Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» п. Преображенский
Краснослободский район Республика Мордовия
Влияние семейного воспитания
на формирование
законопослушного гражданина
Консультация для педагогов
Подготовила
Мартынова Валентина Александровна
учитель английского языка
П. Преображенский
2012
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения чаще всего является следствием или отражением семейного воспитания. Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства. Большое количество детей и подростков, ежегодно подвергается насилию в семьях.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или же не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей или бродяжничать. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.
Если ребёнок проживает в конфликтной семье, то, как правило, в таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Условия жизни в таких семьях вызывают хроническое психическое перенапряжение ребёнка, что нередко приводит к бегству из дома, потере мотивации к обучению, создает питательную среду к совершению подростками преступлений и правонарушений. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь часто и в склонности к суицидам, совершению преступлений, бродяжничеству.
Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется. В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара – отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.
Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза.
Как правило, люди, совершающие заказные убийства, это люди, которые воспитывались в распавшихся семьях, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания – применение физической силы или срывать гнев на своих детях.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением, так как семья, как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, уверенным в себе, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Мы – педагоги, часто выполняем функции родителей некоторых наших учащихся, по той причине, что многие из родителей просто самоустранились от воспитания своих детей. Мы должны всегда помнить, что главная наша миссия – это воспитать из этих детей законопослушных граждан, способных в дальнейшем найти себя и свое место в окружающем мире. Воспитать личность, воспитать человека. Наша с вами задача с максимальным терпением, уважением и любовью помочь ребёнку развить всё самое лучшее, что у него есть. Важно, чтобы ребёнок всегда чувствовал нашу поддержку. Помогая ему найти в самом себе положительные качества, поощряя его, мы помогаем поддерживать и развивать в нём высокую самооценку, уверенность в собственной уникальности и ценности, веру в то, что он сильный и талантливый. Наши добрые слова останутся в детской душе и будут согревать её в течение всей жизни.
Список использованной литературы
Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. — СПб.: СОЮЗ, 1997.
Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Интернет-ресурсы
https://works.tarefer.ru/70/100770/index.html
https://vu.tuit.uz/?go=clectures/view/43/lecture/659
https://www.alted.ru/oo1385/html_fragments/sovet_psix/rolsem.htm
https://do.gendocs.ru/docs/index-60590.html