Повышение интереса учащихся к урокам физической культуры путем применения якутских национальных видов спорта и якутских национальных игр


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октемский лицей» Муниципальное управление образования Хангаласского района (улуса)








Повышение интереса учащихся

к урокам физической культуры

путем применения якутских национальных

видов спорта и якутских национальных игр





Бурнашев Федор Федорович,

учитель физической культуры МБОУ «Октемский лицей»








с. Чапаево, 2013 г.


Одной из актуальных проблем педагогической деятельности является укрепление здоровья школьников, полноценное развитие их физических качеств. И это связано с тем, что в стране повсеместно с каждым годом увеличивается число заболеваний среди детей и подростков. Так, в Республике Саха (Якутия) число детей и подростков с серьезными отклонениями в состоянии здоровья увеличивается изо дня в день. Как известно, одной из причин таких заболеваний служит отсутствие закаливающих процедур, слабая вовлеченность детей в физкультурно-оздоровительную деятельность. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема снижение интереса школьников к физической культуре. На наш взгляд, одним из решений данной проблемы может стать введение в школах целенаправленного физического воспитания учащихся, основанного на народных традициях.

На сегодняшний день актуальными остаются проблемы совершенствования системы интеграции игровых традиций и предмета «Физическая культура» в национальных школах Якутии. Национальные игры как вид, форма и средство воспитания исследованы в трудах Н.К. Шамаева, В.П. Кочнева, А.А. Григорьевой, Д.Н. Платонова, И.И. Портнягина, Е.В. Алаас, А.А. Сергина, М.И. Павловой, Г.Н. Волкова, А.Ф. Афанасьева и др.); а также проблемы физического воспитания в условиях регионального образования изучены В.П. Кочневым, Е.В. Алаас, В.Х. Ивановым, Н.Н. Куриловым, М.Н. Лыткиным, Г.В. Роббек и др.

Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс физической культуры народных традиций, используемых педагогом для формирования интереса у школьников к физической культуре, отсутствием содержательной насыщенности регионального компонента в теоретическом разделе учебной программы физического воспитания.

Проведенный нами анализ научных исследований по изучению деятельности общеобразовательных якутских школ привел нас к выявлению различных противоречий их жизнедеятельности, в частности, выводу о том, что проблемы обучения и воспитания средствами этнопедагогики остаются не исследованными. Например, мы считаем, что развитие интереса у школьников к физической культуре будут наиболее эффективны только тогда, когда участие в них вызвано внутренними побуждениями школьника, интересом к национальным видам спорта, к народным играм. В зтом случае они будут способствовать развитию творческой активности, откроют пути для самосовершенствования личности.

Свежие документы:  Поурочный план по физической культуре "Гимнастика" 9 класс

При соответствующей организации учебно-воспитательного процесса обеспечивается как личностное, так и физическое развитие школьника. Для решения этой проблемы, на нащ взгляд, нужно организовать следующие формы и методы работы:

  1. В каждой школе должна быть разработана и внедрена такая учебная программа по физической культуре с интеграцией этнопедагогики, в которой были бы учтены особенности образовательного учреждения и состояние здоровья школьников. Эта программа должна состоять из трех блоков: образовательного, профессионального и оздоровительного. В разработке программы наравне с учителями-физкультурниками приняли бы участие медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, корпус классоводов. Такая программа была эффективным способом решения проблемы.

  2. Формирование интереса у школьников средствами национальных видов спорта будет эффективным, если сами учителя-физкультурники будут иметь профессиональную подготовку — знать традиционную игровую культуры, владеть специальными этнопедагогическими методами физического воспитания школьников, находить личностноориентированный подход к ученику для раскрытия его индивидуальных творческих способностей, природных задатков.

  3. Использование элементов национальных игр содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения.

  4. Организация физкультурно-оздоровительной мероприятий с учетом особенностей учебного учреждения и здоровья школьников. В школах повышенного уровня обучения (например, в такой, какой работаю я) с начального звена можно организовать работу кружка интеллектуальных национальных игр и т.п.. В среднем звене и старших классах из-за насыщенности учебной нагрузки ученики испытывают двигательный дефицит. В результате этого у учеников снижается общая сила и работоспособность скелетной мускулатуры, развиваются заболевания, связанные с нарушением осанки. В связи с этим в течение проводится общешкольная спартакиада по различным видам спорта. Включение соревнований по национальным видам спорта значительно оживило и разнообразило эти соревнования, популяризировало их, развило интерес школьников к физической культуре, усилило темпы развития профессионально-прикладных, морально-волевых, патриотических и физических качеств.

В процессе включения в урочную и внеурочную деятельность национальной системы физического воспитания, традиционного семейного воспитания значительно повысился интерес к урокам физической культуры. Этот интерес базируется на сознательной дисциплине, понимании и соблюдении норм коллективного поведения. Укрепляются такие нравственные качества, как ответственность, чувство долга, решительность, смелость, морально-волевой дух, трудолюбие, уважение национальных традиций, взаимопомощь, патриотизм, интернационализм, вырабатываются социально-ценностные качества, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, самому себе.

В заключение хочется сказать, что:

  1. Национальные упражнения, игры и виды спорта развивают интерес школьников к физической культуре, усиливают темпы развития профессионально-прикладных, морально-волевых и физических качеств.

  2. Разработанная модель подготовки школьников, состоящая из трех блоков образовательного, профессионального и оздоровительного способствует развитию интереса школьников к физической культуре.

Безусловно, сказанное нами не исчерпывает всех вопросов физического воспитания школьников. Содержание этой работы только открывает перспективу для дальнейших поисков и разработок.

Список литературы

  1. Алаас Е.В., Сабарайкин СВ. Педагогическая система воспитания на народных традициях//Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: материалы V межрегион. науч. конф. — Хабаровск, 1997, с. 3-4

  2. Ашмарин Б.А. Методика научно-исследовательской работы по физическому воспитанию. — М: Просвещение, 1979, 152 с.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания — М. Просвещение, 1990

  4. Барахсанова ILA. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуадьном развитии детей 4-11 лет. — Автореф. дисс. канд. пед. наук Якутск, 1995, 22 с.

  5. Белинович В.З. Вопросы организации физического воспитания учащихся профессионально технических училищ с учетом профессиональной подготовки. — М.: Высшая школа, 1997, 47 с.

  6. Богданов Г. Руководство физическим воспитанием школьников. — М.: Просв., 1972

  7. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в IVVI классах — М.: Просвещение

  8. В.Богданов Г., Мейксон Г.Б. Уроки физической культуры в VIIVIII классах. — М:. Просв. 1981

  9. Винокурова У .А. Воспитание и образование детей народов Севера. Нац. издательско-полиграфическая компания «Сахаполиграфиздат» Якутск, 1997

  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика.М.: Чувашское кн. изд-во, 1974

11. Камекцер M.X. Урок после урока. — М., 1987

12. Кочнев В.П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии: Автореф. дисс. канд. пед. наук –Якутск,1995, 27с.

13. Кочнев В.П. Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Республики Саха (Якутия)//Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: Материалы регион, науч. конф., посвящ. 140-летию Хабаровска и 60-летию Хабаровского края — Хабаровск, 1998, с. 57-59

14. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994, 19 с.

15. Максимов П.С. Проблемы физической культуры, здоровья и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи – Якутск, 1999

16. Материалы научно-практической конференции и проблемы организации непрерывного образования по физической культуре и спорту СО РАН. — Якутск, 2000.

17. Пензулаева Л. И. Малочисленная школа. Физическое воспитания — М., 2000

18. Платонов Д. Педагогические особенности организации профессиональна-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания (на примере национально-региональной системы образования PC (Я)// Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1999

19. Погадаев П.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2000

20. Портнягин И.И. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха М: Academia, 1999

21. Портнягин И. Интеллектуальное развитие кольников-спортсменов. М.: Academia, 1998, 96 с.

19. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале XXI века: состояние, проблемы и перспективы — Якутск, 2001

2. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ. Сост. Большенков В.Г. — М., 1992, 36 с.

21. Программа физического воспитания учащихся классов с направленным развитием двигательных способностей. Сост.: Лях В.И., Мейксон Г.Б. М: Просвещение, 1993, 64 с.

22. Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся 1-10 классов общеобразовательной школы. Якутск, 2000

23. Шамаев H. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. — Якутск 1996

24. Шамаев H.К., Павлов К.В. Физическое воспитание для сельских школ: школьная программа. – Якутск, 1992

25. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера. – Якутск, 1999

26. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. — М., 1973


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Вулканы. Горячие источники"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: