Человек как субъект, объект и жертва социализации


Человек как субъект, объект и жертва социализации

Выделяют несколько направлений в социальной педагогике:

  • Человек как субъект социализации – рассматривает человека как активного деятеля системы восприятия, усвоения, трансформации и ретрансляции социального опыта в структуре полисубъектных отношений и культурно-исторических средств, методов и моделей социализации.

  • Человек как объект социализации – рассматривает человека как основной элемент, на который направлено социальное воздействие, человек, вступающий в систему полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований в микро-, мезо-, макро- и мегасреде.

  • Человек как жертва процесса и условий социализации – рассматривает человека как деформированную личность условиями и моделями социальных отношений. Анатолий Викторович Мудрик выделяет на каждом возрастном этапе социализации наиболее типичные опасности:

  • Внутриутробное развитие плода: психосоматическое, физиологическое и социальное нездоровье родителей, плохое питание матери, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

  • Дошкольный возраст (0-6 лет): болезни и физические травмы, неправильное воспитание, неблагоприятное социальное взаимодействие с ребенком – нежелание, нелюбовь, равнодушие, презрение, ненависть к нему, черствость, гипер- и гипоопека и пр., отверженность среди сверстников, агрессия, злость и т.д.

  • Младший школьный возраст (6-10 лет): аморальность родителей, асоциальность (социальное неблагополучие) семей, неполная семья или воспитание ребенка в детском доме или попечителями, непонимание в школе, в семье, в микрогруппах, низкое развитие речи, интеллекта, асоциальная система ценностей, низкий интерес к учению, общению и общественным поручениям, высокий уровень утомляемости, заболеваемости и дискомфорта в микро- и мезогруппах, замещение реальности фантазиями, ложью, деструктивные формы взаимоотношений со сверстниками и младшими, с животными и растительным миром, неадекватная самооценка, необъективный уровень притязаний и пр.

  • Подростковый возраст (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, наркомания, нищета в семье, гипо- и гиперопека, компьютерные игры, фобии, растление, изнасилование, одиночество, акселерация (опережение) или отставание в развитии, частые переезды семьи, развод родителей и пр.

  • Ранняя юность (15-17 лет): пьянство, алкоголизм, наркомания, ранняя беременность, нищета семьи, вовлечение в преступные группы, религиозные секты, тоталитарные группировки, физические травмы и дефекты, навязчивый бред дисморфобии (приписывание себе несуществующего дефекта или недостатка), непонимание окружающими, одиночества, травля, изгнание из группы ровесников, неудачи в отношениях с противоположным полом, фиксация на неудачах и плохом настроении, суицидальное поведение, потеря смысла жизненной перспективы и пр.

  • Юность (18-23 года): пьянство, алкоголизм, наркомания, нежелательная беременность, изнасилование, нищета семьи, безработица, одиночество, противоправная деятельность, разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом, невозможность продолжения образования и пр.


Свежие документы:  ЦАРСТВО СКАЗОК. Спортивный новогодний праздник - путешествие по сказкам

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: