Урок на тему «Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»


«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

Темы уроков объединялись общей целью — дать учащимся представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств — все является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны внимания. Анализ и синтез художественных образов способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания.

Знакомя детей с той или иной темой, использовался прием театрализации, что помогало ребенку глубже постичь новое явление. Кроме того, раскрывались артистические способности детей, снималась внутренняя неуверенность. Ребенок психологически готовился к публичным выступлениям, что ограждало его от «комплекса школьной доски».

Работа над темами не только снабжала ученика большим объемом доступной информации, но и обогащала его словарный запас терминами и понятиями. Побуждала его к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы, прогнозировать будущее, т.е. развивала его интеллект.

Ученик на деле постигает законы мироздания, которые отражаются в законах искусства. Складывая по-разному лист бумаги, он еще в 1 классе знакомится со сложением и делением.

Членение плоскости на разные фигуры закладывает в его зрительную память информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и подчиненности математическим правилам. Работая по линиям сгиба листа, ребенок приобретает навыки координации движений, что помогает ему при освоении письма.

Работа с бумагой (от плоскости к рельефу и объему) вкупе с последовательным изучением окружающей среды направлялась на формирование у ребенка пространственного мышления, на развитие способности воспринимать конкретные пространственные формы и преобразовывать их по эстетическим законам.

Технология развития образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО выстраивалась по трем направлениям работы с детьми.

 

I. Работа над образным содержанием композиций.

1. Помочь ребенку в формировании базы предметно-конкретных образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2. Развитие абстрактно-логического мышления с выявлением причинно-следственных связей в явлениях природы и жизнедеятельности людей.

3. Развитие ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, лепка, выразительные движения).

4. Развитие способностей восприятия и оперирования условно-символическими образами.

5. Развитие способностей восприятия художественных образов в произведениях изобразительного искусства и их соотношения с реальной действительностью.

Свежие документы:  Формы и методы социально-педагогической помощи семье

Темы занятий, над которыми работали дети, затрагивали все жизненно важные вопросы, с которыми должен быть знаком ученик. Они являются базой для развития образных представлений.

 

II. Работа над формированием графических навыков.

1. Обучение ориентации на листе при помощи осей координат и

вспомогательных линий.

2. Развитие навыков владения линейной графикой:

а) Прямые вертикальные, параллельные линии, проведенные сверху — вниз и снизу-вверх.

б) Прямые горизонтальные параллельные линии, проведенные слева — направо и справа — налево.

в) Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий.

г) Наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии.

д) Кривые дугообразные линии.

е) Волнообразные линии.

ж) Петлеобразные и спиралевидные линии.

з) Композиции с комбинированными линиями.

и) Рисование изображений на основе геометрических фигур.

к) Рисование концентрических овалов, кругов и окружностей со сдвинутым центром.

л) Рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

м) Рисование с использованием осей координат и прицельных сходящихся и расходящихся линий.

н) Пиктографические композиции с разнообразными линиями. Символы и знаки.

о) Композиции с элементами печатных и письменных букв. Начертание печатных букв в сочетании с линейно-графическими композициями.

3. Формирование навыков работы с плоскостью, рельефом и объемом (бумагопластика и лепка).

4. Развитие навыков работы с разными инструментами и графическими материалами.

5. Развитие навыков работы в коллажных техниках для усиления образной выразительности композиций и отработки графических технических приемов.

 

III. Работа с формально-содержательными аспектами композиций.

1. Обучение сознательному подходу к выбору изобразительных средств и графических материалов в зависимости от образной задачи.

2. Подвести детей к осознанию необходимости освоения письменности, как средству, помогающему познанию миру и передаче информации.

3. Развитие способностей к оперированию пиктограммами простого и сложного временного содержания перед переходом к письменности.

Темы занятий находились в определенной ритмической последовательности, повторяясь, они расширяли сюжетный спектр и дали возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое представление о явлении или предмете.

Главным выразительным средством на занятиях являлась линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости от 2Т до 3 М, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель — твердые материалы и беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью — полутвердые и жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволяла оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяла корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для развитие мелкой моторики, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения.

Свежие документы:  Литературная гостиная «В гостях у В.Г. Короленко» 7-8 класс

Знакомство с основными направлениями и способами про ведения линий, с формообразованием в орнаментах и сюжетных композициях происходило в следующем порядке:

1. Поэтапно в занятиях предусматривалось освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-» и линии «—» и их трансформации в изобразительной, декоративной, шрифтовой композициях.

2. В занятиях каждое направление линий отрабатывалось отдельно, затем они суммировались и впоследствии входили в упражнения, которые развивали и закрепляли навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.

3. Освоение способов линейного рисования, как и темы занятий, находились в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения на другое, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом. Работа над формой и содержанием композиций связана с образными представлениями и техническими графическими средствами.

Развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движений глаз являлись на занятиях столь же важными, как и развитие способности к образному мышлению, поэтому каждое занятие сопровождалось пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами.

Форма композиции предполагала использование средств бумагопластики, позволяющей сделать разбивку листа бумаги для последующего ориентирования по осям сложения и для того, чтобы облегчить процесс компоновки изображаемых элементов рисунка. Также занятия элементарным конструированием давали возможность осмыслить детям такие понятия как плоскость, рельеф, объем, сложная комбинированная форма — именно в такой последовательности идет работа над внешней формой изделий, в результате чего дети научились складывать, вырезать, склеивать, конструировать из бумаги книжечки, альбомы, сумочки, коробочки и др.

Таким образом, дизайнерский подход к графическим композициям связан с внешней и внутренней формой детских работ, что приучает ребенка различать конструктивные и информационные элементы в изобразительной деятельности.

Развитие образного мышления, идущее параллельно с формированием графических навыков и освоением элементарного конструирования, с привлечением знаний по композиции, цветоведению и материаловедению, как специфических средств изобразительного искусства, позволяет идеальные невидимые образы мыслеформ сделать материальными, видимыми. В таком комплексном подходе к работе с образным мышлением и с изобразительно-выразительными средствами заложена возможность развития у детей проектного мышления, так необходимого в жизни человека;

объемного, а не линейного сознания, позволяющего ему активно, творчески действовать в разных ситуациях.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: