Статья на тему «Фитнес — технологии в физкультурном образовании школьников»




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138, Калининского района, города Санкт-Петербурга



Статья

на тему

«Фитнес — технологии в физкультурном образовании школьников»

(возраст7-15 лет)



Подготовила

Петрукович Наталья Витальевна

учитель физической культуры





Санкт-Петербург

2012

1. Основы занятий фитнесом

Определение понятия, характеристика видов фитнеса

Фитнесс — это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес — это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов .

В последнее время принято говорить о двух направлениях в области оздоровительного фитнеса: европейском и восточном. В основе различий в системах физической культуры Востока и Запада лежат различия в менталитете, философии, а также национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской и восточной культур, используются различные механизмы управления движениями. В фитнес бизнесе мы используем в основном западные технологии. Истоками западного искусства движения являлись танцы, пришедшие к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека в познании своей сущности и лечении себя и своих соплеменников, а также рациональный функциональный подход: физические упражнения направлены на совершенствование своего тела и улучшение функционирования сердечнососудистой системы. Принципиальным моментом в европейской системе является эстетика тела — этому вопросу уделяли очень много внимания еще в Древней Греции и Древнем Риме. В этом легко убедиться, если обратиться к скульптуре Древнего мира.

Искусство движения на Востоке — популярная сейчас китайская оздоровительная система ушу, так же как и другая восточная физическая культура йога — это философия, основанная на древнейших заповедях, наука о жизни в единстве с природой. Любая восточная система физических упражнений в той или иной степени связана с медитацией. Восток щедро делится своими сокровищами — важно уметь распоряжаться ими, учитывая менталитет разных народов, а не механически перенимать лишь внешнюю форму движений.

Фитнес на современном этапе.

Сейчас фитнес разделяется на два вида: in-door (внутри помещений) и out-door (любые виды фитнеса вне закрытых помещений, на открытом воздухе), которые, в свою очередь, подразделяются на групповые и индивидуальные

Групповые программы фитнеса

Основная цель групповых занятий — положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса. К ним относятся кардиореспираторная выносливость (кадиотренировки), (приложение 1) мышечная сила и выносливость, гибкость, координация, коррекция фигуры, регуляция психофизического состояния.

К направлениям, способствующим улучшению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, сгоранию жира, относятся классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды аэробики и др.

Классическая (базовая) аэробика стала развиваться в 80-е гг. прошлого века в США. Ведущие специалисты фитнеса, звезды Голливуда совместными усилиями разрабатывали и пропагандировали программы, улучшающие здоровье, способствующие снижению веса тела, коррекции фигуры. Современная классическая аэробика имеет собственный хореографический «язык» — различные шаги, подскоки, скачки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, организованные в комбинации различной координационной сложности, выполняемые без пауз отдыха. Степ-аэробика появилась в 90-х гг. прошлого века. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы позволяет регулировать высоту, а следовательно, и физическую нагрузку, проводить одновременно занятия с людьми разного уровня подготовленности, т.е. индивидуализировать процесс.

Силовые виды фитнеса. Один из ведущих законов фитнеса — это соблюдение принципа гармоничного сочетания упражнений, направленных на улучшение работы сердечнососудистой системы и развитие силы. Среди групповых программ, предлагаемых спортивно-оздоровительными клубами, до 40-50% составляют различные упражнения для развития силы. Это уроки и упражнения для всех мышц тела, и только для верхней части, и для мышц живота и спины. Для повышения эффективности подобных занятий широко применяются различные свободные веса: гантели, бодибары (гимнастические палки), специальная штанга (памп), набивные мячи, гири.

Для увеличения нагрузки при выполнении силовых упражнений используются различного рода эспандеры, которые часто применяются в сочетании с другим фитнес-оборудованием.

Принципиально, что занятия силовыми упражнениями сохраняют специфику аэробики: проводятся практически без пауз отдыха, под музыку, с соблюдением общей структуры урока (с разминкой, основной частью, заминкой).

Циклическая аэробика. Так можно назвать целую группу аэробических программ, где в основном используются не гимнастические или танцевальные упражнения, а циклические виды физической активности, которые выполняются под музыку с различными гимнастическими добавками (в основном движениями рук, туловища). Они являются прекрасным средством тренировки сердца и сосудов.

Особое место в семействе аэробических программ занимает интервальная аэробика. Урок состоит из нескольких блоков с чередованием упражнений аэробной направленности (классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды) с определенными интервалами отдыха, которые могут быть не только пассивными, но и активными, и включать ряд силовых упражнений, а также упражнения на растягивание. Возможно создание программ для начинающих, подготовленных и хорошо тренированных. Это очень эффективная форма, позволяющая гармонично развивать силу, гибкость и выносливость.

Программы с элементами восточных видов единоборств — прекрасное средство оздоровительной тренировки. Во-первых, все приедается, и людям постоянно хочется чего-то новенького, свежего. А боевые и оздоровительные виды восточных единоборств не могут пожаловаться на однообразие. Во-вторых, многие люди хотят приобрести навыки самообороны, психологически почувствовать себя не только здоровым, но и умеющим постоять за себя в сложных жизненных ситуациях. Большой популярностью у молодежи пользуется аэробика с элементами бокса и кикбоксинга. Особым спросом в последнее время пользуются занятия, в основе которых лежат элементы афро-бразильской борьбы – капоэйра.

В самостоятельный блок также выделились координационные тренировки, способствующие развитию очень нужной каждому способности удерживать равновесие. Особой популярностью эти программы пользуются у детей и людей старше 40-50 лет. Фитнес- индустрия производит различное оборудование для координационных тренировок: специальные резиновые полусферы, подвижные платформы, мягкие поролоновые валики, аэростепы, резиновые модули и др.

Различные резиновые, набивные мячи традиционно использовались в основной гимнастике и лечебной физкультуре, а теперь они пришли и в фитнес. В аэробике особенно популярны программы со специальным пластиковым мячом диаметром от 35 до 65 см. Это вносит некоторый игровой момент в занятия, способствует тщательной проработке отдельных мышечных групп, развивает чувство равновесия, улучшает осанку, совершенствует координацию движений.

Программы на гибкость. Подвижность в суставах, эластичность мышц, связок и сухожилий определяет наше долголетие, отражает общее состояние организма, позволяет избежать таких тяжелых заболеваний, как артрозы, артриты и т.п. Большой популярностью пользуются специальные упражнения на гибкость, которые являются неотъемлемой частью занятий на развитие силы, позволяя избежать перенапряжения, боли в мышцах. Они включены и в разминочную часть других занятий. Прекрасным средством улучшения гибкости является, конечно, и йога.

Комбинированные виды аэробики. Все чаще на практике мы встречаемся с комплексным подходом к созданию программ аэробики, получившим в США название верса-тренинг. Наиболее распространенными их вариантами являются: основная форма: 20 мин. аэробной тренировки, 20 мин. — силовой, 20 мин. — стретчинг. Популярна степ-аэробика в сочетании с упражнениями с гантелями, штангой, резиновым амортизатором.

Комбинированные виды аэробики часто организуются в виде интервальной тренировки, в которой чередуются части аэробной и анаэробной направленности с определенными интервалами отдыха, которые могут быть пассивными и активными. Структурно определяющим принципом интервальной тренировки является организационная форма, сочетающая средства как базовой, так и танцевальной аэробики.

К комбинированным можно отнести и программы круговой аэробики, в основе которых лежит одна из организационных форм физической подготовки, разработанных в спорте, — круговая тренировка. Среди новинок следует отметить программу, соединившую элементы восточной и западной культуры движений: джазового танца, танца «Дункан», тай-чи, тэквондо, айкидо, йоги.

Ментальный фитнес — программы «Разумное Тело». Эти программы относятся к мягкому фитнесу, они стали пользоваться большой популярностью в XXI в. Программы — прекрасное средство для снятия стресса, улучшения не только физического, но и психического здоровья, снятия психических зажимов, избавления от многих болезней. К ним относятся йога, китайская гимнастика ушу и ее разновидности, европеизированные программы Пилатеса, Фельденкрайза, Лобана, Александера, Калан Пинкней (каланетика) и др., в которых широко применяются принципы восточных оздоровительных систем. Отличительной особенностью всех восточных систем являются медитация и релаксация. На занятиях йогой основное внимание уделяется активному включению деятельности психики, концентрации внимания к работе мышц и деятельности внутренних органов.

Особое место занимает аквафитнес. Данный вид завоевывает все большую популярность во всем мире. Водная среда создает специальные условия для выполнения движений: замедляется темп их исполнения, в одних случаях облегчается процесс их исполнения, в других — усложняется.

Международная ассоциация водных упражнений рекомендует использовать для занятий различное специальное снаряжение: оборудование, обеспечивающее лучшую плавучесть — пояса, жилеты, доски, специальные манжеты для рук, ног, различные отягощения, которые можно применять в воде, снаряжение для увеличения сопротивления — специальные ласты для рук, ног, весла, резиновый амортизатор.

Среди отечественных программ следует упомянуть программу «Шейпинг». В 1988 г. ленинградскими специалистами под руководством И.В. Прохорцева была разработана и научно обоснована программа занятий, использующая гимнастические и танцевальные движения, и предполагающая строгую регламентацию выполнения упражнений, направленных на физическое и духовное развитие человека, ориентированная на людей всех возрастов и любого уровня физической подготовленности. Шейпинг является единственной запатентованной российской системой оздоровительной тренировки, получившей широкое распространение, прошедшей путь от разработки и экспериментального опробования до рыночного уровня. Положительный результат обеспечивается специальной технологией, включающей диагностические тесты, компьютерные и видеопрограммы, а также шейпинг-питание.

1.2 Принципы оздоровительного фитнеса

Основными принципами оздоровительно — развивающей тренировки, разработанные нами, являются: принцип доступности, принцип «не навреди», программно-целевой принцип, принцип половозрастных различий, принцип индивидуализации, принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека, принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека, принцип интеграции, принцип красоты и эстетической целесообразности.

Принцип доступности.

Польза двигательной активности не вызывает сомнения, но вопрос о том, в каком объеме заниматься, какие средства использовать, остается дискуссионным. Большой поток различной литературы у нас в стране и за рубежом подчас приводит к дезориентации, а научных доказательств полезности той или иной гимнастики, аэробики или методики силовой тренировки явно не хватает. В особенности это касается детей и подростков. Часто авторы ориентируются лишь на свой опыт и интуицию. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им — здоровье человека. Как неразумное применение лекарств по советам соседей, родных, знакомых может привести к отрицательным результатам, так и занятия физическими упражнениями при неправильном применении могут нанести вред.

Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма. В настоящее время уделяется большое внимание разработке программы тестирования состояния здоровья, включающей оценку функционального состояния сердечнососудистой системы, методы ортопедического обследования, оценку физических качеств, анкетирование.

Принцип «не навреди».

Завет Гиппократа «не навреди» должны соблюдать не только медики, но и специалисты в области физической культуры: спортивные тренеры, тренеры-инструкторы в области фитнеса, преподаватели этой дисциплины в школах, вузах и т.д. Физические упражнения, применяемые во многих программах фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию. Исходя из важнейшего принципа — «не навреди» — остановимся, в первую очередь, на противопоказаниях. Это могут быть состояния, затрудняющие адаптацию к физическим нагрузкам.

К заболеваниям, при которых противопоказана физическая тренировка, относятся: заболевания в острой стадии, тяжелые органические заболевания центральной нервной системы, болезни сердечнососудистой системы, болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни, заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функций, болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функций, болезни опорно-двигательного аппарата с резко выраженными нарушениями функций и болевым синдромом.

Однако при этом не исключаются занятия лечебной физкультурой.

Программно-целевой принцип.

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.

Учитывая программно-целевой принцип, необходимо: определить цели и задачи, учитывать материально-техническое обеспечение занятий, провести тестирование, мониторинг, разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения, регулярно проводить врачебно-педагогический контроль, проводить коррекцию тренировочных программ.

Наиболее эффективны занятия фитнесом минимум 2-3 раза в неделю продолжительностью 30-45 мин. Такие установки касаются и проведения занятий с детьми и подростками.

Принцип половозрастных различий.

При составлении программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности не только между взрослыми мужчинами и женщинами, но и между детьми и подростками. В особенности это касается периода полового созревания. Половые гормоны — активные вещества, способствующие росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростков возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковый период окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный рост и развитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого — длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо формироваться мускулатура спины и груди — по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышц подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек — грудной тип дыхания. Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14-15 годам масса мышц составляет общей массы тела, а к 15-16 годам — уже около 1/2 (44%). Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня приблизительно через 1,5 года после достижения максимального роста. У девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин. У юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает уровня взрослых мужчин. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела — истинное ожирение — тормозит этот процесс.

Поэтому, как показали проведенные наблюдения, для подростков в возрасте 14-18 лет лучшей формой занятий фитнесом являются тренировки на тренажерах и со свободными отягощениями; у них также пользуются успехом современные танцевальные формы — различные виды хип-хопа, брейка. Для девочек этого же возраста важную роль играет возможность улучшить фигуру, похудеть, научиться красиво двигаться. Поэтому наравне с базовой аэробикой, сжигающей жиры, улучшающей деятельность кардиореспираторной системы, у подростков популярны такие танцевальные формы, как джаз-аэробика, аэробика, латин-аэробика, а также хип-хоп и фанк. Аэробика с элементами боевых видов спорта (каратэ-аэробика, аэробика с элементами кикбоксинга и др.) одинаково популярна у юношей и девушек.

В фитнесе можно выделить программы для детей, подростков и взрослых до 30 лет, для взрослых в возрасте от 30 до 50 лет и старше 50 лет; особую группу составляют занимающиеся старше 60 лет (Приложение 2).

Свежие документы:  Рабочая программа «Спортивный час в группе продлённого дня»

Принцип индивидуализации.

Соблюдение принципа индивидуализации — одно из главных требований оздоровительной тренировки. Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой — есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.

Индивидуальный подход должен учитывать не только физиологические, но и психологические стороны. Индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, так и жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, соответствовать его требованиям. Для здоровой личности характерна устойчивая «я-концепция» — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Добиться оздоровительного эффекта при занятиях фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления человека как отражение его единой телесно-психической сущности.

Владение простейшими психологическими приемами концентрации внимания, расслабления мышц, релаксации и др. дает хороший оздоровительный эффект.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.

Активная деятельная позиция в жизни, выбор собственных путей, постановка и достижение цели всегда освобождают дополнительную энергию, мобилизуют ресурсы и тем самым обеспечивают улучшение здоровья.

Не менее важное значение имеет и гармонизация взаимоотношений человека с окружающей средой. Это и регион его проживания, экология, комфортность малого жизненного пространства — квартиры, места работы и т.п.

Условия жизни человека только на 15% определяются уровнем здравоохранения, на 20% — генами, а на 65% — образом жизни. Курение, алкоголь, наркотики значительно сокращают ее срок. Поэтому фитнес в любом его проявлении базируется на концептуальной платформе здорового образа жизни.

Принцип интеграции.

Высокая эффективность ОРТ объясняется тем, что технология создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм. Специалисты в области фитнеса опираются на достижения адаптивной физкультуры. Так, например, фитнес с использованием резист-а-бола (фитбола), система Пилатеса — это давно существующие, но немного модифицированные системы адаптивной физкультуры.

Аэробика вбирает в себя, перерабатывает на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта — каратэ, кикбоксинга, гимнастики и др. — и создает такие виды, как тай-бо, каратэ-аэробика, сайклинг и др.

Другой особенностью аэробики является то, что она продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йоги, элементов китайской гимнастики ушу и др.

Аэробика использует методы телесной и пластико-когнитивной терапии, где тело выступает как универсальный посредник между сознанием и бессознательным.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Привлекательность фитнес программ, в особенности среди женщин, заключается в их естественном желании быть красивыми, грациозными, иметь хорошую фигуру. Поэтому одним из критериев отбора средств при создании фитнес — программ и построении комбинаций является эстетика движений.

За 20 лет развития фитнеса в нашей стране произошли отбор и некоторая модернизация в области танцев, гимнастики и других видов спорта, сложилась достаточно стройная система их применения, особенно в классической и степ-аэробике. Система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».

Принцип биоритмической структуры.

Большое значение для сохранения здоровья имеет соблюдение принципа биоритмической структуры. Учет биоритмов позволяет получать максимальный оздоровительный эффект при значительно меньшей силе воздействия. У каждого человека свой хронотип, т.е. соотношение суточных ритмов бодрствования и сна. С суточным ритмом синхронизировано около 300 физиологических функций. Тип суточного ритма у человека остается постоянным, его практически нельзя изменить — остается только подчинить этому ритму свою жизнь. Наибольшая работоспособность обычно приходится период от 8 до 10 ч и от 17 до 18 ч.

У девочек с наступлением месячных наблюдается изменение работоспособности в зависимости от фазовариально-менструального цикла. Наиболее высокий психический и физический тонус наблюдается на 3-й неделе при средней продолжительности цикла 28 дней.

Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом в школе.

Позитивное влияние занятий выражается в следующем: профилактика заболеваний сердечнососудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышение иммунитета детей и подростков, избавление от лишнего веса, улучшение осанки, улучшение двигательных качеств, приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков, выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, — правильного сидения, стояния, подъема тяжестей, возможность предотвращения травм, улучшение телосложения, выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями, развитие двигательной памяти.

Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность проявить себя — участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу — программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса: спортивной аэробикой, фитнес-аэробикой, черлидингом и др.

Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся. Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий — одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий: классическая аэробика для всех возрастных групп, фитбол для учеников младших классов, степ-аэробика для всех возрастных групп, танцевальная аэробика (для девочек — латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, для мальчиков — брейк, хип-хоп), фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами — в виде: (групповых программ, круговых тренировок, функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств), фитнес с использованием тренажеров, outdoor fitness — велосипеды, ролики, силовые виды фитнес-гимнастики.

В связи с этим при планировании оздоровительной тренировки следует учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается именно при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу: при занятиях шесть раз в неделю рекомендуется три раза выполнять кардиопрограмму и три раза — силовую.

Фитнесс — это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма.

В последнее время принято говорить о двух направлениях в области оздоровительного фитнеса: европейском и восточном. В основе различий в системах физической культуры Востока и Запада лежат различия в менталитете, философии, а также национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской и восточной культур, используются различные механизмы управления движениями. В фитнес бизнесе мы используем в основном западные технологии.

К направлениям, способствующим улучшению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, сгоранию жира, относятся классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды аэробики, классическая (базовая) аэробика, силовые виды фитнеса, циклическая аэробика.

Основными принципами оздоровительно — развивающей тренировки, разработанные нами, являются: принцип доступности, принцип «не навреди», программно-целевой принцип, принцип половозрастных различий, принцип индивидуализации, принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека, принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека, принцип интеграции, принцип красоты и эстетической целесообразности.

2. Особенности проведения занятий аэробикой

Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим выраженный тренирующий эффект, который обеспечивает оздоровительное воздействие.

При разработке программы занятий фитнесом для детей 6-9 лет мы исходили из следующих теоретических предпосылок:

1. Физические упражнения подбираются с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников. Большинство из них в этом возрасте активны, энергичны. Для них нужно организовать интересные занятия с чередованием спокойных и активных упражнений, чтобы они могли выполнять разнообразные несложные движения, которые не утомят ребят, а помогут им сосредоточиться на уроке.

Дети 6-9 лет нуждаются в активном обучении. Мыслить для них — значит делать. Чтобы им понять, нужно видеть. Правильный показ упражнений имеет очень большое значение. Ученики должны сами выполнять все действия, даже если они еще не могут рассчитать силу. Одобрение, внимание и любовь повышают эффективность их работы и мотивацию к занятиям. Не оставляйте без внимания никого! Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными.

В этом возрасте у них хорошо развиваются гибкость, быстрота и координация движений, ловкость — способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7-8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 8-9 лет изменяется процесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков — быстрыми темпами.

2. Говоря о принципе преемственности, раскроем его на следующем примере. Мы предлагаем внедрять в практику физической культуры в школе средства и методы современного фитнеса, в частности базовых видов аэробики. С детьми 6-7 лет это классическая аэробика с использованием традиционной игры в классики, а также с игрушками; с 8-9-летними — с мячами, скакалкой; при работе с детьми и подростками в возрасте 10-17 лет мы рекомендуем проводить традиционные групповые занятия, включая в программу соревновательные комбинации фитнес-аэробики, спортивной аэробики, черлидинга.

3. Психическая структура телесности — единственная структура психики, которая полноценно функционирует у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий через их многократное повторение к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный — он охватывает весь период детства. Движения у ребенка должны быть связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Такая возможность для ребенка — одно из самых предпочитаемых удовольствий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

4. Большое значение имеет развитие навыков общения. В играх — двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимы, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7%, на интонацию речи приходится 38%, на жесты, мимику, моторику человеческого тела — 55%.

5. Большое значение при работе с детьми школьного возраста имеет музыка. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В возрасте 6-9 лет развиваются способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре.

6. Многие детские игры, занятия йогой в парах, группах построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Танцы-игры со сменой партнеров снимают искусственные барьеры, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствует себя полноправным членом коллектива, а лидер, привыкший пренебрежительно относиться к «тихоням» и «задирам», открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

7. Организация занятия должна побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, зала, где проходят игра, эстафета и пр. Это очень важно для того, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения.

8. Физическое воспитание детей должно быть креативным. Один из ведущих специалистов в области тренинга креативности у детей и подростков — А. Грецов понимает под способностями с психологической точки зрения «предпосылки к успешному освоению какой-либо деятельности, дающие возможность освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудозатраты, т.е. своеобразный аналог понятия «коэффициент полезного действия» применительно к освоению человеком деятельности». Под творческими способностями автор понимает «характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной».

9. Одним из современных направлений физического воспитания школьников, включая младшеклассников, является внедрение оздоровительных и соревновательных форм аэробики, в частности таких видов массовых спортивных направлений, как фитнес-аэробика, спортивная аэробика, черлидинг. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. Поэтому в разработанную нами программу включались элементы базовых видов аэробики, в частности классической.

10. Отличительная особенность предлагаемой фитнес-программы заключается и в том, что, помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность младших школьников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.

Анатомо-физиологические особенности подростков 10-13 лет.

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких — к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет — брюшной, а у девочек — грудной и брюшной. Рост увеличивается мало, зато значительно возрастает вес тела. К 11 годам рост достигает 140 см, вес доходит до 34 кг. Прибавка в весе за этот период — в среднем 2-2,5 кг в год. Позвоночник, несмотря на то, что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Отклонения положения позвоночника от нормы встречаются чаще всего в виде боковых искривлений — сколиозов, а также в виде плоской, седлообразной, сутуловатой или круглой спины. Увеличивается мышечная масса и, следовательно, сила мышц.

Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к показателям взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого, в связи с большей частотой сердечных сокращений и более быстрым кругооборотом крови. Этим обеспечивается значительно более интенсивный обмен веществ. Частота пульса у детей возрасте 8-11 лет составляет 84-90 уд./мин., а показатели верхнего артериального давления -96-108 мм рт. ст., повышаясь с каждым годом на 3-4 мм.

Свежие документы:  Конспект урока физкультуры «Путешествие с дельфином»

Процесс развития мышц сердца еще не закончен, чем и объясняются наблюдающиеся резкие колебания частоты пульса, нарушения ритма сокращения сердца под влиянием иногда незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам. Эти явления связаны с тем, что у детей данного возраста артерии имеют сравнительно более широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов. Отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой — от 20 до 22 раз в минуту. Жизненная емкость легких у детей в возрасте от 7 до 12 лет возрастает с 1300 до 2000 мл.

Относительно большой размер сердца, повышенная диффузионная способность легких, структура сосудистого русла — эти и многие другие морфологические и функциональные свойства детского организма в данном возрасте как бы предназначены для осуществления этапной целевой функции. В этом возрасте все функции организма достигают своеобразного расцвета. Это относится к самым разным органам и системам, так что к 10-11 годам у нормально развивающегося ребенка все системы организма работают с оптимальной эффективностью.

Период с 9-10 до 13-14 лет, обычно называемый препубертатным, т.е. предшествующим половому созреванию. Другое название этого этапа — подростковый. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап онтогенеза, который с полным правом можно отнести к разряду критических периодов развития. Именно в этом возрасте в организме наблюдается разбалансировка большинства функций, утрачивается их былая эффективность, достигнутая на предыдущем этапе развития.

Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения и формируются грудные железы.

Резкое увеличение скорости роста тела хорошо известно и обычно принимается за начало пубертатного ростового скачка. Стимуляция роста мышечной массы верхних и нижних конечностей по времени не совпадают: пик максимума скорости роста верхних конечностей у мальчиков приходится на 12 лет, в то время как период наиболее интенсивного роста мышц ног наступает в 13 лет. Меняются, нередко в худшую сторону, стереотипы двигательных реакций .

В то же время возрастная картина роста мышечной массы имеет совсем другой вид. Он имеет два максимума: для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй — на 15-16 лет.

Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует

Восходящая часть первого ростового пика относится к периоду начала пубертатных перестроек, который у мальчиков приходится на возрастной диапазон 9-13 лет.

Анатомо-физиологические особенности с учащимися старших классов.

Подростковый возраст — период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные — увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения — окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано .

У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11-12 лет может быть первая менструация — у большинства в 13-14 лет, в 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста .

У мальчиков сроки начала, и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12-14 лет, в 14-15 лет — дальнейшее прогрессировать, первые поллюции, в 18-20 лет — завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых скачков роста. В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие скачки наиболее ярко выражены на первом году жизни: 1,5 — кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела в течение года, рост происходит преимущественно за счет удлинения туловища. В возрасте 5-6 лет — так называемый полуростовой скачок, в результате которого длина тела ребенка достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост происходит преимущественно за счет удлинения конечностей. В 13-15 лет — пубертатный скачок роста, как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, характерные для взрослых женщин. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет; у мальчиков он продолжается еще до 18-21 года, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается формирование плечевой кости/

В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную: стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13-15 лет рост колеблется в пределах 154-160 см, а вес — 42-52 кг. У мальчиков в 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, — примерно 150 см. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52-53 кг .

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес — 53 кг, в то время как у мальчиков — соответственно 167-168 см и 56-57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см и 55-56 кг, а у юношей этого возраста — соответственно 171-172 см и 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых.

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72-80 уд./мин., в 14 лет — уже 72-78 уд./мин., в 15 лет — 70-76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60 -70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт. ст., а для молодого человека 18 лет — 120/70 мм рт. ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений в минуту, а в 14-15 лет — уже 17-18. Их число у старшего школьника — уже как у взрослого человека .

Мышечная система у детей развита хорошо.-Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться с взрослым человеком. Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно — психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность .

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй — на 15-16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей.

Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, ив 16-17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон — они становятся чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.

Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, имеющие более высокий уровень физического развития, обычно массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии.

2.2 Программы проведения занятий фитнесом с детьми школьного возраста

фитнес упражнение школьный программа

Программа «Классики»

В данной программе можно использовать обычный коврик размером 1×2 м, на котором изображены классики, или просто нарисовать их мелом на полу. При этом дети учатся изображению простейших геометрических фигур. Классики позволяют одновременно эффективно разучивать основные шаги классической аэробики, небольшие соединения и комбинации, одновременно изучая основы арифметики. Так, например, традиционным объяснением такого шага, как Ви-степ, являются следующие указания педагога: «Ви-степ — шаг ноги врозь — ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из исходного положения — ноги вместе, колени слегка согнуты. 1 — шаг правой (левой) вперед-в сторону, 2 — шаг левой (правой) вперед-в сторону, 3 — шаг правой (левой) назад в исходное положение, 4 — то же, что 3, но левой (правой) ногой». Такие объяснения даже с показом учителя вызывают у дошкольников затруднения. С помощью игры «Классики» можно объяснять так: «Встали на клеточку 3, сделали шаг правой ногой на клеточку 5, левой — на клеточку 4, вновь правой, затем левой вернулись на клеточку 3» (приложение 5). Можно увеличить амплитуду движений, начиная с клетки 2.

С помощью классиков можно легко обучать детей основным шагам, скачкам и подскокам классической аэробики, а именно: ви-степу (приложение 5), джампинг-джеку (прыжкам ноги врозь — ноги вместе, приложение), бокс-степу (кросс-степу, приложение 7), мамбо(приложение 8), реверс-степу, приставному шагу, выставлению ноги на носок, грейпвайну, переходу с ноги на ногу, поворотам кругом. Одновременно можно обучать устному счету детей 6-7 лет, например: «Мы стоим на клеточках 5 и 4. — Встаньте на клеточку 5+4». Следующим этапом прохождения программы «Классики» было внесение элемента творчества, креативности. Например, — нахождение способа наиболее быстрого прохождения всех клеточек от 1 до 10, используя уже знакомые шаги или подскоки. Преподаватель формулирует задание следующим образом: «Как найти самый быстрый путь прохода всех клеточек от 1 до 10, используя знакомые вам шаги? Кто первый финиширует?» Желательно контролировать выполнение задания — это будет стимулировать активность и ответственность детей .

В табл. 1 приведена система тестирования успеваемости. Оценка проводилась по основным базовым элементам низкой интенсивности: Ви-степ, степ-тач, мамбо и элементу, относящемуся к высокой интенсивности, — джампинг-джек. Учитель оценивает качество исполнения исходя из правильности исполнения самих движений в 5 повторениях, а также умения выполнить их без заступа — точно по указанным клеточкам. Оценивание желательно проводить по пятибалльной системе (от 2 до 5). Контрольный урок следует начинать с разминки и пробного выполнения задания.

Помимо вышеуказанной методики, классики используются в рамках традиционной игры — это воспитывает выносливость, точность движений, общую ловкость, развивает равновесие. В традиционной игре «Классики» обычно используется шайба, которую бросают в клетку 1, затем на прыжке на одной ноге ее выгоняют за черту, затем бросают шайбу в клетку 2, допрыгивают на одной ноге до клетки 1, снова выгоняют ногой шайбу за черту, и таким образом проходят все классики. При неточном броске, потере равновесия, неточном выбросе шайбы ногой за черту классиков начисляются штрафные очки. Другой, усложненный, вариант игры — шайбу ведут по всем классикам от 1 до 10, толкая из квадрата в квадрат. Для симметричного развития рекомендуется выполнять прыжки то на правой, то на левой ноге.

Можно усложнить задачу и таким образом: выполнять ведение шайбы по всем классам как можно быстрее. В этом случае развивается также скорость движений. При этом используется фронтальный метод ведения занятий, повышающий их общую плотность, или индивидуальный.

Образно-ролевые игры.

Данные игры, в том числе разнообразные эмоционально-образные перевоплощения: танцы зверей и птиц, сказочных героев, цветов, огня, воды, облаков, снежинок и т.д., — широко применяются в различных программах детского фитнеса вместе с элементами классической аэробики, акробатики, традиционной гимнастики и гимнастики йогов. Очень большую роль играют сказки: решение сказочных задач, придумывание новых сказок с помощью специальных методик широко используются в области эстетического, художественного воспитания детей, особенно при работе с детьми 6-7 лет. Рекомендуются следующие варианты сюжетно-образных игр, помогающие развивать творческую инициативу детей, с одной стороны, и двигательные качества — с другой:

1) создание коллажа из сказок: например, встреча Буратино, Красной Шапочки и Колобка. Дальше начинается творческая совместная работа детей и инструктора-тренера: двигательное и словесное составление новой сказки, используя сюжеты старых сказок и придумывая новые события. Тренинг включает рассказ педагога, песни, музыку, ролевое изображение сказки, выполнение физических упражнений. Счастливый конец — а это очень важно для воспитания позитивного мировосприятия — дети додумывают сами;

2) создание новых обстоятельств. Этот метод развивает фантазию детей, ломает привычные представления: он заключается в создании таких условий, при которых знакомые герои сказок попадают в новые обстоятельства, фантастические и невероятные;

3) моделирование сказок. Вначале необходимо обучить школьников составлению сказки по предметно-схематической модели, например показать какой-то предмет или картинку, которые должны стать отправной точкой детской фантазии .

Классическая аэробика с мячом.

При проведении занятий с детьми 8-9 лет желательно использовать не только игрушки, но и мячи диаметром 18-20 см. Время выполнения комбинаций можно продлить до 1-1,5 мин. В аэробике с мячом рекомендуется выполнять следующие упражнения для развития координации движений: передачи из одной руки в другую — перед собой за спиной, под ногой, партнеру, броски и ловля после удара о пол, броски и ловля — двумя руками, одной рукой, перекаты по полу, по телу.

Упражнения с использованием различных предметов должны логично сочетаться с элементами классической аэробики. Например, при выполнении ви-степа выполняется бросок мяча, затем степ-тач вправо, мяч, удерживая двумя руками, — к правому плечу; степ-тач влево, мяч к левому плечу; при выполнении степ-тача, бега можно выполнять отбивы, и т.п.

Аэробика со скакалкой.

Обратите внимание на маленьких детей, на их поведение. Ребенок только встает на ножки — и уже начинает подпрыгивать, еще держась за спинку кроватки или мамины руки. Прыжки через скакалку становятся позже одной из любимых игр детей. Именно благодаря естественным формам движений аэробика со скакалкой (Роуп — скиппинг) является одной из самых популярных игр детей. Проведение занятий под музыку значительно повышает их интерес к занятиям, а различного рода композиции позволяют им участвовать в разных показательных выступлениях, конкурсах и соревнованиях. Большой популярностью в Европе пользуется, в частности, шоу-группа «Расти джамперс». Лучшие группы мира демонстрируют свое мастерство на всемирных Гимнастрадах.

Свежие документы:  Валеологические требования к проведению уроков физической культуры

Основным содержанием являются различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально, в парах, группой, а также простейшие акробатические элементы. Специфика упражнений определяется также длиной скакалки: можно использовать короткую, длинную, две длинных. Скакалка, используемая в этом виде спорта, имеет, в отличие от художественной гимнастики, ручки на концах, что значительно облегчает ее вращение при выполнении сложных элементов — прыжков с двойным вращением, скрестное вращение и др. Однако при работе с детьми не исключается и возможность применения веревочной скакалки без ручек, что более безопасно. Занятия проводятся в обычной спортивной форме и кроссовках, которые позволяют избежать излишней нагрузки на стопу .

Длина скакалки подбирается следующим образом: нужно встать на скакалку, ноги на ширине бедер, и натянуть ее. Основания ручек должны доставать до подмышек. Если она окажется велика, можно сделать один или два узла у оснований ручек. При использовании веревочной скакалки без ручек узел делается на концах и фиксируется пластырем или скотчем.

Прыжки через скакалку следует осваивать в следующем порядке:

1) разучить подскоки, скачки и прочие элементы сначала без скакалки и без музыкального сопровождения;

2) выполнить разученные элементы под музыку, постепенно ускоряя темп;

3) разучить движения со скакалкой без музыки, затем под музыку;

4) освоить навыки синхронного выполнения движений в парах, группой;

5) разучить простейшие соединения без музыки, затем под музыку, добиваясь синхронности исполнения;

6) составлять и осваивать комбинации под определенную музыку.

Разнообразные подскоки, скачки, прыжки создают нагрузку для опорно-двигательного аппарата. С целью обеспечения безопасности уроков — избегания травм голеностопных, коленных суставов, а также предупреждения чрезмерной нагрузки на позвоночник — необходимо выполнять основные движения перекатом: во время фазы толчка с пятки на носок, приземления с подушечек пальцев на пятку. При этом пятка приближается к полу, но не касается его, туловище фиксируется мышцами живота, спины. Следует избегать прогиба в поясничной части позвоночника. Технически правильное владение скакалкой в значительной степени определяется темпом и ритмом ее вращения. Чтобы сохранить форму скакалки и избежать ее запутывания, необходимо поддерживать постоянное вращательное движение, которое достигается за счет активного движения руки, особенно кисти. Вращение скакалки должно быть достаточно быстрым; резкое снижение скорости приводит к изменению ее формы. Изменение темпа вращения связано не только с действиями кистей, но и с тягой скакалки, когда меняется радиус ее вращения. Его уменьшение за счет движения только кистями при фиксированном положении рук приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличение радиуса вращения за счет активного движения в плечевых суставах способствует снижению темпа движения .

Упражнения с короткой скакалкой.

Подскоки и прыжки с вращением скакалки вперед (Изи Джамп). Это упражнение достаточно простое, естественное, оно не требует выполнения дополнительных упражнений. При освоении данного элемента применяется целостный метод обучения.

Подскоки на двух ногах с вращением скакалки вперед и промежуточным движением. В отличие от предыдущего движения, вращение скакалки осуществляется не кистью, а всей рукой с подниманием рук в стороны-квверху и опусканием по дуге в стороны-книзу во время каждого подскока. Следует обязательно освоить сочетание данного элемента с вращением скакалки вперед без промежуточных вращений по следующей схеме: 3 обычных элемента, 4-й промежуточный, 2 обычных, 3-й промежуточный, 1 обычный и 1 промежуточный.

По мере освоения данного базового элемента увеличивается темп выполнения подскоков, а следовательно, и скорость вращения скакалки за счет уменьшения радиуса вращения и выполнения вращательных движений за счет кистей .

Разновидности подскоков на двух ногах. «Слалом» — сочетание 1 обычного подскока и 1 промежуточного, который выполняется с небольшим продвижением вправо или влево. Более сложная форма «слалома» — скачки вправо — влево без промежуточного подскока. Выполнение этого элемента требует умения быстро вращать скакалку за счет круговых движений кистью, соблюдая ритм вращений и подскоков. Хорошим подготовительным упражнением может стать вращение скакалки, удерживая ручки одной рукой, а также в парах с партнером в различном темпе под музыку. При этом необходимо соблюдать принцип симметричного обучения — движение обязательно выполняется как правой, так и левой рукой. Одновременно осуществляется и подготовка к работе с длинной скакалкой — вращение скакалки в парах с подсчетом тренера и под музыку.

Твист сочетание 1 обычного подскока с вращением скакалки и 1 промежуточного с поворотом коленей в небольшом полуприседе вправо, влево. По мере освоения твист исполняется без промежуточного подскока.

К базовым элементам данной группы движений относятся и скачки на двух ногах с промежуточным подскоком и вращением скакалки во время его выполнения сбоку (Сайд свинг энд Джамп).

Общая характеристика фитнес-программ.

Ряд программ можно и нужно проводить совместно с девочками и мальчиками. Большое значение имеет правильный подбор музыкального сопровождения. Старайтесь быть «в теме» и шире использовать хиты, популярные среди подростков.

При проведении занятий необходимо соблюдать ряд правил:

1) после интенсивной физической нагрузки недопустима резкая остановка — это может привести к головокружению и даже потере сознания, к так называемому гравитационному шоку;

2) недопустим резкий переход от бега к занятиям лежа на полу — это может вызвать неблагоприятную реакцию организма в период быстрого роста, особенно у детей со слабой физической подготовленностью, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в первую очередь сердечнососудистой системы;

3) не рекомендуется резко менять интенсивность выполнения и характер упражнений — переход должен быть плавным. В связи с этим после активных частей урока следует выполнять так называемую заминку: например, после скачков и подскоков перейти к выполнению базовых шагов классической аэробики.

Классическая аэробика

Хореография классической аэробики усложняется за счет следующих приемов: выполнения модификации основных элементов: например, степ-тач с поворотом кругом, по квадрату степ-тач вправо с правой ноги, с поворотом налево, степ-тач влево с левой ноги, с поворотом направо, степ-тач вправо с правой ноги, и вновь с поворотом налево, степ-тач влево с левой ноги, сочетания движений ног с различными движениями руками; выполнения основных движений с подскоком, скачком: например, Ви-степ выполняется с предварительным подскоком на одной ноге, широкого включения элементов высокой интенсивности: например, толчком одной ноги — скачок на две, простейшие повороты на двух ногах, прыжки толчком двух ног с призешгением на две или сгибая ноги вперед — назад, вертикальные равновесия.

Освоенные элементы организуются в соединения и комбинации. Длительность комбинации может составлять от 1 до 2 мин. в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, опыта занятий аэробикой в младшем возрасте.

Упражнения в парах.

Большое значение имеет тренировка в парах, которая используется как самостоятельная форма движений в композициях, а также как эффективная подготовка к работе с длинной скакалкой и совершенствованию техники ее вращения.

Одним из базовых элементов являются прыжки через скакалку вместе с партнером, вращающим ее, выполняемые спиной или лицом к нему по команде на двух ногах. Большое значение приобретает синхронизация движений по высоте прыжков и скорости вращения скакалки.

Особую группу движений в парах составляет работа с партнером, который входит вращающуюся скакалку, после чего прыжки выполняются совместно. Обратите внимание на технику вхождения: в положении скакалки внизу выполняется шаг правой ногой, во время высшей точки подъема скакалки — поворот направо с шагом левой ноги вперед, затем — скачок. Не следует спешить с прыжками — сначала разберитесь с работой скакалки. При этом можно выполнять различного рода скачки: твист, обычные подскоки, с продвижением вправо, влево, вокруг партнера и др. Возможен прием одновременно двух и более партнеров, что требует от детей развитой координации движений .

Шоу-программы и соревнования.

В программу учебных тренировок часто включается соревновательный элемент. Начинать занятия следует с выполнения композиций в виде шоу-программ на школьных праздниках. Желательно позаботиться о специальной одежде. Возможен спортивный или свободный стиль в костюме, приближающийся к фрик-танцам — костюмированным танцам. Например, в стилизованных фраках в стиле 20-х гг. прошлого века: вспомните форму спортивных парадов на Красной площади, так четко и художественно запечатленных известным художником и фотографом первой половины XX в. Александром Родченко. Все это повышает мотивацию школьников к занятиям. Шире привлекайте родителей к работе — они должны быть вашими первыми помощниками. Далее в зависимости от ваших возможностей, предпочтений, условий работы можно пойти двумя путями: 1) продолжать шоу-программы, усложняя выполнение упражнений включением различных простейших предметов, например воздушных шаров, гимнастических палок, обручей, булав на мягком соединении — ремешках, веревках, цепях, популярных в огненных шоу. Девочки могут использовать веера, зонтики и пр. В Германии, например, подобное направление, очень популярно и носит национальный характер, собирая по несколько сотен участников и несколько тысяч зрителей. Судейство осуществляется, как в спортивных бальных танцах (экспертная оценка по шестибалльной системе), что позволяет данному направлению выделиться в самостоятельный вид массового спорта, названный «гимнастика и танец»;

2) углубиться в соревновательную деятельность и плавно перейти к выступлениям в фитнес — аэробике — новом виде спорта. В этом случае композиции должны соответствовать требованиям соревновательных программ и положений о соревнованиях. Выступайте с ними в вашем муниципальном районе, на дружеских встречах с другими школами, в конце концов, на школьных соревнованиях в своей школе. Всё в ваших руках — дело лишь в желании и умении.

Фитнес-программы .

Как и с детьми 10-13 лет, с подростками в возрасте 14 лет и старше многие фитнес-программы можно проводить совместно. Однако некоторые программы лучше проводить раздельно. Большинство мальчиков стесняются выполнять танцевальные движения — таза, грудной клетки и т.п. Исключение составляют различные стили хип-хопа, фанка, являющиеся неотъемлемой частью субкультуры современности; элементы восточных единоборств, силовые программы, стретчинг, степ спортивно — гимнастического типа, скакалка, булавы с мягким креплением, фитбол, элементы йоги, тай-чи.

Используются и раздельные программы: классическая и степ-аэробика танцевальной направленности с элементами джаза, модерн-танца.

Силовая тренировка в формате урока степ-аэробики.

Не забывайте в программу второй части каждого занятия классической или степ-аэробикой включать упражнения на развитие силы мышц брюшного пресса и спины, боковых мышц туловища, общеразвивающие упражнения, традиционно принятые в гимнастике и фитнесе. Лучше выполнять их в партере — лежа на спине, животе, боком лежа или сидя на степах, что позволит разгрузить позвоночник и снять лишнюю нагрузку со стоп. Не забывайте включать в программу занятий такие упражнения, как отжимание в различных вариантах. Принципиально, что занятия силовыми упражнениями сохраняют специфику аэробики, а именно — проводятся серийно-поточным методом под музыку с применением так называемой выразительной надстройки, т.е. окрашены эмоционально, в соответствии с задуманным стилем. Например, в программе «Латин-аэробика» комплексного характера, где вторая часть занятия посвящена силовой подготовке, упражнения на силу сохраняют эстетическую окраску латиноамериканских танцев за счет характерной работы рук, плеч, головы и т.п.

Дети 6-9 лет нуждаются в активном обучении. Мыслить для них — значит делать. Чтобы им понять, нужно видеть. Правильный показ упражнений имеет очень большое значение. Ученики должны сами выполнять все действия, даже если они еще не могут рассчитать силу. Одобрение, внимание и любовь повышают эффективность их работы и мотивацию к занятиям. Не оставляйте без внимания никого! Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными. В этом возрасте у них хорошо развиваются гибкость, быстрота и координация движений, ловкость — способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7-8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 8-9 лет изменяется процесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков — быстрыми темпами.

Анатомо-физиологические особенности подростков 10-13 лет.

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких — к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет — брюшной, а у девочек — грудной и брюшной. Рост увеличивается мало, зато значительно возрастает вес тела. К 11 годам рост достигает 140 см, вес доходит до 34 кг. Прибавка в весе за этот период — в среднем 2-2,5 кг в год. Позвоночник, несмотря на то, что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Отклонения положения позвоночника от нормы встречаются чаще всего в виде боковых искривлений — сколиозов, а также в виде плоской, седлообразной, сутуловатой или круглой спины. Увеличивается мышечная масса и, следовательно, сила мышц.

Анатомо-физиологические особенности с учащимися старших классов.

Подростковый возраст — период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные — увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения — окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано.

Программа «Классики».

В данной программе можно использовать обычный коврик размером 1×2 м, на котором изображены классики, или просто нарисовать их мелом на полу. При этом дети учатся изображению простейших геометрических фигур. Классики позволяют одновременно эффективно разучивать основные шаги классической аэробики, небольшие соединения и комбинации, одновременно изучая основы арифметики. Так, например, традиционным объяснением такого шага, как Ви-степ, являются следующие указания педагога: «Ви-степ — шаг ноги врозь — ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из исходного положения — ноги вместе, колени слегка согнуты. 1 — шаг правой (левой) вперед-в сторону, 2 — шаг левой (правой) вперед-в сторону, 3 — шаг правой (левой) назад в исходное положение, 4 — то же, что 3, но левой (правой) ногой». Такие объяснения даже с показом учителя вызывают у дошкольников затруднения. С помощью игры «Классики» можно объяснять так: «Встали на клеточку 3, сделали шаг правой ногой на клеточку 5, левой — на клеточку 4, вновь правой, затем левой вернулись на клеточку 3». Можно увеличить амплитуду движений, начиная с клетки 2.

Классическая аэробика с мячом.

При проведении занятий с детьми 8-9 лет желательно использовать не только игрушки, но и мячи диаметром 18-20 см. Время выполнения комбинаций можно продлить до 1-1,5 мин. В аэробике с мячом рекомендуется выполнять следующие упражнения для развития координации движений: передачи из одной руки в другую — перед собой за спиной, под ногой, партнеру, броски и ловля после удара о пол, броски и ловля — двумя руками, одной рукой, перекаты по полу, по телу. Упражнения с использованием различных предметов должны логично сочетаться с элементами классической аэробики. Например, при выполнении ви-степа выполняется бросок мяча, затем степ-тач вправо, мяч, удерживая двумя руками, — к правому плечу; степ-тач влево, мяч к левому плечу; при выполнении степ-тача, бега можно выполнять отбивы, и т.п.

Список использованной литературы



  1. «Аэробика, содержание и методика проведения  оздоровительных занятий» — Е.С.Крючек, С-Петербург, 1999г.

  2. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнес – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.

  3. Фитнес-Аэробика. Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей. М., 2009.

  4. Фитнес для детей и подростков. М., 1997.

  5. Хёдман А., Вуд Д.Г. Система пилатеса. М.: «СОФИЯ», 2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://dream-and-dance.com/aerobika-i-fitnes-video-uprazhneniya-dlya-detej.html

  2. https://allincentive.biz/special-programs/fitnes-programmyi-dlya-detey.html

  3. https://video-ypoku.com/tag/%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%81.html





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: