Конспект урока на тему «Реактивное движение»


Муниципальное образовательное учреждение Сенгилеевская СОШ №2










Открытый урок

Тема: Реактивное движение



Составила учитель первой категории

Шаповалова Светлана Степановна.


































Открытый урок

Тема: Реактивное движение.

ТДЦ:

1. Знать принцип реактивного движения, применение закона сохранения импульса для реактивного движения, применение реактивного движения в природе и технике.

2. Уметь решать задачи, находить информацию, делать выводы, применять полученные знания в экспериментальной работе.

3. Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, интеллектуальные способности, познавательную деятельность, расширять кругозор.

4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, чувство гордости за российских ученых, инженеров, летчиков- космонавтов посвятивших свою жизнь созданию многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, практические.

ФОПД : коллективная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход занятия.

1.Организация начала урока: Приветствие, подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступительное слово: Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство. Этими замечательными словами К.Э Циолковского мы начнем урок.

— Посмотрите слайды и определите тему урока.


(Идет слайд и я спрашиваю: «Какой вид движения вы наблюдаете?»

(Ответ)

— Верно , тема урока «Реактивное движение» это еще один вид механического движения.

— Что каждому из вас было бы интересно узнать о реактивном движении?

(Ответ).

— Совершенно верно: изучим принцип реактивного движения, устройство ракеты, повторим формулу определения скорости реактивного движения, выясним где применяется реактивное движение в природе и технике.

2.Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация:


— Реактивное движение основано на глубоком понимании закона сохранения импульса, поэтому повторим материал этой темы.

Вопросы:

1. Что называется импульсом тела?

…………………………………………

2. Что называется замкнутой системой?

………………………………………

3. Сформулировать закон сохранения импульса.

…………………………………….

4. Автомобиль трогается с места, как направлен импульс?

………………………………….

5. Для каких систем справедлив закон сохранения импульса?

……………………………………

6.Хоккейная шайба скользит прямолинейно и замедленно, куда направлен вектор изменения импульса?


— Ответьте на вопросы (раздаю вопросы)

(Отвечают)

— Молодцы, верно, эти знания будут актуальны на уроке. Без знания закона сохранения импульса невозможно понять на чем основано реактивное движение.

3.Изучение нового материала.


— Чтобы ответить на вопрос, «Что такое реактивное движение ?» проведем эксперименты.

-Что происходит ? Почему движется шарик? (на экране показать вывод формулы) Т.К. В самом начале воздух и шарик составляли замкнутую систему то сумма их импульсов была равна нулю, после того как шарик начал движение, импульс шарика и импульс выходящего воздуха равны по модулю и противоположны по направлению.

Свежие документы:  Конспект урока на тему: «Дорога жизни – дорога чести»

-Проведем ещё один эксперимент.(скейтборд)

-Что общего в этих экспериментах .

-В первом и втором эксперименте произошло отделение одной части от другой.

— Можно ли изменить направление движения тела при реактивном движении?

— Изменение направления можно наблюдать используя «Сенгерово» колесо.

-Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения , необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части.

-Здесь тоже происходит отделение одной части от другой .Значит можем ответить на вопрос : «Что такое реактивное движение?».

Реактивное движение – движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой либо его части.

Более точную формулировку прочтите в учебнике на стр 103 п.43

Прочитали. Молодцы, а теперь проведем исследования в области реактивного движения.

-Историки собирают информацию об ученых и космонавтах..Возьмите лист с красным квадратом это алгоритм работы на подготовку 5мин.





-Биофизики собирают информацию об использовании реактивного движения в природе.

-Конструкторы собирают информацию об устройстве ракеты , применение реактивного движения в технике.





— Работа в группах закончена, послушаем историков, кто стоял у истоков космонавтики.

— Биофизики подготовили интересную информацию

— Что узнали о реактивном движении конструкторы.

4. Первичное закрепление нового материала.

— Молодцы, а теперь пришло время применить знание формул. Возьмите карточки с голубым кружком , прочтите условие задачи и определите искомую величину . На работу дается 3мин.

1 Группа

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.

2. Группа

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

3 Группа.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

— Проверьте решение по алгоритму.

— А сейчас приведем в движение реактивные двигатели. Работаем в группах

-Первая группа по алгоритму собирает реактивную машину , возьмите лист с синим кружком, Приводить в движение будите по сигналу.

-Вторая группа , по алгоритму собирает и запускает ракету.

Свежие документы:  Контрольная работа для 9 класса "Магнитное поле Земли"

— Третья собирает «сенгерово» колесо. На работу дается 3мин.

Вывод: Так что же такое реактивное движение.

(Ответ)

5.Закрепление новых знаний.





Тест.

1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:

а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость б) масса в) импульс г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета

4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат

5.Какое выражение определяет скорость при реактивном движении

а) б) в) г)







Ответы .

1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:

а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость б) масса в) импульс г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета

4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат

5.






Лист сопровождения для 1 группы «Историки»

1. Ответы на вопросы.



2. Работа в группах «Историки»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.44

2. Заполните таблицу:


Ученый, исследователь

Годы жизни

Вклад в науку

1.Кибальчич



2.Циалковский



3.Королев



4.Гагарин Ю.А.



5.Нил Армстронг



3. Подготовьте выступление от группы


3.Решение задач.

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.)


4. Моделирование

Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат .



5. Тест.


6. Рефлексия.

Лист сопровождения для 2 группы «Биофизики»

1. Ответы на вопросы.


2. Работа в группах «Биофизики»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст справочной литературы, рассмотрите иллюстрации

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Способы передвижения медузы, кальмара, осьминога, их среда обитания.

  • Использование реактивного движения растениями

  • Космическое природоведение


3.Решение задач.

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

Ответ:


4. Моделирование

Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат .


5. Тест.


6. Рефлексия.







Лист сопровождения для 3 группы «Конструкторы»

1. Ответы на вопросы.

2. Работа в группах «Конструкторы»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.43

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Виды топлива, которые используются в реактивном двигателе

  • Устройство ракеты, применение реактивного движения в технике.

  • История развития реактивного движения

3.Решение задач.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

Ответ:

4. Моделирование

Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Приготовить к испытанию

4.Продемонстрировать классу

5. Сделать вывод.

5. Тест.


6. Рефлексия.

















Свежие документы:  Интегрированный урок для 5 класса по теме: "Изменения, происходящие в природе, осенью. Действия с целыми числами в пределах 100"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: