Конспект урока на тему «Я познаю науку»


Физический конкурс « Я познаю науку»


Цель конкурса:

  • Закрепить у учащихся знания по изученным темам

  • Научит применять свои знания в нестандартных ситуациях

  • Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору

  • Развитие внимания, рефлексии, воображения, способности к анализу у учеников



Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, уважаемые участники физического конкурса «Я познаю науку». Сегодня мы устраиваем наш конкурс для Вас.

Конкурс состоит из четырех этапов. На каждом из них команды получат задания. Если ответ команды оказывается правильным, то она получает определенное количество балов, которое зависит от сложности задания. Если же ответ неправильный, то оставшееся время и окончательный ответ предоставляется другой команде. Каждая команда имеет право два раза обратиться за помощью к своим болельщикам в течение игры.

Нам необходимо выбрать компетентное жюри.

Итак, мы начинаем игру.


1 этап. Теоретический


Ведущий: Сейчас команды будут отвечать на теоретические вопросы. На нахождение ответа к каждому вопросу командам дается 60 секунд. Если ответ является правильным, то команда получает 3 балла. На вопросы отвечают по поднятию руки.

  1. От какого слова произошло слово « физика»? Что означает это слово? ( От греческого слова ФЮЗИС, что означает природа)

  2. По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, все время, проваливаясь в него при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти по нему почти не проваливаясь. Почему? ( Надев лыжи человек, увеличил площадь, а, следовательно, уменьшил давление на снег)

  3. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? ( Три рубашки, так как между ними есть воздушная прослойка, а воздух обладает плохой теплопроводностью)

  4. Даны два шара одинакового объёма: стальной и деревянный. На какой из этих шаров будет действовать большая выталкивающая сила? Почему? ( Одинаковая, так как выталкивающая сила зависит от объёма, а он у шаров одинаков)

Почему стальной шар тонет, а деревянный нет? ( Плотность стали больше плотности воды, а плотность дерева меньше плотности воды)



2 этап. «Сказка становится былью»


Ведущий: Вы должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.

Например: Сапоги-скороходы — автомобиль


Предметы и аналоги:

  • Дудка — самогудка — магнитофон, радио

  • Волшебное колечко — компас. Не дает заблудиться

  • Скатерсть-самобранка — столовая

  • Топоры-саморубы — бензопила, электропила

  • Ведра с водой у Емели — водопровод

  • Телега без коня у Емели — машина

  • Волшебная палочка — пульт управления

  • Живая вода — лекарство

  • Ступа Бабы Яги — вертолет, самолет

  • Марья- искусница — швейная машина


3 этап. Знаменитые люди


На доске вывешиваются портреты следующих ученых: Циолковского, Ньютона, Попова, Архимеда, Галилея, Жуковского, Курчатова, Паскаля.

Ведущий: каждая команда получает небольшую информацию об ученом. Слушая её, участники определяют, к какому именно ученому она относится. На поиск информации дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают 2 балла.


  1. Ученый, первым осуществивший радиосвязь (Попов)

  2. Его трудами в СССР было начато создание авиации (Жуковский)

  3. Этот ученый, изучив законы реактивного движения, разработал проект летательного аппарата-ракеты (Циолковский)

  4. Он возглавил в СССР исследования по овладению ядерной энергией, а также руководил созданием первой в мире атомной электростанции (Курчатов)

  5. Физик, математик, астроном. Опираясь на труды своих предшественников, он открыл три основных закона движения и закон всемирного тяготения (Ньютон)

  6. Физик, астроном. Разработал телескопы для астрономических исследований. Первым указал на существование инерции (Галилей)

  7. Ученый-механик. Установил правило рычага. Открыл наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость или газ (Архимед)

  8. Физик, математик. Он открыл закон о том, что давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменений в каждую точку объёма жидкости или газа (Паскаль)



4 этап. « Задачи по загадкам»


Ведущий: Каждая команда получает загадку. Той команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос физического содержания. На обдумывание дается 60 секунд. Если команда отгадала загадку, ей присуждается 2 балла, если же ответила и на вопрос, то получает ещё 3 балла.





Загадки:


  1. Летом навзничь лежат, а зимой в гости ездят. ( Сани) Вопрос: Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение колес телеги)

  2. Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. Корабль. Вопрос: Как изменится посадка корабля при переходе из реки в море? ( Уменьшится, так как плотность морской воды больше чем речной)

  3. Крыльями машет, а улететь не может. Ветреная мельница. Вопрос: Какие преобразования энергии происходят при работе ветряной мельницы? ( Е к ветра превращается в Ек вращательного движения)

  4. Вода по воде плавает. Лед. Вопрос: Почему лед плавает по воде? ( Плотность льда меньше плотности воды)

  5. Дерево даешь – съедает, а от воды умирает. Огонь. Вопрос: Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание вблизи огня: ( Излучение, теплопроводность)

  6. Хотя я не снег, но таю, не птица, а летаю. Дым. Вопрос: Почему дым постепенно тает? ( Это можно объяснить явлением диффузии, молекулы входящие в состав дыма, быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха)


5 этап. « И физика, и лирика»


Ведущий: Команда должна прослушать отрывок из того или иного произведения А.С.Пушкина. И ответить на вопрос физического содержания, сформулированного на основе прочитанного произведения. На обдумывание дается 30 секунд. Если ответ команды верный, ей присуждается 3 балла.


  • Из романа « Евгений Онегин» : Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е

Вопрос: Какое физическое явление при этом происходило? ( Конденсация водяного пара)

  • Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

Вопрос: О каких тепловых явлениях идет речь? ( Нагревание и испарение)

  • Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись…

Вопрос: Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек? ( Чай в блюдечке охлаждается быстрее, чем в чашке, так как площадь соприкосновения чая с воздухом больше)

  • Из стихотворения « Анчар»

Яд каплей сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою

Вопрос: О каких физических явлениях идет речь? ( Плавление и отвердевание)


Ведущий: Наш необычный конкурс подошел к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое, посмотрели со стороны друг на друга и себя показали с самой хорошей стороны. Мы подводим итоги сегодняшней игры и называем победителей.


Жюри подводит итоги и называет победителей.


До свидания, до новых встреч !

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Волшебница осень»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: