Программа по туризму (туристический кружок)


Пояснительная   записка 

Дополнительная образовательная программа «Спортивный  туризм » основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Саратовской области.

Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:

— разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;

— повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;

— в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;

— воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;

— приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Саратовской области;

— приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.

Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 10-17 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере.

Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму.

Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 8 часов или 1 раз в неделю по 4 часа.

На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья.

При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.

Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах.

Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика.

Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения

На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня, участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.

Свежие документы:  Разработка конспекта игрового урока по физкультуре

Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.

Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

— делать пешие переходы с грузом;

— ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;

— определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;

— передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия;

— пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;

— выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью;

— принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере.

На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.

Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм.

Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

— участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный);

— прокладывать свой путь с помощью компаса и карты;

— передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия;

— пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях;

— принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса;

— совершить ряд походов:

  • походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы).

  • категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности),

  • поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.

На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.

Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации.

Критерии оценки:

— участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма

(пеший, лыжный);

— участие в организации и проведении экспедиций;

— участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.;

— участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей;

— участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений;

— участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму;

— выполнение нормативов на спортивные разряды;

— подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ;

— видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.








Дата

Программный материал

Коли-чество часов

Примеча-ние

11.09

Инструктаж по технике безопасности во время проведения походов и практических занятий.

1


11.09

Маршевая подготовка.

2


11.09

Обозначение на карте. Стороны горизонта.

1


11.09

Топографические знаки. Рельеф местности.

1


11.09

Ориентирование на местности с помощью карты.

3


25.09

Маршевая подготовка.

2


25.09

Повторение топографических знаков и рельефа местности.

1


25.09

Масштаб карты. Виды масштабов.

1


25.09

Ориентирование на местности с помощью карты и компаса.

3


25.09

Подвижные игры (формирование выносливости).

1


09.10

Комплектование медицинской аптечки. Изучение лекарственных препаратов.

1


09.10

Маршевая подготовка.

2


09.10

Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.

1


09.10

Оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, укусов ядовитых змей и насекомых, простудных заболеваниях.

1


09.10

Разведение костра. Приготовление пищи на костре.

1


09.10

Проведение измерительных работ (расстояние до недоступного объекта, высота объекта, азимут на объект).

2


23.10

Маршевая подготовка.

2


23.10

ТПТ: маятник, параллельные веревки, прохождение по бревну.

1


23.10

ТПТ: спуск и подъем спортивным способом.

1


23.10

ТПТ: переправа по кочкам, вязка туристических узлов.

1


23.10

Разведение костра, приготовление пищи на костре.

1


23.10

Ориентирование в заданном направлении.

2


13.11

Маршевая подготовка.

2


13.11

Проведение измерительных работ.

2


13.11

Разведение костра, приготовление пищи на костре.

1


13.11

Подвижные игры (формирование координации и движения).

1


13.11

Подвижные игры (формирование выносливости).

1


13.11

Установка туристической палатки.

1


27.11

Маршевая подготовка.

2


27.11

Спортивное ориентирование в заданном направлении.

2


27.11

Разведение костра, приготовление пищи на костре.

1


27.11

Подвижные и спортивные игры.

1


27.11

ТПТ: преодоление различных препятствий.

1


27.11

ТПТ: вязка туристических узлов, установка палатки.

1


11.12

Маршевая подготовка.

2


11.12

Спортивное ориентирование в заданном направлении.

3


11.12

Разведение костра, приготовление пищи на костре.

1


11.12

Подвижные и спортивные игры.

2


25.12

Правила по технике безопасности во время проведения зимних походов и проведения лыжной подготовки.

1


25.12

Оказание первой доврачебной помощи в зимний период.

1


25.12

Выбор одежды и подбор лыжного снаряжения для похода и для соревнований в лыжном спорте.

1


25.12

Комплектация лыжного снаряжения.

1


15.01

Маршевая подготовка.

1


15.01

Техника передвижения на лыжах в колонне.

1


15.01

Техника преодоления препятствий.

1


15.01

Техника передвижения на лыжах. Маршевая подготовка.

1


18.01

Маршевая подготовка.

1


18.01

ЛП : одношажный одновременный, бесшажный одновременный, одношажный попеременный ход.

2


18.01

ЛП : повороты в движении, торможение плугом.

1


22.01

Маршевая подготовка.

2


22.01

Техника различных ходов на лыжах.

2


22.01

Подъемы и спуски на лыжах.

1


22.01

Привал. Приготовление пищи в зимних условиях.

1


22.01

Подъемы и спуски (совершенствование навыков)

1


22.01

Техника передвижения на лыжах различными способами.

1


29.01

Маршевая подготовка.

1


29.01

Классический ход на лыжах.

1


29.01

Свободный ход (коньком).

2


05.02

Маршевая подготовка.

2


05.02

Ориентирование на маркированной трассе.

2


05.02

Совершенствование техники спусков.

2


05.02

Лыжная гонка 3 км.

2


12.02

Маршевая подготовка.

1


12.02

Техника передвижения на лыжах.

1


12.02

Лыжная гонка 3 км (классический ход)

2


19.02

Маршевая подготовка.

2


19.02

Лыжная гонка 5 км. (свободный ход)

2


26.02

Маршевая подготовка.

2


26.02

Ориентирование на маркированной трассе.

2


26.02

Спуски и подъемы (совершенствование техники)

1


26.02

Командная лыжная гонка 5 км. (смешанный ход).

3


05.03

Маршевая подготовка.

1


05.03

Лыжная гонка 5 км. (классический ход).

3


12.03

Маршевая подготовка.

1


12.03

Ориентирование на маркированной трассе.

2


12.03

Привал. Приготовление пищи в зимних условиях.

1


12.03

Подвижные игры.

1


12.03

Техника передвижения на лыжах в колонне при прокладывании новых маршрутов.

3


16.04

Маршевая подготовка.

2


16.04

Ориентирование в заданном направлении.

4


16.04

Подвижные игры.

2


30.04

Маршевая подготовка.

2


30.04

Ориентирование по выбору.

2


30.04

Привал. Приготовление пищи.

1


30.04

Техника пешеходного туризма (полоса препятствий).

3


21.05

Маршевая подготовка.

2


21.05

Изучение местных достопримечательностей.

4


21.05

Встречи и беседы с местными жителями по теме «история населенного пункта».

2


21.05

Встречи и беседы с ветеранами ВОВ и труда.

2


21.05

Экологические и археологические исследования.

3


21.05

Разбитие бивуака.

1


21.05

Приготовление пищи.

1



Свежие документы:  Конспект внеурочного занятия по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" Спорт в жизни детей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: