МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Программа воспитательной работы
«Доброград»
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
2010 год
1. Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека. 2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование конструктивного бесконфликтного поведения.
Задачи:
3. Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей. 4. Воспитание гражданской позиции, ответственности и самоконтроля в общении, умения отстаивать свои интересы цивилизованным путём.
Задачи:
Пояснительная записка
Одним из самых главных и актуальных направлений деятельности классного руководителя на современном этапе является воспитание нравственной культуры школьника. Работа эта должна начинаться в детском саду и продолжаться в начальном, среднем и старшем звене школы и сочетаться с воспитанием в семье. Именно на воспитание высоко нравственной личности нацелена воспитательная система «Доброград» (город доброты). Она рассчитана на учащихся среднего звена, то есть на учащихся 5-8 классов. План воспитательной работы дорабатывается ежегодно в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолеть те плохие черты характера, которые, к сожалению, иногда видны в детях гораздо более явно, чем хорошие, необходимо чтобы процесс воспитания учащихся носил системный характер. Это происходит, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше развития себя, своей собственной культуры. Именно воспитание нравственности – основа всякой воспитательной системы класса. Если воспитательная система класса не пронизана воспитанием нравственности во всех смыслах повседневной школьной жизни, то результат воспитания будет минимальный.
Программа предусматривает различные направления деятельности: отношение к собственному здоровью, к собственной учебной деятельности, к семье, родному дому, к своему народу, к большой и малой родине, исторической памяти, отношение к другим народам и расам, к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям, отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Планирование работы с детским коллективом вытекало из понимания того, что она будет давать свои результаты только в том случае, если в процессе воспитания не только учитель будет влиять на детей, но и дети будут иметь на него влияние. Определяя своё общение с коллективом учащихся, я руководствовалась профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.
При планировании воспитательной работы учитывались следующие аспекты:
особенности классного коллектива;
направления воспитательной системы школы;
требования к организации детского коллектива;
красные даты календаря;
критерии уровня воспитанности учащихся определённого возраста;
Направления воспитательной работы:
Отношение к собственной учебной деятельности
Отношение к собственному здоровью
Отношение к собственному дому, своей семье, классному коллективу, своему народу
Отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа
Отношение к другим народам, понимание своей принадлежности к мировой цивилизации
Отношение к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям
Отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни
Основные принципы
воспитания нравственной культуры семиклассников
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая систему нравственного развития класса, будет учитываться, что каждый ученик – это:
член семьи и продолжатель исторических и нравственных традиций, устоев культуры своего рода, своей семьи, бережно хранящий её честь и достоинство;
член школьного сообщества, умеющий дорожить культурными традициями, историей своей школы, защищать её честь сообразно своим умениям, интересам и способностям и интересам своей школы;
член социума, гражданин своей страны, которому не безразлична её история и культура, прошлое, сегодняшний день и завтрашний, понимающий свои права и обязанности и ответственность перед собой и государством, небезразличный и неравнодушный к тем процессам, которые происходят в его стране;
член детского сообщества, умеющий слышать, слушать, понимать и видеть другого человека, владеющий коммуникативной культурой, способный к сотрудничеству с одноклассниками и сверстниками, проявляющий способность к проявлению заботы и милосердия к другим людям;
член социума, в котором он проживает, стремящийся и способный внести свой вклад в развитие и процветание своей малой родины, уважающий её достижения и сопереживающий её проблемам, неудачам, трагическим моментам в её существовании;
член мирового сообщества, понимающий проблемы существования мирового сообщества и стремящийся внести свой посильный вклад в решение глобальных проблем человечества, уважающий традиции, обычаи, верования других народов, способный понять и принять достижения других государств и готовый помочь другим народам в минуты национальных и межнациональных трагедий.
Содержание воспитательной системы
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
В воспитании нравственности не может быть мелочей.
Нравственное воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности.
Нравственное воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика и класса.
Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.
Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению этих культурных ценностей и черт.
Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его положительного социального интеллекта.
Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов системы.
Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующие годы.
Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, — мука. Постарайся полюбить свою школу.
Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдёт.
Ты постоянно растёшь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одёжке, а провожают по уму.
Если случится ошибиться, оступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен прежде всего перед самим собой.
Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя.
Дорожи школьным товариществом: она – на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни преумножай славу родной школы!
Вопрос | | Ответ | |
| | Колич-во | Фамилии |
1. | Дети-сироты, полусироты | |
|
2. | Семьи без отца (родители в разводе, находится в тюрьме) | |
|
3. | Семьи, в которых один из родителей безработный |
|
|
4. | Группа рискаа) на учёте в ИДН б) на внутришкольном контроле в) необходимо поставить на внутришкольный контроль г)часто нарушает дисциплину в школе д) часто пропускает занятия
| |
|
5. | Дети-инвалиды в семье | |
|
6. | Родители-инвалиды |
|
|
7. | Дети, освобождённые от физического труда и физкультуры по состоянию здоровья | |
|
8. | Неблагополучные семьиа) родители пьют (или один из родителей) б) родители не оказывают должного внимания в) родители не справляются с воспитанием | |
|
8 – 8-30 | 8-30 – 14-10 | 14-10 – 15-30 | 17-00 – 20-00 | |
Понедельник |
| | | |
Вторник |
| |
| |
Среда | | | | |
Четверг |
| |
| |
Пятница | |
|
| |
Суббота |
| | | |
Воскресенье | | | | |
Использованная литература
Н.И.Дереклеева, «Классные часы по теме «Нравственность». М., 2006
У.В.Базаркина,»Беседы о нравственности». Волгоград: «Учитель», 2006
Классные часы, 6, 7 классы. М.: «Вако», 2008
Н.И.Дереклеева, «Новые родительские собрания», 5-9 классы. М.: «Вако», 2006
План воспитательной работы на год | ||||||
Направления деятельности | Критерии оценки значимости воспитательного мероприятия | Форма внеклассного мероприятия | Ответственный | Сроки проведения | Значение воспитательного мероприятия для учащихся | |
Отношение к собственной учебной деятельности | Любознательность. Эрудиция. Широкий кругозор. | Интеллектуальное путешествие в страну Знаний Конкурс эрудитов: 1-й этап 2-й этап | Классный руководитель | 1 четверть 3 четверть | Развитие интереса к учению. Стремление учащихся к собственным учебным достижениям. | |
Организованность. Собранность. Ответственное отношение к посещению уроков. | Классный час «Вверх по лестнице жизни». | Классный руководитель | 2 четверть | Стимулирование интереса к знаниям, подражания примерам высоких достижений человека. | ||
Школа самоорганизации | «Ты и твоё время» «Искусство успевать» | Классный руководитель | 2 четверть 3 четверть | Формирование положительного отношения к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность | ||
Посещение дополнительных занятий, предметных кружков. | Запись в кружки, посещение занятий. | Классный руководитель | 1 четверть | Понимание значения знаний в жизни человека. | ||
Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, предметных неделях. | Конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгурёнок», «Одарённые дети», предметные чемпионаты. | Классный руководитель, родительский комитет | 2, 3 четверти | Стимулирование любознательности, познавательного интереса, гордости за свои достижения и достижения своих одноклассников. | ||
Отношение к собственному здоровью. | Отношение к урокам физической культуры. | Посещение уроков физической культуры с целью изучения мотивации участия в уроке физкультуры учащихся класса. | Родительский комитет, классный руководитель | 1 четверть | Формирование потребности учащихся в занятиях физической культурой. Знакомство родителей класса с требованиями к организации урока физкультуры | |
Школа самоорганизации | Классные часы: «25000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь. «Вредная пятёрка и полезная десятка» | Классный руководитель | 1 четверть 3 четверть | Формирование позитивного отношения к активному образу жизни. Углубление представления детей о рациональном питании, формирование позитивной оценки здорового образа жизни. | ||
Занятия спортом в кружках и секциях. | Встреча с выпускниками школы, победителями различных соревнований. (Кучин Женя, Шарипов Ильфат ) | Классный руководитель, Совет старшеклассников | 2 четверть | Стимулирование интереса к занятиям спортом и физической культурой. | ||
Участие в спортивных мероприятиях класса, желание проявить себя в занятиях спортом. | Спортивный семейный праздник, посвящённый Году семьи «Спорт в жизни моей страны и моей семьи». | Классный руководитель, родительский комитет | 2 четверть | Формирование потребности в спортивных занятиях. | ||
Школа жизненных навыков | Классные часы: Я принимаю ответственное решение» Научись говорить «нет» | Классный руководитель, детский врач участковой больницы | 3 четверть 4 четверть | Преодоление вредных привычек. | ||
Отсутствие вредных привычек. | Цикл классных часов «Как победить дракона, или Удержись от вредных привычек»; «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»; | Классный руководитель | 2 четверть | Преодоление вредных привычек, создание атмосферы нетерпимого отношения к своим собственным вредным привычкам. | ||
Инициатива в занятиях спортом, спортивные интересы. | Открытие классной книги спортивных достижений «Своей семье и стране посвящаю…» | Классный руководитель, учитель физкультуры, Физорги класса | 1 четверть | Понимание традиций школы, уважительное отношение семей учащихся к требованиям школы, стремление учащихся к собственным достижениям, уважительное отношение к достижениям одноклассников. | ||
Отношение к собственному дому, совей семье, классному коллективу, своему народу
Отношение к братьям нашим меньшим. | Уважительное отношение к родным и близким людям, традициям и обычаям своего дома. Уважительное отношение к своим корням и истокам. | Классный час «Моя семья – моё богатство» Классный час «Чти отца своего». Выставка рисунков и сочинений | Классный руководитель | 1 четверть 3 четверть | Изучение взаимоотношений ребёнка с родными и близкими. | |
Умение доказывать и отстаивать своё мнение бороться с несправедливостью в оценке родных и близких людей. Терпимость в отношении к близким и родным людям. | Диагностическое исследование «История моей жизни в датах и событиях». | Классный руководитель, психолог школы | 2 четверть | Изучение взаимоотношений ребёнка с родными людьми, адекватность ребёнка в оценке в оценке родных и близких людей. | ||
Удовлетворённость учащихся школьной жизнью, классом, учителями | Диагностическая игра «Открытый микрофон» | Классный руководитель | 2 четверть | Создание ситуации для активного общения, в которой может высказаться каждый ребёнок. Развитие критического мышления, самооценки | ||
Волонтёрская помощь престарелым и инвалидам. | Оказание помощи дедушкам и бабушкам, поздравление с праздниками. | Классный руководитель, родительский комитет | 1 четверть 3 четверть | Проявление осознанной доброты, внимание и душевности к людям старшего поколения. | ||
Уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа, родной школе. Потребность в участии социально значимых и гражданских проектах. Инициативность, забота о тех, с кем учишься и живёшь рядом. Проблема защиты животных с правовой, нравственной, экологической точек зрения. | Конкурс проектов «Что я бы сделал, чтобы моя школа преобразилась», посвящённый 30-летию со дня открытия школы. Классный час «В защиту братьев наших меньших» | Классный руководитель, родительский комитет, Совет старшеклассников Классный руководитель | 2 четверть 1 четверть | Активная жизненная позиция, преодоление безразличия к окружающей жизни. Формирование таких качеств, как доброта, милосердие, жалость к животным. Побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, в мероприятиях по защите животных. | ||
Отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа. | Осознание своих прав и обязанностей как гражданина и человека. Устойчивость взглядов и убеждений. | Классные часы «Природа не прощает ошибок», «На пороге экологической катастрофы» в рамках экологического месячника | Классный руководитель | | Ответственность и осознанность поведения. | |
Уважительное отношение к своим корням, малой и большой Родине. Гордость за свою страну, её историю и культуру, успехи и достижения. Законопослушность. Терпимость и умение противостоять негативным проявлениям против Родины. | Классные часы, посвящённые 65-летию Победы «Жизнь, ставшая легендой» Виртуальное путешествие «Города-герои» Детство, опалённое войной» «Песня в солдатской шинели» Герои земли русской | Классный руководитель, учитель истории | 1четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 4 четверть | Понимание значения собственных знаний о своей Родине, о своём народе, выдающихся личностях. Причастность к истории своей страны. | ||
Отношение к другим народам, понимание своей принадлежности к мировой цивилизации. | Умение вести диалог с представителями других народов и наций. Терпимость и дружелюбие, интернационализм. | Классный час «Уважая себя, уважай других» | Классный руководитель | 1 четверть | Понимание и принятие других народов и культур. | |
Способность к проявлению солидарности и поддержки | Информационный час №1 «Детям мира планету без войн». | Классный руководитель | 1 четверть | Свободолюбие, стремление к проявлению справедливости. | ||
Отсутствие проявлений национализма. | Информационный час №2 «Мои сверстники за рубежом» | Классный руководитель, старшеклассники | 2 четверть | Солидарность, дружелюбие, нравственная культура. | ||
Уважительное отношение к укладу жизни, обычаям и традициям других народов. | Информационный час №3 «Ты, я, он, она – вместе дружная страна». | Классный руководитель, старшеклассники | 3 четверть | Солидарность, дружелюбие, нравственная культура. | ||
Умение проявлять взаимопомощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях. | Информационный час №4 «Творить благо». | Классный руководитель, старшеклассники | 4 четверть | Солидарность, дружелюбие, нравственная культура. | ||
Отношение к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям. | Требовательность к себе. Стремление к самосовершенствованию. Доброжелательность. Приветливость. Отсутствие проявления хамства, грубости. | Классные часы: «Стыд и совесть» Суд совести» | Классный руководитель, актив класса | 1 четверть 4 четверть | Стремление к воспитанию в себе умения быть терпимым. | |
Исключение из общения рукоприкладства, грубой силы. | Классный час «Настоящий друг» | Классный руководитель, психолог | 2 четверть | Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как надёжность, верность, взаимовыручка. | ||
| Побуждение к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам, развитие интереса к истории своего народа | Час общения «Свои и чужие» | Классный руководитель | 3 четверть | Углубить представление детей о Великой Отечественной войне, способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения. | |
Отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни. | Начитанность и эрудиция. Потребность в знании музыки, литературы, других видов искусства. | Заочная экскурсия по залам Третьяковской галереи. Классный час «Русский гений», посвящённый Ф.Шаляпину. | Классный руководитель, родительский комитет | 2 четверть | Интерес к культурному наследию. | |
Этика и этикет в общении и взаимоотношениях. | Нравственный театр «О поступках хороших и плохих» | Классный руководитель | 3 четверть | Осознанное понимание нравственных категорий. | ||
Посещение театров, музеев и выставок. | Азбука театрального зрителя. | Классный руководитель, родительский комитет | В течение года | Потребность в развитии собственной внутренней культуры. | ||
Культура общения с природой. | Туристический слёт | Классный руководитель | 4 четверть | Планетарное мышление. | ||
Поездки по городам России. | Поездка в Санкт-Петербург | Классный руководитель, родительский комитет | Июнь | Потребность в развитии собственной внутренней культуры, приобщение к культурному наследию родины | ||
| |
Виды деятельности | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
1-я четверть. Сентябрь | ||||
Классные часы | Встреча с классным руководителем. Планирование совместной деятельности на год и первую четверть. Выборы актива класса. | «Если хочешь жить интересно, будь её организатором всегда и во всём» | «Уважая себя, уважай других» | «Жизнь, ставшая легендой |
Праздники | Праздник встречи со школой | | | |
Викторины | | | Интеллектуальное путешествие в страну Знаний. | |
Встречи | | | | Встреча с детским врачом участковой больницы. «Твоё здоровье» Встречи с руководителями кружков и секций. |
Праздники | | | | День пожилых людей. Участие в концерте. Поздравление бабушек и дедушек. Праздник печёной картошки. |
Октябрь | ||||
Классные часы | «25000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь» | «Моя семья – моё богатство» | «В защиту братьев наших меньших» | «Стыд и совесть» |
Информационные часы |
|
| | «Детям мира планету без войн» |
Праздники | «Учителю своему посвящаю…» | Осенний бал | День здоровья. Осенний марафон | |
Театрализованные представления | |
| | Игра-тренинг «Правила поведения в общественных местах. Что я знаю о них?» |
Экскурсии, походы | | Экскурсия в осенний лес. | | Посещение музея пожарного дела |
Родительские собрания | «Поощрение и наказание детей в семье» |
| | |
| |
2-я четверть Ноябрь | | |
Классные часы | | «Вверх по лестнице жизни» | Школа самообразования «Ты и твоё время» | «Как победить дракона или Удержись от вредных привычек» |
Информационные часы | | «Мои сверстники за рубежом» | | Кризис! Что это такое? |
Конкурсы | |
| | Конкурс проектов «Что бы я сделал, чтобы моя школа преобразилась» |
Театрализованные представления | |
| | |
Праздники | |
| «Спорт в жизни моей и моей семьи» | День матери. Участие в концерте. Подарки мамам делаем сами. |
Олимпиады | | Участие в олимпиадах | | |
| |
Декабрь | | |
Классные часы | «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» | «Виртуальное путешествие «Города-герои» | Диагностическая игра «Открытый микрофон» | «Настоящий друг» |
Информационные часы | Трудное детство моих сверстников | О человеческом мужестве и героизме. | Конституция страны – основной закон государства. | |
Праздники | |
| | Праздничный новогодний карнавал |
Конкурсы | Конкурс знатоков русского языка «Русский медвежонок» |
| На лучший новогодний концертный номер | |
Экскурсии и походы | | Заочная экскурсия «По залам Третьяковской галереи» | | Посещение катка |
Проекты | |
| | |
Родительские собрания | | «О родительском авторитете» | | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
3-я четверть Январь | | |
Классные часы | | Школа самоорганизации «Искусство успевать» | «Вредная пятёрка и полезная десятка» | «Детство, опалённое войной» |
Информационные часы | |
| | «Ты, я, он, она – вместе дружная страна» |
Праздники | | Колядки | | Нравственный театр «О поступках хороших и плохих» |
Экскурсии, походы | |
| | День здоровья. Катание на санках |
| |
Февраль | | |
Классные часы | «Русский гений», посвящённый Ф.Шаляпину. | Нравственный театр «О поступках хороших и плохих» | «Чти отца своего» | «Свои и чужие» |
Конкурсы | Предметные чемпионаты |
| | «Гардемарины, вперёд!» |
Информационные часы | |
| Страны. События. Люди. | |
Экскурсии, походы | |
| | День здоровья. «Зарница» |
| |
Март | | |
Классные часы | «Герои российского спорта» | «Дети и деньги!» | «Ура! Каникулы!» Итоги третьей четверти. | |
Информационные часы | |
| По страницам Красной книги. | |
Праздники | «Красные девицы – умницы и мастерицы» |
| | |
Конкурсы | Конкурс поделок-подарков для мам |
| | |
Театрализованные представления | |
| | Масленица |
Экскурсии, походы | |
| | Посещение музея изобразительных искусств |
Родительские собрания | | «Книга жизни школьника: отношение ученика к учебной и художественной литературе». Собрание родителей и учеников | | |
| |
4-я четверть Апрель | | |
Классные часы | | «Праздник здорового смеха» | «Научись говорить «нет» | «Песня о солдатской шинели» |
Информационные часы | Творить благо | О космонавтике и космонавтах | | |
Конкурсы | |
| | Выставка фотоснимков о войне «Из семейного архива» |
Театрализованное представление | |
| | КВН «Девчонки – мальчишки» |
Праздники | |
| | |
| | Май | | |
Классные часы | Герои земли русской | Суд совести | «Моя роль в коллективе» Диагностический классный час | Подведение итогов сотрудничества за учебный год. |
Конкурсы | Конкурс сочинений, посвящённый 65-летию Победы |
| | |
Встречи | Встречи с ветеранами войны и тыла |
| | |
Походы, экскурсии | | Возложение цветов к памятнику погибшим воинам. | Туристический слёт | Поездка в Санкт-Петербург |
Праздники | |
| | «Здравствуй, 8 класс!» |
| |
| | |
Родительские собрания | |
| «Поговорим о способностях» | |