Конспект урока с презентацией по теме:»Плотность вещества» 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа №6

г.Пролетарск Пролетарского района Ростовской области













Конспект урока по физике в 7 классе

«Плотность вещества»









подготовила

учитель физики

Ленькова Наталья Ивановна







г. Пролетарск

2012








Тема урока : Плотность


Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цель урока:

Создать условия для:

-введения новой характеристики вещества — плотности, рассмотрения её характеристик (определения, формулы, классифицирующего признака, единиц измерения, способов измерения);

— формирования знаний обучающихся о плотности вещества, способах применения их в повседневной жизни;

— развития у обучающихся речевых навыков, стремления к познанию, научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, экспериментальных навыков, индивидуальности;

— воспитания любознательности, познавательной и коммуникативной активности, интереса к предмету, формулирования выводов и оценивания своей работы.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой; задания на листах для экспериментов; масло растительное; стальной, пробковый и парафиновые шарики, кирпич, линейка.


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Мотивация.

(2 мин)

— Здравствуйте, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение?

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам
Слайд 1

— Итак, почему я вам прочитала это стихотворение?


— Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

А в начале нашего пути нарисуйте на оценочном листе свое настроение.

Постановка проблемы.

Давайте попробуем ответить на вопрос : « Как найти массу кирпича с помощью линейки».





Слушают стихотворение.


— Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.













Высказывают предположения.

2. Повторение.

(7 мин)


Но вначале давайте повторим пройденное, ответив на вопросы:

  • Какую физическую величину называют массой?

  • Как обозначается масса тела и в каких единицах она измеряется в системе СИ?

  • Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?

  • Какой буквой обозначается объем тела?

  • В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м и см³

  • Как связаны между собой кг и г.

  • Правила взвешивания.

  • Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.

  • слайд


Отвечают на вопросы.

3. Определение целей урока.

(5 мин)


А теперь, посмотрите внимательно на слайд, и подумав, ответьте: что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга?


Слайд 3




Слайд 4


Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» слайд 5

— Теперь, давайте вместе с вами, определим цели урока (записываются на доске)






— Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так: слайд 6




— Цилиндры на слайде 3 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них тоже разные, а объём у них одинаковый.

— Цилиндры на слайде 4 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые.




Записывают в тетрадях тему урока.


Называют цели

— узнать что такое плотность;

— узнать, как она обозначается;

— узнать от чего она зависит;

— узнать какие единицы измерения;

— узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала. (15 мин)


— давайте с вами проведем исследование. Для этого увас на вторых столах лежат весы и тела либо равного объёма , но разной массы ,либо равной массы но разного объёма. Проведите исследование по плану который написан увас на листе бумаги зеленого цвета .первая парта может повернуться ко второй парте и работать по 4 человека. Остальные в это время делают перевод единиц в систему си.

определения и формулы плотности проведем исследование по 4 человека:

1) Перед вами 2 шайбы. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса.

2) Перед вами 2 тела равной массой. Что можно сказать об этих телах? Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту)

Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.


При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся.


Проверка перевода единиц. Поставьте себе оценку

— Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что тела равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы.


— Давайте теперь сформулируем определение плотности

введём её обозначение

и запишем формулу плотности в тетрадь (

— Записываем единицы измерения.

— Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная)







Работа с таблицей в учебнике ( самая большая плотность , сравнить плотности жидкостей ,газов и твердых тел. Сравните плотности воды, пара,льда слайд









— Выясняем способы измерения плотности. (щелчок на слайде 6 по словам «способы измерения плотности». Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите плотность веществ, из которого изготовлен кубик.

Физический смысл плотности















— Одинаковый.



— Объём у них разный.





1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы,

2)измеряют объемы данных тел равной массы.

Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач.














Записывают определение в тетрадь.



Записывают обозначение в тетрадь.



Записывают формулу в тетрадь.



Записывают единицы измерения в тетрадь.


Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества.

Таблица в учебнике



Используя таблицу плотностей, находят плотности льда, воды и водяного пара.

— Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных.




Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу.

5. Закрепление. (12 мин)


Задание 1.(слайд 13)




Вопрос: (слайд 14)






Вопрос:(слайд 16)





Занимательные опыты:

Выполняют 3, 4 парты 1 ,2 ,3 ряда.


1.Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

2. определите плотность куска мыла .

С помощью линейки . масса написана на нем.

3. в колбе налиты разные жидкости и плавает парафиновый шарик объясните опыт.

Все остальные решают тест.

Далее разбор экспер задач.


А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.


Так как же используя линейку определить массу кирпича.


Я вам помогу чуть-чуть.

Перед вами формула для плотности. Выразите мне из нее массу вещества.

Так как же используя линейку определить массу кирпича.

Давайте определим массу кирпича.




— Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

— Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг.


— во время выполнения заданий с помощью липкой ленты приклеивают надписи к рисункам которые заранее заготовлены на доске.


— Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого.


— Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа.


— Объёмы тел равны. Плотность золота больше, чем у меди, а

масса куба из золота больше массы меди в 2,2 раза.

— Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше.



Рассказывают опыты.


6. Рефлексия. (4 мин)

Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. У вас на столах оценочные листы


Отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание.

(1 мин)

слайд 24

Записывают в дневник д/з.

V. Физкультминутка. (Слайд 9)

1. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.


Свежие документы:  Урок для 4 класса по теме: "Чудо в жизни христианина"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: