шкатулочках и пытаемся разгадать секрет этого чуда.

А начиналось все с обыкновенных лаковых козырьков для фуражек. Делали их на небольшой фабрике купца Коробова. Но вскоре стали выпускать в Федосконо иной товар – табакерки для нюхательного табака. В те времена было много любителей и даже любительниц понюхать табак. «Сыт, пьян и нос в табаке», — шутили в ту пору. А для красоты на табакерки наклеивали печатные рисунки – гравюры.

Но федоскинские мастера очень скоро научились и сами расписывать свои изделия масляными красками.

Не только табакерки стали выпускать на Федоскинской фабрике при новом хозяине — П.В. Лукутине. Изготовляли портсигары, коробочки для рукоделья, разнообразные шкатулочки, чайницы и много другое. Для изготовления шкатулок древесный картон режут на длинные полосы, их смазывают клеем и набивают на форму будущей шкатулки. Затем обжимают прессом. Полученную заготовку сушат на воздухе, проваривают в льняном масле, снова сушат в герметических шкафах при температуре 100 градусов целую неделю. После этого заготовку обрабатывают на токарном станке, придавая ей нужную форму, укрепляя, если надо, шарниры. Затем коробочку грунтуют, шлифуют, многократно покрывают черным лаком или красной эмалью. Каждый слой лака и эмали просушивают при температуре 70 в течении 6 часов. После этого коробочка попадает в руки художника. И все изделия украшают живописной росписью.

Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклейным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра.

И тогда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами – из картона, проклеенного в несколько слоев и покрытого черным блестящим лаком. Получившееся таким образом папье-маше можно резать или даже, как дерево, обрабатывать на токарном станке.

Но главный секрет – это, конечно, талант художника, расписавшего данную шкатулочку.

Чудо шкатулочки из Федоскино хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. А можно ли разгадать секрет красоты? Наверное, на этот вопрос у каждого художника есть свой ответ…


На берегах тихой Тезы.

Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году. Холуй, так же, как Палех и Мстёра, издавна был центром иконописи. В иконах Холуя часто присутствовали жанровые детали, элементы народного искусства, что, по мнению специалистов, сближало их с лубком.

На основе традиций иконописи и возникла лаковая живопись Холуя. В 30-х годах XX столетия образовалась артель живописцев, с 1960 года – фабрика. Художники Холуя пишут темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. В их живописи преобладают тона красного, зеленого, коричневого и синего цветов, контрастные сочетания холодных и теплых тонов. Часто используется золотой орнамент. Тематика живописных миниатюр – сказки, былины, современные сюжеты.

Высоко в синем небе хрустальным колокольчиком звенит песня жаворонка. А над тихой рекой Тезой склоняются зеленые ветви раскидистых ив. На воде замерли круглые лтстья кувшинок, отражаются в реке плывущие облака, белокаменный храм с куполами-луковками и высокой колоколенкой. По берегам расположились дома с ажурными наличниками на окнах, с цветами в палисадниках.

Наверное, когда-то много рыбы водилось в реке, и наши предки ставили ловушки, сплетенные из ивовых прутьев – холуи. Может быть, так и родилось название этого селения. В Холуе живут и работают художники, создающие удивительные лаковые миниатюры.

Красочная, нарядная живопись украшает шкатулки, броши, пудреницы и всевозможные коробочки, в которых так удобно хранить разные мелочи.

С незапамятных времен в этих местах работали иконописные мастерские. Иконы Холуя расходились по всей России, они были недорогими. Святые, изображенные на иконах, были похожи на простых людей. Потому-то эти иконы и называли «крестьянскими». Ставили их в избах в почетном, Красном углу, зажигали лампадки. Но, конечно же, иконописцы Холуя создавали и творения, ничем не уступавшие лучшим образцам искусства живописи.

Наступили иные времена. Закрылись иконописные мастерские, кто-то из мастеров покинул родные края. Но в 30-х годах XX столетия в Холуе, как и в соседнем Палехе, возник народный промысел лаковой миниатюры на коробочках из папье-маше.

Художники теперь пишут на черном блестящем фоне сценки из повседневной жизни, пейзажи родной стороны, изображают исторические и современные события. И хотя мастера Холуя пишут миниатюры и на сказочные, и на былинные сюжеты, их можно назвать «реалистическими»: они с точными бытовыми подробностями. А фигуры людей более крупные, чем на миниатюрах Мстёры или Палеха.

Действие на миниатюрах происходит на фоне яркого, многоцветного пейзажа. И пейзаж не просто фон – он «живой»: ветер гонит облака, на реке плещутся волны, клубится дымок над крышами деревенских изб. Свой «рассказ» художник продолжит на всех сторонах ларца или шкатулки.

Работают мастера холуя яркими темперными красками, пишут картины по черному фону. Миниатюры обрамляет золотистый орнамент, словно рама картину.



Лаковая живопись Мстёры.

Мстёра, как и Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой миниатюры. Промысел возник в 20-е годы XX века. Его развитие основано на традициях иконописи владимирско-суздальской школы. В 1923 году была организована «Артель древнерусской живописи», с 1931 года – это артель «Пролетарское искусство», с 1960 года – фабрика художественной росписи. Мстёрские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше. Художники Мстёры отказались от черного фона. Сюжеты миниатюр часто взяты из сказок, былин, истории. И даже современные сюжеты решены в традициях народного искусства. Мстёра также славится вышивкой и художественной обработкой металла.

Если бы лаковая живопись Мстёры могла бы звучать, мы, наверное, услышали бы переливы старинных гуслей или народную песню:

Добрый молодец по улице похаживает,

В звонкие он гуселички поигрывает,

Ко душе красной девице в терем голос подает:

«Ты когда, красна девица, побываешь у меня?»

С незапамятных времен жили в Мстёре и окрестных селениях искусные иконописцы.

Вы, наверное, часто видели старинные русские иконы в музеях. Когда-то они сияли яркими, чистыми красками. А теперь некоторые из них потемнели то времени. Одна из причин заключается в том, что в старину иконописцы покрывали икону для защиты от влаги и повреждений олифой, веществом на основе растительного масла. Со временем олифа темнеет. Живопись иконы становится тусклой, словно закрытой темной завесой. Реставраторы пытаются вернуть краскам былую чистоту.

Иконы Мстёрских мастеров, нарядные, тонкого письма, считались одними из лучших в России и очень высоко ценились. Работы мастеров этой школы славились особым изяществом, нарядностью и колоритом.

В начале XX столетия, когда в нашей стране повсеместно закрывались монастыри и церкви, иконописное дело почти прекратилось.

И тогда бывшие иконописцы из Мстёры стали расписывать всевозможные деревянные изделия, дешевые коврики из клеенки и холстины.

Но искусство древнерусской живописи не пропало бесследно. Оно возродилось, как и а Палехе, в росписи лаковых коробочек, шкатулочек из папье-маше. Но в отличии от палешан, художники Мстёры почти не используют черный фон. Изображение миниатюры разворачивается на фоне нежных, красочных пейзажей. Мстёрская живопись, как говорят в народе, «просветленная».

…Голубое синее небо, клубятся облака, сияет солнце, текут полноводные реки, зеленеют деревья, высятся горы. И герои миниатюр – люди, животные, птицы – часть этого пейзажа. Он немного условный, как в иконописи, и это рождает ощущение сказочности, необычности…

Художники тонкими кисточками вырисовывают мельчайшие детали картины, будь это цветок, листья, узоры на одежде или золотой орнамент. Красочные живописные миниатюры украшают все стороны шкатулки или ларца.

В работах художников из Мстёры сказка уживается с реальностью, и нет преград фантазии художника. Сказочная, чудесная Мстёра! Мы словно слышим, как журчит река, звенят гусли, и доносится к нам сквозь века песня:

Я тогда, добрый молодец, побываю у тебя,

Когда вырастет трава средь широкого двора,

И разольется вода, с крутым бережком равна…

И это чудо чудное дарят нам мастера и художники Мстёры.


Литература.


  1. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.

  2. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

  3. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

  5. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

  6. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

  7. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

  8. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.

  9. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.

  10. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.

  11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

  12. Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.

  13. Выбирай коня любого. Альбом для раскрашивания. Художник Е. Попова. Изд-во Малыш» М. 1989.

  14. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  15. Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.

  16. Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  17. Дрожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  18. Дрожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  19. Дрожин Ю. Г. Худлжник Т. Евсеева Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2003.

  20. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2000.

  21. История костюма. Книжка-раскраска. Художник и автор П. Орловский. Изд-во «Книжный мир» Минск, 2004.

  22. Каргопольская игрушка. Альбом для раскрашивания. Художник Ф. Ф. Нелюбин. Изд-во «Художник РСФСР» Ленинград 1980.

  23. Каргопольская народная игрушка. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  24. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изд-во «Изобразительное искусство», 1997.

  25. Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  26. Русский праздничный народный костюм. Ред.-сост. Дорофеев Ю. Художник О. Птушкина. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  27. Хохлома. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

  28. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1998.


Свежие документы:  Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклассника»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: