Тематическая разработка внеклассного мероприятия «Встреча с Лопшо Педунем» (удмуртский народный герой) 5 класс


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования Администрации г. Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»















Тематическая разработка

внеклассного мероприятия

«Встреча с Лопшо Педунем»

(удмуртский народный герой)



Возраст детей: 5 класс










Автор: Ардашева Ольга Николаевна,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языку и литературы

МБОУ «СОШ №16» г.Ижевска





Ижевск, 2013

Внеклассное мероприятие

«Встреча с Лопшо Педунем»

Цели:

  • Развитие интереса к удмуртской литературе, народному творчеству, традициям.

  • Знакомство с удмуртскими словами.

  • Расширение кругозора и представления об окружающем мире;

  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.

  • Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.

Средства обучения:  фонограммы заставок, интерактивная доска.

Оформление класса:

  • Флаги России и Удмуртии;

  • картины с государственной символикой;

  • ширма;

  • предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;

  • кукла Лопшо Педунь;

  • цветок италмас для разучивания игры;

  • мультимедийный проектор и доска;

  • музыкальное сопровождение.

Ход.

Слайд 1.

— Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Звучит песня на стихи Флора Васильева, на слайде 2 слова из песни.

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
 


Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. И вы догадались, о чем пойдет речь сегодня (об Удмуртии).

Да, сегодня мы поговорим о нашей малой Родине- Удмуртии (слайд 3).

Более 450 лет назад наши предки — удмурты решили жить единой семьей в составе России.  День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.

Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое. Мы познакомимся с легендарными героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, посмотрим, как жили удмурты в деревнях, выучим удмуртские слова. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.

А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии весельчак — герой удмуртских сказок — Лопшо Педунь. 

Из-за ширмы появляется кукла.

Л.. Зечбуресь, нылпиос.

Вы меня узнали?

Тем, кто меня не знает, представлюсь: Я – Лопшо Педунь – родной брат русского Иванушки, двоюродный брат узбекского Хаджи Насретдина, дядюшка белорусского Нестера, друг всех веселых людей на Земле!

Поёт на мотив «Ялыки»

Ходит – бродит в нашем крае

Песенка – вещунья.

Эту песню каждый знает

Про Лопшо Педуня.



Говорят: «Педунь тот рыжий».

Говорят: «Седой как лунь».

Говорят: «Он выше крыши!»

А я — вот какой, Педунь!

Лопшо Педунь, Лопшо Педунь!

Известен я во всех местах…

Как хорошо, как хорошо
Что нынче вы у нас в гостях.



Л.. Мы собрались сегодня с вами, чтобы рассказать о нашем удмуртском крае. Он прекрасен своей природой и своими замечательными людьми (слайд 4).



Я удмурт,

Нас, удмуртов, немного,

Наша родина невелика.

Но сегодня и наша дорога

Широка, словно Кама – река.

Учитель. Как красива природа Удмуртии, так и красив удмуртский язык. Он богат пословицами и поговорками.

Л. Я буду говорить пословицы на удмуртском языке.

Учитель. А я буду переводить, а ребята будут заканчивать.

Л. Дор пал – аныкай, ятвыл – сюранай.

Учитель. Родная сторона — мать, чужая сторона – мачеха.

Л. Адямиез уж чебер каре.

Учитель. Человека труд красит.

Л. Уж сюдэ, азьтэм быдтэ.

Учитель. Работа кормит, лень портит.

Л. Умой эшен ноку но уд быры.

Учитель. С хорошим другом никогда не пропадёшь.

Л. Ужась муртэ котькытын ярато.

Учитель. Работящего человека везде любят.

Л. Писпу дано емышен, адями ужен.

Учитель. Дерево славится плодами, человекделами.

Л. Азьтэм муртлы жутконэз секыт.

Учитель .Ленивому подняться тяжело.

Л. Кин трос изе, шудбурзэ ыштэ.

Учитель. Кто долго спит, счастье потеряет.



Учитель. Наш край называют ещё и песенным краем. Очень красивы удмуртские песни: ласковые и задушевные, весёлые и задорные (слайд 5).



Л. Кырзан котькинлы дуно.

Кырзанэн шулдыр улон.

Песня всем всегда нужна.

Песня в жизни нам важна.



Звучит песня в исполнении детей.

Учитель. Помимо Лопшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои.  О них вы прочитали в книге «Мифы и легенды удмуртского народа». Назовите их (слайд 6, 7).

ИНМАР – верховное божество, творец Земли-великодушный романтик
ВУКУЗЁ — хозяин воды — циник и хитрец
ВУМУРТ — водяной, хитроумный старикан.
ЯГПЕРИ — дух леса 
ЛУДМУРТ — дух луга и полей 
ТОЛПЕРИ — дух ветра 


 А мы с Лопшо отправляемся дальше. 

Л. Как велика моя земля, 
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
 

Ты посмотри по сторонам
Все это — наше, это — нам:
И горы, и луга:
На сотни верст — леса, поля,
И все — удмуртская земля,
Где ни ступи нога!
 (слайд 8).

— Ребята, почему нашу Удмуртию называют «Край родниковый»? А вы знаете что такое родник, ключ?

— Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут.

Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.

— Какой цветок является символом республики? (италмас) (слайд 9).

Посмотрите какой он красивый! Каждое лето на лесных полянах западного предгорья седого Урала, на лугах и поймах рек Камы, Чепцы и Вятки, в обрамлении которых расположена древняя земля удмуртов, появляются золотисто – солнечные бутоны прекрасных цветов. Молодые девушки с древних времен вьют из них венки, водят на лугах хороводы, поют любимые песни, рассказывают легенды и предания, связанные с этим чудесным цветком. Италмас… Любимый цветок удмуртов. Италмас – это символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости… Многие поэты и писатели Удмуртии воспели его в своих произведениях. Художники Удмуртии изобразили италмас на своих полотнах. Ученые – описали его в своих научных трудах. Композиторы и музыканты Удмуртии посвятили ему самые лучшие музыкальные произведения. Многое в Удмуртии связано с именем италмаса – золотого символа нашей республики. Каждый из нас с детства знает этот цветок, помнит его чудесный аромат и прекрасный вид. Но не каждый знает о том, что италмас совсем еще недавно, во второй половине 20 века, чуть не прекратил свое существование из–за бездушия, черствости и бесхозяйственности человека. Трудно представить, насколько оскудела бы природа Удмуртии, а следовательно, и природа России, без этого цветка. И сколько помнит себя удмуртский народ, сколько веков он существует, столько веков существует рядом с ним италмас – любимый цветок, главный символ Удмуртии. Италмас… Это имя известно не только в России, но и за ее пределами, во многих странах мира – в Японии, Корее, США, Финляндии, Венгрии. А это значит, что маленький удмуртский народ не потерял свою самобытность, свой язык, свой колорит, свои традиции за долгие века существования, а нашел свое место среди огромного количества этносов России, показал свою значимость, самоутвердился.

Л.: Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду. …Жила-была красавица по имени Италмас «Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. Растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

А знаете ли вы другие значения слова «Италмас»? (ответы детей). Молодцы, посмотрите на доску (слайд 10,11).

 Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии.

Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!

Эти растения нужно тоже беречь и охранять!

Также как и без цветов, без леса мы не проживем.

Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы). Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.

Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?

 В лесу много деревьев, вы все их знаете.

 О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг и слайд 12).

Поэты и писатели Удмуртии:

Флор Васильев

Кузебай Герд

Олег Поскребышев

Степан Широбоков

Ашальчи Оки

Филипп Кедров

Михаил Лямин

Дети читают стихи этих авторов.

Закрыть презентацию.


Учитель: А какое дерево больше всего любили и оберегали удмурты?

Л. Издавна удмуртский народ занимается пчеловодством. Самый вкусный мед – беризь чечы – липовый.

Учитель: Цветы липы лечат от многих болезней. Из древесины вырезают чашки, ложки, игрушки. А из лыка раньше плели лапти и пестери. Но однажды липа возгордилась. И вот что из этого вышло.

Инсценировка детьми стихотворения Леонтьева «Липа и птицы».

Посмотрите, какие интересные предметы есть у меня. Здесь лапти, пестерь, туесок, половичок.

Пестерь — сумка-заплечная (дедушка «рюкзака»), сплетенная из бересты.

— Что такое береста? (кора березы — туй)

Из бересты можно было сделать множество предметов, например, туесок.

Туесок — емкость для продуктов. Хранили сыпучие продукты, даже солили капусту и грибы-рыжики, наливали молоко. Молоко не скисало, оставалось холодным даже в жару, а горячий суп оставался горячим долгое время. Пастухи брали в поле, на сенокос.

— В наши дни, какая посуда имеет такие же свойства? (термос)

Колыбелька из бересты по-удмуртски «мушко«. У любого ребенка была такая же. Мама надевала ее за спину, и вперед, на грудь, если малыш плакал, рукой его гладила и успокаивала.

— Есть сейчас похожие сумки?

— Правильно, есть. Они называются «кенгуру». В них очень удобно носить малыша, особенно, когда мама вышла на прогулку или в лес:

В наши дни есть мастера, которые делают такие же предметы.

— Посмотрите на слайд (слайд 13).

Что вы думаете в руках женщин?

— Верно, музыкальные инструменты — крезь.

Л: Крезь — это самый главный музыкальный инструмент удмуртов. К сожалению, мастерство его изготовления было потеряно, и недавно стали возрождать этот инструмент. В Ижевске есть ансамбль музыкантов, играющих на таких инструментах. На какой русский инструмент он похож? (гусли) Удмурты любят петь, танцевать, умеют радоваться.

Молодцы, ребята! Наше путешествие сегодня подошло к концу (слайд 14). Много нам предстоит еще узнать на следующих встречах.

Учитель: Пусть уходит из мира тревога
Навсегда — на года и века.
Я – удмурт.
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.


Л.: Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?

Учитель: Сейчас мы с Лопшо проверим, какими вы внимательными были во время путешествия!

Ответьте на мои вопросы:

  1. О каком празднике нашей Республики мы говорили?

  2. Каких поэтов, писателей вы запомнили?

  3. Как называют весельчака в удмуртских сказках?

  4. Какие герои еще живут в удмуртских мифах и легендах?

  5. Какие деревья и растения вы запомнили?

  6. Какие предметы здесь лежат? 

  7. Какие слова удмуртские вы запомнили?

Л: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться! Знаете, а вы приезжайте еще раз к нам с женой в гости в Игринский район. Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит! Зечь Лу, ребята!

Учитель:  Зечь Лу, Лопшо Педунь!







































Список использованной литературы:

  1. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / лит. обраб. Н. П. Кралиной. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 206 с.: ил

  2. Леонтьев А.К. Лесное чудо. — Ижевск,1978. — 32 с.

  3. https://letopisi.ru/index.php/»Золотой_символ_Удмуртии-_италмас» letopisi.ru

  4. http://ru.wikipedia.org wiki Италмас











 















Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Деление клетки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: