Из опыта учителя: «Зачем в школе изучают физику?»


К.С. Минаков

Учитель физики,

СШ № 25

г. Сатпаев

Из опыта учителя: «Зачем в школе изучают физику?»



Действительно, а зачем? Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд – иначе мы, учителя физики, не слышали бы его многократно. И, кажется, мы прекрасно знаем на него ответ: «Если Вы выбрали физику или математику, то, не ошиблись…, приоритетное место начинает занимать наука… генная инженерия, атомная электроника… новейшее оборудование… развитие нанотехнологии… высокий уровень… решающая заслуга. Знания становятся организующей основой мирового общества ( все цитаты взяты из « Предисловия» к учебнику физики для 11 класса, «Мектеп»). Всё правильно — все достижения технической мысли: компьютеры, автомобили, средства связи, источники тепла и света и многое, многое другое – всё это создало человечество, используя полученные знания. Физика призвана решать новые глобальные проблемы, встающие перед людьми: сохранение планеты, как места, пригодного для обитания всего живого; сведение к минимуму тяжелого, отупляющего физического труда; открытие доступа к достижениям цивилизации каждому, живущему на Земле. И наша страна, Казахстан, не стоит в стороне от мировых процессов. А поэтому изучение физики, равно как и других наук, входит в единый процесс обучения и воспитания новых поколений граждан республики: грамотных, воспитанных, культурных. Слово «культурных» пришло на ум не случайно – здесь я вижу вторую, но не менее важную сторону изучения физической науки. Вот о ней и хочется поговорить отдельно.

Физика не только дает обществу отдельные блага в виде плазменных панелей и сотовых телефонов, но и обеспечивает понимание мира, в котором мы живем, вселяет в людей веру в разумность и познаваемость мира. Но всегда ли на уроках мы, учителя физики, проводим четкую грань между наукой и псевдонаукой? Между учеными и шарлатанами? Всегда ли мы «пламенные революционеры», когда сталкиваемся с лженаучным бредом? Далеко не всегда. Чаще мы молчим. А что они слышат, наши ученики, когда учителя физики молчат? Приведу примеры, увиденные и услышанные мной из самого проникающего в разум СМИ – телевидения (сравните его 24 часа в сутки с одним или даже тремя часами уроков физики в неделю!). С экрана рассказывают о «гениальном» изобретении – генераторе, без каких-либо затрат трансформирующем тепло окружающего воздуха в электрическую энергию. После рекламы появляется следующий «гений», который решил поведать всем о своем открытии: электропитание любого потребителя – от лампочки до холодильника – может осуществляться по одному проводу: вначале ток течет «туда», а затем «обратно» Каково? Да Никола Тесла и Томас Эдисон в подметки не годятся доморощенным «кулибиным». А видели ли вы живого изобретателя машины времени (нет, нет, не в научной фантастике)? А я видел! Недавно изобретатель, а также пилот-испытатель (!) машины времени рассказали зрителям о своей работе и, конечно, поделились о своих впечатлениях, о поездке в прошлое (правда, пока не далеко, всего на несколько минут назад, но ведь это только начало…). После просмотра подобных передач возникает вопрос к журналистам: «Господа! Учили ли вы физику в школе? Хотя бы в 7 или 8 классе?» Но многие люди, еще недавно ходившие в школу, слушают и смотрят такие передачи затаив дыхание, представляя, что скоро они смогут слетать к своей пра-пра-пра-бабушке в гости…

Свежие документы:  Урок по физике в 7 классе по теме «Что изучает физика»

Еще хуже, когда человек, живущий в современном мире, начинает мыслить как его пещерный пращур. Здесь начинается широкое поле для деятельности «сильнейших колдунов», «потомственных ворожей и ведуний», «шаманов в седьмом поколении» и даже «академиков академии научной(!) астрологии». Они обещают вам помочь исправить ауру, отсечь энергетический хвост, приподнять чакру, а также посоветуют, как правильно использовать силу третьего глаза (интересно, где он находится?) или как расположить кровать своего великовозрастного дитяти (относительно некоего энергетического поля), чтобы оно завтра хорошо сдало ЕНТ (почти цитата)!

Можно возразить, что всё это личное дело каждого и не надо в это вмешиваться учителям физики. Возможно, хотя я уверен в противном. Вспомните, как нас возмущает безграмотность и непрофессионализм бывших учеников школы, когда дело касается технических профессий: электриков, сантехников, автомехаников, а иногда, чего греха таить, даже инженеров? Приведу несколько примеров, с которыми я столкнулся в реальной жизни.

В новой квартире, в нескольких комнатах электрики установили выключатели, подключенные параллельно(!) нагрузкам — люстрам. Вероятно, их работу контролировал «инженер»!

Сантехники установили канализационные трубы в ванной комнате без малейшего уклона. Можно представить себе радость хозяев квартиры, а также их соседей с нижнего этажа, когда происходил слив воды из ванной… Но первое место, безусловно, занял бы один современный телемастер, который в ответ на жалобу клиента, что «нет звука», прикладывал ухо к изображению человека на экране(!), стараясь услышать его речь…

Можно и в этом случае возразить, что профессиональной подготовкой школа не занимается — это дело колледжей, профессионально-технических школ, наконец, университетов и академий. Но, если в восьмом классе ученик, впервые изучающий закон Ома и воспринимающий его как проблему, весьма далёкую от реальной жизни, то при последующем обучении очень трудно избавить его от подобных заблуждений. К счастью, в Государственном стандарте образования (ГОСО 12-летнего образования) четко указаны основные задачи среднего образования как «предоставление каждому учащемуся возможности получить качественное образование, как основу дальнейшего профессионального образования и трудоустройства… Основным результатом образования является компетенция…»

Но мы, учителя физики, часто тоже не являемся образцом профессионализма. Припомните, не называли ли вы термометр градусником, всегда ли чётко разделяли понятия «пар» и «туман» — «над кипящей водой клубится пар», не произносили ли фразы типа «моя новая куртка так хорошо греет в мороз» ? Не забывайте — дети впитывают каждое ваше слово…

Свежие документы:  Контрольная работа для 7 класса "Инерция, сила трения"

Мне кажется, что учителя физики должны больше внимания уделять формированию здорового мировоззрения и будущих профессиональных навыков. На своих уроках я часто даю учащимся возможность попробовать применить полученные знания в решении несложных «бытовых загадок» и «секретов профессий». В качестве примера я хочу привести один из вариантов (отрывок) небольшого теста «Секреты домашнего хозяйства» (смотри ниже). Как показывает опыт, решение подобных заданий, воспринимается учениками с интересом, вызывает у них желание найти правильные ответы. Но высшим результатом для учителя, конечно, будут слова учеников: «Теперь я начинаю понимать, зачем в школе изучают физику!»

Нельзя не коснуться «побочного эффекта» — как показывает опыт, после решения заданий, у учащихся повышается интерес к решению «обычных», стандартных задач, так как они начинают видеть за абстрактными физическими телами и сопротивлениями то, что окружает их в повседневной жизни.















Тест «Секреты домашнего хозяйства»



  1. На выключателе написано «220В;6А». Какова может быть максимальная суммарная мощность лампочек в люстре, в цепи которой будет установлен выключатель?

A 220В

B 6 Вт

C 1320 В

D 37 Вт

E 0,027 кВт

  1. К чему приводит использование поворотных водопроводных кранов (вентилей), в большом количестве продающихся сегодня вместо завинчивающихся (многооборотных)?

A Приводит к быстрому износу водопроводной сети, так как внезапная остановка течения воды в трубе, вызывает опасное сотрясение труб – гидравлический удар

B Приводит к более длительной эксплуатации водопроводных труб и самого крана

C Между двумя типами кранов нет существенной разницы в эксплуатации

D Кран поворотного типа продлевает срок службы водопроводных труб, так как быстрая остановка течения воды препятствует отложению различных веществ на стенках труб

E Вопрос непонятен

  1. В техническом паспорте автомобиля указана мощность автомобиля 100 лошадиных сил. Это соответствует мощности, выраженной в единицах СИ:

A ≈ 75 кВт

B ≈ 100 кВт

C ≈ 100 Вт

D ≈ 75 Дж

E 100 кДж

  1. Автомобилист сказал, что установил на свой автомобиль «ксенон» (фары). Укажите технически грамотное объяснение того, что он имел в виду

A Установил фары, произведенные фирмой «Ксенон»

B Установил фары с газоразрядными лампами, заполненными инертным газом ксенон

C Установил фары с лампами большей мощности

D Установил светодиодные лампы

E Вопрос непонятен


5. От чего зависит площадь поперечного сечения электрических проводов (кабелей), используемых для подключения различных потребителей?

A От напряжения в сети

B От рода тока (переменный или постоянный)

C От силы тока

D От длительности работы потребителя

E Вопрос непонятен


6. От чего зависит толщина изоляции электрических проводов и кабелей?

A От напряжения в сети

B От рода тока (переменный или постоянный)

C От силы тока

D От длительности работы потребителя

E Вопрос не понятен


7. Какие из перечисленных приборов не являются электрическими:

A Пульт дистанционного управления

B Сотовый телефон

C Обычный телефонный аппарат

D Карта памяти («флешка»)

E Все перечисленные приборы – электрические


8. Краской какого цвета должен быть покрашен радиатор водяного отопления квартир (батареи) для увеличения их максимальной теплоотдачи?

A Серебристой

B Белой

C Черной

D Цвет не имеет значения

E Вопрос непонятен








6



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: