Элективный курс на тему: «Решение задач по физике повышенной сложности»


Приложение №3


Решение задач по физике

повышенной сложности

(элективный курс)



Пояснительная записка


Настоящий элективный курс рассчитан на учащихся IX класса в объёме 19 часов.


Цель курса:


углубить и систематизировать знания учащихся IX класса по физике и способствовать их профессиональному самоопределению.


Задачи курса:


1.углубление и систематизация знаний учащихся;

2.усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

3.овладение методами решения задач повышенной сложности;

4.подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по физике.


















Содержание программы



1.Вводное занятие (1 ч)


2.Основы кинематики (4 ч)

Механическое движение, относительность движения, система отсчёта. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.


3.Основы динамики (4 ч)

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчёта. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Сила упругости, закон Гука. Сила трения, коэффициент трения скольжения.


4.Законы сохранения в механике (4 ч)

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия, полная механическая энергия. Механическая работа. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.


5. Тепловые явления (4 ч)

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования и конденсации, удельная теплота плавления и кристаллизации, удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.


6. Контроль (2 ч)








Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

Формы контроля

1.Вводное занятие

1 ч

Решение задач по различным разделам физики.

Самоанализ знаний, умений и навыков учащихся.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

2.Основы кинематики

4 ч




Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение.

2 ч

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма решения задач по кинематике

Умение выбрать основное в отобранной информации. Усвоение учащимися алгоритма решения задач по кинематике и применение его на практике.

Фронтальный опрос, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

2 ч

Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решение задач с применением графиков.

Умение строить графики в различных системах координат, умение определять кинематические величины по графику.

Решение задач у доски, тестирование.


3.Основы динамики




Силы в природе.

1 ч

Построение векторов, действующих на тело сил. Нахождение различных сил, действующих на тело по формулам.

Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях и умение находить направление результирующей силы.

Тестирование.

Законы Ньютона.

1 ч

Использование законов Ньютона при решении качественных задач.

Умение практически применять теоретические знания.

Фронтальный опрос,

решение задач у доски, тестирование.

Алгоритм решения задач по динамике.

2 ч

Построение и анализ общего алгоритма.

Решение задач с применение алгоритма.

Усвоение учащимися алгоритма решения задач по динамике и применение его на практике.

Фронтальный опрос,

решение задач у доски, тестирование.

4.Законы сохранения в механике.

4 ч




Законы сохранения полной механической энергии.

2 ч

Выяснение условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.

Усвоение учащимися алгоритма решения задач на закон сохранения энергии и применение его на практике.

Решение задач у доски, тестирование.


Импульс. Закон сохранения импульса.

Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса. Построение алгоритма на закон сохранения импульса.

Умения приводить примеры выполнения закона сохранения импульса в различных случаях. Усвоение учащимися алгоритма решения задач на закон сохранения энергии и применение его на практике.

Собеседование, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

5.Тепловые явления.

4 ч




Расчёт количества теплоты для различных тепловых процессов.

2 ч

Составление таблицы (формулы), составление алгоритма решения задач на тепловые процессы.

Умение выбрать основное в отобранной информации. Усвоение учащимися алгоритма решения задач на тепловые процессы и применение его на практике.

Собеседование, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

Уравнение теплового баланса.

2 ч

Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы. Составление алгоритма решения задач на тепловые процессы.

Усвоение учащимися алгоритма решения задач на уравнение теплового баланса и применение его на практике.

Собеседование, решение задач у доски, самостоятельное решение задач.

6.Контроль

2 ч


Владение теоретическим материалом, умение практически применять его в решении конкретных задач.

Самостоятельное решение задач.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Формирование положительной мотивации у учащихся в обучении иностранному языку»








Критерии успешности


Ученик получает зачёт при условии выполнения не менее пяти задач с соблюдением стандартных требований к их оформлению.









Литература



1.Беклемишев Н.Н., Синанян Л.Г. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Просвещение,2007.


2.Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Физика. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещении,2010.


3. Лукашик В.И., Иванов Е.В. Сборник задач по физике: 7-9кл. – М.: Просвещение,2005.


4.Рымкевич А.П. Физика. Задачник: 10-11.- М.: Дрофа, 2005.


5.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: 9-11. — М.: Просвещение, 1996.


6.Шаронова Н.В., Важеевская Н.В. Дидактический материал по физике: 7-9. — М.: Просвещение,2005.


7.Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике: 7-9. – М.: Просвещении,2006.


8. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике.: 7-9. – М.: Просвещении,2006.













Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вандышевская средняя общеобразовательная школа»





Элективный курс

на тему:

«Решение задач по физике повышенной сложности»








Учитель: Жаткина Татьяна Михайловна





д. Вандышевка, 2012 г.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: