Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 5 классе по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры





Тематическое и поурочное планирование

изучения учебного материала в 5 классе по

шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева

(34 часа, 1 час в неделю)



подготовил

учитель шахмат

высшей категории

Змановский Леонид Владимирович




с.Болчары

2012

Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 5 классе по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством Ю.С. Разуваева (34 часа, 1 час в неделю)

ПРОГРАММА

(Четвертый год обучения)

Пояснительная записка

Программа «Шахматы, четвертый год» предназначена для 5 класса общеобразовательной школы.

На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат.

Задачи:

— Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий;

— Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

— Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций;

— Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.





Таблица – Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во

часов

Дата

1.

Повторение пройденного материала

2



1.1. Введение. Повторение правил игры.

1



1.2. Игровое занятие: «Шведки», «Шахматы».

1


2.

Реализация большого материального перевеса

9



2.1. Мат тяжелыми фигурами

1



2.2. Мат ладьей.

1



2.3. Мат ферзем.

1



2.4. Мат двумя слонами.

1



2.5. Мат слоном и конем (король уже оттеснен к краю доски).

1



2.6. Мат слоном и конем (король находится в центре доски).

1



2.7. Мат двумя конями.

1



2.8. Другие случаи большого материального перевеса.

1



2.9. Как решать шахматные задачи.

1


3.

Три стадии шахматной партии

7



3.1. Как начинать партию.

1



3.2. Быстрейшая мобилизация сил.

1



3.3. Борьба за центр.

1



3.4. Гармоничное пешечное расположение.

1



3.5. Что делать после дебюта.

1



3.6. Об эндшпиле.

1



3.7. Как играть в эндшпиле.

1


4.

Законы пешечных окончаний

5



4.1. Правило квадрата.

1



4.2. Еще о правиле квадрата.

1



4.3. Пешке помогает король.

1



4.4. Оппозиция.

1



4.5. Ключевые поля.

1


5.

Основы шахматной тактики

9



5.1. Тактические приемы.

1



5.2. Комбинация и ее составные части.

1



5.3. Двойной удар.

1



5.4. Коневые и пешечные вилки.

1



5.5. Связка.

1



5.6. Как бороться со связками.

1



5.7. Открытое нападение.

1



5.8. Открытый шах.

1



5.9. «Мельница».

1


6.

Повторение и заключение

2



6.1. Повторение программного материала.

1



6.2. Заключение. Подведение итогов.

1



ИТОГО:

34 часа


Свежие документы:  Конспект психологического занятия по теме: "Что такое психоактивное вещество?"


К концу учебного года дети должны знать:

— принципы игры в дебюте;

— основные тактические приемы;

— что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить тактические удары и проводить комбинации;

— точно разыгрывать простейшие окончания;

— ставить мат тяжелыми фигурами, ферзем, ладьей, двумя слонами;

— проводить пешку на поле превращения.











Список использованной литературы

1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

4. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://chess555.narod.ru.

2. https://readr.ru.








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: