Конспект урока по теме «Электризация тел. Два рода зарядов»


Электризация тел. Два рода зарядов

Цель:

  • Ознакомить учащихся с явлением электризации тел.

  • Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

  • Развитие познавательного интереса к предмету.

  • Уметь применять знания в новой ситуации.

  • Формирование навыков коллективной работы в группе и рационального разделения труда.



Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Две девицы под окном

Стали шарик надувать

Раз надули

Два надули

Захотелось поиграть

Кинули друг другу шарик

Ничего ни произошло

А давай потрем об волос

Предложила вдруг одна

Вмиг они осуществили

И натерли от души

Кинули друг другу шарик

Что случилось? Почему?

Шарики вдруг прилепились

К стенке и потолку

Мы поставим себе цель,

Чтоб после этого урока

Могли друг другу рассказать

В чем причина сего явления

И получить за это «5».

СЛАЙД 1- тема урока


ДЕМОНСТРАЦИЯ.

На столе маленькие бумажки поднести к ним шарик – бумажки притянуться к шарику. Такой же эффект вызывает и потертая стеклянная палочка о шелк. СЛАЙД 2


Наблюдаемые явления в начале 17 века были названы электрическими (от греческого слова электрон – янтарь). Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано, или что ему сообщили электрический заряд.


ДЕМОНСТРАЦИЯ.

Если потереть эбонитовую (каучук с примесью серы) палочку о мех, то будет ли палочка притягивать листочки? А мех? (ответы учащихся) проверим? (один ученик выполняет эксперимент) и делают вывод.

Вывод: при электризации электризуются оба тела.


СЛАЙД 3 – вставьте пропущенные слова

1) Явления, в которых тела приобретают свойства …….. другие тела, называют …..

2) В электризации всегда участвуют … тела. При этом электризуются …. тела.

ДЕМОНСТРАЦИЯ. Два султана.

Оба султана заряжают стеклянной палочкой о шелк. (демонстрацию выполняют учащиеся). При взаимодействии волосы султана отталкиваются.

Один султан – стеклянной, второй – эбонитовой о шерсть. При взаимодействии – отталкиваются.

Чем может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел? (ответы учащихся)


Вывод: электрические заряды, появившиеся при электризации разные.

Электрические заряды условились называть положительными и отрицательными.


СЛАЙД 4

Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой – отрицательным.


При взаимодействии дух положительных – отталкиваются, двух отрицательных – отталкиваются, разноименные – притягиваются.

Составьте схему. СЛАЙД 5


ДЕМОНСТРАЦИЯ. Гильза.

Электризация тел может осуществляться не только при трении. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно наэлектризованным предметом, то оно электризуется. Это можно проверить, если поднести к гильзе наэлектризованное тело.


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛ.

Приборы и материалы: бумажная гильза на шелковой нити, подвешенная на штативе, оргсекло, резиновая полоска, пленка полиэтиленовая, бумажная полоска, кусок капроновой ткани.

Порядок выполнения работы:

  1. Наэлектризуйте друг о друга (трением) оргстекло и резиновую полоску (оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно).

  2. Зарядите бумажную гильзу, висящую на нити, при помощи оргстекла.

  3. Поднесите заряженное оргстекло и резиновую полоску поочередно к заряженной бумажной гильзе, не касаясь ее, и наблюдайте их взаимодействие. Какими зарядами заряжены гильза и резиновая полоска?

  4. Определите с помощью заряженной гильзы знаки зарядов

    • у оргстекла после электризации об полиэтилен;

    • у оргстекла после электризации об бумагу:

    • у оргстекла после электризации об капрон;

    • и т.д.

  5. Результаты занесите в таблицу.


Электризуемые тела

Об оргсекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

+




Резина




Полиэтилен





Бумага





Капрон







СЛАЙД 5 – таблица


Вы хорошо справились с работой. Где вы в жизни встречались с изученным сегодня на уроке явлением. (ответы учеников)


СЛАЙД 6 – продолжите предложение

  1. Я понял что …

  2. Теперь я могу …

  3. У меня получилось …

  4. Я попробую

  5. Меня удивило …

  6. Я приобрел …

  7. Я смог …



Заключение. Д.з. приготовить сообщение на данную тему






Свежие документы:  Конспект урока по Физике "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: