Целенаправленное развитие личности на основе общечеловеческих ценностей


МОУ « ООШ р.п.Озинки»





ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Концепция воспитательной системы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная Общеобразовательная школа

р.п. Озинки »


«Целенаправленное развитие личности на основе общечеловеческих ценностей»



Разработана творческой группой:

социальный педагог Нукатова О.Е.

педагог психолог Погодаева О.В.

















Концепция воспитательной системы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная Общеобразовательная школа р.п. Озинки »


«Целенаправленное развитие личности на основе общечеловеческих ценностей»


Достижения и проблемы

в воспитании жизнедеятельности школы

Школа должна стать важнейшим центром гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых измененных установок личности. Сегодня обществу нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый. Человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющий прогнозировать возможные последствия, способный к сотрудничеству. Человек, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Многолетний опыт работы и сложившиеся традиций школы, позволяет нам обладать важнейшим качеством – способностью содействовать целенаправленному развитию личности ребенка — создавать необходимые условия для успешного протекания процесса воспитания. В школе созданы все условия для воспитания: спортивный зал, стадион, библиотека, наличие аппаратуры для проведения дискотек, вечеров и других мероприятий в школе и др.. Питательной средой для воспитания школьников является музей, который ребята посещают регулярно. Зимой на школьном стадионе ежегодно расчищается и заливается каток, организуются соревнования , дни Здоровья, в летний период работают школьный оздоровительный лагерь и трудовой лагерь.

Физическое воспитание учащихся – важный момент в работе школы. С каждым годом растет количество учащихся, активно занимающихся спортом. В течение всего года проходят соревнования по различным видам спорта. Это легкоатлетические кроссы и эстафеты, веселые старты, соревнования баскетболу, футболу.

Известно, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основной активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Проводя исследования представлений о здоровом образе жизни среди учащихся, было выявлено, что здоровый образ жизни осознается практически всеми. Перед коллективом встала задача научить детей управлять своим здоровьем, стремиться к совершенствованию физического и нравственно- психического здоровья.

Нравственное, духовное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Эти вопросы рассматриваются на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях… МО классных руководителей овладевают методикой групповой деятельности Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского, Е.Н. Степанова, А.С Макаренко. Полученные знания используются педагогами в работе с классными коллективами и классными активами.

Сеть кружков позволяет вовлечь каждого учащегося в многообразную творческую деятельность, обеспечить всестороннее развитие ребят, удовлетворять их интересы и склонности.

Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций, которые определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов и, как правило, являются ключевыми делами школы, проводятся по методике КТД.

Традиции познавательного характера. Это Праздник знаний, различные формы уроков, конкурсы, смотры, интеллектуальные игры и т.д.

Традиции патриотического воспитания, связанные с формированием гражданской активности, воспитанием любви к Отечеству активное сотрудничество с районными патриотическими клубами «Подвиг», «Юный пограничник» (военно-патриотические игры «Зарница», экскурсии, участие в фестивалях и т.д.)

Спортивно-оздоровительные традиции. «Дни здоровья», «Рыцарские турниры».

Традиции, носящие трудовую ориентацию, воспитание на уважении к честному, бескорыстному труду. «Праздник труда», «Праздник урожая».

Традиционна связь со всеми учреждениями. «Выпускной», «Новый год», «8-е Марта», «Последний звонок».

Традиции экологического воспитания, которыми пронизана вся школьная жизнь, и определяют ее особый дух – дух доброго островка радости, где ребенок находит понимание, уважение, учится с желанием, раскрывает свой талант. «Дни птиц», «Экологические десанты», экологическая тропа «Сохраним нашу землю голубой и зеленой», акция «Школа – наш дом, пусть уютно будет в нем».

Изучение психологического климата показало, что в коллективе преобладает творческая атмосфера и деловая активность.

Анализируя программы диагностики уровня воспитанности личности по возрастам, следует отметить, что возросла активность старшеклассников в общественных делах, многие из них ощущают себя активными участниками разносторонней деятельности, есть ребята, которые считают себя организаторами и лишь незначительная часть – рядовые участники. Самым главным достоянием является то, что ученики ходят в школу не по принуждению, получают не только хорошие знания, но и находят себе дело по интересам, по своим способностям.

Внеурочная воспитательная деятельность учащихся тесно связана с учебным процессом: проходят предметные декады, олимпиады, конкурсы, математические бои, турниры, интеллектуальные марафоны, конкурсы газет, викторины, в которых наряду с одаренностью по предмету проявляются и художественные, поэтические и хореографические способности детей.

Учитывая тесную взаимосвязь систем обучения и воспитания, ведущими принципами организации воспитательной деятельности должны стать системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Перспективный план развития воспитательной системы сориентирован на реализацию различных «этапов» воспитания, взаимодополняющих друг друга, вокруг которых концентрируются конкретные цели и задачи, воспитательные дела и воспитательные ситуации.

Однако анализ жизнедеятельности школы показал, что обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

Существенным аспектом работы воспитательной системы является положение о максимальном снижении негативного влияния социума на развитие гуманистических, нравственных ценностей ученика и использование позитивных возможностей, потенциала среды и самой школы. В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет ряд внешних по отношению к школе факторов. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Таким образом, именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.

Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. У большинства ребят отсутствуют стремления служить в армии и знание гражданских прав и обязанностей. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива – повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.

Анализ деятельности органов ученического самоуправления школы показал, что в последние годы резко снизилась общественная активность мальчиков и юношей. Только 15% из них занимают управленческие позиции в выборных органах. Уменьшилось количество мальчиков 8-9-х классов, принимающих участие в олимпиадах, творческих конкурсах. Опрос лидеров ученического самоуправления показывает, что им не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности в выполнении своих обязанностей. В целях повышения роли ученического самоуправления необходимо разработать программу обучения ребят коллективно-организаторской деятельности.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей и их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьёзно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Но при этом у многих классных руководителей нет стройной воспитательной системы класса. Многие их них не в полной мере используют воспитательные возможности классных часов. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовывать их деятельность.


Воспитательный потенциал образовательного

учреждения и окружающего его социума

Администрация школы и педагогический коллектив уделяют большое внимание воспитанию учащихся, обновлению учебно-воспитательного процесса. За последние три года их методический потенциал значительно пополнился благодаря серии семинаров по проблеме развивающего обучения, на которых рассматривались вопросы воспитания. За это время педагоги подготовили теоретические выступления, которые представили на школьных педагогических чтениях по проблеме «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения», провели открытые уроки для своих коллег. Ежегодно на заседаниях педагогического совета рассматриваются вопросы, посвящённые проблемам воспитания.

Свежие документы:  ПЛАН-ФГОС на 2014-2015

За последние 3 года 75% учителей прошли курсы повышения квалификации. Ими освоены современные педагогические технологии: проблемного обучения, коммуникативного обучения и другие.

На образовательную и воспитательную среду в школе большое влияние оказывают расположенные на территории рабочего поселка отделение связи, торговые организации, Дом школьника, Школа искусств, ДЮСШ, районная библиотека, жилые дома. Микрорайон богат зелёными насаждениями и историческими памятниками.

Социокультурный анализ образовательной ситуации свидетельствовал о необходимости превращения школы в центр духовного и нравственного воспитания учащихся.

Используя новые идеи, методы и форм работы, школа не только будет искать контакты с окружающей социально-культурной средой, но и сама активно влиять на среду.

Изучив труды педагогов-новаторов, учёных в области воспитания, мы нашли ответы на поставленные вопросы в научной школе системного подхода в построении процесса воспитания Л.И. Новиковой и В.А. Караковского.

Педагогический коллектив поставил перед собой цель не полностью перестраивать воспитательную работу школы, а выстраивать её на основе совершенствования системы воспитания и использовать уже имеющийся опыт работы.

При составлении данной концепции педагогический коллектив школы исходил из использования классических рекомендаций педагогов-новаторов и сложившейся собственной практики. Опорой этого опыта является аксиома: знания сами по себе важны, но должны сопровождаться чистотой помыслов, благородством , любовью и добротой к людям, а самое главное, — поиском смысла жизни. Образование – это значит «образовывать себя», создавать и осуществлять себя в разных формах жизнедеятельности.

Теоретико-методологические основы системы

  • Гуманистическая педагогика и психология (А. Маслоу, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, В.Т. Кабуш, К. Роджерс,).

  • Научные положения о сущности воспитательной системы (Л.И.Новикова, В.А. Караковский).

  • Личностно-ориентированный подход в педагогике (Е.Н. Степанов, Э.Н. Гусинский).

  • Педагогика сотрудничества (И.Л. Иванов).

Научно-теоретические основы исследования составляет идея целенаправленного развития личности на основе общечеловеческих ценностей, в соответствии с которой образовательная деятельность организуется с учетом способностей и интересов личности в процессе саморазвития, самореализации.



Понятийный аппарат

    • Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности

    • Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Л.И. Новикова)

    • Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей его средой. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. (В.А. Караковский)

    • Индивидуальность — непохожесть, отличие одного человека от другого, одной личности от другой.

    • Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сферы).

    • Педагогический резонанс – явление, при котором любое воздействие учителя, школы, начинают совпадать с собственными усилиями ребенка по своему образованию.

    • Саморазвитие – психическая деятельность ребенка, которая происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение им внешних воздействий в свои качества.

    • Самоактуализация – процесс формирования личности как социального качества индивида в результат социализации и самовоспитания.

    • Среда, в нашем понимании, это комплекс элементов учебно-воспитательного процесса (классы, клубы, органы самоуправления и др.), в котором взаимодействуют на основе сотрудничества и нормативно-правовых документов, принятых школой.

    • Ценность – то, что значимо для человеческой жизни на земле, что обеспечивает счастье жизни, как условие жизни; абстрагированное обобщенное явление жизни, содействующее развитию и процветанию общественной жизни; в индивидуальном проявлении, то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни.

    • Я – концепция — относительно устойчивая осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения.

    • Личностный подход – признание личности развивающегося человека, высшей социальной ценностью.

Таким образом, воспитательная система, на наш взгляд (в отличие от системы воспитательной работы, которая предполагает взаимосвязанную совокупность форм и методов внеурочной деятельности, направленной на организацию досуга школьников), — это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.


Ценностные ориентации системы
Цель

Формирование всесторонне гармонично развитой личности, готовой к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию на основе внедрения современных педагогических технологий.

Задачи

  1. Создание условий для возникновения у ребенка потребности присвоения им общечеловеческих ценностей: Отечество, культура, Земля, Человек, мир, труд, семья, знания — через организацию разнообразной творческой личностно и общественно значимой деятельности.

  2. Создание условий для укрепления и сохранения здоровья учащихся.

  3. Создание условий для успешного самоутверждения учеников в формах общественно полезной деятельности и поведения, обретение необходимого социального статуса среди сверстников.

  4. Психолого – педагогическое просвещение учащихся, обучение их делать правильный выбор, принимать решения, обучение приемам самопознания, самоуправления, саморегуляции, саморазвития.

  5. Создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

  6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя.

Ценности

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки (Человек как личность; Семья, Отечество, Культура, Труд, Мир, Земля, Знания). Центральное место в воспитательной системе школы занимает формирование патриотического сознания, ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

Основные сферы жизнедеятельности

Сфера познания, развития интеллекта (учёба, информация, знания)

Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения и навыки)

Сфера игры (игровая деятельность, развлечения, праздники)

Сфера искусства (хореография, вокал, театр, художественное творчество)

Сфера физического развития (реализация физических возможностей)

Сфера отношений (познание своего собственного «Я», окружающих людей, взаимодействие с ними)

Сфера нравственно-этических знаний.

Таким образом, создание в школе условий для целенаправленного развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей на каждом этапе успешно решать поставленные задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Принципы

принцип уважения индивидуальности личности.

  • Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

принцип коллективной деятельности.

  • Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.

принцип разумной требовательности

  • Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

принцип возрастного подхода

  • Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

принцип природосообразности

  • Обязательно учитывать половозрастные особенности учащихся.

принцип диалога

  • Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.

принцип педагогической поддержки

  • Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.

принцип стимулирования самовоспитания

  • Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

принцип связи с реальной жизнью

  • Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

принцип согласования

  • Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей.

принцип преемственности

    • Всеми педагогами должна реализовываться единая линия развития, воспитания и обучения ребёнка на этапах дошкольного, начального школьного обучения, основного и среднего образования. Педагогический процесс должен носить целостный, последовательный и перспективный характер.





Система воспитательной работы

Виды, формы и методы деятельности с учащимися

Системообразующие виды деятельности:

  • познавательная;

  • ценностно-ориентировочная;

  • социально – культурная.

Все воспитательные мероприятия в школе заключены в Годовом Цикле Школьных Дел.

Годовой цикл школьных дел – это комплексный педагогический прием, основная идея которого — наполнение школьной жизни устойчивыми эффектами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. При этом мы поддерживаем логическую обусловленность, связанность происходящих событий. Практически все праздники и мероприятия остаются теми же, но каждый из них получает развитие, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.

Основные принципы построения и развития Годового Цикла Школьных Дел:

  • многоплановость целей, содержания и взаимосвязей, соединяющая:

    • педагогическое и психологическое;

    • организационное и художественное;

    • реальное и условное (игровое);

  • открытость, то есть готовность к принятию нового, ориентация на участие в общем деле и развитие всех и каждого;

  • наличие педагогического сюжета и внутренней драматургии (в каждом деле своя эмоциональная доминанта).

Особое место в школе занимают праздники.

Во-первых, они помогают создать в школе ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает ученику и учителю чувство сопричастности с миром, непохожести, уникальности нашей школы, выраженной в ее традициях, ее истории, и сложившиеся вокруг школы мнения переносятся на конкретных учителей и учеников. Наконец, традиция, в нашем понимании, – это не только зависимость от уже созданного, то есть определенный консерватизм, но и стимул к созданию нового, того, что еще только станет традиционным через некоторое время

В наших праздниках ключевыми являются слова «творчество»,»радость» и «успех». Нам кажется, что «состоявшийся праздник» всегда объединяет общей радостью тех, кто имеет к нему отношение (на уровне организации, участия, зрительского сопереживания, хотя эти роли подчас невозможно разделить). Состояние «ожидания радости» — важнейшее условие успешности праздника.

В этом смысле мы говорим о явлении «эмоционального резонанса», которое возникает, когда радостные ожидания совпадают с реальными чувствами, появляющимися в ходе праздника. Самое удивительное заключается в том, что, несмотря на невозможность предсказать совпадение чьих-то радостных ожиданий с тем, что будет происходить, «эмоциональный резонанс» можно программировать, создавая для этого определенные условия:

  • активное участие всех в сюжете, интриге праздника (на этом, например, построен «День Знаний», «Последний звонок», «Новогодние праздники», «День Здоровья», Выпускной вечер);

  • успех;

  • возможность общения.

В школе традиции

  • рождаются;

  • закрепляются;

  • рушатся;

  • воссоздаются.

При этом разрушение традиций не всегда обусловлено регрессом школы. То, что одни традиции заменяются иными, может быть оправдано общей логикой развития школы.

Особое место в воспитательной системе школы занимает объединение Совет школы. Продумывая структуру школьного соуправления, мы отказались от громоздкой сети комиссий, а также пошли по пути разнообразных, временно действующих инициативных групп. Это оргкомитеты, советы дела, создающиеся для проведения одного мероприятия.

При подготовке руководствуемся простыми правилами:

  1. Выпускной вечер не готовится и проводится, а ставится и играется. Для этого творческой команде выпускников всегда подбираем куратора.

  2. Формируем творческую сборную команду из числа всех выпускников, чтобы избежать повторов, неорганизованности и низкого качества выступлений.

  3. Экономим время праздника: сокращаем количество и повышаем качество выступлений.

  4. Готовя сюрпризы, помним старое хорошее правило: «лучший экспромт – это подготовленный экспромт».

И мы помним еще один парадокс Выпускного вечера: будучи самым романтическим школьным праздником, в нашем понимании, он представляет собой действие строго технологичное, подготовленное, отрепетированное, одним словом, сделанное «от» и «до».

И еще один принцип: «Никогда не говори «никогда». Рекомендация вдвойне справедливая, если речь идет об организации школьной жизни, проведении каких-то дел определенным образом, о традициях, однажды найденных, удачных (или не очень) идеях. «В нашей школе мы всегда будем…», «Мы никогда не перестанем…», «Эта традиция сохранится навсегда…». «Мы не знаем этого»! Очень может быть, что завтра мы решим отказаться от того, что было таким привычным еще вчера. В школу придут другие дети, нам захочется сделать то, чего еще никогда не было, или не сделать того, что мы делали все предыдущие годы.

Механизм функционирования

воспитательной системы

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение содержания образования, мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способности к самоопределению, саморегуляции;

  • интегрирующую, соединяющую в одно целое все воспитательное воздействие;

  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на процесс развития ребенка;

  • компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, реализации творческих способностей;

  • корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка, предупреждение негативного влияния на формирование личности;

  • управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования школы, создание условий для позитивных изменений в УВП, профессионального роста педагогов.



Этапы построения воспитательной системы.

В процессе построения воспитательной системы образовательного учреждения можно выделить следующие этапы:

1 этап – становление (2009–2010г.), разработка теоретической базы концепции; моделирование ее структуры; и связей между ее элементами; создание педагогической группы опережения; выработка нового педагогического мышления; формирование психологической готовности педагогов к положительному восприятию данного проекта; ознакомление учащихся и их родителей с замыслом преобразования жизнедеятельности учебного заведения.

2 этап – проектно- диагностический (2010- 2011 г) – моделирование образа выпускника; организация психолого – педагогических семинаров, практикумов по проблемам развития личности ребенка; подбираются диагностические методики для изучения личности ребенка; формирование ученического и педагогического коллективов.

3 этап — практический (2011-2012г) – утверждение концепции воспитательной системы школы; анализируется инновационная практика отдельных педагогов; отслеживание результатов воспитательного процесса.

4. этап — обобщающий (2012- 2013 г)- обобщается опыт работы администрации, педагогов по формированию педагогической культуры личности учащегося, разрабатываются методические рекомендации; проводится научно – практическая конференция.

Критерии, показатели и способы изучения

эффективности воспитательной системы

Критерии и показатели

Диагностические средства

1. Развитость креативных способностей (творческой активности ребенка)

  • мониторинг

  • методика (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича)

  • тест для измерения познавательного аспекта креативности (Дж. Гилфорд)

  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

  • педагогическое наблюдение


2. Нравственная воспитанность учащихся

  • методика «Недописанный тезис»

  • методика «Хранилище человеческих качеств»

  • уровень воспитанности (методики М.И. Шиловой и «Репка»)

  • анкета для родителей

  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

  • педагогическое наблюдение

3. Сформированность интеллектуального потенциала личности

  • статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

  • анкетирование учащихся

  • школьный тест умственного развития (ШТУР)

  • методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка

  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

  • педагогическое наблюдение


4. Развитость физических качеств

  • тестирование уровня проявления основных физических качеств

  • анкета «Как Вы относитесь к своему здоровью?»

  • статистический медицинский анализ состояния здоровья детей

  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся






5. Удовлетворенность учащихся и педагогов жизнедеятельностью школы

  • анкета «Мое отношение к школе»

  • методика «Недописанный тезис»

  • методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)

  • методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедунова)

  • методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова)

  • методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

  • проективная методика «Моя школа»

  • рефлексивные методы, экспресс-опрос

6. Уровень развития классных коллективов

  • методика Р.С. Немова «Социально- психологическая самоаттестация коллектива»

  • методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления коллектива»

  • микропрактикум «Мой класс»

  • тесты К. Томаса, Кэттелла

  • методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

7. Профессиональная ориентация учащихся

  • анкетирование учащихся

  • листы выбора профессии

  • дифференциально-диагностический опросник

  • методика «Карта интересов»

  • опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский)

8. Сформированность коммуникативной компетенции личности

  • тест Реховского «Изучение общительности»

  • методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников»

  • проективная методика «Моя семья»

  • методика «Цветик-семицветик»

  • диагностика участия в школьных мероприятиях

9. Репутация ОУ

  • экспресс — опрос

  • методика «Атмосфера в школе»

  • анкета по оценке деятельности

  • результаты функционирования ВС

  • анализ результатов

  • анализ мнения родителей и окружающего социума

Управление воспитательной системы осуществляется через школьное самоуправление

Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправление – не цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:


      1. Проект «Хочу все знать»

Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка. Забота о том, чтобы все члены детской организации развивали свои интеллектуальные способности, занимаясь на факультативных занятиях, в предметных кружках. Организация познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, праздников знаний, выпуск устных журналов, проведение диспутов.

Содержание работы: конкурсы смекалки, турниры знатоков различных учебных предметов, общественные смотры знаний, интеллектуальные игры, предметные олимпиады, вечера занимательной науки, балы литературных героев и др.

      1. Проект «Спорт нам поможет силы умножить»

Цель: Укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка. Занятие членов детской организации в секциях физкультурно–спортивной направленности, пропаганда здорового образа жизни, и развитие умений и навыков действовать в чрезвычайных обстоятельствах.

Содержание работы: проведение спортивных праздников и соревнований, Дни здоровья, спортивные викторины, спартакиады народных игр, туристические походы, беседы по пропаганде здорового образа жизни, встречи с врачами различных областей медицины, юнармейские соревнования и др.

3. Проект «Люблю тебя, моя Россия»

Цель: Формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережное отношение к народной памяти, уважение к историческому прошлому родной страны, воспитание у детей и подростков патриотизма, формирование гражданской позиции. Знание основных законов, символов и истории нашего государства, а также историю своего села и своей семьи. Знание известных исторических деятелей. Соблюдение народных традиций и государственных праздников.

Содержание работы: встречи с ветеранами ВО войны, войн в Афганистане, Чечне, военно-спортивные игры на местности, юнармейские игры для малышей, военизированные игры, патриотические чтения, выставки рисунков, операция «Памятник», концерты «Песни военных лет», беседа о государственной флаге и гербе, проведение устных журналов, читательских конференций и др.

Работа детской организации в этом направлении проходит под девизом: «Хранить память о других – значит, оставлять добрую память о себе». Такая работа помогает детям увидеть себя в зеркале истории своей семьи, своего рода, своей страны, формирует у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нём.




  1. Проект «Мир прекрасного»

Цель: Развитие творческого потенциала каждого члена детской организации, создание условий для реализации каждым ребенком своих способностей и удовлетворения своих интересов и амбиций. Участие в районных конкурсах, фестивалях.

Содержание работы: участие в районных конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности, конкурсах рисунков и творческих работ, выставки изобразительного и декоративно – прикладного творчества, участие в народных праздниках «Масленица», «Медовый спас», конкурсов патриотической песни, различных игровых программ, вечеров отдыха.


  1. Проект «Доброе сердце»

Цель: Участие членов организации в общественно-значимой деятельности, направление работы на оказание помощи детям-сиротам, воспитанникам детских садов, инвалидам, ветеранам ВОВ и труда, оказание повседневной и экстренной помощи.

Содержание работы: оказание посильной помощи больным людям, инвалидам, престарелым людям, работа бюро добрых услуг (помощь на дому, поход в аптеку, в магазин), проведение концертов для жителей села.


  1. Проект «Делу — время»

Цель: развитие трудовых навыков и умений, содействие юношеству в выборе профессий, участие детей и подростков в общественно – значимой деятельности.

Содержание работы: организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школы, улицы, села; встречи с людьми разных профессий; организация дежурства в классе, школе; работа на пришкольном участке; деятельность ученических производительных бригад; ролевые игры «Город мастеров»; устные журналы; изготовление и ремонт школьного инвентаря, наглядных пособий .

  1. Проект «Шире круг»

Цель: Развитие творческого потенциала каждого члена детской организации, создание условий для реализации каждым ребенком своих способностей и удовлетворения их интересов. Организация досуга, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Содержание работы: организация и проведение праздников, утренников; осенние и новогодние балы; дискотеки, «Юморины», «Весёлые переменки», КВНы, «Дни именинника», различные игровые программы.

Проект поможет расширить информационное поле деятельности детской организации, даст возможность общаться ребятам с другими детскими организациями и отстаивать свое мнение. Каждый участник детской организации будет услышан и понят

Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», выставка поделок из природного материала «День здоровья», «Русская воинская доблесть», «Новый год пришел к нам снова», встречи с выпускниками «День матери», «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, проведение предметных недель, субботники по благоустройству территории школы, праздник «Последнего звонка», выпускной вечер, походы классных коллективов в гости к Лету.











РАБОЧИЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся и общественно-полезной и досуговой деятельности.



Учебный сектор

Отвечает за:

  • Создание условий для учебной деятельности школьников,

  • Сбор информации об учебном процессе,

  • Проверку дневников, учебников,

  • Проведение интеллектуального марафона.

Штаб «Досуг»

Отвечает за подготовку и проведение:

  • Вечеров отдыха, праздников,

  • Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов,

  • Театральных постановок.

Штаб «Здоровье»

Отвечает за:

  • Подготовку и проведение спортивных соревнований,

  • Участие в спортивных мероприятиях,

  • Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.

Волонтеры – участники акции «Школа наш дом, пусть уютно будет в нем»

Отвечает за:

  • Уборку помещений школы в конце четверти,

  • Распределение дежурства по школе,

  • Проведение субботников,

  • Работа по благоустройству школы.

Редколлегия

Отвечает за:

  • Выпуск тематических стенгазет,

  • Подготовка объявлений по текущей жизни школы,

  • Объявление об итогах проведения различных конкурсов,

  • Выпуск заметок в Православный уголок

Штаб «Юный патриот»

Отвечает за:

  • Подготовку и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности,

  • Организацию встреч с ветеранами ВО и локальных войн,

  • Ознакомление учащихся школы с правами и обязанностями,

  • Участие в конкурсах эколого-краеведческой направленности.























Структура ученического самоуправления



Директор





Общее собрание





Педагоги Обучающиеся Родители



Педсоветы Общее собрание Общие родительские

(конференции) (конференции)



Совет школы

Учебный сектор Штаб «Досуг» Штаб «Здоровье» Штаб «Юный патриот»



Акция «Школа наш дом, пусть уютно будет в нем»

Проект «Доброе сердце»

Редколлегия






Список используемой литературы



  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2008

  2. Справочник завуча. Учебно – методическая работа. Воспитательная работа /М.: ВАКО, 2009 (Педагогика. Психология. Управление)

  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973

  4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./ Под редакцией В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2008

  5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 2008

  6. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. М., 2007

  7. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996г.

  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

  9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания – М. ТЦ Сфера, 2002

  10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2001

  11. Щуркова Е.Н. Классное руководство: рабочие диагностики – М.: педагогическое общество России, 2009









Свежие документы:  Итоговый тест по литературе за курс основной школы, 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: